Метод науки
Под методологией в собственном смысле слова понимается, во-первых, наука о методах, во-вторых, совокупность методов, используемых соответствующими науками.
Метод науки - это совокупность подходов, принципов, правил, приемов, используемых наукой для получения истинных, обоснованных, объективно отражающих действительность, знаний.
Основными принципами научного подхода к изучению государства и права являются принцип материалистического, диалектического, аксиологического подходов и принцип объективности.
Материалистический подход в изучении государства и права состоит в рассмотрении государства и права как явлений, сущность и содержание которых обусловлено экономическим базисом, социально-экономической структурой общества. Не идеи, не воля людей - причина возникновения, существования, развития и функционирования государства и права, а материальные, экономические, социальные, культурные условия жизни общества. Государство и право вытекают из природы самого общества, которое нуждается в них в целях упорядочения регулирования общественных процессов и отношений. Этот подход учитывает и то, что на государство и право оказывают влияние кроме экономики разные социальные факторы: соотношение классовых, социальных сил, их интересы, политика, мораль, правосознание и т.д. В силу этого государство и право обладают относительной самостоятельностью по отношению к экономике, социальным условиям общества, а потому оказывают обратное влияние на экономическое и социальное развитие, способствуя их развитию или, наоборот, сдерживают их развитие.
Диалектический подход в изучении государства и права заключается в том, что процесс их изучения должен соответствовать правилам диалектической логики. Эти правила требуют изучать государство и право не в застывшем состоянии, не как раз и навсегда данные, а в их возникновении, развитии, изменении, самодвижении, видеть перспективу их развития. Во-вторых, в ходе исследования государство и право необходимо изучать не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными факторами - экономикой, правосознанием, моралью, классово-социальной структурой общества, уровнем его культуры, во взаимодействии государства и права между собой и т.д.
Непременным условием диалектического подхода является связь науки с практикой. Практика, с одной стороны, ставит перед наукой задачи, а с другой - является критерием истинности научных знаний, критерием эффективности научных рекомендаций.
Принцип объективностинаучного познания заключается в том, что в полученных наукой знаниях изучаемые явления должны отражаться такими, какие они есть в действительности. Государству и праву вообще, государству и праву конкретной страны не должны приписываться качества, которыми они не обладают в действительности, и не должны замалчиваться качества, которые они имеют.
Научные знания должны быть обоснованными, выводиться из твердо установленных научных фактах. Умозрительные выводы, не подкрепленные фактами, не могут претендовать на объективность, научность. Объективность научного познания особенно важна (и особенно трудна) в области государства и права, явлениях политического характера, вокруг которых идет политическая борьба разных социальных сил, со своими взглядами и мнениями о государстве и праве. Высокий долг ученого заключается в том, чтобы в любой ситуации сохранять объективность - изображать действительность такой, какая она есть.
Аксиологический подходприменительно к государству и праву состоит в их оценке, как необходимых институтов общества, выступающих в качестве инструмента для достижения определенных целей и задач.
В этом подходе усматриваются два противоположных взгляда: юридический романтизм, согласно которому с помощью государства и права можно решить любые задачи, стоящие перед обществом, и юридический нигилизм, недооценивающий их роль, пренебрежительно относящийся к праву. Очевидно, что вредны как крайний нигилизм, так и безудержный романтизм. Истину следует искать на середине, не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать их роль. Государство и право могут сделать многое, но далеко не все. Они не могут быть выше экономического и культурного уровня развития общества.
В аксиологическом подходе важно то, с точки зрения чего оцениваются политические и юридические институты. Основанием оценок могут быть интересы и цели тех или иных классов и социальных групп, их представления о ценностях и т.д. Такой подход В.И. Ленин называл партийностью, разумея под ней оценку тех или иных событий, явлений в жизни обществ с позиций определенного класса. И такой подход с позиций определенных социальных сил - факт действительности. Особенно он заметен в переходные периоды проведения экономических и политических реформ, когда происходит переоценка ценностей, переоценка политических, юридических институтов и прежде всего с точки зрения целей, которые стоят перед обществом. Только на основе негативных оценок тех или иных политических и правовых институтов происходит их реформирование. Примеров такой переоценки в нашей действительности множество. Например, иные оценки сложились в отношении правового института частной собственности, института президентства, таких преступлений как спекуляция, частное предпринимательство и т.д.
В условиях формирования правового государства основой оценки различных правовых и иных институтов выступают общечеловеческие ценности, такие как права и свободы человека, демократия, социальная и правовая защищенность личности, экологическая безопасность и т.д. Важная роль в оценке политических и правовых институтов принадлежит общепризнанным нормам международного права, в частности, Всеобщей декларации прав и свобод человека, пактам о правах и свободах и др.
Методы исследования, используемые наукой, в том числе и юридической, подразделяются на общенаучные, применяемые большинством наук, и частнонаучные, свойственные группе наук. К общенаучным методам относят обычно диалектический метод (см. о нем выше), метод формальной логики и другие.
К частнонаучным методам, используемым юридическими науками, в том числе теорией государства и права, относятся системно-структурный метод, метод сравнительного правоведения, конкретно социологический, метод интерпретации (толкования) и другие.
Системно-структурный метод состоит в том, что изучаемое явление рассматривается как явление сложно организованное, имеющее внутреннюю структуру, складывается из элементов (частей), между собой связанных. Например, право рассматривается как единая система, складывающаяся из элементов (норм, институтов, отраслей) между собой связанных, взаимодействующих в процессе регулирования. Право в свою очередь рассматривается как элемент другой более высокой системы (суперсистемы) - системы социального регулирования, складывающейся из различных социальных регуляторов (право, мораль, обычаи и другие).
Следует обратить внимание читателя, что такой подход прослеживается в ряде тем. Читатель встретит такие понятия как система наук, система права, система законодательства, систематизация законодательства, система социального регулирования, система государственных органов и политическая система. Важно не только понять их сущность, но и различать.
Метод сравнительного правововедения состоит в том, что сравниваются два однородных, аналогичных политических или правовых института (образования) разных политических систем, выявляются черты их сходства и различия, оцениваются с разных позиций, выявляются их негативные и позитивные (положительные) качества. Например, сравниваются институты президентства, необходимой обороны и т.д. разных стран, или сравниваются правовые системы в целом. В последнем случае на основе сравнения выделяются однородные правовые семьи (англо-саксонская, романо-германская правовые семьи, религиозные системы и другие).
Конкретно-социологический методнаправлен обычно на анализ функционирования, действия политических и правовых институтов, результатов их действия. При этом используются статистические данные, данные средств массовой информации, опросов, различные документы, отражающие их состав, действие указанных институтов и т.д.
Метод интерпретации как логико-языковый метод необходимо присущ юридической науке, так как ее объект - право, внешне выступает как совокупность логико-языковых явлений, - норм, нормативных актов. Для их анализа, установления их содержания и используется метод интерпретации или толкования (см. тему 12).
В разных юридических науках используются различные методы, но какой-то из них может преобладать. В криминологии, например, используется широко конкретно-социологической метод, в догматических (отраслевых) науках - метод интерпретации и т.д.
В заключении отметим, что теория государства - это наука политическая, так как она изучает такое политическое явление как государство, и юридическая, ибо изучает право. Теория государства и права является и методологической наукой, так как изучает и формирует методы юридических наук. Кроме того, она вырабатывает обобщающие понятия, категории (понятие права, нормы права, источника права, применение права, законности и т.д.), которые имеют методологическое значение для других наук, используются ими.
Тема 2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВА
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 2493;