Понятие и признаки государства. Государство в истории политической мысли определялось различным образом

 

Государство в истории политической мысли определялось различным образом. Одни из авторов отождествляли государство с обществом, особым образом организованном. Аристотель определял государство как способное к экономической независимости сообщество равных, имеющее цель совершенствования жизни. Однако с его точки зрения государство образуют только граждане, несущие военную службу, обладающие правами.

Аналогично И.М. Коркунов, известный дореволюционный правовед, определял государство как общественный союз свободных людей с принудительно установленным порядком, осуществляемым органами государства. Другие авторы отождествляли государство с правопорядком. «Государство - это общий правопорядок», - утверждал Цицерон. Государство, - с точки зрения И. Канта, - объединение людей под эгидой права. Немецкий юрист Г. Еллинек определял государство как корпорацию оседлого народа, имеющего самостоятельную верховную власть. Еллинек выделял три элемента государства: население, территория, публичная власть. Наличие этих элементов действительно присуще любому государству.

Марксизм рассматривает государство как организацию, как орудие политической власти экономически господствующего класса, выражающую интересы прежде всего этого класса. К. Маркс и В.И. Ленин зачастую использовали метафорическое выражение: государство - это машина для подавления одного класса другим.

Современные подходы к государству покоятся на четком разграничении государства и гражданского общества. Государство рассматривается как определенная организация (социальный институт) порождаемая обществом, необходимая для упорядочения общественной жизни.

Когда говорится, что государство - это организация, то дается субстанциональное, онтологическое определение, отвечающее на вопрос: что есть государство. Однако существуют и функциональные определения, отвечающие на вопрос: чему и кому служит государство, какие цели оно призвано осуществлять.

Если относительно первого определения может наблюдаться совпадение взглядов, то при ответе на второй вопрос мы видим их расхождение.

Либеральная концепция (теория) «государства - ночного сторожа» одна из первоначальных буржуазных теорий отводит государству роль охранителя (сторожа) порядка в обществе (собственности, личности, свободы предпринимательства и т.д.), но не допускает вмешательства государства в частную сферу экономики, социальных отношений.

Кризисы, постоянно сотрясавшие буржуазное общество, потребовали активного вмешательства государства в экономические и социальные отношения. На этом фоне возникает концепция «государства - менеджера», нейтрально управляющего общественными делами и процессами, а также концепция «государства благоденствия» (социального государства), которое активно вмешивается (осуществляет интервенцию) в экономическую и социальную сферы в целях создания «общества благоденствия», в котором бы отсутствовали нищета, безработица, бездомные и т.д.

Широкое распространение в современных условиях получила концепция «государство - социальный арбитр». Она исходит из того, что общество социально неоднородно. Разные социальные группы имеют различные интересы, различны и зачастую противоположны их социальные притязания на долю в национальном доходе, влияния на политику государства и т.д. В таких условиях государство берет на себя функцию арбитра, разрешая социальные конфликты, сглаживая противоречия.

Существует концепция, согласно которой государство - это легализированное принуждение (М. Вебер). Очевидно, что она отражает ту реальность, что именно государство обладает монополией на легальное, законное принуждение.

Наконец, марксизм подчеркивает классовую сущность государства, видит в государстве орудие политического господства определенного класса, как правило, класса и экономически господствующего, рассматривает государство, как машину для подавления одного класса другим.

Очевидно, что каждое из приведенных выше функциональных определений отражает какую-то одну сторону деятельности государства и не может претендовать на исчерпывающую функциональную характеристику государства. И только вместе взятые способны дать более полную характеристику государства.

Актуальным ныне остается и теологический подход к государству. Современные христианские взгляды на государство проявляются прежде всего в энцикликах (посланиях) Римских правосвященников (пап) и трудах ученых-теологов, посвященных социальным вопросам. Согласно этим взглядам, государственная власть - дар Божий и должна проявлять отеческую заботу о гражданах, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать частную собственность, поддерживать мир и порядок, ограждать бедных рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д. Коротко говоря, современное христианское учение - это вариант социального государства с божественной окраской.

Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которому государство - лишь служитель религии, божественного закона данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (монарх, правительство и т.д.) - не господин, а слуга мусульманского права и изменять его не может.

В обществе наряду с государством существуют и другие организации (партии, общественные объединения различного рода). Государство отличается от них существенными признаками. К числу которых относятся следующие:

а) Государство - это универсальная, всеобъемлющая организация, власть которой распространяется на все общество в пределах государственных границ.

б) Это организация, не совпадающая непосредственно с обществом. Для обозначения этого качества используется такой термин, как «публичная власть», то есть такая власть, которая выделяется из общества, осуществляется особой группой людей, составляющих людской субстрат государственного механизма (аппарата). Совокупность органов этого государственного механизма и составляет такую организацию как государство.

в) Государство - такая организация, которая делает свои веления обязательными для всех членов общества (общеобязательными) путем издания законов и иных нормативных актов. Образно можно выразить это так: только государство говорит языком законов.

г) Власть государства опирается на организованное принуждение, веления государства подкрепляются этим принуждением. В этих целях государство создает систему специальных органов, призванных осуществлять принуждение (армия, полиция, суды, тюрьмы и т.д.), издает законы, регулирующие их деятельность, предусматривающие меры принуждения. Непременным атрибутом государства является армия, составляющая основу политической мощи государства, которая в чрезвычайных ситуациях используется и для подавления «внутренних врагов» государства. Армия, полиция, разведка и т.п. как необходимые органы государства, призванные осуществлять непосредственное физическое принуждение, насилие объединяются в единую группу органов под названием «силовые структуры».

д) Важным признаком государства являются налоги - денежные или натуральные сборы с населения, необходимые для содержания государственного аппарата, служащих (чиновники, члены вооруженных сил и т.п.), которые непосредственно производительным трудом не занимаются, однако нуждаются в средствах для жизни. Значительные затраты государство несет и на создание и содержание государственной инфраструктуры (вооружение армии, полиции, тюрьмы, здания, связь и т.п.) и чиновничьего аппарата и т.д.

Современные государства осуществляют различного рода программы в области социального обеспечения, здравоохранения, образования, программ с сфере защиты окружающей среды и т.д. Средства для этого также собираются путем налогов.

Следует отметить, что государство весьма изобретательно в установлении разных видов налогов и сборов. На что только ни устанавливались налоги: на собственность, на доходы и расходы, на дымовые трубы, на бороды, на отдельные плодовые деревья и животных, на свадьбы и саму жизнь человека (подушный налог) на строительство и ремонт дорог, на содержание церкви (десятина), косвенные налоги (акцизы) на различные товары: соль, водку, табак, предметы роскоши, автомобили и т.д. неисчислимое количество пошлин и сборов.

е) Государство обладает суверенитетом. Суверенитет - это политико-юридическое выражение независимости государственной власти от какой-либо иной государственной власти. Внутренняя сторона суверенитета состоит в том, что государство самостоятельно, независимо проводит свою внутреннюю политику в той или иной сфере общественной жизни (экономике, культуре, сфере социальных отношений и т.п.), устанавливает путем издания законов правопорядок в обществе, охраняет его, осуществляя в том числе юрисдикцию, то есть деятельность по рассмотрению и разрешению различного рода социально-правовых конфликтов, споров, самостоятельно осуществляя политику в сфере борьбы с правонарушениями и т.д.

Внешняя сторона суверенитета проявляется в осуществлении внешней самостоятельной политики в отношениях с другими государствами: принимает участие в деятельности международных организаций, заключает международные договора и т.д.

Сведя воедино указанные признаки, можно сделать определение государства. Государство - это политико-территориальная, суверенная организация власти, собирающая налоги, издающая законы, опирающаяся на организованное принуждение, распространяющая свою власть в масштабе общества.

Символы государства. Каждое государство имеет свои символы: герб, флаг, гимн. Символ - это знак вещественный, графический, звуковой, что-либо обозначающий. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, пограничных столбах, форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и других). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, на международных конференциях, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

Государство, проявляя заботу о своем собственном престиже, авторитете, охраняет свои символы, в том числе и принудительными мерами. В УК РФ мы видим, например, ст. 339, предусматривающую ответственность за надругательство над Государственным гербом и Государственным флагом Российской Федерации, и ст. 319 об ответственности за оскорбление представителя власти.

 








Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 880;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.