Теории происхождения государства. Теории происхождения государствамногообразны
Теории происхождения государствамногообразны. Это множество связано с конкретно историческими условиями их возникновения, с господствующим в обществе мировоззрением. Каждая концепция, теория возникновения и сущности государства и права - это всегда одна из основных составных частей мировоззрения. Это естественно, ибо эти представления охватывают одну из важных, основополагающую для жизни общества, сторону. Господство в обществе теологического мировоззрения не могло не охватить и взгляды о государстве и праве, и в русле такого мировоззрения складываются теологические взгляды на государство и право как это имело место в древности на Востоке и в средние века в Европе. Господство рационалистических взглядов в обществе ведет к рационалистическим теориям. В Древнем Риме право, например, рассматривалось как проявление естественного разума, а государство - как дело народа (так переводится слово «республика»).
Теологические теориипроисхождения государства и права являются исторически первыми, ибо исторически первым было и религиозное мировоззрение. Согласно этим взглядам государство и право имеют божественное происхождение: государство создано богом, а право - это божественная воля, божественное откровение.
Учение о божественном происхождении государства и права возникло еще в древнем мире и, прежде всего, в теократических монархиях Египта, Вавилона, Иудеи и других. Отметим, что и сами теократические монархии являются определенным продолжением сакрализации (обожествления) носителей власти (вождей, царей и т.п.) в догосударственном обществе. Эта сакрализация в ряде случаев была одним из факторов возникновения государства.
Согласно этим взглядам, например, египетский фараон считался земным богом, потомком богов небесных. Фараон не умирает, а заходит в свой вечный горизонт, становится богом Озирисом.
В законе Вавилонского царя Хаммураппи записано: бог Мархдух создал черноголовых и поставил меня Хаммураппи править черноголовыми.
Теологических взглядов на происхождение и сущность государства и права придерживаются все идеологии, связанные с современными основными мировыми религиями: христианством, исламом, индуизмом, иудаизмом. Особенно велико их влияние было в средние века. Вспомним, хотя бы теорию двух мечей. Согласно одной из версий этой теории бог дал два меча папе римскому, один из которых папа передал светскому королю. Согласно другому варианту бог дал два меча, но один папе римскому, другой - королю. В первом случае, делался вывод, что власть короля вторична от власти религиозной, а во втором – независима. Но оба варианта исходят из божественного источника власти. Теория «Москва - Третий Рим» тоже есть проявление божественного обоснования власти русского царя.
Ныне продолжают существовать и действовать религиозные правовые системы (иудейское право, исламское право, индусское право). Источниками этого права являются, прежде всего, священные книги каждой религии, и нормы в них содержащиеся рассматриваются как божественные откровения. Таким образом, теологические взгляды на государство и право - это не только история, но и наша действительность.
Патриархальная теория. Согласно этой теории государство возникло из разросшейся семьи. Власть монарха произошла из власти отца над членами семьи и подобна отеческой власти. К представителям этой теории относятся Аристотель, Конфуций, русский социолог и теоретик народничества И. Михайловский и другие. Р. Фильмер с помощью этой теории обосновывал в XVII веке неограниченную власть английских королей. С его точки зрения короли являются преемниками библейского патриарха Адама, которому от бога дана не только отеческая, но королевская (царская) власть над своим потомством. От Адама эта власть перешла к старшему в семье, а в конце концов и королям. Эта теория является антиисторической. В действительности же, как мы видели, вначале возникает род, а семья складывается гораздо позднее в силу упорядочения отношений полов и в связи с изменениями в производственной сфере.
Договорная теория. Согласно этой теории государство возникло в результате договора между людьми для обеспечения их общей пользы, общих интересов. Зачатки этой теории встречаются уже у древних мыслителей (греческие мыслители, Эпикур, Микофон, Тразимах, китайский Мо-цзы). В классическом виде эта теория сложилась в XVII-XVIII веках, тесно связана с теорией естественного права. Представители этой теории Т. Гоббс, Д. Локк, Гуго Гроций, Ж.-Ж. Руссо, в России - А.Н. Радищев.
Одни из них использовали эту теорию для обоснования абсолютной монархии (Т.Гоббс), другие - для защиты конституционной монархии (Д. Локк), третьи выражали интересы революционной буржуазии, стремившейся к свержению феодализма (Ж.-Ж. Руссо).
Представители этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние людей, которое понималось по-разному. Т. Гоббс описывал это состояние как войну всех против всех.
Люди эгоистичны, недоверчивы, все равны, каждый имеет право на все, каждый стремится к собственной выгоде, наживе, славе. Люди находятся в постоянной вражде, страхе, нет места трудолюбию, так как плоды труда не обеспечены от захвата. Здесь нет справедливости, ибо нет закона, нет закона, ибо нет общей власти.
Познав разумом естественный закон, который гласит, что каждый должен добиваться мира, люди заключают договор и создают новую форму общения - государство. При этом отказываются от части своих естественных прав в пользу монарха, который и представляет общую власть, держит людей в страхе и направляет их к общему благу.
Ж.-Ж. Руссо рисует естественное состояние как «золотой век» человечества, всеобщего счастья.
Все равны, свободны, нет частной собственности и государства. Причины возникновения государства видит в способностях человека к совершенствованию и порче нравов. Человек изобретает и совершенствует орудия труда, переходит к металлическим орудиям, к оседлости, земледелию. Появляется частная собственность, которой способствует не только повышение производительности труда, но и порча нравов - в результате захват безнравственными членами общества общественной земли и т.д.
Появляется частная собственность, имущественное неравенство. Богатые не имея достаточных сил защиты от большинства бедных, убедили темных и легковерных людей объединиться, установить правила справедливости и мира. На основе общего соглашения - договора создается новая ассоциация людей - государство. Руссо во многом приблизился к историческому объяснению происхождения государства, однако излишний вес придал порче нравов и сознательным действиям, направленным на создание государства. Руссо из своих взглядов делает революционные выводы. С его точки зрения, власть королей держится уже не на договоре, а на насилии. Они нарушили общественный договор, узурпировали
власть, нарушив права народа, народ вправе на насилие ответить насилием и свергнуть монарха. Всякая власть, с его точки зрения, может быть основана только на общественном договоре, общественном согласии.
Следует отметить, что идеи общественного договора не утратили своего значения в наше время. Призывы к общественному договору, общественному согласию раздаются и в наше время.
Что же касается теории, она во многом антиисторична, сами представители этой теории выдвигают ее как гипотезу, определенное допущение, даже как вымысел, фикцию.
Теория насилия. Согласно этой теории государство есть результат войн и насильственных действий. Согласно теории внешнего насилия (Л. Гумплович, К. Каутский) частная собственность, классы и государство есть результат завоевания одних племен другими более сильными и воинственными. Племя победителей присваивает их землю, собственность, затем принуждает побежденных работать на себя, платить дань, подати. Вследствие такого насильственного соединения племен возникает деление на классы, племя завоевателей становится господствующим классом. Принудительный аппарат, который создают завоеватели, превращается в государство.
Согласно Е. Дюрингу первичным в возникновении частной собственности и государства было насилие, принуждение одной части общества по отношению к другой (теория внутреннего насилия). Экономические же факторы у него носят вторичный характер.
Насилие само по себе не может создать ни собственности, ни классов. Оно может сыграть определенную роль лишь в перераспределении уже возникшей частной собственности. Но для этого общество должно достичь определенной ступени развития. Да и само насилие зависит от производства. Производитель наиболее совершенных орудий труда является производителем и более совершенного оружия. Однако насилие, завоевание бесспорно может быть одним из факторов, который может ускорить возникновение государства, если общество уже созрело для этого, достигло определенного уровня развития. Заметим, что завоевание территорий Древнего Рима древними германцами ускорило у последних возникновение государства.
В заключение отметим, что здесь рассмотрены далеко не все теории происхождения государства. Можно назвать и такие теории, как психологическая, органическая и другие.
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 691;