Базовые теории воспитания и развития личности.
Единства в понимании воспитания для всех времен, культур и педагогов нет. Опираясь на известные психологические теории личности, выводят многочисленные теории воспитания. Они определяются тем, как понимается процесс воспитания, на какую модель личности воспитанника они ориентированы.
В соответствии с бихевиористским взглядом личность – это ее поведение, а значит формирование личности – это формирование ее поведения как системы реакций. Путь – подбор стимулов-воздействий, вызывающих определенное поведение. Воспитание, с бихевиористской точки зрения, – это подбор положительных и отрицательных санкций, закрепляющих те или иные особенности поведения школьников. При этом направленность собственной активности школьника для воспитания значения не имеет.
С точки зрения деятельностного подхода в психологии, формирование личности – это развитие индивидуальной системы деятельности, в глубинах которых прячется развитие мотивационной сферы. Воспитание с этих позиций – включение школьников в деятельность на основе наличных потребностей и мотивов и перестройка мотивов в процессе свершения деятельности.
Психоаналитический подход к воспитанию – это гармонизация взаимодействия сознания и бессознательного. Основные средства – обращение в общении с воспитанником к его прошлому, детскому опыту, организация осознания школьником своих вытесненных из сознания проблем и отреагирование на них в культурных формах (игрой, рисованием…).
С позиций когнитивистской психологии, личность – это динамическая, изменяющаяся сложная структура сознания. Воспитание по-когнитивистски – работа с сознанием воспитанника как миром его знаний. Средством воспитания является убеждающее воздействие, переструктурирующее, перестраивающее сознание школьника.
Гуманистическая психология видит личность как развертывающийся в направлении самоактуализации, самореализации творческий личностный потенциал. Гуманистический подход в воспитании (Ш.А. Амонашвили, В.В. Сериков) – это отношение к ребенку как к главной ценности; признание способностей и прав ребенка на саморазвитие; признание приоритетности субъектно-субъектных отношений.
Личностно-ориентированный подход характерен для таких воспитательных систем, как школа С. Френе, школа М. Монтессори, Вальдорфская школа. Их суть – в каждом человеке заложены уникальные, неповторимые особенности. Задача воспитания – создать условия для роста, личностного саморазвития, развития «Я».
В последнее время в рамках личностно-ориентированного подхода разрабатывается ролевой подход (Н.М. Таланчук, И.А. Колесникова).
Средо-ориентированный подход рассматривает воспитание как процесс преобразования среды, создание благоприятных условий развития ребенка через окружающую его среду. Воспитание, с этой точки зрения, – работа со средой личности, обогащение, усложнение среды, а к воспитателю, как элементу среды, воспитанник обращается по мере собственной необходимости.
Теория «гештальтпсихология личности» акцентирует внимание на развитии Я как целостности, включающей в единстве физическое и социальное существование человека. Путь воспитания, с точки зрения гештальтподхода, – организация через общение и игровые ситуации внутренних диалогов личности, а также переживаний школьником своего Я.
В современном воспитании это направление можно назвать диалогово-деятельностным. Оно связано с такими теоретиками и практиками воспитания, как О.С. Газман, М.А. Щетинин, С.М. Юсфин.
С точки зрения диалогового воспитания, педагог строит безопасный диалог, в котором воспитанники и воспитатели могут предъявить друг другу свои цели, интересы, ценности. Затем они договариваются по определенным правилам о совместных действиях или правилах общения, в которых бы отразились интересы обеих сторон, и начинают действовать.
В этой воспитательной концепции можно найти отголоски многих психологических идей и направлений (деятельностного подхода, гештальтпсихологии, гуманистической психологии), но ближе всего к воспитанию-диалогу психологическая позиция Карла Роджерса. По К. Роджерсу, каждый человек не ниже и не выше другого человека. Воспитатель своим доверительным общением может только помочь воспитаннику осознать свои интересы, проблемы и пути изменения, но не брать за него ответственность за «перевоспитание».
Названные идеи К. Роджерса не полностью отражают концепцию диалогового воспитания. Возможно, нужны новые направления развития психологических идей и оснований воспитательных теорий и концепций.
Культурологический подход рассматривает воспитание как процесс интериоризации личностью достижений культуры (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова и др.).
Ценностный подход предполагает развитие общечеловеческих ценностей (В.А. Караковский, Е.С. Климов и др.). Для В.А. Караковского такими ценностями являются – Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Большинство существующих теорий воспитания с определенной долей условности можно разделить на две большие группы: антропоцентрические и социоцентрические.
Для сторонников различных модификаций антропоцентрических концепций характерно понимание развития личности как развертывания внутренних сил человека. Здесь можно назвать представителей теории «свободного воспитания» (Ж.Ж. Руссо, К.Н. Вентцель). Сюда можно отнести представителей христианско-антропологического направления (Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский), американского педагога Д. Дьюи, основавшего педоцентризм, а также гуманистов-психологов К. Роджерса, А. Маслоу и других.
Сторонники социоцентрических теорий решающее значение в развитии личности придают внешним факторам, социуму (Я.Л. Морено, Ф. Скиннер и другие).
Каждое из двух названных направлений воспитания имеет как преимущества, так и недостатки. В антропоцентрических моделях воспитательной деятельности воспитанник выступает как творец своей жизни, развивает свои творческие способности, но при этом могут быть проблемы с определением детьми своих истинных потребностей, у них могут возникать асоциальные интересы, не ведущие к развитию личности.
В свою очередь социоцентрические модели воспитания имеют такие преимущества, как прогнозируемость результатов деятельности по времени и по содержанию; возможность высокой степени технологизации воспитательного процесса; проверяемости и контролируемости результатов воспитательной деятельности. К ограничениям социоцентрических подходов относятся: единообразие содержания и методов воспитания; жесткие рамки, в которые поставлены как педагог, так и воспитанник, что затрудняет свободное самовыражение, раскрытие всех особенностей воспитанника и т.д.
Полипарадигмальный характер современной педагогики и образования требует интеграции антропоцентрического и социоцентрического подходов в воспитании. Такую концепцию называют личностно-социальной. Сущностью интегративного воспитания является объединение в воспитании двух механизмов воспитательного процесса:
1) персонализированные (личностные) отношения, в которых характер и интенсивность развития субъектов воспитания зависит от их личностных особенностей и от вида отношений;
2) система социально ориентированных отношений, формой организации которых является коллектив, связанный с социумом разнообразными зависимостями.
Реальный процесс воспитания человека происходит целостно. Личностный подход и включение субъектов воспитания в систему социальных отношений осуществляются одновременно, дополняя друг друга.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 6380;