Генезис государства

 

Вопрос о происхождении государства тесно связан с вопросом о социальной природе и назначении этого явления. Поэтому он всегда привлекал внимание пытливых умов человечества. На этот счет существуют самые различные подходы, теории, объясняющие происхождение государства и связанной с ним характеристики этого явления.

Основополагающие идеи, характеризующие возникновением государства и права следующие: государство и право не навязано обществу извне; государство и право есть результат развития самого общества, порождены обществом; государственная власть и ее органы выросли из власти и органов родового строя, право - из его обычаев. Советская наука в вопросах происхождения государства придерживалась марксистских взглядов. Эти взгляды обычно представлялись в виде такой линейной схемы: совершенствование орудий труда, разделение труда - в результате повышения производительности труда - появление избыточного продукта - имущественное неравенство - возникновение частной собственности, классов и, как следствие, возникновение государства. Такие выводы вытекали из работ основоположников марксизма и В.И. Ленина и, прежде всего, из работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которая бесспорно основывалась на научных данных того времени. Однако при этом не учитывались в достаточной мере другие его работы, например, «Анти-Дюринг», в которых важное значение в классообразовании и возникновении государства придавалось самой догосударственной власти и ее носителям. Кроме того, современная наука накопила и новые знания, которые следует учитывать, хотя в истории развития человечества остаются еще темные пятна и спорные вопросы.

Процессы развития родового строя, которые в конечном счете привели к возникновению государства, многообразны, протекали параллельно, но взаимосвязано, влияли друг на друга. Но все они так или иначе были связаны с трудом, производством. Здесь можно выделить несколько линий. Прежде всего, это производство материальных благ, во-вторых, производство самого человека. В-третьих, связанное с производством и в целом с жизнью общества усложнение общественных управленческих функций. В-четвертых, развитие нормативной, регулятивной системы общества, своеобразной идеологии (табу, мифы, ритуалы), которые обслуживали и освящали все стороны жизни общества.

В сфере производства материальных благ следует отметить совершенствование орудий (каменные орудия, изобретение железа и производство железных изделий, мотыжное, а затем пашенное земледелие и т.д.), что вело к повышению производительности труда. Этому способствовала специализация и разделение труда. В первобытном обществе в начале существует лишь естественное разделение труда между мужчиной и женщиной. Первый изготавливает орудия труда, занимается охотой, рыболовством, женщина ведет домашнее хозяйство, готовит пищу, изготавливает одежду и т.д.

Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен. Начав с приручения диких животных, племена перешли к разведению и уходу за скотом. Пастушеские племена не только производили больше, но и производимое было другим, не только для потребления, но и давало сырье для производства (шкуры, шерсть). Это делало возможным регулярный обмен и новые виды производства (ткачество, изготовление кожаных, меховых изделий). Земледелию это дало тягловую силу, возможность перехода к пашенной обработке земли.

Более современное производство, накопленный опыт позволяли заниматься производством и небольшой обособленной от рода группе - семье. Что вело и к обособленному владению имуществом, а потом и к обособленной частной собственности. Обособленный труд, обособленная собственность создают предпосылки к имущественному неравенству, к появлению частных интересов семьи, семейной общины отличных от интересов общества.

С развитием производства труд человека стал давать больше, чем это было необходимо для поддержания его жизни. Появляется, следовательно, некий избыточный продукт. Это давало возможность привлекать дополнительную рабочую силу и присваивать прибавочный продукт. Такие силы давала война. Если раньше военнопленных убивали, съедали или принимали в члены рода в качестве второсортного члена, то теперь их превращают в рабов. Первоначально рабство проявлялось в довольно мягких формах, рабы использовались для домашнего хозяйства. Жесткое рабство появляется, когда те или иные производства полностью основывались на рабском труде.

Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия, что не только вело к совершенствованию орудий труда и производства, но и к совершенствованию оружия и повысило ценность человеческой рабочей силы, и теперь рабов гонят десятками в мастерские, рудники и на поля.

Третье крупное общественное разделение труда, связанное с обменом, появлением металлических денег выразилось в выделении купечества. Появилась новая возможность концентрации имущества в руках немногочисленного класса.

Развитие ремесла, торговли ведет к подвижности населения, перемене места жительства, возникновению городов. Теперь уже на одной территории проживают члены разных родов, чужестранцы, рабы. Члены родов оказались разрозненными, не могли собираться на решения своих дел. Место родовой организации власти неизбежно должна была занять новая организация - государство.

Всякое производство предполагает производство и воспроизводство самого работника, которое осуществляется в определенных общественных формах. Здесь также наблюдаются существенные изменения. Беспорядочные половые связи упорядочиваются. Вначале исключается инцест (половые связи родственников). Из полового общения исключаются родители и дети, затем родные братья и сестры, это ведет к улучшению человеческой природы. Складывается так называемая семья пулануа, когда все мужчины одного рода являются мужьями всех женщин другого рода. Затем появляется парная, временная, неустойчивая семья, затем достаточно прочная моногамная. Укреплению семьи способствует и развитие производства, возможность трудиться отдельной семьей. Мужчина - владелец богатства в виде стад скота и прочего имущества - заинтересован в передаче наследства своим детям. Укрепляется его власть в семье, появляется институт наследования. Семья, выделяясь из рода, противопоставляет себя роду, способствует его разложению, появляются богатые семьи аристократические, купеческие и т.д.

Общественное производство и воспроизводство человека нуждается в определенных общественных функциях по управлению общественными делами и упорядочиванию отношений. В родовом строе мы видим старейшину, военачальника, лиц религиозного культа и других. Общественные функции все больше переходят в руки отдельных аристократических семей. Исполнение общественных функций, в частности, распределение общественных работ, общественного добра и другие дает новый источник обогащения. Исполнение общественных функций все больше приобретает характер наследования. Это ведет к выделению определенного слоя людей, существование которых основывается на разделении труда, выделении управленческого труда.

Все эти процессы, приводящие к имущественному неравенству, ведут в конечном счете к формированию частной собственности и классов. Общественные функции все более приобретают характер государственных функций, которые осуществляются уже особыми людьми и, прежде всего теми, кто в силу богатства имеет время их осуществлять.

По мысли Ф. Энгельса между государством и негосударственной формой организации общества имеется переходный период военной демократии, которая, кстати, открыта Л. Морганом на примере ирокезов.

Военная демократия возникает на стадии разложения родового строя, когда появляются союзы племен. Этот период характеризуется постоянными грабительскими войнами, которые дают возможность быстрого обогащения и, прежде всего, военной верхушке.

В этот период на первое место выдвигается фигура военного вождя, окруженного приближенными, он опирается на постоянную военную дружину, которая постепенно превращается в привилегированную группу. В необходимых случаях собирается ополчение. Военачальник избирается. Важные решения принимаются собранием, но уже собранием вооруженных людей. Постепенно роль собрания снижается, оно лишь одобряет решения военной верхушки. Постепенно складывается обычай избрания военачальника и других общественных должностей из определенных аристократических семей (вспомним, местничество на Руси).

Наконец это избрание превращается в пустую формальность и должность превращается в наследственную. Всякая наследственная власть, по сути дела, власть королевская, государственная.

Современные авторы утверждают, что военная демократия не переходила непосредственно в политическую (государственную) организацию. За нею следовали военно-иерархические структуры, для которых характерно наличие дружины, которая создавалась вне рамок племенной традиции, характеризовалась заинтересованностью в грабеже, преданностью удачливому военному предводителю, формировалась из разных слоев. Дружинником мог стать любой чужак и даже раб.

Одни из современных авторов военную демократию считают универсальной для всех народов. Другие же рассматривают ее лишь как один из вариантов формирования предгосударственных структур. В качестве других вариантов выступают аристократический (институализация наследственной власти родоплеменной верхушки), плутократический (ненаследственное лидерство богачей - «больших людей» в Юго-Восточной Азии).

Однако, какой бы вариант ни взять - главное: государственная власть вырастает из власти, общественных функций родового строя. Хотя государственная власть становится властью экономически господствующего класса, она продолжает осуществлять функции, вытекающие из природы самого общества.

Рассмотренный процесс возникновения государства носит схематический характер. Здесь не затронуты многие факторы, способствующие возникновению государства.

Между тем происхождение государства в ряде регионов и стран имеет свои особенности. Ф. Энгельс в вышеназванной работе анализирует возникновения государства у греков, древних римлян и германцев.

У греков государство возникло в силу исключительно внутренних причин и процессов развития общества (развитие производства, появления частной собственности, классов, разрыва родовых связей и т.п.).

В Древнем Риме возникновение государства было ускорено борьбой патрициев (членов римских родов) и плебеев (пришлого населения). Борьба плебеев за свои права в конечном счете привела к реформам Сервия Туллия, плебеи были уравнены с членами римских родов, допущены к участию в управлении общественными делами. Органы родовой организации древних римлян превратились в государственные органы.

Возникновение государства у древних германцев связано с завоеванием территории Римской империи. Господство над захваченными территориями было несовместимо с родовым строем. Германцы к этому времени находились на стадии разложения родового строя, военной демократии (крупные союзы племен, значительная роль военного предводителя). Органы военной демократии превратились в органы государства, военачальник - в короля.

Возникновение государства у славян обусловлено внутренними процессами и необходимостью защиты от кочевников.

Отмечаются особенности возникновения государства у народов Азии, Древнего Востока. Здесь значительную роль сыграл фактор осуществления общественных функций, связанных с необходимостью ирригационных работ, который в значительной мере послужил и возникновению частной собственности и классообразованию.

Государство отличается от общественной власти доклассового общества рядом признаков.

Деление населения (подданных, граждан) по территориальному признаку, по административно-территориальным единицам.Для государства значение имеют не родовая принадлежность, если даже она сохраняется, а место жительства. Место клана, рода занимает административный округ, вместо старейшины - государственный чиновник.

Наличие публичной политической власти, которая не совпадает с населением. Она осуществляется особыми людьми, занимающимися управлением, осуществлением власти на профессиональных началах, опираясь на организованное принуждение. Характерным для государства становятся постоянные силовые структуры, силы принуждения: армия, полиция, вещественные придатки (тюрьмы и иные принудительные учреждения), постоянное чиновничество.

Налоги, третий признак государства, отличающий его от власти догосударственной. Налоги необходимы для содержания государственных чиновников, армии, полиции, создания материальной базы для них, в том числе для производства оружия.

Для сбора налогов также создается разветвленная система государственных органов (налоговая служба, налоговая полиция и другие). Постоянным спутником государства являются и государственные долги, когда налоговых сборов недостаточно для содержания государственного аппарата и выполнения государственных программ в той или иной сфере жизни.

 








Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 1249;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.