К началу XVII в. в Европе выделяются три типа школ: начальные (элементарные), средние школы повышенного типа и высшие школы.
На развитие начальных школ оказывала большое влияние Церковь, которая фактически являлась духовным и организационным центром школьного образования. Особую активность в создании школ проявляли протестанты. Главным очагом протестантской педагогики стала Германия. Крупнейший деятель Реформации Мартин Лютер (1483—1546), основатель лютеранства (протестантизма), сформулировал новую концепцию школы, суть которой сводится к следующим требованиям: демократизация школы; всеобщее начальное обучение; обучение на родном языке; совместное обучение мальчиков и девочек; религиозное воспитание.
В начальных школах изучалось письмо, чтение Катехизиса, церковное пение. С середины XVII в. в начальной школе место учителя-священника занимает светский учитель, труд которого оплачивался общиной. Хотя его назначение по-прежнему согласовывается с Церковью, однако школа уже не так зависима от нее.
Профессиональный уровень учителей, работающих в начальной школе, был крайне низок. Как правило, учителями становились случайные люди: солдаты, школяры и др. По общему мнению, начальная школа в Европе находилась в удручающем состоянии.
Средняя школа повышенного типа была представлена гимназиями, дворцовыми, грамматическими и латинскими школами. Программы средних школ постепенно усложнялись и обогащались. В школах изучали древние языки, сочинения классических и национальных авторов, математику, церковное пение, диалектику, риторику. Классы формировались по уровню подготовки. Занятия для старшеклассников проводились в виде лекций, диспутов на латыни.
Сильные позиции в сфере среднего образования занимали иезуитские школы. Иезуиты вели борьбу за сохранение господства католицизма в Западной Европе и ограничение влияния протестантизма. Одной из главных задач Ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и формирование юношества из привилегированных слоев, способного противостоять идеям протестантизма. Иезуиты пользовались репутацией блестящих педагогов, так как иезуитское воспитание аккумулировало достижения гуманистической и протестантской педагогики (классно-урочная система, использование упражнений и регулярного повторения, переход от легкого к трудному).
Самым распространенным типом иезуитского учебного заведения стали коллегии. Образование, даваемое иезуитами, состояло в изучении древних языков с опорой на произведения античных авторов, сообщении сведений из географии, истории, физики, математики. Помимо «цвета» католического дворянства у иезуитов обучались талантливые выходцы из низов.
Воспитание было направлено на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соревновательности. Иезуиты поощряли групповое и индивидуальное соперничество среди воспитанников. В школах регулярно выделялись лучшие и отстающие учащиеся, ежегодно проводились торжественные экзамены с церемониями награждения лучших, ежемесячные конкурсы сочинений. В иезуитских коллегиях важное место отводилось светскому воспитанию: умению вести себя за столом, поддерживать светскую беседу, завоевывать доверие собеседника, быть галантным в любых обстоятельствах. Главным направлением деятельности иезуитов было религиозное воспитание детей, которое осуществлялось на протяжении всех лет обучения.
Значительная часть иезуитских школ учебных заведений былашколами-интернатами. Иезуиты стремились отдалить воспитанников от семей. Для иезуитских школ характерна всесторонняя регламентация воспитательного и образовательного процесса, которая сопровождалась внедрением взаимного надзора внутри класса и школы. В классе выделялись ученики, надзирающие за поведением остальных (цензоры), каждый ученик обязан был доносить о проступках товарища, на специальных собраниях устраивался совместный взаимный разбор поведения, наиболее серьезные проступки влекли за собой телесные наказания учащихся.
Учителей для иезуитских учебных заведений готовили в течение 3—5 лет, тщательно отбирая из лучших выпускников школ. Они совершенствовали свои знания, проходили педагогическую практику под надзором опытных наставников и только после этого приступали к самостоятельной педагогической работе. Преподаватели-иезуиты пользовались высокой репутацией, а иезуитские коллегии считались образцовыми учебными заведениями в Европе на протяжении нескольких столетий (ХУП-ХУШ вв.). В Западной Европе к началу XVII в. насчитывалось 800 иезуитских учебных заведений.
Высшая школа была представленауниверситетами. Характерно, что организацией университетов и контролем за их деятельностью занимались Римско-католическая церковь, деятели Реформации. Так, в XVII в. 7 университетов Германии контролировал Ватикан, иезуиты — 20 университетов. Бастионами Реформации были немецкие протестантские университеты (Вюртембергский, Йенский, Кенигсбергский, Марбургский и др.).
XVIII в. вошел в историю образования как эпоха Просвещения. Представители движения критиковали сословное воспитание и образование, выдвигали идеи переустройства общества с помощью просвещения, стремились приблизить школу к изменившимся социальным условиям. В эпоху Просвещения была предложена программа образовательных реформ, в основе которой лежала идея всеобщности обучения, необходимость формирования человека, полезного обществу. Большинство идей Просвещения остались неосуществленными, однако они стали ориентирами развития школьного дела в последующие десятилетия.
В XVIII в. в Европе господствует принцип сословности образования, растет число светских учебных заведений, усложняются программы обучения. Крайне тяжелая ситуация сложилась в Западной Европе с начальным образованием — основная масса низших слоев населения неграмотна, число начальных школ — незначительно, не хватает профессиональных преподавателей. Европейские государства предпринимают попытки изменить положение. Так, в 1717 г. и 1737 г. в Пруссии издаются эдикты об обязательном обучении детей в возрасте 5—12 лет. Королевские эдикты об обязательном посещении детьми начальной школы издаются и во Франции, но они не выполняются. Однако при всех недостатках масштабы и результативность начального обучения неуклонно растут. Растет грамотность в европейских городах. К концу XVIII в. во Франции грамотными были 47 % мужчин и 26 % женщин. Получает дальнейшее развитие средняя школа. Главным учреждением среднего образования становится учебное заведение классического типа: в Германии — городская (латинская) школа и гимназия, в Англии — грамматическая школа, во Франции — коллеж. В конце XVIII в. в Пруссии насчитывается 380 городских школ и гимназий, во Франции — 562 коллежа. Основная часть учебного времени в классических школах отводилась на изучение классических языков, античной истории и литературы. Одновременно, хотя и в очень ограниченном объеме, преподавались математика, география, естественные науки.
Крупной вехой в развитии школьного образования стал XIX в. В этот исторический отрезок в большинстве стран Европы осуществляются образовательные реформы, в ходе которых создаются национальные системы образования. На повестку дня выносятся вопросы управления школьной системой, взаимоотношения образования и религии, школы и Церкви, права личности на образование, структуры и содержания школьного образования. Процесс школьных реформ в каждой европейской стране имел свою специфику, обусловленную традициями, позицией правительства, Церкви, главы государства, экономическими и социальными факторами.
Повсеместно процесс реформирования школы протекал крайне медленно. Принятие законов об обязательности школьного образования вовсе не означало их претворения в жизнь, средств, отпускаемых на развитие школы и расширение сети учебных заведений, было недостаточно. Финансовая поддержка школ производилась государством выборочно.
В XIX в. в Западной Европе идет интенсивная разработка школьного законодательства. Во Франции эта работа началась в эпоху правления Наполеона I. В 1824 г. учреждается Министерство образования, а в 1833 г. принимается первый государственный закон по начальному образованию — Закон Гизо. В 30-е годы во Франции создаются школьные инспекции. Вся страна была поделена на 16 педагогических округов (академий). Инициатива на местах была строго ограничена. Такая же жесткая централизация школьного дела существовала и в Пруссии.
В 1808 г. создается отдел Министерства внутренних дел по вопросам школьного образования, который осуществлял все руководство школьным делом. Учителя школ считались государственными служащими и назначались правительством. Школа своими порядками напоминала армию.
В Великобритании процесс выработки школьного законодательства затянулся. Фактически лишь в 60-70-е годы XIX в. был разработан свод законов об общих принципах школьной системы — Акт Форстера (1870 г.).
При реализации школьных реформ особую актуальность приобрел вопрос о взаимоотношении государства и Церкви, роли и месте религии в школе. Хотя преподавание религии в Англии не было обязательным,-однако на практике повсеместно этот предмет преподавался.
Если в началеXIX в. в Пруссии законами 1810, 1816, 1817 гг. подтверждается веротерпимость и светский характер школы, то в 40-е годы влияние Церкви в школе усиливается. Она получает право участвовать в назначении учителей, в школах вводятся уроки богословия.
Крайне противоречиво развивался процесс отделения школы от Церкви во Франции. В первой третиXIX в. в школах проводятся уроки религии, католические учебные заведения по количеству учащихся намного опережают светские школы. Во время революции 1848 г. волна школьного клерикализма ослабевает. Однако принятие в 1850 г. закона Фаллу отдало школу в руки клерикалов на целых 30 лет. Лишь в 80-е годы закон Фаллу был отменен, что способствовало ослаблению влияния Церкви на школы.
Национальные системы школьного образования, созданные в странах Западной Европы в ходе реформ, имели дуалистический характер, т.е. между ступенями образования (массовой начальной школой и средней неполной) не было преемственности. Доступ в среднюю школу был затруднен для представителей низших сословий из-за высокой платы за обучение.
Программы обучения в начальной школе в странах Западной Европы имели много общего.
В программу начального обучения были включены: основы религии, чтение, письмо, арифметика, некоторые сведения из географии, истории, естествознания, пение, уроки труда. На протяжении XIX в. на Западе заметно выросла численность грамотного населения.Тем не менее охватить все население начальным образованием не удавалось. В конце XIX в. неграмотность в Пруссии составляла 3 %, во Франции — 15 %, в Англии — 18 %.
В XIX в. в крупнейших странах Европы развивается система среднего образования, которое являлось привилегией имущих классов.
В Англии основной тип средней школы ~грамматическая школа. Особое место в системе британского среднего образования занималипубличные школы — школы-интернаты для детей из состоятельных семей. В программу обучения входили классические и современные языки, математика, гуманитарные предметы. В конце XIX в. публичные школы вводят в программу обучения естественно-научные дисциплины.
В Пруссии в системе среднего образования доминировали два типа школы:гимназия и реальное училище. Если гимназии давали классическое образование, то реальные училища ориентировались на современный тип образования с естественно-научным уклоном.
Реальные училища считались менее престижными, нежели гимназии. В 1859 г. в результате реформы Бетмана—Гольвена были установлены три типа средних учебных заведений: гимназия классического направления, реальное училище и школа смешанного типа, в которой давалось современное образование и латинский язык. В конце XIX в. в немецком школьном образовании наметился процесс интеграции классического и современного образования. В классической гимназии увеличивается объем естественно-научной подготовки, а в современньхх школах — объем преподавания латыни.
Во Франции получили развитие два типа средней школы:лицеи и коллежи. Первоначально и те и другие имели одинаковую структуру и программы обучения, ориентированные на классическое образование. Разница заключалась лишь в источниках финансирования: лицеи финансировались из государственной казны, коллежи финансировались муниципалитетами. На протяжении XIX в. во Франции шел поиск оптимальной модели среднего образования. Предпочтение было отдано классической школе, где основное внимание уделялось языковой подготовке, на которую отводилось до 40 % учебного времени, изучению истории, рисования, религии, музыке. В небольшом объеме изучались предметы естественно-научного цикла (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Дата добавления: 2015-05-21; просмотров: 2078;