Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (Х-ХУП вв.)
В истории педагогики принято выделять два этапа развития воспитания в России до эпохи Петра Великого:
киевский (Х-Х111 вв.);
московский (Х1У-ХУИ вв.).
На рубеже VIII—IX вв. возникло раннефеодальное государство с центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татарского нашествия (XIII—XV вв.). Был образован мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные славянские племена от Карпат до Урала, между Черным и Белым морями.
В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь переняла от Византии образец монастырской образованности, негативно относящейся к светским знаниям. И так как это был период расцвета Византии, то смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством дало любопытный сплав древнерусского православия с оригинальной концепцией воспитания человека.
Разделение Церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культуру. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невостребованной. Позже, когда Византийская империя заключила унию с Католической церковью (1439), это отношение распространилось и на позднюю византийскую культуру. В результате на Руси оформился особый, замкнутый культурный мир, отличающийся языковой изолированностью и религиозной нетерпимостью. Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки. Древнерусское государство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.
Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспитание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сложившимися в каждом сословии традициями. Начальное образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспитание.Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христианского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства. Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохозяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чтению, письму, церковному пению.
Начальное обучение осуществляли такжемастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не только читались, но заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киевском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв. Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, однако была вынуждена мириться с этим явлением.
Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». Они в XI—XIII вв. открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужские, так и женские, основная задача их — «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом ученикам сообщались сведения из истории различных стран и окружающей природы.
Образование повышенного типа можно было получить самостоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Монастыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, включавших сочинения отцов Церкви, иногда светские произведения. Они привлекаликнижников — лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами [15, с. 383].
В Х-Х1 вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. В педагогической литературе того времени содержались советы о воспитании у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших. Одной из наиболее известных книг, дошедших до нас, является «Изборник Святослава» (1073), которая содержала элементы знаний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений. Материал, изложенный в ясной и доступной форме, помогал овладеть знаниями в духе византийской образованности.
Оригинальный педагогический памятник XII в.— «Поучение князя Владимира Мономаха детям», который представляет собой своеобразный свод правил нравственного воспитания того времени. Князь дает советы своим детям как жить, призывает любить родину, защищать ее, быть гуманными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.
Развитие культуры славян в XIII—XIV вв. затормозилось из-за феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия. Лишь монастыри продолжали оставаться центрами книжности и образованности, поскольку были освобождены от повинностей и уплаты дани ордынцам, а также земли, не подвергшиеся нашествию либо не слишком разоренные (Новгородская земля, Московское княжество, Владимирское княжество). В Новгороде была развита переписка книг, а профессия «книжника» становится чрезвычайно популярной у новгородских ремесленников. Рукописные книги покупали не только состоятельные новгородцы, но и простые люди. Об уровне грамотности населения свидетельствуют многочисленныеберестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок. На них велась частная и деловая переписка новгородцев.
Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о воспитании, его направленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. —«Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия».
В «Пчеле» в виде афоризмов собраны морально-этические правила жизни: «Учение имеет корень горький, а плод сладкий», «Всем угождать — зло» и пр.
В «Домострое», содержащем советы относительно устройства жизни семьи и семейного воспитания, ряд разделов посвящен воспитанию детей.
В 1574 г. появляется первая печатная«Азбука», созданная печатникомИваном Федоровым. Эта книга содержала усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и наставления о том, как учить детей.
К XVI в. в Древней Руси сложилась своеобразная система обучения и воспитания, в которой регулярная школа не имела характера стабильного государственного или церковного института.
Грамотность рассматривалась как элемент профессиональной подготовки.
Обучение было сословным по целям и содержанию. Государственные и церковные институты были слабо развиты и не испытывали потребности в подготовке специалистов. Как следствие, общий уровень образованности в Московском государстве был весьма низким, почти половина церковнослужителей — неграмотными.
Социально-экономическое развитие России во второй половине XVII в. оказало влияние на рост и распространение грамотности и светских знаний. Расширение дипломатических л торговых связей с Западной Европой, вовлечение страны в орбиту европейской политики ставило задачу приобщения к западноевропейской культуре и науке, освоения их ценностей. При монастырях и церквах растет численность начальных школ, обучавших чтению и письму В этот период появляется большее число рукописных книг —азбуковников, в которых помещались сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравственные поучения.
Во второй половине XVII в. в Москве открываются греко-латинские школы. Как правило, они создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей. Так, при Чудовом монастыре под руководством Епифания Славинецкого в 1653 г. открывается греческая школа, в 40-е годы при Андреевском монастыре боярином Ф.М. Ртищевым — греко-латинская школа, при Спасском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого в 60-е годы XVII в. — школа повышенного типа. Греческие школы, училища переводчиков открывались при Приказе тайных дел, Посольском приказе, Печатном дворе, поскольку существовала потребность в людях, знающих языки.
В 1615 г. в Киеве была открыта Киево-братская коллегия. Позже она получила права академии. В академии было 8 классов, сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних — поэзия и риторика, в старших — философия и богословие. Киевская академия была крупным культурным центром, оказавшим большое влияние на развитие просвещения. Она дала не только многих деятелей в области просвещения (Е. Славинецкий, С. Полоцкий и др.), но и послужила образцом, по которому открывались другие учебные заведения.
В 1687 г. создаетсяпервое высшее учебное заведение в Москве — Славяно-греко-латинская академия. Инициатор ее создания — известный просветитель -Симеон Полоцкий. Он составил устав академии, предусматривающий открытие учебного заведения, ориентированного на программу европейского университета. Согласно уставу, академия должна была готовить православных священников, государственньк служащих, преподавателей. В академию принимались «всякого чину люди», среди учеников были выходцы из Украины и Польши. Предусматривалось преподавание семи свободных искусств, древних языков, богословия. Большую роль в становлении академии ^ыграли два ученых греческих монаха — братья Иоанникий и Софроний Лихуды, имевшие степени докторов Падуанского университета. Они подбирали учителей для академии, вели риторику и философию, писали учебники по грамматике и риторике, ориентируясь на учебные- книги западноевропейских университетов. Учебный материал преподносился в духе канонов православного учения. Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди ее выпускников — известные деятели Русской православной церкви, дипломаты, зодчий В.И. Баженов, академик М.В. Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир.
В России XVII в. границы между средними и высшими школами были размыты.
Современные российские историки (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др.) выделяют три подхода к воспитанию, обучению и образованию, имевшие место во второй половине XVII в.:
латинское направление (Симеон Полоцкий, С. Медведев);
грекофильское направление (Е. Славинецкий, Ф. Ртищев);
старообрядческое направление (протопоп Аввакум и его последователи).
В целом преобладала ориентация на греческую школу, византийскую систему образования. Однако со второй половины XVII в. распространяется изучение латыни и греческого. Западная, греко-римская традиция пускает корни в среде высшей знати, бояр, служащих в Посольском приказе. Своеобразным мостом к культуре Западной Европы выступала польская культура.
На Украине и Беларуси, которые до середины XVII в. входили в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, просвещение и педагогическая мысль развивались в условиях сосуществования и противоборства Римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства.
Отсюда широкое разнообразие типов школ: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др.
Усиление позиций католицизма, противоборство церквей, рост патриотических настроений оказывали большое влияние на школьное дело.
В конце XVI — первой половине XVII в. возникают братские школы — учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного украинского и белорусского населения. Известны братские школы во Львове (1585), Вильно (1585), Киеве (1615), Могилеве (1590), Луцке (1617).
Обучение в школах делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы математики и философии. Большое место отводилось православному вероучению. Некоторые школы имели типографии. Деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания. Некоторые историки считают, что братские школы — своеобразный компромисс между восточнославянской и западноевропейской латинской образованностью. Борясь за сохранение национальных традиций, эти школы перенимали некоторые формы западноевропейского образования и культуры [3, с. 156].
Вопросы и задания
1. Назовите особенности воспитания в первобытном обществе.
2. Назовите общие и специфические черты воспитания в Спарте и Афинах.
3. Каких великих древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания, вы знаете?
4. Назовите отличительные особенности воспитания в Древнем Риме.
5. В чем вы видите влияние традиций греко-римского воспитания на становление и развитие европейской практики образования?
6. Охарактеризуйте основные типы, устройство и программы обучения церковных школ раннего Средневековья.
7. Назовите дисциплины, входившие в курс семи свободных искусств.
8. Что вы знаете о системе рыцарского воспитания в эпоху Средневековья?
9. Расскажите о возникновении первых европейских университетов.10. Проанализируйте развитие школы и педагогической мыслив эпоху Возрождения.
11. В чем заключалась самобытность воспитания в Древней Руси?
12. Почему древнерусское государство не унаследовало традиций античного образования?
13. Какие литературные памятники являются источниками сведений о воспитании в Киевской и Московской Руси?
14. Назовите и охарактеризуйте первые учебные заведения, возникшие в России в XVII в.
15. Что вы знаете о братских школах?
Литература
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья:
В 2 т. М.,1994.
2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи в Древней Греции и Риме. М.: Высшая школа, 1988.
3. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999.
4. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1962.
5. История Древней Греции. М.: Высшая школа, 1986.
6. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997.
7. Каптерев П.Ф. История русской педагогии, 2-е изд. Петербург, 1915.
8. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник. М.: Просвещение, 1982.
9. Корнетов Г,Б. Воспитание в первобытном обществе. М., 1993.
10. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования: Учебник. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.
11. Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002.
12. Мещеряков В.П. Братские школы Белоруссии. Мн., 1977.
13. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988. Ч. 1. Гл. 3.
14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989.
15. Плутарх. Застольные беседы. Л.: Наука, 1990.
16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1.
Глава 2
РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (ХУП-Х1Х вв.)
2.1. Становление научной педагогики
В XVI—XVII вв. педагогика и школьное дело развиваются в условиях перехода от феодализма к новой общественно-экономической формации — капитализму. В недрах феодального общества зарождаются новые общественные и духовные ценности, новые подходы к воспитанию и образованию. Растет критика сословной школы, общее недовольство состоянием образования, его оторванностью от жизни. Вопросы образования не могут не волновать философов, представителей науки, культуры. В этот период появляется значительное количество фило-софско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, предлагают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.
Начиная с конца XVI в. наметились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку. Именно в этот период появляется целая плеяда блестящих мыслителей, которые заложили на столетия вперед фундамент развития педагогики как отрасли знания.
Дата добавления: 2015-05-21; просмотров: 3847;