Раздел 3. Культура России эпохи Николая I.
Помимо осознания большинством образованных людей России необходимости преобразований, другим положительным итогом эпохи правления Николая I стал небывалый взлет русской духовной культуры. Наиболее сильно этот взлет выразился в сфере философии и художественной культуры.
Именно на эпоху правления Николая I приходится возникновение и развитие двух значительных направлений в русской философии - славянофильство и западничество. Достаточно сказать, что крупнейший исследователь русской философии Н.О.Лосский в своей "Истории русской философии"(1948 г.) само возникновение русской философии связывал с философскими дискуссиями славянофилов и западников, и развитием этих двух направлений. Об основных положениях славянофильства и западничества было уже сказано во II теме этой книги, особенно в отношении их взглядов на прошлое и будущее в истории России, поэтому не имеет смысла вновь повторять эти идеи. Но следует заметить, что в своей философской деятельности эти философы выходили далеко за рамки социально - философских и политических проблем. Например, в творчестве философа И.В. Киреевского некоторые исследователи находят многие принципиальные положения, характерные для философии экзистенциализма, получившего распространение в XX веке в Западной Европе и США. Обычно, предшественником экзистенциализма называют датского философа Сёрена Кьеркегора, творившего в середине XIX века. Но в трудах Ивана Киреевского, написанных ранее работ Кьеркегора, можно встретить выражение важнейших принципов экзистенциализма, например отказ от возвеличивания рассудочного мышления из всех духовных способностей человека, в ущерб таким факторам как эмоции, воображение, воля, надежда, симпатия, антипатия. Иван Киреевский очень рано уловил основной недостаток известных западноевропейских философов, таких, как Гегель, например, которые не видели, или не хотели видеть, что духовный мир человека - это сложное переплетение различных элементов, среди которых мышление не может считаться главным. Можно сказать, что Киреевский один из первых мыслителей в мире сформулировал идею менталитета, ментальности человека, столь распространенную в XX - XXI веках.
Идеи Киреевского свидетельствовали о важном качественном изменении в истории русской культуры. До начала XIX века русская культура в основном впитывала в себя лучшие достижения мировой культуры, лучшие достижения национальных и региональных культур, и обогащала эти особенности, перекладывая на русскую почву. Так обстояло дело во многих сферах духовной культуры. Отчетливее всего это видно на примере архитектуры Петербурга, на примере творчества Б.Растрелли и других архитекторов, приглашенных в Россию. Екатерининский дворец - это фактически новый Версаль, бывший резиденцией французских королей. Аналогичные тенденции имели место в русской литературе, скульптуре, музыке, живописи, где активно использовались художественные приемы, формы и стили, заимствованные в основном из Западной Европы. Но, начиная со времени правления Николая I, начинается обратный процесс. В русской духовной культуре создаются оригинальные и значительнейшие явления мирового значения, которые потом интенсивно используются в других национальных и региональных культурах.
Кроме русской философии этот обратный процесс наиболее отчетливо выразился в русской литературе XIX века. Говоря о мировом значении русской литературы, прежде всего, имею в виду творчество гениальных писателей Ф.М.Достоевского и Л.Н. Толстого. Можно напомнить, что Достоевский как писатель сформировался в 40-е годы XIX века: уже в 1848(?) году вышла в свет первое из знаменитых произведений Достоевского - повесть "Бедные люди".
Но творчество Достоевского и Толстого стало возможно, благодаря творчеству их не менее гениальных предшественников, среди которых стоит особняком такая гениальная личность как А.С.Пушкин. Следует заметить, что Пушкин не был явлением только русской литературы, хотя и во многом определил ее дальнейшую судьбу. Пушкин стал значительнейшим явлением в духовной культуре России в целом. Именно благодаря Пушкину определились такие приоритеты русской культуры, как внимательное и уважительное отношение к любой человеческой жизни, судьбе самого простого человека, независимо от его происхождения, социального положения, талантов и способностей. Начиная с Пушкина, в русской духовной культуре ставится вопрос о недопустимости жертвования человеком, ради каких - то интересов: политических, государственных, религиозных.
Эта проблема была поставлена поэме Пушкина "Медный всадник", герой которой, простой человек Евгений, хотя бы на миг восстает против деспотизма, подавляющего личность. Деспотизм олицетворен в памятнике Петру 1, которому Евгений грозит: "Ужо тебе…..". В конце концов Евгений погибает, но сама идея Пушкина будет развита другими русскими писателями, прежде всего Гоголем. Идея доведена до логического конца Достоевским, в знаменитом принципе: "Будущее счастье не стоит слезинки ребенка".(?)
Другой особенностью творчества Пушкина была его способность синтезировать достижения культуры самых различных народов, национальных культур, синтезировать как утонченную культуру высших слоев общества, так и культуру простого народа. В дальнейшем эта особенность творчества Пушкина станет особенностью русской культуры в целом, что поможет ее мировому распространению. Эта особенность была выражена уже самим Пушкиным в его знаменитом завещании, стихотворении "Памятник":
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
РРРРРРРР Тунгус, и друг степей калмык.
Еще одной характерной чертой Пушкина, определившей духовное развитие культуры России, было то исключительное внимание, которое он уделял ценности свободы. Недаром, крупнейший знаток русской культуры Г.П.Федотов как-то назвал Пушкина "Певцом империи и свободы". Певцом империи можно было назвать за его любовь к России, а певцом свободы за то, что Пушкин воспевал свободу во многих своих произведениях. В том же "Памятнике" Пушкин сам подчеркнул свою роль в распространении идеи свободы в России:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Свободе были посвящены многие произведения Пушкина, некоторые из подобных ранних произведений сыграли свою роль в том, что Пушкин при Александре I многие годы пробыл в ссылке. Пушкин был знаком со многими декабристами, но они не вовлекали его в свои тайные сообщества, понимая всю ценность Пушкина для истории России, для ее культуры. Ценность Пушкина понимал и Николай I, который покровительствовал поэту и после личной встречи с Пушкиным назначил себя "личным цензором поэта".
Пушкин оказался вершиной поэтической культуры России. Пушкин же стоял у истоков той великой художественной прозы России, которая покорила весь мир. Неслучайно, что сюжеты своего важнейшего прозаического произведения "Капитанская дочка" Пушкин избрал события пугачевского восстания. Можно напомнить знаменитое выражение: "И стал суровый русский бунт началом русской прозы". Пушкин был прекрасным знатоком исторической науки и даже претендовал на звание официального дворцового историка, после смерти А.Н. Карамзина. Пушкин был прекрасным знатоком философских учений прошлого и современности, прекрасно разбирался в социальных и политических процессах. Самое удивительное, что его художественные произведения не были политически тенденциозны. Он творил как художник и философ, а не как политик и пропагандист. В его "Капитанской дочке" с одинаковой симпатией выписаны Емельян Пугачев и его противники.
Характерна в этом отношении та высочайшая оценка творчества Пушкина, которую дал крупнейший знаток русской литературы и русской культуры в целом, русский философ и писатель XIX - XX веков Владимир Набоков: "Вероятно, он все более бы отходил от поэтического литературного творчества. И история нашего общественного развития была бы, вероятно, иной…Все последующие после Пушкина русские умы были более, чем он фанатичны, были как - то неприятно партийны. Можно почти с уверенностью сказать, что проживи Пушкин дольше, в нашей литературе, вероятно, вовсе не было бы спора между западниками и славянофилами в той резкой форме, как он происходил…"
Ранняя смерть Пушкина помешала реализации всех его талантов, но влияние Пушкина на других мыслителей и литераторов стало сказываться уже при его жизни. С прямого благословения Пушкина начиналось творчество другого русского писателя мирового уровня Н.В.Гоголя. Сострадание к любому человеку, независимо от его положения и способностей, с особой художественной силой было выражено Гоголем в его повести "Шинель", по - поводу которой в XX веке другим русским писателем было сказано: "Все мы выросли из гоголевской "Шинели". Гоголевская "Шинель" - это и есть те гуманизм и человеколюбие, которые стали отличительной чертой русской культуры XIX - XX веков.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 853;