II. Закон преемственности и подобия
1) Любая система в своем развитии базируется на прошлом опыте, на прежних достижениях. Сначала каждый последующий этап вбирает в себя опыт предыдущего и ускоренно повторяет его в малом цикле (в этом суть преемственности).
2) Затем система должна накопить новый опыт и синтезировать его с предыдущим для того, чтобы достичь качественно нового состояния и перейти на новый уровень развития.
3) При этом на новом уровне развития схема накопления опыта развития повторяется. Т. е. на всех уровнях системных отношений всегда повторяются универсальные закономерности развития по трем параметрам: в пространстве, во времени, при энергообмене (в этом повторении универсальных закономерностей и заключается суть подобия).
4) Каждый раз, как только выстроена семеричная структура, как только система сформирована и причина познана, тогда вся система становится следствием, происходит выход в надсистему и открывается для познания новая причина.
Рис. 8. Иллюстрация закона преемственности и подобия
• В пространстве повторяются семиуровневость структурной организации и тройственность причинно-следственных отношений (рис. 8а).
• Во времени повторяются 2 фазы и 12 этапов цикла формирования системы (рис. 8б).
• При энергообмене повторяется стремление систем к интеграции и к увеличению энергоемкости (рис. 8в).
Любая система в своем развитии базируется на прошлом опыте, на прежних достижениях. Сначала каждый последующий этап вбирает в себя опыт предыдущего и ускоренно повторяет его в малом цикле (в этом суть преемственности).
С древних времен человечество пыталось использовать закон аналогий (преемственности и подобия) в познании природы. Каждая концепция и теория имеет определенное значение в развитии представлений о мироздании. Так, например, в соответствии с древнекитайской концепцией у-син человек (микрокосмос) состоит из тех же пяти первоэлементов, которые составляют макрокосмос. Тело человека состоит из анатомо-физиологических единиц — органов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой подобно первоэлементам. Каждый из органов соответствует определенному первоэлементу.
Древневосточные врачи применяли концепцию у-син с целью анализа жизнедеятельности организма человека и упорядочения сущности многообразных отношений человека и природы. Сходство между этими отношениями и пятью первоэлементами устанавливалось исключительно на основании аналогий. Эти аналогии были обобщены и впервые представлены в виде таблиц в трактате «Ху-анди нэй-цзин». Список таких аналогий практически неисчерпаем.
Таблица 2. Классификация аналогий макрокосмоса и микрокосмоса по концепции у-син.
Универсология как междисциплинарный синтез позволяет найти место и значение любой концепции в развитии представлений о миропостроении и использовать их в познании и оздоровлении окружающего мира и себя.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 2166;