Тест для самостоятельной работы. 1. Гиперкинетический вариант аффективно-шоковой реакции — эго:

 

1. Гиперкинетический вариант аффективно-шоковой реакции — эго:

а) хаотическая двигательная расторможенность, возникшая в свя­зи с опасностью, угрожавшей жизни;

б) нарушения поведения, замещающие депрессивное расстрой­ство;

в) самый быстрый и короткий ответ на опасную или трудную си­туацию.

2. Ступорозный вариант аффективно-шоковой реакции — это:

а) оцепенение и мутизм, возникшие вследствие тяжелого стресса;

б) самый быстрый и короткий ответ на опасную или трудную си­туацию;

в) нарочито неправильное поведение — реакция на житейские трудности.

3. Психогенное сумеречное состояние — это:

а) сужение сознания как следствие переживания серьезной опас­ности;

б) стойкое снижение настроения, возникшее в ответ на жизнен­ные трудности;

в) нарочито неправильное поведение — реакция на житейские трудности.

4. Острая аффективная реакция — это:

а) самый быстрый и короткий ответ на опасную или трудную си­туацию;

б) острая реакция на угрозу потерять социальный статус;

в) нарушения поведения, замещающие депрессивное расстрой­ство.

5. Острая истерическая реакция — это:

а) острая реакция на угрозу потерять социальный статус;

, б) стойкое снижение настроения, возникшее в ответ на жизнен­' ные трудности;

¥

в) соматические симптомы, возникшие на основе и вместо де­прессивных переживаний.

6. Псевдодеменция — это:

а) нарочито неправильное поведение — реакция на житейские трудности;

б) нарушения поведения, замещающие депрессивное расстрой­ство.

7. Реактивная депрессия — это:

а) стойкое снижение настроения, возникшее в ответ на жизнен­ные трудности;

б) депрессия — проявление аффективного психоза;

в) самый быстрый и короткий ответ на опасную или трудную си­туацию.

8. Соматический эквивалент депрессии — это:

а) соматические симптомы, возникшие на основе и вместо де­прессивных переживаний;

б) любая психосоматическая болезнь;

в) оцепенение и мутизм, возникшие вследствие тяжелого стресса.

9. Поведенческий эквивалент депрессии — это:

а) нарушения поведения, замещающие депрессивное расстрой­ство;

б) нарочито неправильное поведение — реакция на житейские трудности;

в) любые нарушения поведения.

 

Рекомендуемая литература

 

Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства.— М.: Медицина, 1993.

Гурьева В. А. Психогенные расстройства у детей и подростков.— М.: Крона пресс, 1996.

Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков,- М.: Школа пресс, 1999.

Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей.- СПб.: Питер, 2000.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1995.

Козидубова В. М. Депрессии подростков. Дисс. д-ра мед. наук.- М., 1992.

Сосюкало О. Д. и др. Депрессии в детском и подростковом возрасте/ Науч­ная конференция по неврологии и психиатрии детского и подростко­вого возраста.— Калуга, 1988.

Лангмейер Й., Матейгек З. Психическая депривация в детском возрасте,— Прага: Авиценум, 1984.


 

Глава 23 НЕВРОЗЫ

 

Невроз — реакция личности на неблагоприятную жизненную ситуацию. При ней не возникают расстройства личности, нару­шения сознания и памяти. Имеющаяся симптоматика больным осознается. Иными словами, невроз — психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных на­рушениях и в повышенной истощаемости психических функций. При неврозах патологические явления обратимы, они этиологиче­ски связаны с конфликтной ситуацией.

Распространенность. Неврозы выявляются у 45% от общего количества детей с нервно-психическими расстройствами. Наи­большее число больных неврозами среди детей школьного возра­ста. Это число возрастает по мере приближения к завершению обучения. Невротических расстройств в 1,4 раза больше у мальчи­ков, чем у девочек.

 

НЕВРАСТЕНИЯ (F48.0)

 

Неврастения, реже обозначаемая как астенический невроз, яв­ляется наиболее распространенной формой. Причина этого невро­за — истощение нервной системы из-за чрезмерного и, как прави­ло, длительного физического или умственного напряжения, свя­занного с отрицательными эмоциями. В основе неврастении лежит раздражительная слабость, повышенная возбудимость и утомляе­мость, которые сочетаются с понижением общего самочувствия, Она проявляется повышенной истощаемостью, постоянной устало­стью, сниженной продуктивностью, раздражительностью, неспо­собностью получать от чего-либо удовольствие, головными боля­ми, головокружениями, чувством внутреннего напряжения, нару­шениями сна (трудностями засыпания и сонливостью днем). При одном типе указанные нарушения легко усиливаются при умствен­ном напряжении, утрачивается способность концентрировать вни­мание^ появляются отвлекающие ассоциации или воспоминания. Другой тип характеризуется физической слабостью и истощаемо- стью при малейших усилиях, появлением мышечных болей и не­способностью расслабиться.

У детей в отличие от взрослых преобладают явления перевоз­буждения (повышенная реактивность, психомоторное беспокойст­во). Часто также отмечаются аффективные вспышки с двигатель­ным возбуждением, агрессией. Выделяют формы невроза с преоб­ладающими вегетосоматическими расстройствами, когда на передний план выступают такие проявления, как анорексия, тош­нота, расстройство ритма дыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки.

При психотерапии этого невроза следует учитывать, что в его основе лежит психологический конфликт — возникшее противоре­чие между возможностями личности и завышенными требования­ми к себе.

 

ИСТЕРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ (F44.4-44.7)

 

Синонимы истерического невроза — истерия, диссоциативные расстройства движений и ощущений. Истерия — это невроз, симп­томатика которого основана на повышенной эмоциональности и внушаемости. Заболевание развивается остро, как правило, в непо­средственной связи с переживанием неблагоприятных обстоя­тельств, которые складываются чаще всего из-за завышенных тре­бований к окружающим и невозможностью выполнить эти запро­сы. В происхождении истерических расстр'ойств большую роль играет механизм «бегства в болезнь», условной приятности, вы­годности или желательности болезненного симптома. Симптомы истерии очень разнообразны и изменчивы даже у одного и того же больного. Проявления истерии могут быть психическими (утрата воспоминаний, страхи, ипохондрические проявления, су­жение сознания, сновидные переживания, галлюцинации), мотор­ными (параличи, парезы, нарушение походки, судорожные при­падки, гиперкинезы, спазмы, афония, мутизм), сенсорными (сле­пота, глухота, гипо- и гиперестезии, парестезии) и вегетативно­соматическими (нарушения сердечной деятельности, дыхания, же­лудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, сексуальные расстройства). Обычно жалобы предъявляются демонстративно, с тем чтобы на больных было обращено особенное внимание. Под­черкивается необычность, тяжесть, непереносимость болезненных явлений. Больные требуют к себе не только повышенного внима­ния, но и особого специалиста и крайне бережного ухода. Клини­ческая картина воспроизводит известные синдромы: стенокардии (при нетипичной локализации болей), гипертонического криза (при умеренном повышении артериального давления), бронхиаль­ную астму (при затруднении вдоха, а не выдоха, как это бывает при астме), почечных колик, при которых нет объективных при­знаков предъявляемого заболевания. Психогенное происхождение предъявляемых расстройств больными неизменно и категорически отрицается, приводятся другие причины, которые, как они дума­ют, представляют их в более выгодном свете. Истерическая симп­томатика, как правило, возникает у истероидных личностей или на фоне имеющихся негрубых органических нарушений ЦНС. Все реже встречаются острые аффективные вспышки, сопровождаю­щиеся психомоторным возбуждением и сужением сознания (исте­рические припадки), провоцирующиеся конфликтами и происхо­дящие в чьем-либо присутствии. Движения, возникающие в этих случаях, напоминают тонические и клонические судороги, сопро­вождаются криками, стенаниями, плачем. Реакция зрачков на свет сохраняется, не бывает прикусов языка, серьезных повреждений при падении.

У детей истерия может проявляться иначе, чем у взрослых. Наиболее часто наблюдаются астазия-абазия (неспособность сто­ять при сохранных движениях конечностей), параличи, гиперки- незы (непроизвольные движения), тремор (дрожание), припадки, судорожное глотание, приступы удушья, психомоторное возбужде­ние, мутизм, афония, спазмы желудка, кишечника, мочевого пузы­ря, повторяющаяся рвота. Могут быть приступы расстроенного со­знания (сумеречные состояния, обмороки, состояния, напоминаю­щие псевдодеменцию), аффективные вспышки. У дошкольников нередко встречаются аффективно-респираторные судороги, вызы­ваемые отрицательными бурными эмоциями. Таким образом, можно сказать, что детская истерия отличается моносимптомно- стью, грубостью и изменчивостью проявлений.

Целью психотерапии должен быть психологический конфликт, характерный для истерии,— чрезмерно завышенные претензии личности, сочетающиеся с недооценкой реальных условий или требований жизни. Особенность этого конфликта — превышение требований к окружающим над требованиями к себе и отсутствие критики к своему поведению.

 

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ (F42)

 

Другие названия невроза навязчивых состояний — обсессив- но-компульсивное расстройство, фобический невроз. Основной признак этого заболевания — наличие навязчивых состояний, т. е. внезапно появляющихся мыслей, представлений, воспоминаний, сомнений, страхов или действий, не связанных в данный момент с содержанием сознания и потому воспринимаемых больными как чуждые, эмоционально неприятные, однако понимаемые как соб­ственные. Критическое отношение к ним побуждает бороться с этими болезненными явлениями. Как правило, преодолеть навяз­чивости больным не удается или удается лишь на короткое время. В некоторых случаях возникают ритуалы, которыми больной под­сознательно защищается от возможных, по его мнению, связанных с содержанием навязчивостей, несчастий и неудач.

В основе происхождения невроза — конфликт, возникший из-за противоречий между внутренними тенденциями, влечения­ми, желаниями и потребностями личности, с одной стороны, и долгом или нравственными принципами - с другой.

У детей невроз навязчивостей в подавляющем большинстве случаев начинается постепенно, спустя значительное время после эмоциональных потрясений. Чаще он возникает у тех детей, у ко­торых с ранних лет отмечались тревожность, немотивированные страхи, мнительность, склонность к созданию запретов. В клини­ческой картине обычно наблюдаются страхи устной речи, своей смерти или смерти родителей, закрытых дверей, острых предме­тов, покраснения, заражения, космических катастроф. Могут быть такие симптомы, как элементарные движения или действия — обкусывание ногтей, сосание пальцев, счет, или более сложные за­щитные (чтобы не случилось ничего плохого с больным или ро­дителями) ритуалы (оплевывание, прикосновение к каким-либо предметам, постукивание и т. д.). Реже встречаются навязчивые мысли в форме мудрствования («Что будет, если Земля столкнется с кометой?»), воспоминания, сомнения.

Лечение должно быть направлено на ликвидацию основного психологического конфликта, характерного для этого невро­за, — противоречия между внутренними тенденциями и потребно­стями, с одной стороны, и долгом или нравственными принципа­ми, с другой.

 

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ

 

Своеобразие клинической картины неврозов зависит от возра­ста заболевших. Как правило, детские неврозы отличаются моно- симптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные бо­лезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы. В клинической картине очень большое место занимают соматове- гетативные проявления, различные формы нарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способы при­способления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение). У детей легко по механизмам условно-рефлекторного подкрепле­ния образуются и закрепляются различные незрелые формы реа­гирования (например, пассивно-оборонительная реакция — страх).

В раннем детском возрасте среди клинических проявлений преобладает соматовегетативная симптоматика. Она, как правило, возникает в 6—7 месяцев, реже в более раннем возрасте. Дети ста­новятся пугливыми, плаксивыми, не отпускают от себя мать, боят­ся новых лиц и игрушек, страдают нарушениями сна, расстройст­вами функций желудочно-кишечного тракта. Отличаются крайней утомляемостью и склонностью к реакциям протеста.

В период первого возрастного криза (2—4 года) уже появля­ются нарушения поведения, среди которых преобладают активные (вспышки возбуждения, агрессия) и пассивные (энурез, энкопрез, анорексия, запор, мутизм) реакции протеста.

Во время второго возрастного криза (6-8 лет) невротические расстройства становятся разнообразнее, и среди них могут быть уже системные неврозы: энурез, заикание, тики, так называемые школьные неврозы (страх посещения школы и в связи с этим рво­ты, анорексия, головные боли и т. д.), трудности в поведении (не­послушание, склонность к дракам).

В препубертатном возрасте реакции протеста приобретают черты сверхценных образований (например, уходы из дома).

В период полового созревания наблюдаются не соматовегета- тивные реакции, а ипохондрические состояния, повышенная склон­ность к возникновению сверхценных идей (дисморфомании, нер­вной анорексии или булимии), разные формы имитационного по­ведения (подражания взрослым).

Этиология неврозов у детей. Психическая травма — ведущая причина, ее патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством предрасполагающих условий: генетически обусловленной «почвы» и «приобретенного» предрас­положения, являющегося результатом всей жизни индивида (см. главу 4).

Биологигеские факторы. В происхождении неврозов играет определенную роль наследственность, что подтверждает, в частно­сти, конкордантность по неврозам в 23% у двуяйцевых близнецов и в 45% у однояйцевых. Патологическая беременность и аномаль­но протекавшие роды вносят свою лепту в создание предрасполо­жения к неврозам. Перенесенные соматические заболевания отме­чены у 42,7% детей, страдающих неврозами, что подтверждает сенсибилизирующую роль телесных болезней в происхождении невротических расстройств.

Психологигеские факторы. В происхождении и оформлении клинической картины неврозов имеют большое значение премор- бидные особенности личности (акцентуации характера, психопа­тии). Психические травмы детства (потеря родителей в 30—40%), болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты между близкими людьми также участвует в возникновении неврозов.

Социальные факторы. Самыми важными из факторов этого ря­да считаются трудности в родительской семье (развод, внебрачное рождение, воспитание приемными родителями). Предрасполагают к заболеванию неврозом материнская депривация (16-27%), не­правильное воспитание (избалованность, чрезмерная опека или необычная строгость), несоответствующее половое воспитание (пуризм, распущенность).

 








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 1249;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.