Народное творчество
Богатое народное творчество древнего Междуречья, развивавшееся на протяжении многих веков, практически безвозвратно исчезло. Из сказок, песен, изречений сохранилось лишь то немногое, что было воспринято письменной литературой или отражено в изобразительном искусстве. Писцы не могли обойтись без сюжетов и образов народной поэзии. Оттуда они брали все, что казалось им подходящим. Нередко воспоминания о прошлом, так непохожем на настоящее, проникали в поздние произведения, поражая читателя своим анахронизмом. То, чего не было в реальной жизни, считалось вполне нормальным в мифе или в сказке. От времен каменного века, когда средства к жизни доставляли охота и собирательство, в народной памяти долго хранился образ смелого и сметливого охотника.
Одим из героев шумерского эпоса был Лугальбанда, который был покинут своими спутниками в безлюдной степи, жил совершенно одиноко, охотясь на дичь и собирая дикорастущие плоды. Его главный подвиг заключался в убийстве дикого быка. Другой эпический герой — знаменитый Гильгамеш убивает змея Хуваву.
Рис. 7 ИНКРУСТИРОВАННАЯ ДЕКОРАТИВНАЯ ПАНЕЛЬ Источник: http://ancient.gerodot.ru/index.htm
В конце II тысячелетия до н. э. в Вавилонии появилось философского характера произведение на аккадском языке под названием «Да прославлю я владыку мудрости». Это произведение рассказывает о жестокой судьбе невинного человека. И хотя он жил праведно и соблюдал все законы, неисчислимые беды и страдания не переставали сваливаться на его голову. В этом произведении ставится вопрос о том, почему верховный бог вавилонян, допустил, чтобы самые лучшие люди бесконечно страдали без всякой вины с их стороны? На этот вопрос дается следующий ответ: «воля богов непостижима и поэтому люди должны беспрекословно покоряться им». Позднее этот сюжет нашел дальнейшее развитие в книге Иова. К произведению о невинном страдальце по своему содержанию примыкает и поэма «Вавилонская теодицея» («богооправдание»), которая возникла в первой половине XI в. до н. э. Автором этого произведения был некий Эсагил-кини-уббиб, который служил жрецом-заклинателем при царском дворе. В ней довольно ярко излагаются религиозно-философские идеи, которые волновали вавилонян. «Вавилонская теодицея» построена в форме диалога безвинного страдальца с его другом. На протяжении всего произведения страдалец обличает зло, излагает свои претензии к богам и рассуждает по поводу несправедливости общественных порядков. Но его друг стремится опровергнуть эти рассуждения.
Другое интересное произведение под названием «Раб, повинуйся мне», которое датируется X веком до н. э., пронизано пессимистическим отношением к жизни и ее ситуациям. В нем содержится диалог раба и его господина. Скучая от безделья, господин перечисляет самые различные желания, которые он хотел бы исполнить. Раб сначала поддерживает намерения хозяина, но затем, когда господин отказывается от реализации своих желаний, раб всякий раз приводит аргументы относительно того, что все действия человека бесполезны и бессмысленны. Раб начинает внушать господину, что не следует делать людям добро, ибо после смерти все будут равны. В конце произведения раб убеждает своего господина в том, что единственное благо заключается в смерти. Тогда господин высказывает желание убить своего раба. Но раб спасается тем, что указывает на неизбежную смерть самого господина. Большую художественную ценность имеют ассирийские анналы, содержащие яркие образы описания природы чужеземных стран, через которые проходили ассирийские воины. Но самым знаменитым ассирийским произведением была повесть о советнике ассирийских царей Ахикаре. Сохранился клинописный текст, в котором Ахикара называют ученым советником Асархаддона. Таким образом, герой повести был историческим лицом.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1266;