Развитие научных знаний
Довольно больших успехов народы Месопотамии достигли в научном познании. В процессе многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия, самый творческий период которой попадает на V в. до н. э. До нашего времени сохранились многочисленные таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. В V в. до н. э. существовали крупные астрономические школы в Вавилоне, Сиппаре, Борсиппе и Уруке.
Сохранилось большое количество медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить переломы и вывихи. Но им не удавалось добиться успешных результатов, так как их знания о строении человека были очень слабы. Жители Месопотамии имели довольно обширные географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. они могли составлять путеводители по Месопотамии и смежным странам. В библиотеке Ашшурбанапала было найдено несколько карт.
Рис. 8. ФИГУРКА ЖРЕЦА Источник: http://ancient.gerodot.ru/index.htm
В становлении и развитии искусства Месопотамии особое значение имели художественные традиции шумеров. Еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментомЗатем довольно большую роль приобрела резьба по камню. Создателями лунного календаря считаются жители южной Месопотамии.
Продолжительность года в календаре Междуречья, состоявшего из 12 "лун", то есть "месяцев", составляла 354 дня. Но заметное расхождение природного и календарного циклов требовало некоторой коррекции. Она осуществлялась посредством введения в хронограф тринадцатого месяца и проводилась с учётом весеннего разлива рек, связанного с солнечным круговоротом в природе. Так постепенно складывался календарь, в котором основное значение занимал счет времени по Луне. Изначально каждый город имел свой календарь. Но после объединения территорий Месопотамии под властью вавилонского царя Хаммурапи календарь города Ур стал официальным повсеместно. Однако он был уже лунно-солнечным.
Необходимость производить некоторые расчеты в хозяйстве привела к появлению к накоплению соответствующих знаний в области математики. Самым примитивным способом счисления был счёт по пальцам одной руки — от единицы до пяти. На это указывают шумерийские названия для пяти первых чисел. Названия остальных чисел составлены из соединения названий пятёрки и соответствующего добавочного. В шумерийскую эпоху стали появляться зачатки десятичной системы, когда появляется клинообразный знак для обозначения 10. О довольно значительном развитии математики говорят математические тексты, в которых упоминаются извлечение квадратных и кубических корней по особым формулам, возведение в степень и вычисление объёмов. При расчётах применялись дроби, числитель которых чаще всего был равен единице.
Целый перечень астрономических знаний был накоплен уже в шумеро-аккадскую эпоху, от которой сохранился огромный астрономический труд. Эти астрономические сведения были сравнительно широко распространены. К примеру в состав некоторых имён входили названия планет. Жрецы-астрономы наблюдали движение небесных тел с высоты своих обсерваторий. Многовековые астрономические наблюдения дали возможность накопить многочисленные знания. Всё звёздное небо было разбито на 15 частей, а звёзды были распределены по созвездиям. Была установлена эклиптика, которую разделили на 12 зодиакальных созвездий, названия которых сохранились до очень позднего времени. В официальных документах записывали наблюдения за звёздами, планетами, метеорами, кометами, солнечными и лунными затмениями. Самые высокие достижения вавилонской астрономии относятся к VIII—VI вв. до н. э .
Рис. 9. РЕЛЬЕФ ЦАРЬ И СЛУГА-ЕВНУХ ок. 883–859 гг. до н.э.
Источник: http://ancient.gerodot.ru/index.htm
Элементарные знания в области астрономии позволили вавилонским жрецам построить календарь, который отчасти был основан на постоянных наблюдениях лунных фаз. В Месопотамии считали, что болезнь насылают злые духи, и, чтобы защититься от них, нужно обращаться к богине Нинхурсаг, у которой в подчинении было восемь низших богов-целителей. Кроме Нинхурсаг, обращались к богу Нинурте и к его жене, богине Гуле, которая якобы могла оживлять мертвых. В первую очередь применялись молитвы и заклинания. Но все же существовала профессия врачей, которые применяли некоторые чисто медицинские приемы, но они не всегда были действенные. Это объяснялось ограниченными знаниями о строении организма человека. Но врачи в Месопотамии все же научились определять, кроме наружных болезней, некоторые внутренние болезни. Особенно важны и интересны постановления, которые относились к хирургии. Врач-хирург нес полную ответственность за неудачно проведенные операции. Орудием операций были специальные бронзовые ножи. Различаются легкие и тяжелые надрезы.
Но это лишь самые общие сведения о медицине Месопотамии, к тому же они уже довольно устаревшие.
Центральной фигурой месопотамской цивилизации был писец, являвшийся основным создателем богатейшей клинописной литературы. От услуг писцов зависели правители, храмы и частные лица. Некоторые из них занимали очень важные посты и имели возможность оказывать влияние на царей, принимали участие в важных дипломатических переговорах. Но большинство писцов, находившихся на службе у царя или у храмов, выполняли бюрократические функции по управлению хозяйством и сбору податей.
Рис. 10. ФИГУРКА МОЛЯЩЕГОСЯ (ок. 2750–2600 гг. до н.э.)
Источник: http://ancient.gerodot.ru/index.htm
Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа стала центром образования и культуры. Программа обучения была до такой степени светской, что религиозное образование вообще не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания. Те, кто собирался посвятить свою жизнь науке, продолжительное время изучали право, астрономию, медицину и математику.
Ряд шумерских произведений повествует о школьной жизни. Часть их носит нравоучительный характер, а другие полны иронии и сарказма по отношению к учителям. К примеру в произведении «О непутевом сыне» писец увещевает своего ленивого сына не слоняться по улицам, а прилежно заниматься и брать пример с достойных учеников. Самые ранние архивы Месопотамии относятся еще к первой четверти III тысячелетия до н. э. В этот период помещениями для хранения архивов были обычные комнаты. Позднее таблички стали хранить в корзинах и ящиках. К корзинам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся. В архиве храмовой администрации в городе Уре в XIX в. до н, э. таблички располагались на деревянных полках в специальном помещении.
Первые частные архивы относятся к первой половине III тысячелетия до н. э. Они хранились в ящиках, кувшинах и в тростниковых корзинках. От I тысячелетия до н. э. сохранилось огромное количество частных архивов. Среди них особое место занимает архив дома Эгиби. В этом архиве насчитывается более 3000 долговых расписок, контрактов об аренде земли и домов. В Ниппуре был найден архив дома Мурашу, имевшего большое значение в экономической жизни Южной Вавилонии в V в. до н. э. Этот архив содержит свыше 700 табличек, большая часть которых прекрасно сохранилась. В государственных, храмовых и частных архивах сохранились также тысячи писем разнообразного характера. Они написаны на продолговатых маленьких табличках из глины мелким, убористым письмом. Некоторые из них обожжены, а большинство высушены на солнце. Адресату они посылались в глиняных конвертах, скрепленных печатями, что обеспечивало тайну переписки и сохраняло текст от повреждений. На конверте писали и имя адресата.Одним из самых крупных достижений Месопотамии было создание библиотек. Самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала. В ней хранились сборники законов, хроники важнейших исторических событий, литературные произведения, научные тексты. Всего сохранилось более 30 000 табличек и фрагментов. Библиотека Ашшурбанапала была первой в мире библиотекой, где книги были распределены в определенном порядке. Многие из них были представлены в нескольких экземплярах. Большие тексты, которые продолжались на многих табличках одинакового размера, занимали значительное место в библиотеке. Это объяснялось тем, что необходимо было в одном месте собрать всю информацию по тому или иному вопросу. На каждой табличке стоял номер, чтобы после использования ее можно было вернуть на место. Заглавием каждой серии служили начальные слова первой таблички этой серии. Литературные тексты сопровождались колофонами, то есть титульными листами. Поиски нужной информации облегчали этикетки, которые были привязаны к табличкам и указывали на название серий, содержание и количество табличек в каждой серии
После прихода к власти Хаммурапи и его многочисленных реформ, естественно появилась потребность зафиксировать все проводимые нововведения. Таким сборником стали Законы Хаммурапи.
Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш. Хаммурапи был изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до регалий высшей власти − жезла и магического кольца.
Составленные при Хаммурапи законы не были всеохватывающими сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного и в сфере действия традиционных судов. Условно свод законов Хаммурапи подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 2638;