Изобразительное искусство
Искусство Междуречья более динамично, чем искусство Древнего Египта. Наиболее распространенными жанрами были архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Рис. 12. Шумерский воин с топором Источник: http://ancient.gerodot.ru/index.htm
Искусство глиптики - резьбы по камню, кости, стеклу - применялось при изготовлении цилиндрических печатей и служило гражданским целям. Из твердых пород камня выполнялись цилиндрики, по оси которых было сделано отверстие, куда вставлялась палочка. На внешней стороне цилиндрика вырезались изображения. Печать прокатывалась по влажной мягкой глине. Оттиск служил “удостоверением личности” владельца и заменял его подпись.
По своей жизнестойкости культура Междуречья превзошла все древневосточные державы и пережила на больше, чем на два тысячелетия своих собственных творцов. Древнейшие образцы шумерийской скульптуры отличаются примитивностью, которая со временем в некоторых случаях превращается в определённый художественный стиль, созданный длительной традицией, навыками художников и религиозным мировоззрением того времени. В древности скульптор в большинстве случаев ещё не был в состоянии придать каменной глыбе форму свободно движущегося в пространстве человеческого тела. Поэтому древнейшие шумерийские статуи обычно изображают человека в неподвижной, как бы застывшей позе. Только в лице человека, изображённого скульптором, чувствуется стремление художника несколько свободнее передать натуру, причём наибольшее внимание обращено именно на изображение глаз. Столь же примитивны и неподвижны изображения людей и животных на рельефах, как, например, на знаменитой «Стэле коршунов» Эаннатума. Часто эти изображения схематизированы, как, например, на вазе Энтемены. Скульптуры и рельефы аккадской эпохи, в частности статуи и иные предметы искусства, найденные в развалинах Эшнунны и Описа, обнаруживают довольно значительные следы шумерийского художественного влияния. Прекрасным произведением аккадского искусства эпохи Саргонидов является известная «Стэла Нарамсина», на которой изображён аккадский царь Нарамсин, подымающийся на гору во главе отряда воинов. Художник с большой для того времени свободой и смелостью изобразил идущую фигуру мощного царя, перед которым падает наземь сражённый копьём неприятельский воин. Особенно интересно в этом рельефе расположение фигур, отличающееся не только строгой симметрией, но и большой внутренней гармонией. Художник искусно соединил массовую сцену, изображающую войско, подымающееся в горы, с главным сюжетом — триумфом обожествлённого царя над врагами.
Не меньший интерес представляют скульптуры и рельефы времени Вавилонского царства, в частности относящиеся ко времени Хаммурапи. Среди них выделяются рельеф, изображающий Хаммурапи перед богом солнца Шамашем, помещённый на верхней части столба с кодексом законов, а также очень выразительное тонко сработанное рельефное изображение Хаммурапи, передающее черты портретного сходства. Приблизительно к этому времени относятся различные художественные произведения, найденные при раскопках в Мари. Во всех этих памятниках древнего искусства народов Междуречья ещё чувствуются ясные следы художественных влияний, сохранившихся от шумерийской эпохи. Так, например, рельеф на столбе законов Хаммурапи является лишь более поздним вариантом обычной шумерийской сцены представления царя божеству. Однако аккадские и вавилонские художники, использовав культурное наследство древнего Шумера, сумели его творчески переработать, подняв на более высокую ступень.
Древняя живопись Месопотамии чаще всего наносилась на стены храмов, чтобы украсить убогий вид необожженного кирпича. Рисунки могли изображать фигуры животных и людей, которые сочетались с орнаментальными мотивами. До нашего времени сохранились лишь некоторые фрагменты живописи Месопотамии, которые относятся к восемнадцатому столетию до нашей эры. Как правило, такая древняя живопись воспроизводит военные, мифологические и религиозные темы. Все рисунки этого периода сохраняли определенную приверженность жестким традиционным установкам, но все же постепенно начали появляться новые, более изысканные декоративные элементы, такие как, например, элементы растительного семитского и эгейского происхождения. Фрески начали делиться на панели, которые были отмечены цветными полосками с несколькими центральными сценами. Как правило, верхняя часть картины изображала богиню Иштар, которая держала в руках царское облачение, чтобы вручить его монарху. В нижней части древней живописи Месопотамии изображали две богини, державшие в руках родниковые сосуды.
Широко распространенными были так же картины, изображающие шествия жрецов, которые вели быков для жертвоприношения. Эта древняя живопись чаще всего была выполнена в цвете охры, а фигуры имели большую живость и экспрессивность, которая создавала удачный контраст с неподвижной росписью. На картинах Месопотамии фигуры людей и животных подчеркивали черными линиями, которые выделялись на одноцветном фоне. Чтобы их раскрасить, использовали ограниченную гамму чистых и ровных тонов. Фигуры могли сочетаться при помощи горизонтальных полос, которые располагались одна над другой. Эти полосы отличались сочетанием геометрических и зооморфических фигур. Немного позже в Месопотамии появилась уникальная техника эмалированного кирпича, которую внедрили касситы. Благодаря этой технике, древняя живопись Месопотамии выглядела более реалистично и эффектно. Структура кирпича дала возможность строить огромные стены, на которых изображали священные эмблемы, зооморфные фигуры, рычащих львов и другие мотивы. Кирпичи могли окрашиваться в разные цвета, а некоторые части рисунка делались объемными, чтобы производить на зрителей большой эффект.
Культура Месопотамии была собрана из культур нескольких народов, что означало ее неоднородность. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов.
Большое развитие получила литература, которая была весьма богата разнообразными жанрами. Однако самым популярным среди них был эпос. Самым знаменитым произведением эпоса Междуречья является «Эпос о Гильгамеше», повествующий о дружбе и приключениях, и имеющий глубокий философский смысл. Также огромное развитие получила наука. Знания в области математики поражают своей полнотой и точностью. И хотя счет в то время производился довольно примитивным способом, но жители Междуречья уже могли использовать дроби.
Знания в области медицины неразрывно связаны с магией. Многие лекарства использовались наряду с заклинаниями и заговорами. Это объясняется тем, что знания жителей Месопотамии о человеческом организме были очень малы, и лечебные методы, которыми они пользовались, были не всегда эффективны. Из-за отсутствия более расширенных знаний, жителям Месопотамии не оставалось ничего другого, кроме как прибегать к магическим силам.
Архитектура и скульптура древнего Междуречья поражают своей широтой и красотой. Ведущую роль в этом направлении играла религия.
Несмотря на ранний период формирования этой культуры, она содержит в себе много удивительных догадок, а иногда и открытий, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, астрономических, математических и других знаний.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 4565;