Источники по истории Древнего Ирана
В наше время история Древней Персии известна недостаточно, потому что на территории Ирана найдено очень мало документальных источников. Из немногочисленных персидских надписей, относящихся к царствованию первых персидских царей из династии Ахеменидов (550–330 гг. до н. э.), большое значение имеет надпись, высеченная на Бехистунской скале[194], восточнее от Керманшаха[195]. В этой надписи персидский царь Дарий I подробно описывает, как после смерти Камбиса он подавил восстания, победил всех мятежников и восстановил целостность Персидского государства. Ему же принадлежит и клинописная древнеперсидская надпись у Суэцкого канала, где говорится о сооружении канала, который соединяет Нил с Красным морем. Особый интерес представляет недавно изданная надпись Ксеркса, в которой запрещается культ «дайвов». Бехистунская надпись, как и «надпись о дайвах», снабжены аналогичным текстом на вавилонском и эламском языках, что указывает на большое значение и распространение этих языков в Персии.
Недостаток древнеперсидских надписей в некотором отношении восполняют вавилонские и египетские надписи. Например, вавилонская хроника Набонида описывает взятие Вавилона Киром. Несколько надписей посвящены другим событиям царствования Кира. О взятии Вавилона Киром сообщается также в вавилонском тексте «Манифест Кира». Большое количество нововавилонских надписей времени царствования Ахеменидов, проливает яркий свет на экономические условия Месопотамии этого времени. Большой интерес представляют и египетские надписи времени завоевания Египта персами и господства в Египте персидских царей. Среди них интерес представляет надпись первосвященника богини Нейт в Саисе, жреца Уджагорресента, которая дает возможность установить взаимоотношения между высшим египетским жречеством и персидскими царями. К этому же времени относятся и многочисленные демотические надписи, характеризующие хозяйственную жизнь Египта в эпоху завоевания его персами.[4, 58]
Небольшое количество надписей времени Ахеменидов требует максимального использования памятников материальной культуры, произведений искусства и предметов религиозного культа. Раскопки, производившиеся на территории Ирана, несмотря на скромные масштабы, дали ценные результаты.
Рис. 4. Развалины дворца Дария I в Персеполе
Наиболее крупные раскопки прошли в столице древнего Элама — Сузах. Здесь на глубине 25 м был обнаружен целый ряд культурных слоев. Самый нижний слой восходит к архаической эпохе и содержит кремнёвые орудия, а также обломки древнейшей керамики. Верхние слои относятся к сасанидскому и к арабскому времени. Большой интерес представляют собой глиняные сосуды с геометрическим и стилизованным растительным и звериным орнаментом, цилиндрические печати с рисунками, прототипами картинных иероглифов, и множество других предметов, пока ещё очень мало изученных. Здесь так же был раскопан роскошный дворец царя Дария I. Ценнейшие памятники архитектуры были обнаружены при раскопках столицы персидских царей, Персеполя. Среди них особенный интерес представляют изображения царя и данников различных племён, несущих к царю самые разнообразные дары.
Большую ценность представляют свидетельства греческих историков, среди которых на первое место нужно поставить Геродота, оставивший большое количество сведений о древней Мидии и Персии, об обычаях и религиозных верованиях персов, а также краткий очерк индийской и древнеперсидской истории. Рассказы Геродота, конечно, не являются абсолютно точными, но в общем они достоверны и во многом подтверждаются другими источниками. В некоторой степени можно использовать более поздний религиозный сборник древних персов «Зенд-Авеста», а также исторические легенды, сохранившиеся в персидской литературе вплоть до X–XI вв. н. э., как, например, в известном эпосе «Шахнаме[196]».
Рис. 5. Персидская монета – серебряный сикль VI – V вв. до н.э.
Рис. 6. Дарий I на троне.
Отдельные периоды истории Ирана документированы разнообразными письменными источниками. Древнейшие из них освещают историю Элама с III по I тысячелетие до н. э.: это царские надписи, деловые и правовые документы, посвятительные тексты, межгосударственные договоры на аккадском и эламском языках. Источники по истории Персидской державы: это хозяйственные документы, исторические надписи, указы царей и распоряжения наместников областей, официальная переписка чиновников. В настоящее время издано около 200 царских клинописных надписей, составленные на древнеперсидском языке с переводами на эламский и аккадский языки.
Надпись Дария I о сооружении дворца в Сузах найдена во многих экземплярах: на мраморе, глиняных табличках и кирпичах. Французские археологи, в 1972 г., обнаружили в Сузах почти трехметровую статую Дария I, с текстами на древнеперсидском, эламском, аккадском и особенно обстоятельным египетским иероглифическим текстом. В Персеполе найдено около 8000 клинописных документов на эламском языке, относящихся к концу VI — первой половине V в. до н. э. Эти тексты, которые составляют часть архива царского хозяйства, рассказывают о транспортировке продуктов, взимании налогов, выдаче рационов работникам и выплате жалованья государственным чиновникам. Некоторые документы представляют служебную переписку высокопоставленных персидских чиновников. Ценные сведения об иранских племенах на границах Передней Азии дают ассирийские надписи IX—VII вв. до н. э. Вавилонская историческая хроника рассказывает о захвате Месопотамии персами (Хроника Набонида— Кира). Известно около 10 000 вавилонских частноправовых и административно-хозяйственных документов персидского временя на глиняных табличках.
Рис. 7. Дарий I. Древняя литография
В связи с широким распространением арамейского языка в Персидской державе, сохранились многочисленные арамейские папирусы, кожаные свитки, надписи на камнях, монетах, гирях, печатях, найденные в самых различных местах, от острова Элефантина в Египте до долины реки Инд. Среди текстов имеются указы персидских царей и другие официальные документы. Особую ценность представляет архив с письмами персидского наместника в Египте, которая дает живую картину господства персов в этой стране в V в. до н. э. (инструкции по приобретению рабочей силы, обращению с непослушными рабами, управлению имениями персидских вельмож и т. д.). Из Египта персидского периода дошло сравнительно много административно-хозяйственных текстов, написанных демотическим письмом. Среди них в первую очередь необходимо упомянуть надпись Уджагорресента[197], крупного египетского сановника, который был близок к персидским царям Камбизу и Дарию. I. Интерес для историков представляет так же декрет Камбиза: «Об ограничении собственности египетских храмов» и указ Дария I «О кодификации египетских законов». Несмотря на постоянное появление новых текстов по древнеиранскому периоду, произведения греческих авторов остаются основными повествовательными источниками, по истории Персии.
Рис. 8. Персидские воины Дария. Современный рисунок
Почти вся дипломатическая и политическая история V —IV вв. до н. э. известна лишь из этих источников. Необычайно важным источником по истории, экономике и этнографии народов Персидской державы является «История» Геродота. Знаменитый греческий историк Фукидид в своей книге «История Пелопонесской войны» подробно и достоверно рассказывает о войнах между Персией, Спартой и Афинами в 433—411 гг. до н. з. так же приводит тексты заключенных между Спартой и персидским царем договоров .Можно сказать ,что продолжением его труда является «Греческая история» Ксенофонта. Книга содержит большой культурно-исторический материал об образе жизни, нравах и обычаях Персов и других народов Передней Азии. Ценные сведения по истории Персии начиная с середины V в. до н. э. имеются и в «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского.
Рис. 9. Клинописный текст Кира Великого на цилиндре.
Большое количество материала для исследования истории Древнего Ирана даютархеологические раскопки на его территории: остаткидревнейших мезолитических и неолитических поселений и погребений, многочисленные образцы архаической керамики, руины великолепных дворцов, грандиозных храмов, остатки мощных укреплений, монументальные статуи, скальные рельефы, изделия из драгоценных металлов. Изучение памятников Ирана началось с путешествия европейцев. Большую известность получили путешествия итальянцев Марко Поло и Пьетро делла Балле .Особенно плодотворным было путешествие датского ученого К. Нибура, скопировавшего большое количество персидских надписей, что помогло в дальнейшем для дешифровки различных систем клинописи. В первой половине и середине XIX в. дешифровка персидской и эламской частей персидских царских надписей была осуществлена учеными из разных стран . Уже с XVIII в. началось оформление иранистики как науки. Значительную роль в этом сыграло открытие священной для древних народов Ирана и Средней Азии книги «Авесты», которая была переведена на многие европейские языки и вскоре стала объектом пристального изучения ученых Европы. Большую роль сыграл выход в свет в Страсбурге на рубеже XIX— XX вв. двухтомного энциклопедического труда «Основы иранской филологии». В XX в. особым вниманием ученых пользуются проблемы этногенеза иранских племен, персидская хронология. Многочисленная группа ученых занимается изучением отдельных регионов — сатрапий Персидской державы, а также проблемой греко-персидских взаимоотношений. Большой интерес вызывает учение зороастризма и священная книга «Авеста». В Индии, где и сейчас имеются зороастрийские общины, также создана школа историков-религиоведов, занимающихся этой проблемой.
Рис. 10. Камбис II берет в плен Псамметиха III, фараона Египта.
Европейскими учеными проделана огромная работа по изучению развалин крупнейших древних городов Ирана: Суз, Персеполя, Пасаргад, ранних персидских поселений и царских резиденций, мидийских некрополей и кладов, и др. На рубеже XIX—XX вв. из иранистики выделилась такая перспективно развивающаяся отрасль, как эламитология. Источниковую базу для нее создали археологические раскопки крупных эламских центров: Суз, Дур-Унташа и др. Успешно продвигается вперед изучение эламской письменности. После дешифровки в середине XIX в. эламской системы клинописи ученые осуществили дешифровку линейной эламской словесно-слоговой письменности (В. Хинц) и подошли к прочтению протоэламского пиктографического письма. За рубежом и появился ряд работ по эламской истории, праву, культуре и религии. Выдающуюся роль в становлении отечественной иранистики сыграли такие ученые, как В. В. Бартольд и М. М. Дьяконов. Российские ученые плодотворно занимаются проблемами этногенеза ираноязычных народов, изучают историю восточных и западных персидских сатрапий, религию и литературу Древнего Ирака.
1.2. Кир II и создание Персидского военно – административного объединения
Кир II Великий (греч. Кирус; перс. Куруш) родился около 593 г. до н.э. Сын Камбиза I из клана Ахеменидов, ведущего клана в персидском племени. В своем воззвании к вавилонянам Кир называл своих предков, Теиспа, Кира Первого и Камбиса I, "царями Аншана". Однако из библейских источников известно, что Элам подвергся завоеванию в 596 г. до н. э., и возможно, пасаргадская династия Теиспа в том самом году захватила Аншан. Пасаргадские цари Аншана были вассалами Мидийской империи вплоть до восстания Кира, который (по сведениям Геродота, утверждавшего, что правление Кира продлилось 29 лет) стал в 558 г., царем персов. Мятеж, начавшийся в 553 г., завершился пленением царя Мидии Астиага и захватом Эктабана, мидийской столицы в 550 г. С этого времени Кир стал называть себя "царем персов". Вскоре Кир основал город Пасаргады, ставший первой столицей персов.
Рис. 11.Персидский государственный деятель Гаумата
О детстве и юношеских годах Кира II сохранилось несколько противоречивых легенд, в которых исторические данные причудливо переплетаются со сказочными мотивами. Наиболее распространенной была легенда, содержащаяся в труде Геродота, согласно которой Астиагу приснился сон, истолкованный придворными жрецами следующим образом: «Скоро у него родится внук, который станет царем вместо него». Царь решил погубить только что родившегося внука, названного Киром. Эту задачу он возложил на своего царедворца Гарпага, который в свою очередь передал ребенка царскому рабу — пастуху Митридату, приказав бросить его в горах, где было полно диких зверей. Митридат принес Кира в свою хижину в горах. Его жена только что родила мертвого ребенка. Пастух и его жена решили воспитать Кира как своего сына, а мертвого ребенка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага. После этого Митридат доложил Гарпагу, что приказ царя выполнен. Когда Киру исполнилось десять лет, он однажды во время игры с детьми был избран ими царем. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться Киру, и последний наказал его. Отец наказанного ребенка пожаловался Астиагу, что его раб бьет сыновей царских сановников. Кир был доставлен к Астиагу, у которого возникли подозрения, что это его внук, так как он заметил в нем черты фамильного сходства. Допросив Митридата, Астиаг узнал правду и снова обратился к своим жрецам с вопросом, грозит ли ему еще опасность со стороны внука. Те ответили, что сновидение уже сбылось, поскольку Кир был избран царем ео время игры с детьми, и поэтому царю не надо больше опасаться его. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к родителям.[1, 110]
Вскоре после захвата Мидии Кир подвергся нападению со стороны коалиции Вавилона, Египта и Лидии, поддержанной Спартой, обладавшей наибольшей военной мощью среди полисов Эллады. После победы над Астиагом, в 549 г. до н.э., Кир захватил Элам и сделал главный город этой страны – Сузы, своей столицей. В следующем году были покорены страны, входившие в состав Мидийской державы: Парфия, Гиркания и, вероятно, Армения.
Крез, царь могущественного Лидийского царства, был обеспокоен стремительными успехами Кира и начал готовиться к войне с ним. Крезу были подвластны греческие колонии в Малой Азии и большинство местного населения, а имя Крез стало нарицательным обозначением обладателя сказочных богатств. Прежде чем приступить к активным действиям, Крез решил узнать предсказания богов и отправил гонцов в Грецию, в святилище Аполлона в Дельфах и в другие храмы. На вопрос, начать ли лидийцам войну с Киром, оракул дал двусмысленный ответ: «Крез сокрушит великое царство, если перейдет реку Галис». Получив такое предсказание, Крез со своим войском выступил против персов. В 547 г. до н. э. у реки Галис произошла кровопролитная битва, которая окончилась безрезультатно для обеих сторон. Крез отступил в свою столицу, город Сарды, чтобы более основательно подготовиться к войне. Но Кир так стремительно пришел к Сардам, что Крез и его войско были застигнуты врасплох.
Рис. 12 Милетский тиран Гистей. Персидский барельеф
Крез вывел войско, состоявшее из вооруженной копьями конницы, на равнину перед Сардами. Кир прибегнул к военной хитрости: он поставил следовавших в обозе верблюдов впереди войска, посадив на них воинов, кони в лидийском войске почуяли незнакомый запах верблюдов и бежали. Но лидийские всадники, считавшиеся непобедимыми, не растерявшись соскочили с коней и стали сражаться пешими. Произошла жестокая битва, в которой силы были неравны. Лидийцы отступили в Сарды, осада которой продолжалась всего лишь четырнадцать дней. Зимой 547 г. персы взяли город и пленили Креза. Крез жаловался на то, что оракул Аполлона, несмотря на щедрые дары, предсказав победу, побудил его к войне. Узнав об этом, жрецы храма Аполлона заявили, что предсказание оракула сбылось, поскольку Лидийское царство пало, а Крезу следовало бы спросить, какое государство потерпит поражение.
После лидийского похода Кир приступил к завоеванию областей Восточного Ирана и Средней Азии. Все города малоазийского побережья, Дрангиана, Маргиана, Хорезм, Согдиана, Бактрия, Гедросия, Арахосия и Гандахара вошли в состав державы Ахеменидов, кроме Милета, который добровольно признал власть Кира, в 545-540 гг. до н.э. Затем наступила очередь Вавилонии, включавшая в себя почти всю Месопотамию, Сирию, Финикию, Палестину, часть Аравийского полуострова и Восточную Киликию. Она покорилась Киру в сентябре 539 г. до н. э.
С начала 538 г. до н. э. Кир именует себя "царем Вавилона, царем стран". Вслед за столицей персам подчинились и провинции Сирии. В 538 г. до н. э. Кир позволил евреям, которых некогда увел в плен вавилонский царь Навуходоносор, возвратиться в Палестину и восстановить разрушенный храм в Иерусалиме. Согласно Ктесию, Кир разбил Бактрийцев и Саков. Историки Арриан и Страбон упоминают также поход Кира через Гедросию, где он потерял всю армию, кроме семи воинов, а также основание на берегах Яксарта города Кирополиса.
После падения Вавилонии все страны, расположенные к западу от нее до границ с Египтом добровольно подчинились персам. Тогда же персы установили контроль над частью Аравийского полуострова, захваченного Набонидом. В 530 г. Кир, сделав своего сына Камбиза царем Вавилона, начал новый поход на Восток.
Присоединяя к своей державе покоренные земли, персы не разрушали завоеванные города и уважали чужие традиции, веру и культуру. Покоренные земли объявлялись сатрапией (провинцией) Персии и облагались данью. Кир провозгласил себя «царем вселенной, великим царем, сильным царем, царем Вавилона, царем Шумера и Аккада, царем четырех стран света». Под его властью оказалась огромная территория, простиравшаяся от Ирана и Средней Азии до Эгейского моря. Последним независимым государством на Ближнем Востоке оставался только Египет.
Царствовал Кир Великий 29 лет и погребён в Пасаргадах. Там до сих пор сохранился памятник, считающийся его гробницей и напоминающий по стилю малоазиатские мавзолеи. Рядом с этой гробницей высечен клинописный персидско-эламо-вавилонский текст — «Я - Куруш, царь, Ахеменид».
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 5283;