Переворот Гауматы
Пока Камбис в течение трех лет пребывал в Египте, в Иране начались волнения. В марте 522 г. до н. э. Камбис получил известие, что его младший брат Бардия поднял мятеж в и стал царем Персии. Он отправился в Иран, но в пути умер при загадочных обстоятельствах. О перевороте в Иране против Камбиса существует довольно много версий, которые изложены в различных источниках. По версии, зафиксированной в Бехистунской надписи царя Дария I, власть под именем Бардии захватил индийский жрец[198] и самозванец Гаумата.
Гаумата восстал 11 марта 522 г. до н. э. и меньше чем через месяц был признан в Вавилонии царем, как сообщают деловые документы его правления, где он фигурирует как «царь Вавилонии, царь стран». Вскоре Гаумата получил всеобщее признание, видимо, короновавшись по древнему обычаю в Пасаргадах, и став царем всей державы. Чтобы удержать покоренные народы в составе Персидской державы, Гаумата отменяет подати и военную повинность на три года. Поэтому во время его царствования в государстве не происходило никаких восстаний и мятежей.
Рис. 15 Александр Македонский и персидский посол. Современная кпртина.
Во внутренней политике Гаумата уничтожал привилегия персидской родовой знати и ее господствующее положение в обществе. Это было естественно для того времени, если иметь в виду своеобразие возникновения и развития Персидского государства, ведь возникнув при Кире II, оно через два десятилетия стало величайшей на Древнем Востоке державой, но еще не освободившейся от господства родоплеменных отношений.
Рис. 16. Персидский царь Дарий III в битве при Гавгамелах. Фрагмент
Мозаики в доме в Помпеях.
Персия не прошла исторического пути, который был характерен для большинства рабовладельческих государств, т.е. постепенного утверждения неограниченной царской власти в борьбе против родовой знати, упорно отстаивающей свои прежние привилегии. При Кире II борьба между властью царя и родовой знати не была заметна, потому что персы покоряли десятки народов. Внимание царя было обращено на завоевания, которые интересовали и родовую знать, обогащавшейся и усиливавшейся во время войн.
Но с развитием государства, общество выходило из рамок патриархально-родовых отношений, завоевывались новые земли, а социальная база по-прежнему оставалась узкой. Постепенно выявляются противоречия между родовой знатью и царем. Перерастание государства в централизованную монархию в конечном счете вела к уничтожению родовой знати как социальной категории. Гаумата стремился к неограниченной царской власти и расширению социальной базы империи привлечением на свою сторону различных слоев населения покоренных стран. В Бехистунской надписи Дария утверждается, что Гаумата не пользовался популярностью, отбирал у народа дома и прочее имущество, разрушал храмы. Однако из других источников известно, что Гаумата пользовался большой популярностью и поддержкой не только в Персии, но и в других областях Персидской державы, а реформы его были направлены против персидской родовой знати. Разрушение храмов преследовало централизацию культа.
После семи месяцев правления, 29 сентября 522 г. до н. э., Гаумата был убит представителями семи наиболее знатных родов персов. После убийства среди заговорщиков начались разногласия, но все таки они пришли к взаимному соглашению, что царем станет Дарий, которому было около 28 лет, а привилегия знати будут восстановлены.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 3543;