Административные и финансовые реформы Дария I
Восстания народных масс 522 - 521 гг. до н. э. показали непрочность Персидской державы. Учитывая это, Дарий I провел важные административно-финансовые реформы, создав устойчивую систему государственного управления и контроля над завоеванными странами, упорядочив сбор податей и увеличив контингента войска. В результате проведения этих реформ была создана, фактический, новая административная система, существовавшая до заката Персидской державы.
Около 519 г. до н. э. были предприняты реформы системы управления провинциями. Дарий I разделил государство на сатрапии. Как правило, сатрапии превосходили провинции более ранних империй, в большинстве случаев их границы совпадали со старыми государственными границами стран, входивших в состав Персидской державы.
Во главе новых административных округов стояли сатрапы. Должность сатрапа существовала с начала возникновения Персидской державы, но при Кире, Камбизе и в первые годы царствования Дария I наместниками во многих странах являлись местные правители. Реформы же Дария должны были сосредоточить руководящие должности в руках персов.
При Кире и Камбизе сатрап объединял гражданские и военные функции. При Дарии сатрапы стали только гражданскими наместниками и возглавляли администрацию области, осуществляя судебную власть, контролируя хозяйственную жизнью страны и поступления податей. Так же они обеспечивали безопасность границ своей сатрапии, контролировали местных чиновников и имели право чеканить серебряную монету. В распоряжении сатрапов находилась лишь небольшая личная охрана. Армией же руководили военачальники, независимые от сатрапов и подчинявшиеся непосредственно царю.
Однако при преемниках Дария I разграничение военных и гражданских функций не соблюдалось строго. Некоторые сатрапы зависели от военачальников, другие же, с IV в. до н. э., осуществляли и военную власть. Начиная со второй четверти V в. до н. э., две или несколько сатрапий могли находилится под властью одного правителя. Продолжительность службы сатрапа не была ограничена. Титул сатрапа могли носить не только наместники больших административных округов, но и начальники более мелких областей, входивших в состав тех или иных сатрапий.
В обширные сатрапии включали и страны, пользовавшиеся автономией во внутренних делах. Это были отдаленные области, во внутренние дела которых персидская администрация редко вмешивалась, в основном осуществляя управление с помощью местных правителей.
1.6. Экономическое развитие и система управления в Персидской державе VI – IV вв. до н.э.
Социально-экономический уклад Персидской державы отличался большим разнообразием. В покоренных, задолго до возникновения Персидской державы, имелись свои государственные институты. Наряду с этими экономически развитыми странами в составе державы были и кочевые арабские, скифские племена, которые находились на стадии разложения родового строя. Поэтому в Персидской державе существовали самые различные правовые системы и институты.
Рис. 17. Битва при Гавгамелах. Современный рисунок
В царствование Дария I велась интенсивная работа по кодификации законов покоренных стран и народов: например изучались древние законы, где особое внимание было уделено законам Хаммурапи. Законы различных стран были приведены к единообразию, и в некоторых случаях изменены в соответствии с политикой царя.
Персы имели свое право, ставшее основой законов царя. Царь мог устанавливать новые законы, а так же назначать судей для разбора важных дел. В правовой жизни персов большую роль играли семь знатных родов, так называемый «Царский совет».
При Кире и Камбисе не было твердой системы податей, основанной на учете экономических возможностей сатрапий. Подвластные народы платили подати, нередко часть отдавая натуральным сырьем.
Около 519 г. до н. э. Дарий I ввел новую систему государственных податей. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные денежные подати, установленные с учетом обрабатываемой земли и степени ее плодородия. Персы, как господствующий народ, не платили денежных налогов, но, при этом, не были освобождены от натуральных поставок. Остальные народы и жители автономных территорий, платили в год в общей сложности около 7740 вавилонских талантов (около 232 т) серебра. Большую часть этой суммы предоставляли наиболее экономически развитые страны: Вавилония, Сирия, Финикия и Египет.
Хотя система подарков сохранилась, но уже не носила добровольного характера. Размер подарков был установлен, и в отличие от податей уплачивались натурой. Подарки в основном доставлялись народами, жившими на границах империи.
Подати, установленные Дарием I, оставались неизменными до конца существования Персидской державы, несмотря на значительные экономические изменения в сатрапиях. На положении налогоплательщиков отрицательно сказывалось то, что для уплаты денежных податей, им приходилось занимать деньги у ростовщиков под залог недвижимого имущества или членов семьи. Документы из Вавилонии показывают, что многие жители этой сатрапии закладывали свои поля и сады, чтобы достать серебро для уплаты подати царю. Нередко они не в состоянии были выкупить их и становились батраками, в противном случае были вынуждены отдавать своих детей в долговое рабство. В Египте подати были настолько тяжелы, что земледельцы бежали в города, которых насильственно возвращали обратно.
Развитие товарно-денежных отношений требовало и монетной реформы. В 517 г. до н. э. Дарий I ввел единую для всей империи монетную единицу, основу персидской денежной системы, золотой дарик весом 8,4 г. Чеканка этой золотой монеты была привилегией царя. Благодаря малой доли примеси (всего 3 %) он, в течение нескольких веков, занимал положение основной золотой монеты в торговле. Обычным же средством обмена служил серебряный сикль, весом в 5,6 г. Как на дарике, так и на сиклях имелось изображение персидского царя.
Рис. 18. Сражение Александра и Дария при Иссе. Гравюра XIX века
Персидские сатрапы в своих резиденциях и в греческих городах Малой Азии чеканили серебряные монеты для расплаты с наемниками во время военных походов. Чеканили монеты так же автономные города и зависимые цари, в частности, финикийские города чеканили городские и царские монеты.
Однако монеты персидской чеканки мало использовались за пределами Персии. В VI—V вв. до н. э. во многих странах Персидской империи в денежном обращении находились греческие серебряные монеты, распространенные в странах Эгейского бассейна и Восточного Средиземноморья, от Сицилии до Египта.
Рис. 19. Покоренные народы приносят дань персидскому царю. Фрагмент из Бехистунской надписи. VI в. до. н.э.
До завоеваний Александра Македонского монеты почти не использовались в странах, далеких от берегов Средиземного моря. В Вавилонии чеканная монета не циркулировала в широких масштабах и употреблялась в основном для торговли с греческими городами. Такое же положение было и в Египте, где серебро при уплате взвешивали, а также в самой Персии, где работники царского хозяйства и государственные чиновники получали плату нечеканенным серебром.
Драгоценный металл, подлежал чеканке только по усмотрению царя, а его большая часть оставалась в слитках. Поступавшие подати, в течение многих десятилетий откладывались в царских сокровищницах и были изъяты из обращения, только небольшая их часть поступала обратно в качестве жалованья наемникам, а также на содержание двора и администрации. Для торговли не хватало чеканной монеты и драгоценных металлов. Это наносило ущерб товарно-денежному обращению, принуждало к сохранению натурального хозяйства или заставляло прибегать к прямому обмену.
Основной отраслью производства в Персидской державе было сельское хозяйство. Но в некоторых районах было развито скотоводство. Как и в Египте с Вавилонией, в Персии большую роль играло искусственное орошение. В некоторых областях Персидской державы существовали высокоразвитые центры ремесленного производства: Навкратис, Милет, Тир, Сидон. В Персидской державе было несколько караванных дорог, которые соединяли города, удаленные на сотни километров.
В экономике древних обществ большое значение имел труд рабов. В наиболее развитых областях Персидской державы рабы наравне со скотом являлись главным предметом движимой собственности, их продавали, передавали по наследству, дарили и т. д. Большое число рабов использовалось для выполнения различных видов домашней работы, а также в сельском хозяйстве, в царских каменоломнях и на строительных работах. Среди рабов было также некоторое количество квалифицированных ремесленников (ткачей, сапожников, каменщиков и т. д.).[1, 123]
В связи с осуществлением новых реформ в столице Персидской державы, Сузах, был создан большой центральный аппарат царской канцелярии. В Вавилоне, Экбатанах, Мемфисе и других городах были крупные государственные канцелярии с большим штатом писцов[199]. Сатрапы и военачальники были связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и чиновников, особенно тайной полиции, так называемое «уши и око царя». Верховный контроль над государством и надзор над всеми чиновниками был доверен начальнику личной гвардии царя.
Рис. 20. Бехистунская надпись. Современное фото
Сатрапская канцелярия почти полностью копировала царскую. Под начальством сатрапа было множество чиновников и писцов, в том числе начальник канцелярии, начальник сокровищницы, принимавший государственные подати, глашатаи, сообщавшие народу официальные распоряжения, счетоводы, судебные следователи, писцы и т. д.
Могущество Персидской державы зависело от армии, ядро которой составляли Персы и Мидийцы. Служба в персидской армии начиналась с 20 лет. Большую роль в персидской армии играли восточные Иранцы, которые поставляли для Ахеменидов значительное количество привычных конных лучников. Но высшие должности в гарнизонах, на стратегических пунктах и крепостях обычно находились в руках персов. Армия состояла из конницы и пехоты. Кавалерия была из знати, пехота — из земледельцев. Умелые действия этих двух родов войск обеспечивали персам победы во многих войнах. Главным оружием персидской армии был лук. Вооружение всадника состояло из железного панциря, бронзового щита и двух железных копий.
Начиная с V в. до н. э., классовое расслоение привело к ухудшению положения земледельцев, что вызвало падение значимости персидской пехоты. Ее стали заменять технически прекрасно вооруженными греческими наемниками. Костяком армии являлись 10 тысяч «бессмертных» воинов. Первая тысяча «бессмертных» состояла из представителей персидской знати и являлась личной охраной царя. Остальные полки «бессмертных» набирались из представителей различных иранских племен, а также эламитов. В завоеванных странах персы размещали войска для предотвращения восстаний. Несмотря на то, что состав этих войск был довольно пестрым, в них обычно отсутствовали жители данной области. В Египте персидские цари держали армию в 10—12 тыс. человек. Приблизительно такое же количество насчитывали гарнизонные войска и в Вавилонии. На границах сажали воинов, наделив их земельными участками. Известна военная колония на острове Элефантина, созданная для несения сторожевой и военной службы на границах Египта с Нубией. В элефантине находились персы, мидийцы, греки, карийцы, хорез-мийцы, но все же основную его часть составляли иудейские поселенцы. Военные поселенцы жили вместе с семьями. Войско в поселениях делилось по 100 человек, и называлась по имени своих командиров. Во главе же подразделений в основном стояли персы и вавилоняне.
Лица, находившиеся на непосредственной военной службе, ежемесячно получали плату натурой. Те, кто были в отставке, имели небольшие наделы земли, освобожденные от уплаты податей. Они занимались торговлей и различными ремеслами. Наделы этих колонистов нельзя было отчуждать, но с течением времени их стали продавать и дарить, поэтому порой даже женщины становились их владельцами.
Во время военных походов, народы Персидской державы обязаны были выделять определенное количество воинов. При Дарии I Персы начинают играть господствующую роль и на море. Морские войны Персы вели с помощью кораблей финикийцев, жителей Кипра и островов Эгейского моря, а также египетского флота. Матросами были в основном Саки и Персы. Руководящие посты во флоте занимали в основном Египтяне. В Персии народные массы поклонялись древним божествам природы — Митр, Анахите и др., в которых они почитали свет, луну, ветер и т. д. Впериод царствования Дария 1, в Персию начал проникать зороастризм[200]. Персидские цари, хоть и признали преимущества этого учения, но не отказались от культа древних иранских богов. Зороастризм, долгое не признавался догматической религией, из за политики персидских царей, которые долгое время всячески поощрали возрождение древних культов в своей империи. Поэтому в Персии появлялись различные модификации Зороастризма.
Величественными памятниками персидской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах. Гробница Кира II в Пасаргадах, один из самых замечательных архитектурных памятников. Немаловажгые значения имеют также другие архитектурные сооружения, например галикарнакский мавзолей сатрапа Мавсола. Недалеко от Персеполя, в скалах Накш-и-Рустам есть несколько гробниц персидских царей, в том числе Дария I, украшенные рельефами.
Среди предметов древнеперсидского искусства встречаются металлические чаши и вазы, кубки из камня, ритоны из слоновой кости, ювелирные изделия, скульптуры и т.д.
Колоссальные дворцовые комплексы, созданные трудом покоренных народов, символизировали мощь и величие новой мировой державы.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 5940;