Письменность и наука.
Древняя письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах около третьего тысячелетия до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, в Сузах и на Иранском нагорье, много веков народ пользовался аккадским языком.
Рис. 7. Гробница царей в Накш-и-Рустеме, V в. до. н.э.
Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собой индоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии.
В Сасанидский период среднеперсидский язык стал официальным и основным языком жителей нагорья. Его письменность была основана на варианте пехлевийской графики, известной как пехлевийско-сасанидское письмо. Священные книги Авесты записывались особым образом – вначале на зенде, а потом – на авестском языке.
В Древнем Иране наука не смогла подняться на те высоты, которых она достигла в соседней Месопотамии. Дух научного и философского поиска пробудился только в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков были переведены важнейшие труды. Именно тогда на свет появились Книга Великих Подвигов, Книга чинов, Страны Ирана и Книга Царей. Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе. Управляя такой великой державой Ахенемиды нуждались в развитой системе письменности. Наследники культурного богатства государств древнего Востока, персы использовали клинопись, впервые созданная в Двуречье. Внешний вид знаков, употреблявшихся персами, напоминал клинописные знаки вавилонян, но принцип обозначения звуков языка стал совсем иным. От словесно-слогового письма персы стали использовать систему, близкой к алфавитной. Эта полуалфавитная система, заимствованная, невидимому, у мидян, применялась при письме на древнеперсидском языке, которым пользовались при дворе Ахеменидов и который впервые получил письменное оформление, вероятно, при Кире Старшем. Но в стране, где много разных национальностей и языков, нельзя было использовать только один язык. Официальными стали — эламский и язык главнейшей из переднеазиатских областей — вавилонский. Но эти языки употреблялись главным образом в надписях: в сказаниях о победах Дария, в надписях на стенах царских дворцов, на золотых и серебряных досках, клавшихся в фундамент здания, на каменных стелах, воздвигавшихся по случаю открытия канала, на цилиндрических печатях. В хозяйственной жизни городов Вавилонии продолжает употребляться аккадский язык. В Эламе, а для деловых документов и в самой Порсидс был распространён эламский язык, о чём свидетельствует обнаруженный в Персеполе хозяйственный архив. Кроме того, в ахеменидское время ведущее значение как язык деловой переписки и международных сношений приобрёл арамейский язык, вернее один из его диалектов («имперский арамейский», или арамейское койнэ). Для письма пользовались кожей, папирусом, а также глиняными черепками. Это письмо явилось исходной точкой развития целого ряда алфавитов, отчасти существующих в Азии до сих пор.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1342;