Становление культуры Древнего Ирана.
Персы обширно использовали культурные достижения многих древневосточных народов. Ещё Геродот отметил, что "обычаи чужеземцев персы перенимают охотнее всякого другого народа. Они носят даже индийское платье, находя его привлекательнее туземного, а для войны облачаются в египетские панцыри". Древне-персидская религия впитала в себя ассиро-вавилонские воздействия. Легенда о мироздании и мировой катастрофе напоминает вавилонский миф о сотворении мира и всемирном потопе. Бог огня вступает в бой с драконом Дахакой совсем так же, как бог Мардук с чудовищем Тиамат, Персидского царя изображали в облике героя, поражающего фантастического зверя; аналогично тому как изображали древнешумерийского царя и героя Гильгамеша, рассказ о геройских поступках которого получил настолько широкое распространение во всей Передней Азии. Наконец, верховного бога Ахурамазда персы изображали в облике небесного царя, находящегося в крылатом солнечном диске, что живо напоминает подобное изображение верховного бога ассирийцев — Ашшура.
Рис. 1,2. Развалины дворца царя Дария в Персополе; Гробница персидского царя Кира
Много заимствовали древние персы и в художестве соседних народов. На одном бронзовом сосуде из Нехавенда сохранилось изваяние, выдержанное в древнешумерийском стиле. Рельефы, покрывающие стенки персидских дворцов, по своим сюжетам, частично по художественному стилю и по своей технике очень близки к рельефам ассирийской и нововавилонской эпохи. Применение террас и лестниц, а еще огромных статуй гениев-охранителей царского дворца в облике фантастических животных( шедуламассу) роднит архитектуру Персии с зодчеством народов древней Месопотамии. Наконец, очень широкое использование колонн было взято персами в Египте.
Заслугой персов является умение творчески перерабатывать все эти иноземные составляющие в едином монументальном художественном, манере, который в особенности чётко выражен в развалинах царских дворцов, сохранившихся в Персеполе, и в особенности в прекрасных рельефах, изображающих данников персидского царя. В древнеперсидской религии и в художестве персов можно обнаружить некие следы греческого влияния. С другой стороны, персы, непременно, оказали некоторое влияние на формирование античной культуры. Так, на фасаде древнеперсидской гробницы, называемой "Кормилица и княжна", сохранились две протодорические колонны. Очень свойственен в этом отношении и древнеперсидский религиозный дуализм, который разъяснял влияние природы на жизнь людей стародавней и постоянной борьбой бога света с всевышним мрака. Это религиозное преподавание, получившее очень широкое распространение в древней Персии, оказало существенное влияние на развитие греческой религиозной философии, в частности на формирование позднегреческого гностицизма, и в неком отношении легло в основу христианской религии.
На восточных границах Персия соприкасалась с индийскими племенами, в частности с племенем, населявшим индийскую область Гандхара. Мы знаем, что персидские цари совершали военные походы в области северо-западной Индии и потому нередко сталкивались с племенами, населявшими эти индийские области. При раскопках в Индии были выявлены скульптуры, ясно свидетельствующие о проникновении греческого искусства в эти отдалённые восточные области. Таким образом, Персия становилась мостом, объединявшим далёкий восточный мир и страны Передней Азии с миром античной культуры.
В идеологии Древнего Ирана огромную роль сыграл зороастризм — религиозное учение, возникшее в Средней Азии примерно в 7 в. до н. э. и названное так по имени своего основателя Заратуштры( в греческой передачи Зороастр).
Рис. 3. Золотой набалдашник, символ власти
Вскоре после своего происхождения зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и в остальные страны иранского мира. По-видимому, в период правления последнего мидийского царя Астиага он уже стал официальной религией в Мидии. Жрецами зороастрийского культа были маги — знатоки ритуала и обрядов, хранители религиозных обычаев мидийцев и персов.
В Персии народные массы поклонялись древним божествам природы —богу солнца - Митре, богине воды и плодородия - Анахите, богу огня, причем культ огня был тесно связан с племенным культом собственно иранских племен – культом Ахурамазды, и иным богам, в которых они почитали свет, луну, ветер и т. д. Персидская религия не знала при первых Ахенемидах специальных храмов. Религиозные церемонии – молитвы, жертвоприношения – происходили в тех местах, где это было удобно. Зороастризм начал распространяться в Персии только на рубеже 6—5 вв. до н. э., т. е. в период царствования Дария Первого. Многие ученые полагают, что местом возникновения зороастрима является Средняя Азия. Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н. э., но, может быть, значительно ранее, а может быть, и немало позднее. Бог Ахурамазда олицетворял благое начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману( Ангра-Майню), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Майню могло появиться и позже. В надписях Дария упоминается Ахурамазда, а рельеф на его могиле изображает почтение этому божеству у жертвенного огня. Летописи дают основание считать, что Дарий и Ксеркс веровали в бессмертие. Персидские цари, оценив достоинства учения Зороастра как своей новой официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, которым поклонялись иранские племена. Маги, сначало члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственных жрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, выполняя определенные ритуалы. Почиталась этическая наука, основанная на добрых помыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидского периода правители очень терпимо относились к местным божествам, а начиная с правления Артаксеркса Второго древний иранский бог Солнца Митра и богиня плодородия Анахита получили официальное признание. В 6—4 вв. до н. э. зороастризм еще не стал догматической религией с крепко зафиксированными нормами, и потому возникали разные модификации нового религиозного учения.
Рис. 4. Развалины Персеполя, гробница Кира
Одной из таковых форм раннего зороастризма была персидская религия начиная со времени Дария Первого. Именно неимением догматической религии разъясняется исключительная веротерпимость персидских царей. Например, Кир Второй всякими способами покровительствовал восстановлению древних культов в покоренных странах и повелел восстановить разрушенные при его предшественниках храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее и т. д. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским традициям, участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в городке Саисе, поклонялся и приносил жерты и иным египетским богам. Дарий Первый объявил себя сыном богини Нейт, сооружал храмы Аммону и иным египетским богам. В храмах богов покоренных народов приносились жертвы от имени персидских царей, которые устремлялись добиться благожелательного к себе отношения. По свидетельству документов персепольского архива конца 6 — начала 5 в. до н. э., в Персеполе и остальных городах Персии и Элама с царских складов отпускались продукты( вино, овцы, зерно и т. д.) для отправления культа не только верховного богов Ахура-Мазды( знак добра, света, истины) и других иранских богов, но еще эламских и вавилонских богов. И желая в перечне богов Ахура-Мазда упоминается постоянно на первом месте, для его культа отпускается в три раза меньше вина, чем было предназначено для одного из эламских богов. Вообще боги иранского пантеона выступают в персепольских текстах реже, чем эламские боги, и, судя по размерам жертвоприношений и возлияний, они никак не занимали привилегированного расположения.
Лишь только отсутствием догматической нетерпимости в древних религиях можно объяснить тот факт, что в одной арамейской надписи 4 в до н. э., найденной в Малой Азии, говорится о бракосочетании меж вавилонским богом Белом и иранской богиней Дайна-маздаясниш( " маздаяснийская религия ", т. е. зороастризм). Правда, когда в Вавилонии вспыхнуло восстание против персидского господства^ Ксеркс разрушил главный храм этой страны Эсагилу и велел увезти оттуда в Персию статую бога Мардука. Он разрушал еще и греческие храмы. Однако к сиим действиям Ксеркс прибегал только в качестве последней меры, устремляясь лишить агрессивное ему население поддержке местных богов. В Иране Ксеркс провел религиозную реформу, направленную на централизацию культа. С ее поддержкой он по-видимому, желал уничтожить храмы Митры, Анахиты и остальных древнеиранских божеств, отвергнутых Зороастром. Однако эта реформа оказалась обреченной на неудачу, так как чрез полвека указанные божества опять были официально признаны.
Рис. 5. Хлоритовая ваза. Персия, V в. до н.э.
Хотя персидские цари не ущемляли религиозных чувств покоренных народов, они устремлялись не допустить лишнего усиления храмов. В Египте, Вавилонии, Малой Азии и остальных странах храмы были обложены государственными податями и обязаны были высылать своих рабов для использования в царском хозяйстве.
Для Персидской державы были свойственны процессы интенсивного этнического смешения, синкретизма культур и религиозных представлений разных народов. Этому прежде всего содействовали более регулярные, чем в предшествующий период, контакты меж различными частями государства. Чужеземцы просто включались в общественную и экономическую жизнь страны, где они поселились, равномерно ассимилировались местным населением, принимали его язык и культуру и в свою очередь оказывали определенное культурное воздействие. Оживленные этнические контакты содействовали синтезу научных познаний, приемов искусства и постепенному возникновению, по существу, новой материальной и духовной культуры.
Парфяне в поисках собственной официальной религии обратились к иранскому прошлому и остановились на маздаизме. Традиции были кодифицированы, а маги вновь обрели бывшую власть. Официальным признанием, а еще популярностью в народе продолжал пользоваться культ Анахиты, а культ Митры перешагнул западные рубежа царства и распространился на большей части Римской империи. На западе Парфянского царства терпимо относились к христианству, получившему тут широкое распространение. В то же время в восточных областях империи греческие, индийские и иранские божества соединились в едином греко-бактрийском пантеоне.
Рис. 6. План Ктесифона
При Сасанидах преемственность была сохранена, но при этом произошли и некие важные изменения в религиозных традициях. Маздаизм пережил большинство ранних реформ Заратуштры и оказался связанным с культом Анахиты. Чтобы конкурировать на равных с христианством и иудаизмом, была создана священная книга зороастрийцев Авеста, сборник древних стихов и гимнов. Маги все еще стояли во главе жрецов и были хранителями трех великих национальных огней, а еще святых огней во всех принципиальных поселениях. Христиане к тому времени уже издавна подвергались преследованиям, их считали врагами государства, так как отождествляли с Римом и Византией, но к концу правления Сасанидов отношение к ним стало более терпимым и в стране процветали общины несториан.
В Сасанидский период появились также и остальные религии. В середине 3 в. проповедовал пророк Мани, который развивал идею объединения маздаизма, буддизма и христианства и в особенности подчеркивал необходимость освобождения духа от тела. Манихейство требовало от жрецов безбрачия, а от верующих добродетельности. Последователи манихейства обязаны были блюсти посты и возвышать молитвы, но не преклоняться изображениям и не исполнять жертвоприношений. Шапур i благосклонно относился к манихейству и, может быть, намеревался сделать его государственной религией, но этому резко воспротивились все еще могущественные жрецы маздаизма и в 276 Мани был казнен. Тем не менее манихейство еще на протяжении нескольких веков сохранялось в Центральной Азии, Сирии и Египте.
Персы и другие иранские народы заимствовали многие достижения цивилизации эламитов, вавилонян и египтян, развили их дальше и, таким образом, обогатили сокровищницу мировой культуры. Одним из больших достижений персов' было творение своеобразной клинописи. Персидская клинопись в отличие от аккадской, содержащей около 600 знаков, была практически алфавитной и имела всего немногим более 40 знаков.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1537;