Скульптура и архитектура Древней Персии
Древнеперсидское рабовладельческое государство, возглавленное правителями династии Ахеменидов, сыграло крупную роль в истории Древнего Востока. В результате успешных завоеваний подчинив своей власти много народов и племен, оно превратилось в крупнейшую древневосточную деспотию. Своего наивысшего могущества Ахеменидская империя достигла в 5 в. до н. э., когда в ее состав не считая Мидии, Армении, Ассирии, Вавилонии и Сирии были включены вся Малая Азия, Египет и Средняя Азия. Подвластные Ахеменидам народы и страны находились на разном уровне экономического и культурного развития, в ряде случаев сохраняя известную самостоятельность. Ахемениды использовали многие достижения народов завоеванных ими государств Передней Азии. Это отразилось как в области хозяйства, так и в религии, искусстве и письменности. В частности, из Двуречья была взята система клинописи, из Урарту чрез Мидию — многие черты зодчества. Большую роль в разработке культуры ахеменидского Ирана сыграли еще народы Средней Азии — бактрийцы, хорезмийцы, согдийцы и саки.
Искусство Ахеменидов, как и в Ассирии призванное славить земного владыку, носило стремянный характер, что особенно сильно было выражено в зодчестве.
Рис.8, 9, 10. Барельефы: персидский воин; царь Дарий I, побеждающий льва; персидские воины
Ахеменидское искусство прославилось своими бесчисленными глазурованными панно с рельефными многоцветными изображениями. Одним из самых популярных является фриз из дворца в Сузах с фигурами " бессмертных " царской гвардии в одеждах, шикарно украшенных ярким узором. Эти воины, украшающие стены дворцовых залов, обязаны были по легендам древних персов охранять царя в случае измены живой охраны. Стилистически изображения выполнены так же, как и на рельефах из камня. И здесь внимание живописца сосредоточено главным образом на одежде, разнообразная трактовка которой формирует великолепный декоративный эффект. Отсутствие интереса к человеческой личности очень типично для придворного искусства Ахеменидов, развивавшегося в государстве, где была невообразимо порабощена и обезличена главная масса подневольного народонаселения.
Другими распространенными сюжетами глазурованных рельефов были изображения львов и фантастических животных. Вереницы их занимают также почетное место в украшении стен дворцов.
Рис.11, 12. Дворец в Персеполе. Общий вид; Культовая башня в Накши-Рустеме. VI в. до. н.э.
Фризы с изображением шествующих зверей помещены меж полосами розеток и пальметок. Однако мускулатура, передача которой в ассирийской скульптуре была предметом исканий живописца, в ахеменидских рельефах трактована совершенно условно; некоторые части тела животных переданы даже иным цветом, чем вся фигура. Основными цветами глазури являются белоснежный, черный, голубой, зеленоватый, желтый и темнолиловый. Чистый красный цвет, так же как в ассирийских и вавилонских глазурованных кирпичах, не употреблялся.
Рис. 13. Древний Иран
В творениях древнеперсидского прикладного искусства, при создании которых живописец был менее связан в своем творчестве официальными требованиями, ощущается большая свобода и внимательность. Своеобразной пластичностью различаются полуфигуры крылатых животных на серебряных ритонах, трактованные в некоторое количество тяжеловатых и обобщенных формах. С реалистическим мастерством и истинным изяществом выполнена маленькая фигурка крылатого козерога, служащая ручкой серебряной вазы, приблизительно относимой к изделиям ахеменидских мастеров.
Рис. 14. Капитель с головами быков из Суз-Мрамор. Высота 5,80 м. Начало 4 в. до н. э.
Глиптика этого времени представлена печатями и цилиндрами. Изображения на них передают сцены царского триумфа, царских охот или завоевания злых гениев. Прекрасным прототипом может служить цилиндр царя Артаксеркса в коллекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина с фигурой царя, ведущего на веревке связанных пленников, и надписью " Я Артаксеркс великий царь ".
Ахеменидское придворное искусство, несмотря на его известный эклектизм, является увлекательной страницей в истории художественной культуры Древнего мира. В архитектуре ахеменидских дворцов разработка проблемы композиции внутреннего пространства явилась важным покорением архитектурной мысли. В изобразительном искусстве эпохи Ахеменидов через каноны официального искусства пробивались отдельные черты жизненной наблюдательности, а в неких памятниках можно подметить благотворное воздействие образцов древнегреческого искусства(к примеру, в правильных и ясных пропорциях изображений воинов в рельефных композициях Персеполя и Суз).
При Ахеменидах усилилось взаимодействие меж искусством различных народов, входивших в состав Древнеперсидского государства. Традиции изобразительного искусства и архитектуры времени Ахеменидов имели огромное значение для дальнейшего развития художества Персии и других государств Передней Азии.В искусстве народов Ирана и Месопотамии в 3 в. до н. э. - 3 в. н. э., в особенности в ведущем его облике - архитектуре, мы не смотрим целостности манеры в связи с тем, что отдельные народности и племена жила экономически изолированно, сохраняя в области культуры свои традиции и навыки. Из городов селевкидского времени заметную роль игралась Селевкия на Тигре, Европос на Евфрате, Экбатана, Сузы, Раги, Гекатомпил. При парфтнах эти и почти все остальные городка продолжали существовать, но, кроме того, возникли и новые, как, к примеру, Ктесифон, расположенный на левом берегу Тигра, напротив Селевкии. Селевкия на Тигре — это обычный эллинистический город с улицами, пересекающимися под прямым углом. Строительная техника парфянского времени в Иране была разнородна и зависела от ряда местных критерий и строительных обычаев. Существовало строительство из камня( Хатра), жженого кирпича( Ашшур) и сырца( весь восток царства). Характерными элементами парфянской архитектуры явились коробовый свод и арка. Коробовый свод, облегченный наклонными отрезками, был по существу важной, если не единственной, формой перекрытия в безлесных местностях Ирана.
Рис. 15. Данники. Рельеф из Персеполя. 5 в. до н. э.
В 3 — 1 вв. до н. э. монументальная архитектура, во всяком случае в западных областях, находилась под мощным воздействием греческих, в особенности малоазийских форм. В последующие века( 1 в. до н. э. — 3 в. н. э.), невзирая на огромное различие строительных приемов и художественных традиций в различных частях широкой Парфянской державы, в архитектуре выработались некие общие принципы плана, композиции строительных масс и пространства.
Оригинальной индивидуальностью парфянской архитектуры в Иране создание айвана — продолговатого сводчатого зала без передней стены, раскрывающегося во двор. Айван является основной торжественной комнатой жилого дома. Во дворцах айваны достигали превосходных размеров и служили торжественными залами. Термин этот сохранился до сих пор в архитектурной и строительной практике Ирана и Средней Азии, но обозначает сейчас открытую террасу — портик на столбах перед домом.
Наиболее соответствующим примером парфянской кирпичной архитектуры является дворцовый комплекс в Ашшуре( на верхнем Тигре), повидимому, относящийся к 1 в. н. э. Основные помещении дворца размещены вокруг прямоугольного двора, воссоздавая древнюю месопотамскую планировку. Но со всех 4 сторон во двор уходят огромные айваны, вокруг которых группируются внутренние помещения. Необыкновенно обработанные фасады дворца выходят во двор. Доминирующим составляющей каждого из 4 фасадов является крупная арка, ведущая в айван. По обеим сторонам данной арки плоскости стен разбиты горизонтальными рядами на три яруса и украшены декоративными пилястрами и фальшивыми проемами. Орнаментальные подробности были выполнены из единица.
Рис.16, 17. Воины («Бессмертные»). Изразцовый фриз из Суз. 5 в. до н. э.; Крылатый конь. Изразцовый рельнф.
Иной план каменного дворца в Хатре, построенного, вероятно, в 1 в. до н. э. Основное сооружение состоит из 2-ух расположенных параллельно айванов, окруженных вспомогательными помещениями. Принципиальных различий в оформлении фасада в Хатре по сопоставлению с Ашшуром нет, хотя отдельные архитектурные подробности ближе к восточно-средиземноморским образцам. Во внутреннем убранстве дворца видную роль играла декоративная скульптура, выполненная высочайшим рельефом. Боковые стены южного айвана были украшены декоративными маскаронами, изображавшими весьма условно трактованные человеческие лица. На архивольтах и сводах арок были также размещены скульптуры; некие изображали парфянских королей. Особенно любопытно изображение молодой женщины в реалистической трактовке лица и фигуры ясно видны тенденции, близкие эллинистическому художеству.
Рис. 18. Ахеменидский ритон. Серебро. Лондон. Британский музей
Монументальная скульптура селевкидского и парфянского времени пока известна нам совсем мало, но, повидимому, роль ее в искусстве Ирана и Месопотамии была очень значимой. Есть сведения, что в раннепарфянское время воздвигались скульптуры в Сузах и остальных городках. На горах, возвышавшихся недалеко от магистральных путей, высекались рельефы в память важных событий, с целью возвеличения такого или другого правителя. Мелкая пластика была, естественно, многочисленна и разнородна. Но до последнего времени мы располагаем только очень ограниченным кругом памятников.
Довольно реалистично трактованные маленькие фигурки из серебра, бронзы и терракоты, изображающие всадников и божества народного пантеона, а еще монеты — вот и все, что мы знаем.
Живопись раннепарфянской эпохи нам мало известна, если не полагать мало изученных фрагментов из Кухи Ходжа( 1 в. н. э.). Наибольшее количество памятников наиболее позднего времени дошло до нас в развалинах сравнительно отлично изученного археологами Дура-Европос — маленького городка на берегу Евфрата, на главном пути, связывающем средиземноморское побережье с глубинными областями Ирана. Это - монументальные росписи разных храмов: синагоги, христианской церкви, храма Зевса и, в конце концов, храма, посвященного Митре — божеству иранского пантеона. Если в первых из перечисленных храмов живопись связана в основном с сирийскими художественными традициями, то росписи Митреума предоставляют нам представление об иранской живописи начала 3 в. н. э. Роспись Митреума изображает охоту Митры, сопровождаемого священными животными.
Рис. 19. Ручка вазы в виде крылатого козерога. Серебро с инкрустацией. Около 4 в. до н. э. Париж. Лувр.
В сасанидском Иране развивалась непростая и состоятельная цивилизация, в разработке которой кроме персов участвовали другие народы Передней Азии, Закавказья и Средней Азии. Сасаниды практиковали переселение в Иран искусных ремесленников из завоеванных государств. В изобразительном искусстве наблюдается сложение эстетических канонов, связанных с новой, феодальной идеологией, зарождавшейся уже на этом шаге. В архитектуре Ирана проистекают значительные изменения. Правда, архитектура времени первых Сасанидов еще во многом близка архитектуре парфянской, но тем не менее в ней уже возникают совсем новые элементы.
Строительная техника сасанидского времени различна в разных районах. В Хузистане( древней Сузиане) продолжает господствовать строительство из жженого кирпича. В Хорасане и Сеистане продолжали пользоваться сырцовой кладкой и пахсой( Пахса — глиняные блоки, употреблявшиеся при возведении стен.). В Фарсе была распространена очень своеобразная техника строительства из дикого камня на известковом растворе. Свод остается важным строительным элементом.. Характерными внешними признаками такового свода являются его полуциркульная выкройка и неприменное присутствие закраин, то есть широта пролета свода в том месте, где он опирается на стенки, больше расстояния меж несущими стенами. Такой свод возводился не только из кирпича и тесаного камня, но и из дикого камня на известковом растворе.
Совершенно новым элементом в архитектуре Переднего Востока является возникающий около 3 в. и получивший широкое распространение купол на тромпах. Иранский купол, каким мы его встречаем впервые во дворце царя Ардашира( 3 в.) в Горе( нынешний Фирузабад), происходит, вероятно, из тромпового свода, и по сей день известного в жилом строительстве Хорасана. Дворец Ардашира в Горе представляет собой прямоугольное здание, резко делящееся на две половины — парадную и жилую. Фасадной является маленькая северная сторона прямоугольника. В центре фасада раскрывается пневмоарка айвана, водящего в квадратный торжественный зал, фланкированный 2-мя такими же залами. Все эти три Зала перекрыты куполами приблизительно одинаковой величины. В большой айван с каждой стороны открываются по два меньших айвана. Таким образом, все построение парадной части дворца строго симметрично. Уже в этом дворце Ардашира мы встречаем сочетание открытого айвана с замкнутым, квадратным в плане купольным помещением — сочетание настолько отличительное для последующего в Иране зодчества феодальной эпохи. Жилая половина дворца состояла из ряда сводчатых помещений, расположенных в южной доли вокруг квадратного двора. Сходен по плану с дворцом в Горе и дворец в Сарвистане( 5 в.).
Крупнейшим памятником сасанидского зодчества является царский дворец в Ктесифоне, который датируется по-разному, то 3, то 6 в. н. э. Фасад здания, увенчанный аркой айвана, по композиции недалёк фасадам дворца в Ашуре и очевидно продолжает традиции парфянской архитектуры, что принуждает склоняться скорее к ранней его датировке. Сохранились тронный зал и примыкавшие к нему второстепенные помещения. Последние, однако, не были видимы с внешней стороны. Их накрывала высокая фасадная стенка, прорезанная посередине гигантской аркой пролетом в 20 м. Пространство большого -тронного зала было беспрепятственно наружу; архитектор сотворил огромное, свободное внутреннее пространство. Пользуясь новыми строительными возможностями, он достиг цели при помощи свода, без подпор и колонн. Новым в архитектуре является еще сопоставление на фасаде большой арки зала и маленьких ложных арок, расположенных в нескольких уменьшающихся кверху ярусах симметрично по обе стороны от входа. Аркатура на фасаде, по форме напоминающая приемы римского зодчества, имела конструктивное Значение, облегчая массу стенки и делая незаметным уменьшение ее толщины наверх. Архитектурная масса здания благодаря контрасту размеров арок видится особенно грандиозной и монументальной.
Как докладывает предание, стены зала имели серебряную облицовку, а пол как будто бы был покрыт драгоценным ковром такой величины, что, когда арабы-завоеватели, разграбившие Ктесифон в 637 году, разрезали его на части, каждому арабу-воину досталось по кусочку.
Рис. 20. Скульптурное изображение девушки из дворца в Хатре. Высота 72 см. 1 в. до н. э. Берлин.
В глубине зала, отененный томными занавесами, вмещался высокий престол, над которым висела на золотых цепях многопудовая корона царя царей. Если к тому же представить торжественную церемонию царского приема, когда любой из придворных в богатом наряде, руководствуясь " Книгой местничества ", занимал строго установленное место в определенном расстоянии от монарха, станет еще более ясной значительность архитектурного образа этого монументального памятника, сделанного для утверждения идеи незыблемости сасанидского государственного строя.
Зороастрийские храмы сасанидского Ирана до последнего времени были плохо известны. Однако благодаря успехам археологии мы располагаем сейчас достаточным материалом для суждения, во всяком случае, об одном, вероятно, наиболее распространенном типе такого храма. Примером может служить Чор-Капу, представлявший собой квадратную в плане, вероятно, кубическую постройку с 4-мя входами, перекрытую куполом на тромпах. Характерной чертой таких храмов являлся окольный коридор, обегающий основной размер со всех сторон и имевший вид то кулуаров со сплошными стенами, то сводчатой галлереи, то открытых террас на легких столбах.
Этот коридор служил для религиозных церемоний, состоявших в шествии вокруг храма. Таким образом, в 3 - 6 вв. н. э. в архитектуре Ирана имели место разнообразные строительные приемы и художественные традиции. Видна последовательность с предыдущим временем, но наравне с описанным выше типом фасада с айваном возникает и новый элемент: квадратное в плане, кубическое в объеме помещение, перекрытое куполом на конических тромпах.
Скульптура сасанидского времени представлена достаточно бессчетными монументами. Сохранился цельный ряд монументальных рельефов, особенно 3 в. Рельефы эти, высеченные на отвесных скалах, традиционно весьма однообразны по собственной теме. Их задачей было славить и восхвалять царя, говорить о его действиях и победах над неприятелями. Особенно соответствующими являются так именуемые " сцены инвеституры ", где божество передает царю символ власти.
Типичный памятник этой группы — рельеф главного царя сасанидской династии Ардашира в Накш-и-Рустеме, высеченный непосредственно под скальной гробницей ахеменидского царя Дария. Этот рельеф изображает сцену передачи богом Ормуздом символа власти царю. Бог и правитель изображены верхом на могучих жеребцах, попирающими: Ормузд — духа тьмы Аримана, Ардашир — побежденного им последнего парфянского царя Артабана.
Композиция строго симметрична, бог и правитель изображены совсем идиентично, фигуры их негармонично значительны по сопоставлению с жеребцами. Позы условны: голова, таз и ноги даны в профиль, а плечи развернуты. По сравнению с плоскостными ахеменидскими рельефами сасанид-ские отличаются объемной трактовкой; головы всадников и жеребцов даны почти круглой скульптурой. Складки одежды трактованы с чрезвычайной тщательностью. При сравнении же сасанидского рельефа с пластикой предыдущего периода видно, что памятник 3 в. гораздо более условен. Связанная геральдическая композиция, условность жеста, ложное соотношение меж фигурами всадников и коней — все это говорит о том, что мы находимся здесь в преддверии новой эпохи с иным подходом к изображению реальности. Характерно, что кони изображены значительно более реалистично, чем люди.
Те же стилевые черты характерны и рельефам, изображающим триумф сасанидского царя Шапура над римским императором Валерианом, попавшим в плен к персам с огромным войском. Некоторые рельефы исполнены в виде расположенных в несколько ярусов фризов, на которых представлены цепочками идущие пленные. Однако всегда выделена центральная сцена, изображающая коленопреклоненного Валериана перед сидящим на коне сасанидским царем. Этот сюжет представлен и в самостоятельной композиции. В изображении пленных больше движения и житейских черт, чем в неподвижной фигуре царя. Динамичнее поздние сасанидские рельефы Так-и-Бустана, изображающие сцены царской охоты. Загроможденные фигурами и измельченные композиции этих плоскостно исполненных рельефов имеют красивые, реалистически выполненные подробности: стадо кабанов, бегающее чрез камыши, мерно шествующие слоны, которые гонят диких животных, и др. Характерной индивидуальностью сасанидских рельефов является красноречивость их композиции с ясно выделенным центром и точным обрамлением, что резко различает их от ахеменидских рельефов, построенных на нескончаемом ритме монотонно повторяющихся фигур.
Круглая монументальная статуя сасанидского времени практически неизвестна. До нас дошло лишь одно своеобразно'е статуарное изображение Шапура, высеченное в пещере из огромного, опускающегося с потолка сталактита. Декоративная статуя, скрашивавшая фасады и интерьеры зданий, была отлично известна в 3 - 4 вв. По своему стилю она мало чем различалась от осмотренных выше каменных рельефов. Выполнялась она в камне там, где была распространена каменная структура( бюсты на мемориальном памятнике царя Парса в Пайку ли), но почаще в штуке, применявшемся в кирпичной архитектуре. До нас дошли фрагменты человечьих изображений, фигур животных и орнаментальные панно с богатым растительным и геометрическим узорами из сасанидских домов, раскопанных в Дамгане, Кише, Ктесифоне. И тут наиболее реально трактованы фигуры животных. Большое место в резной штуковой декорации занимает узор, состоящий из стилизованных растительных и геометрических мотивов.
Рис. 21. Электровый сосуд в виде головы сайги. Нью-Йорк. Собр. Бреммер.
Господствовавшая религия — зороастризм — не поощряла большой религиозной живописи. Напротив, движение, оппозиционное правоверному зороастризму и враждебное сасанидскому государству, — манихейство — сотворило целую художественную живописную школу, сыгравшую в особенности большую роль в Средней и Центральной Азии, куда манихеи уходили от преследований и где они в конце рабовладельческой Эпохи и в раннем средневековье создали сильные и многочисленные общины. Известно, что манихеи придавали особенное значение агитационной роли художественного образа и обширно использовали искусство в собственной религиозной пропаганде. Основатель этого учения Мани, сам, по преданию, превосходный живописец, отправляя собственных проповедников, постоянно высылал с ними и художников. Особенную роль в искусстве манихеев играла миниатюрная живопись, скрашивавшая богослужебные и пропагандистские книги манихеев. Книжная реприза была популярна и официальной сасанидской художественной традиции. Литературные источники сообщают нам о книгах с изображениями сасанидских царей, при этом дают подробное описание канонизированных изображений каждого из правителей этой династии. Иллюстрировались также и научные произведения, в частности книги по астрономии и астрологии.
Высокого подъема достигло в сасанидском Иране прикладное искусство, особенно художественные ткани и изделия из золота и серебра. Сасанидские шелковые ткани пышно украшены своеобразным узором, чаще всего состоящим из кругов и ромбов, в которые вписаны мотивы растений, животных и птиц. Встречаются декоративно трактованные изображения сасанидского царя на охоте, а еще древний мотив 2-ух реальных или фантастических зверей, симметрично расположенных по сторонам дерева.
Для дворцов царя и знати изготовлялось очень много утвари из драгоценных металлов.
Рис. 22. Стадо кабанов. Фрагмент рельефа в Так-и-Бустане. Конец 6 — начало 7 в. н. э.
Известен рассказ о мазандеранском аристократе, который оказался в трудном положении, пригласив на пир около тысячи гостей, когда золотой посуды у него было лишь на 500 человек. Торевтика — мелкая художественная пластика из металла — достигла огромного совершенства. Сосуды из золота и серебра украшались обычно рельефными фигурными изображениями, нередко целыми сценами. Лучшей в мире коллекцией предметов такового рода обладает Эрмитаж. Еще не так давно все Эти монументы неоспоримо числились " сасанидскими ". В настоящее время, благодаря работам русских экспертов, в особенности крупнейшего исследователя сасанидского искусства И. Орбели, установлено, что часть этих произведений относится к наиболее позднему времени, а часть вовсе не является иранской. Так, удается отметить большую группу среднеазиатских вещей( согдийских, хорезмийских), ряд предметов, сделанных на Кавказе. Однако остается немало памятников торевтики иранского происхождения. Это основным образом серебряные плоские чаши или блюда, увенчанные рельефными сценами охоты или пиров, реже изображениями богов или мифических существ. Персидские мастера умело и прекрасно располагали фигуры в соответствии с формой сосуда. Как и в монументальных рельефах, композиции носят целый, великолепный характер. Часто они ограничены только краем чаши и не имеют никаких орнаментальных обрамлений. Героизированный образ короля постоянно каноничен и условен. Примером может служить эрмитажное блюдо с изображением Шапура ii на охоте. Царь представлен скачущим на жеребце; он натягивает тетиву лука, целясь в пасть ставшего на задние лапы разъяренного льва. Бесстрастное лицо Шапура не выражает никаких эмоций. Под ногами его жеребца лежит уже поваленный лев. Иногда сюжетом изображения является царь на троне в окружении придворных или веселящих его музыкантов.
Рис. 23. Изделия из бронзы. Древняя Персия, VI в. до. н.э.
Интересны многочисленные изображения фантастических и реальных существ, образы которых соединены с древнеиранской и среднеазиатской мифологией и поэзией. На одной из чаш представлена дама, вероятно богиня, верхом на сказочном крылатом звере. Женщина играет на флейте. В изгибе ее торса видно понимание художником реальной пластики человеческого тела, а образ в целом наделен известной поэтичностью. Своеобразной пластикой различаются фигуры животных, переданные с большой экспрессией, особенно в сценах борьбы зверей. Иногда введены элементы пейзажа. Изображения зверей и птиц нередко сопровождаются орнаментальными мотивами, Заполняющими плоскость вокруг фигур.
Техника выполнения рельефа на сасанидских чашах многообразна и безупречна. Чаше всего фигуры выпуклые, чеканные или литые; применялась еще различная гравировка, которой наносился плоскостным набросок; встречается инкрустация металла в металл.
Сасанидское искусство представляет своеобразное явление в истории мирового искусства. Сасанидские художники восприняли некие традиции древневосточной, особенно ахеменидской художественной культуры, переработали воздействие римского искусства и сотворили собственный особый монументальный стиль, для которого характерно новое для восточной архитектуры решение пространства дворцовых залов, большие изобразительные рельефы на скалах и высокие по мастерству прикладные художественные изделия.
Рис. 24. Ландшафты Древней Персии
Сасанидское искусство в Иране берегло свой нрав в течение нескольких веков и в условиях раннефеодального общества; сделанное руками мастеров разных народов, оно не только вобрало почти все черты их искусства, но и оказало воздействие на ряд стран. Среди предметов древнеперсидского искусства встречаются металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, ювелирные изделия, скульптура из лазурита и т. д. Особенно удавались персидским мастерам и пользовались большой популярностью художественные изделия, на которых реалистично изображались домашние и дикие животные (бараны, львы, кабаны и т. д.). Среди художественных произведений значительный интерес вызывают цилиндрические печати, вырезанные из агата, халцедона, яшмы и т. д. Украшенные изображениями царей, героев, фантастических и реальных существ, они до сих пор поражают зрителя совершенством форм и оригинальностью сюжета.
[1] Всемирная история,т.1./ под ред. И.Лурье, М.Полтавской – М.:Государственное издательство политической литературы,1956.-С.192.
[2] Очерки истории Древнего Востока/ под ред. В.В. Струве – Л.:Учпедгиз, 1956.- С.76.
[3] Очерки истории Древнего Востока/ под ред. В.В. Струве – Л.:Учпедгиз, 1956.- С.76.
[4]Вигасин А.А. История Древнего Востока: учеб.пособие. М.:Дрофа,2006.-С.53.
[5] Авдиев В.И. История Древнего Востока: учеб.для вузов-3-е изд.-М.:Высшая школа,1970.-С.37.
[6] Там же-С.37.
[7] Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6 т. Т.1.Древний Восток и античность.: учеб.пособие-М.:Высшая школа, 2007.-С.165.
[8] Очерки истории Древнего Востока/ под ред. В.В. Струве – Л.:Учпедгиз, 1956.- С.77.
[9] Липин. Л.,Белов А. Глиняные книги. Л.:Детгиз.,1952.-С.17.
[10] Ильинский Н.И. история государства и права зарубежных стран: Курс лекций-М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.-С.51.
[11] Там же.-С.51.
[12] Очерки истории Древнего Востока/ под ред. В.В. Струве – Л.:Учпедгиз, 1956.- С.77
[13]Вигасин А.А. История Древнего Востока: учеб.пособие. М.:Дрофа,2006.-С.66.
[14] Там же.-С.66-67.
[15] Авдиев В.И. История Древнего Востока: учеб.для вузов-3-е изд.-М.:Высшая школа,1970.-С.49.
[16] Всемирная история,т.1./ под ред. И.Лурье, М.Полтавской – М.:Государственное издательство политической литературы,1956.-С.194-195.
[17]Авдиев В.И. История Древнего Востока: учеб.для вузов-3-е изд.-М.:Высшая школа,1970.-С.49
[18] Всемирная история,т.1./ под ред. И.Лурье, М.Полтавской – М.:Государственное издательство политической литературы,1956.-С.195.
[19] Там же. С.195
[20] Авдиев В.И. История Древнего Востока: учеб.для вузов-3-е изд.-М.:Высшая школа,1970.-С.47.
[21]К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.3,-С.20.
[22] Очерки истории Древнего Востока/ под ред. В.В. Струве – Л.:Учпедгиз, 1956.- С.79.
[23] Авдиев В.И. История Древнего Востока: учеб.для вузов-3-е изд.-М.:Высшая школа,1970.-С.49.
[24] Очерки истории Древнего Востока/ под ред. В.В. Струве – Л.:Учпедгиз, 1956.- С.78.
[25]Авдиев В.И. История Древнего Востока: учеб.для вузов-3-е изд.-М.:Высшая школа,1970.-С.49.
[26] Ильинский Н.И. история государства и права зарубежных стран: Курс лекций-М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.-С.52.
[27] Там же., С. 52.
[28] Очерки истории Древнего Востока/ под ред. В.В. Струве – Л.:Учпедгиз, 1956.- С.79.
[29]Вигасин А.А. История Древнего Востока: учеб.пособие. М.:Дрофа,2006.-С.53.
[30] Всемирная история,т.1./ под ред. И.Лурье, М.Полтавской – М.:Государственное издательство политической литературы,1956.-С.196-197.
[31] Там же.С.-197.
[32] Там же.С.197-198.
[33] Там же.,С.198-199.
[34] Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций-М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.-С.51.
[35] Очерки истории Древнего Востока/ под ред. В.В. Струве – Л.:Учпедгиз, 1956.- С.83.
[36] Там же.С.-83
[37] История Древнего Востока./под ред. В.И. Кузищина.М.:Высшая школа.-1979.-С.122.
[38] Авдиев В.И. История Древнего Востока: учеб.для вузов-3-е изд.-М.:Высшая школа,1970.-С.38.
[39] Википедия. География. http://ru.wikipedia.org
[40] Редер Д.Г. и Черкасова Е.А. : История древнего мира. ч.I. Под ред. Ю.С.Крушкол. М., «Просвещение», 1970. Стр. 96
[41] История Древнего Востока. Под ред. В.И.Кузищина. М., Высш. Школа, 1979. Стр. 14
[42] Википедия. Берберские языки. http://ru.wikipedia.org
[43] Википедия. Индоевропейские языки. http://ru.wikipedia.org
[44] История древнего мира. Ранняя древность. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свеницкой. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. Стр. 198
[45] Биофайл. Научно – информационный журнал. Хронологические и географические рамки Древнего Востока. http://biofile.ru
[46] История древнего мира. Ранняя древность. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свеницкой. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. Стр. 51
[47] Редер Д.Г. и Черкасова Е.А. : История древнего мира. ч.I. Под ред. Ю.С.Крушкол. М., «Просвещение», 1970. Стр. 61
[48] История древнего мира. Ранняя древность. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свеницкой. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. Стр. 41
[49] Ном – это греческое и римское название административной единицы в Древнем Египте, утвердившееся с эллинистического периода и также применяемое в науке к более древним эпохам истории Египта, когда области государства носили название септ, спат, сепат.
[50] Пекулий – это стадо мелкого скота, впоследствии имущество любого вида.
[51] Илоты – это земледельцы в древней Спарте, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.
[52] История древнего мира. Ранняя древность. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свеницкой. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. Стр. 42
[53] Пути развития древних обществ. http://mystic-chel.ru
[54] История Древнего Востока. Под ред. В.И.Кузищина. М., Высш. Школа, 1979. Стр. 44
[55] Шадуф — это колодец, из которого вода добывалась рычаговой системой журавля и использовалась египтянами для орошения земли.
[56] История Древнего Востока. Под ред. В.И.Кузищина. М., Высш. Школа, 1979. Стр. 380
[57] История Древнего Востока. Под ред. В.И.Кузищина. М., Высш. Школа, 1979. Стр. 393
[58] Редер, Д.Г. История Древнего мира. В 2-х ч. Ч. I. Первобытное общество и Древний Восток. Учебное пособие для студентов ист. фак. пед. институтов.- 3- е издание./ Д.Г. Редер, Е.А.Черкасова- М. : Просвещение, 1985.-112 с.
[59] Редер, Д.Г. История Древнего мира. В 2-х ч. Ч. I. Первобытное общество и Древний Восток. Учебное пособие для студентов ист. фак. пед. институтов.- 3- е издание./ Д.Г. Редер, Е.А.Черкасова- М. : Просвещение, 1985.-114 с.
[60] Редер, Д.Г. История Древнего мира. В 2-х ч. Ч. I. Первобытное общество и Древний Восток. Учебное пособие для студентов ист. фак. пед. институтов.- 3- е издание./ Д.Г. Редер, Е.А.Черкасова- М. : Просвещение, 1985.-120 с.
[61] Аккад [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%EA%E0%E4
[62] Аккад [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%EA%E0%E4
[63] История Древнего Междуречья Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.middleeast.org.ua/history/akkad.htm
[64] Аккад [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%EA%E0%E4
[65] Аккад [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%EA%E0%E4
[66] Вигасин, А.А.История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. -2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. шк., 1988.- 119 с.
[67] Вигасин, А.А.История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. -2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. шк., 1988.- 119 с.
[68] Аккад [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%EA%E0%E4
[69] Редер, Д.Г. История Древнего мира. В 2-х ч. Ч. I. Первобытное общество и Древний Восток. Учебное пособие для студентов ист. фак. пед. институтов.- 3- е издание./ Д.Г. Редер, Е.А.Черкасова- М. : Просвещение, 1985.-123 с.
[70] Вигасин, А.А.История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. -2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. шк., 1988.- 119-120с.
[71] Третья династия Ура [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E5%F2%FC%FF_%E4%E8%ED%E0%F1%F2%E8%FF_%D3%F0%E0
[72] Вигасин, А.А.История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. -2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. шк., 1988.- 120 с.
[73] Вигасин, А.А.История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. -2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. шк., 1988.- 120 с.
[74] Д. Ч. Садаев. История Древней Ассирии. М., 1979.
[75] Д. Ч. Садаев. История Древней Ассирии. М., 1979.
[76] Л. Липин и А. Белов. Глиняные книги. Л., 1956.
[77] В. И. Авдиев. История Древнего Востока. Л., 1953.
[78] А. А. Опарин. Ассирия: первая мировая держава. - Вопросы археологии. №2. 2011.
[79] К. П. Матвеев. А. А. Сазонов. Земля Древнего Двуречья. М., 1986.
[80] В. И. Авдиев. История Древнего Востока. Л., 1953.
[81] В. И. Авдиев. История Древнего Востока. Л., 1953.
[82] Д. Ч. Садаев. История Древней Ассирии. М., 1979.
[83] История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. М., 2003.
[84] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E0%EC%F8%E8-%C0%E4%E0%E4_I
[85] Х. Саггс. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. М., 2004.
[86] Всемирная история. Том 1. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1955.
[87] К. П. Матвеев. А. А. Сазонов. Земля Древнего Двуречья. М., 1986.
[88] Хрестоматия по истории Древнего Востока. 1. М., 1980
[89] И. М. Дьяконов. Среднеассирийские законы // Вестник Древней истории, 1952, №4.
[90] Всемирная история. Том 1. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1955.
[91] А.П. Крыжановский. История Древнего Востока. К., 2002.
[92] Д. Ч. Садаев. История Древней Ассирии. М., 1979.
[93] История Древнего мира. Том 2. Расцвет Древних обществ. М., 1983.
[94] История Древнего мира: Учебник/ Редер Д.Г. Под ред. Ю.С. Крушкол. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – С.212.
[95] История Древнего Востока: Учебник/ Вигасин А. А.; Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2007. – С. 155
[96] История древней Ассирии: / Д.Ч.Садаев. Главная редакция восточной литературы. – М., 1979. – С.173
[97] История древней Ассирии: / Д.Ч.Садаев. Главная редакция восточной литературы. – М., 1979. – С.173
[98]История древней Ассирии: / Д.Ч.Садаев. Главная редакция восточной литературы. – М., 1979. – С. 83
[99] История Древнего Востока: Учебник/ Вигасин А. А.; Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2007. – С. 148.
[100] История древней Ассирии: / Д.Ч.Садаев. Главная редакция восточной литературы. – М., 1979. – С.94.
[101] История древней Ассирии: / Д.Ч.Садаев. Главная редакция восточной литературы. – М., 1979. – С.188.
[102] История Древней Ассирии: / Д. Ч. Садаев. Главная редакция восточной литературы. – М., 1979. – С. 190.
[103] История Древнего мира: Учебник/ Редер Д.Г. Под ред. Ю.С. Крушкол. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – С.218.
[104] История Древней Ассирии: / Д. Ч. Садаев. Главная редакция восточной литературы. – М., 1979. – 195 с.
[105] История Древней Ассирии: / Д. Ч. Садаев. Главная редакция восточной литературы. – М., 1979. – 177 с.
[106] История Древней Ассирии: / Д. Ч. Садаев. Главная редакция восточной литературы. – М., 1979. – 178 с.
[107] История Древней Ассирии: / Д. Ч. Садаев. Главная редакция восточной литературы. – М., 1979. – 203 с.
[108] Амореи были второй волной семитских племён, нахлынувшей из степей и пустынь Аравийского полуострова в конце III тыс. до н. э. и заселивших Палестину, Сирию (включая Сирийскую степь) и Двуречье.
[109]Вавилон/: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.26906_1.html
[110] Возникновение Старо-Вавилонского царства. Возвышение Вавилона. Царствование Хаммурапи
/ :http://ifni.ru/topics/data/babylon/babylon03.htm
[111] История древнего мира Д.Г. Редер., Е. А. Черкасова
[112] История Древнего Востока, А.А. Вигасин и [др]., с 124 – 125
[113] Подлинник в Париже (в Лувре), в Москве имеется прекрасный слепок (в музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
[114] История Древнего Востока, А.А. Вигасин и [др]., с 127
[115] История древнего мира, В. И. Кузищин, с 126 – 129
[116] История древнего востока А. А. Вигасин, с 126 – 127
[117] История древнего востока А. А. Вигасин с 74 – 75
[118] История древнего востока В. И. Кузищин, с 129 – 130
[119] История Древнего Востока/Под ред. Кузищина В.И./М.: Высш.шк., 2007. - с.183
[120] Редер Д.Г., Черкасова Е.А./ История Древнего мира. Ч. I. – М.: Просвещение, 1979. – с.185
[121] История Древнего Востока/Под ред. Кузищина В.И./М.: Высш.шк., 2007. - с.183-184.
[122] Всемирная история: В 24 т. Т.2. Бронзовый век/ Бадак А.Н., Войчин И.Е., Волчёк Н.М. и др.- Мн.: Современный литератор, 1999. С – 236.
[123] Всемирная история: В 24 т. Т.2. Бронзовый век/ Бадак А.Н., Войчин И.Е., Волчёк Н.М. и др.- Мн.: Современный литератор, 1999. С – 245-247
[124] Редер Д.Г., Черкасова Е.А./ История Древнего мира. Ч. I. – М.: Просвещение, 1979. – с.185
[125] Всемирная история: В 24 т. Т.2. Бронзовый век/ Бадак А.Н., Войчин И.Е., Волчёк Н.М. и др.- Мн.: Современный литератор, 1999. С – 248
[126] История Древнего Востока/Под ред. Кузищина В.И./М.: Высш.шк., 2007. - с.183-184.
[127] Кузищина В.И.История Древнего Востока: Учебник/ Под И90 ред.. -М.:Высш.школа, 1979.-456 с., ил. + карты(вкладка).-с.201
[128] Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории, 1952
[129] История Древнего Востока: Учебник/ Под И90 ред. В.И.Кузищина. -М.:Высш.школа, 1979.-456 с., ил. + карты(вкладка).-с.202
[130] История Древнего Востока: Учебник/ Под И90 ред. В.И.Кузищина. -М.:Высш.школа, 1979.-456 с., ил. + карты(вкладка).-с.203
[131] Молитва Пудухепы, жены царя Хаттусили III, обращенная к Аринити
[132] Гютербок Г. Г. Хеттская мифология // Мифологии древнего мира. Пер. с англ. М., 1977.
[133] Фортификация – это военная наука об искусственных закрытиях и преградах, усиливающих расположение войск во время боя и называемых поэтому фортификационными постройками.
[134] Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А. - Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. С. 7-9.
[135] История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История/А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1998. – с.194.
[136] Дьяконов И.М. Урартские письма и документы. - Москва - Ленинград: Издательство АН СССР, 1963. С. 6-9.
[137] Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Под ред. Орбели И.А. - Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. С. 27-28
[138] Всемирная история: В 24 т. Т. 3. Век железа. – Мн.: Современ. Литератор, 1999. С. 94-95.
[139] История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История/А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1998. – с. 200-201
[140] Авдусин Д.А. Основы археологии: Учеб. для вузов по спец. «История». – М.: Высш. шк., 1989. С. 146.
[141] Авдусин Д.А. Основы археологии: Учеб. для вузов по спец. «История». – М.: Высш. шк., 1989. С. 145-147.
[142] История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История/А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1998. – с. 201-202
[143] Бадак А.Н. и др. Всемирная история: В 24 т. Т. 3. Век железа. – Мн.: Современ. Литератор, 1999. С. 103-105.
[144] Меликишвили Г. А. Некоторые вопросы социально-экономической истории Наири-Урарту // Вестник древней истории. — Москва, 1951. — № 4, с. 38-40.
[145] Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А. - Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. С. 86-87.
[146] История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История/А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1998. – с. 196-204
[147] Дьяконов И.М. Урартские письма и документы. - Москва - Ленинград: Издательство АН СССР, 1963. С. 18-21
[148] Редер,Д.Г.,Черкасова Е.А. История древнего мира.Ч I.Первобытное общество и Древний Восток.Учебное пособие для студентов ист.фак.пединститутов /Под ред.Ю.С.Крушкол.-2-е изд.,испр. и доп.-М.:"Просвещение",1979.-288 с.
[149] Дандамаев ,М.А., Виноградов ,И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .-572 с.
[150] Белявский ,В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический - М.: "Мысль", 1971 .- 319 с.
[151] Редер,Д.Г.,Черкасова Е.А. История древнего мира.Ч I.Первобытное общество и Древний Восток.Учебное пособие для студентов ист.фак.пединститутов /Под ред.Ю.С.Крушкол.-2-е изд.,испр. и доп.-М.:"Просвещение",1979.-288 с.
[152] Белявский ,В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический - М.: "Мысль", 1971 .- 319 с.
[153] Дандамаев ,М.А., Виноградов ,И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .-572 с.
[154] Вигасин ,А.А. ,Дандамаев, М.А. ,Крюков ,М.В. История Древнего Востока: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» (под ред. Кузищина В.И.) Изд. 3-е, перераб., доп. М.: "Высшая школа",2003.- 462 с.
[155] Вигасин ,А.А. ,Дандамаев, М.А. ,Крюков ,М.В. История Древнего Востока: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» (под ред. Кузищина В.И.) Изд. 3-е, перераб., доп. М.: "Высшая школа",2003.- 462 с.
[156] Редер,Д.Г.,Черкасова Е.А. История древнего мира.Ч I.Первобытное общество и Древний Восток.Учебное пособие для студентов ист.фак.пединститутов /Под ред.Ю.С.Крушкол.-2-е изд.,испр. и доп.-М.:"Просвещение",1979.-288 с.
[157] Дьяконова, И.М. , Неронова , В. Д,. Свенцицкая, И.С. История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: «Наука», 1983.-524c.
[158] Дандамаев ,М.А., Виноградов ,И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .-572 с.
[159] Редер,Д.Г.,Черкасова Е.А. История древнего мира.Ч I.Первобытное общество и Древний Восток.Учебное пособие для студентов ист.фак.пединститутов /Под ред.Ю.С.Крушкол.-2-е изд.,испр. и доп.-М.:"Просвещение",1979.-288 с.
[160] Дандамаев ,М.А., Виноградов ,И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .-572 с.
[161] Редер,Д.Г.,Черкасова Е.А. История древнего мира.Ч I.Первобытное общество и Древний Восток.Учебное пособие для студентов ист.фак.пединститутов /Под ред.Ю.С.Крушкол.-2-е изд.,испр. и доп.-М.:"Просвещение",1979.-288 с.
[162] Дьяконова, И.М. , Неронова , В. Д,. Свенцицкая, И.С. История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: «Наука», 1983.-524c.
[163] Белявский ,В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический - М.: "Мысль", 1971 .- 319 с.
[164] Дандамаев ,М.А., Виноградов ,И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .-572 с.
[165] Дандамаев ,М.А., Виноградов ,И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .-572 с.
[166] Вигасин ,А.А. ,Дандамаев, М.А. ,Крюков ,М.В. История Древнего Востока: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» (под ред. Кузищина В.И.) Изд. 3-е, перераб., доп. М.: "Высшая школа",2003.- 462 с.
[167] Дьяконова, И.М. , Неронова , В. Д,. Свенцицкая, И.С. История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: «Наука», 1983.-524c.
[168] Дьяконова, И.М. , Неронова , В. Д,. Свенцицкая, И.С. История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: «Наука», 1983.-524c.
[169] Тураев, Б.А. История древнего Востока. Том 2\под редакцией Струве В.В. и Снегирева И.Л. - Ленинград: Социально-экономическое, 1935.-322c.
[170] Дандамаев ,М.А., Виноградов ,И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .-572 с.
[171] Дандамаев ,М.А., Виноградов ,И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .-572 с.
[172] Тураев ,Б.А. История древнего Востока. Том 2\под редакцией Струве В.В. и Снегирева И.Л. - Ленинград: Социально-экономическое, 1935.-322c.
[173] Дьяконова, И.М. , Неронова , В. Д,. Свенцицкая, И.С. История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: «Наука», 1983.-524c.
[174] Вигасин ,А.А. ,Дандамаев, М.А. ,Крюков ,М.В. История Древнего Востока: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» (под ред. Кузищина В.И.) Изд. 3-е, перераб., доп. М.: "Высшая школа",2003.- 462 с.
[175] Дьяконова, И.М. , Неронова , В. Д,. Свенцицкая, И.С. История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: «Наука», 1983.-524c.
[176] Тураев, Б.А. История древнего Востока. Том 2 \Под редакцией В.В. Струве и И.Л Снегирева. - Ленинград: "Социально-экономическое", 1935.-322c
[177] Тураев, Б.А. История древнего Востока. Том 2 \Под редакцией В.В. Струве и И.Л Снегирева. - Ленинград: "Социально-экономическое", 1935.-322c
[178] Дандамаев ,М.А., Виноградов ,И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .-572 с.
[179] Тураев, Б.А. История древнего Востока. Том 2 \Под редакцией В.В. Струве и И.Л Снегирева. - Ленинград: "Социально-экономическое", 1935.-322c
[180] Редер, Д.Г.,Черкасова ,Е.А. История древнего мира.Ч I.Первобытное общество и Древний Восток.Учебное пособие для студентов ист.фак.пединститутов /Под ред.Ю.С.Крушкол.-2-е изд.,испр. и доп.-М.:"Просвещение",1979.-288 с.
[181] Вигасин ,А.А. ,Дандамаев, М.А. ,Крюков ,М.В. История Древнего Востока: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» (под ред. Кузищина В.И.) Изд. 3-е, перераб., доп. М.: "Высшая школа",2003.- 462 с.
[182] Дандамаев, М.А., Виноградов, И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .- 572 с
[183] Вигасин ,А.А. ,Дандамаев, М.А. ,Крюков ,М.В. История Древнего Востока: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» (под ред. Кузищина В.И.) Изд. 3-е, перераб., доп. М.: "Высшая школа",2003.- 462 с.
[184] Дандамаев ,М.А., Виноградов ,И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .-572 с.
[185] История Востока; «Восточная литература» РАН, Москва, 1997. Гл. 15
[186] Белявский ,В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический - М.: "Мысль", 1971 .- 319c.
[187] Тураев, Б.А. История древнего Востока. Том 2 \Под редакцией В.В. Струве и И.Л Снегирева. - Ленинград: "Социально-экономическое", 1935.-322c
[188] Белявский ,В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический - М.: "Мысль", 1971 .- 319c.
[189] Дандамаев ,М.А., Виноградов ,И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:"Знание", 1983 .-572 с.
[190] Бадак А.Н. ,Войнич, И.Е.,Волчек Н.М .и др. Т.3. Век железа. Всемирная история: В 24 т. , Мн.: "Литература", 1998 г. Гл. 4
[191] Стройк, Д. Я . Краткий очерк истории математики. – М.: "Наука", 1990. – 251с.
[192] Рыбников ,К. А. История математики: учебник. – М.: "МГУ", 1994. – 496с.
[193] ЦКОФР - Астрономия древнего мира (Реферат)
http://www.ckofr.com/astronomiya/57-astronomiya-drevnego-mira
[194] Бехистунская надпись - трехъязычный (древнеперсидский, эламский и вавилонский) клинописный текст на скале Бехистун, юго-западнее Экбатана, между Керманшахом и Хамаданом в Иране, высеченный по приказу царя Дария I.
[195] Керманшах(или Бахтаран) - город на западе Ирана, административный центр остана Керманшах.
[196] Шахнаме( с перс. «Царская книга») - выдающийся памятник персидской литературы, национальный эпос иранских народов.
[197] Уджагорресента -египетский религиозный и государственный деятель Позднего царства, жрец культа богини Нейт.
[198] Жрецы - группа людей, занимавшаяся изучением природных явлений и отправлением культов в архаичных цивилизациях. Жрецы почитались как посредники в общении людей с миром богов и духов.
[199] Писцы– штатные рабочие, занятые перепиской официальной корреспонденции.
[200] Зороастризм - религиозное учение, возникшее в Средней Азии приблизительно в VII в. до н. э. и названное по имени своего основателя Заратуштры (с греч. Зороастр).
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 7966;