Архитектура. Архаическая эпоха—время ста­новления греческой архитектуры

 

Архаическая эпоха—время ста­новления греческой архитектуры. Бесспорен примат общественной, в первую очередь сакральной, архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные со­оружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Формирующееся чувство единства гражданского коллектива находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом оби­тания богов. Ранние храмы повто­ряли устройство мегарона II тыс. до н. э. Храм нового типа родился в Спарте—древнейшем полисе Эллады. Характерная особенность греческой архитектуры — приме­нение ордеров, т. е. особой си­стемы построения, которая подчер­кивает архитектонику здания, при­дает выразительность несущим и несомым элементам конструкции. выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших несомые части—антаблемент, который отражал конструкцию балочного пе­рекрытия и крыши. Первоначально храмы строились на акрополях— укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позд­нее в связи с общей демократи­зацией общества происходят изме­нения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем юро­де, чаще всего на агоре—главной площади, бывшей центром обще­ственной и деловой жизни полиса.

Храм как институт способствовал развитию различных видов ис­кусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть добычи, захва­ченной у врагов, оружие, подноше­ния по случаю избавления от опас­ности и т. д. Значительную часть таких даров составляли произведе­ния искусства. Важную роль игра­ли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах. Сопер­ничество сначала знатных родов, а затем полисов способствовало то­му, что здесь сосредоточивались лучшие произведения искусства, территория святилища становилась чем-то вроде музея.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом рим­ской истории, усложнением общественных отношений, ростом рим­ского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кри­вые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до н. э., небольшой храм Весты на Форуме. Внутри города сохранились пу­стыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточ­ные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли дере­вянным настилом, а позднее и каменным сводом,

Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из глав­ной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.

Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была ре­конструирована старая система клоак (канализация). Растущее на­селение требовало хорошей воды, для подведения которой были по­строены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров.

Новый этап городского строительства начался со II в. до н. э., когда Рим лихорадочно строится; застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается и цене. Некоторые части города застраиваются планомерно. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н.э. многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона и даже мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города — римский Форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы. портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в спе­циальных зеленых зонах-парках, расположенных на окраинах города, Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

С результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитек­туры. Римляне стремились подчеркнуть и своих зданиях и архитек­турных сооружениях идею силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к мону­ментальности и масштабности их сооружений, которые пораяжают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архи­тектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к практической стороне дела, созданию преимущественно не храмовых комплексов, а практических зданий и сооруже­ний (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архи­текторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

В отличие от греческих архитекторов, которые составляли планы зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера – дорический, ионический, коринфский. В отличие от гре­ческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой сочетание декоративного убранства с конструк­цией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как де­коративный элемент. Однако римляне развили ор­дерную систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих, такими ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех греческих, ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е, совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.

Римская архитектура в период IV—1 вв. до н. э. прошла два периода своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н. э„ когда Рим был относительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влия­нием этрусской архитектуры; например, формы римского раннего храма и его декоративного убранства, применение арки и свода было заимствовано от этрусков. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная в IV в. до н, ,-).; некоторые части стены восходят к VI в. до н. э. гражданские (первые водопроводы и дороги—конец IV в. до н. р.). Второй период— это I – II в. до н. э. Он характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций. Усложнение государственной деятельности, общественных отношений, развитие экономики, рост городского населения дает мощный толчок в разви­тии архитектуры. Появляются новые чисто римские типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена по II в. до н. э.), амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями, цирки, где происхо­дили ристания колесниц, термы — сложный комплекс банных поме­щений. библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные пар­ком. Новым типом монументального сооружения является триум­фальная арка.

Потребности торговли вызвали к жизни постройку складов (на­пример, громадный портик Эмилиев—II в. до н. э.), специальные рыночные помещения.

Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный сенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э.), судебные помещения. Завоевание Италии и Сре­диземноморья вызвало к жизни интенсивную постройку постоянных поенных лагерей, многочисленных многослойных дорог, опоясываю­щих всю Италию и продолженных в провинции. Нужды растущего городского населения приводят к совершенствованию канализации и постройке новых водопроводов, подводящих поду в Рим за несколько десятков километров. Рим в I в. до н. э., превращается в громадный город с миллионным населением, многоэтажными домами, плотно застроенный многочисленными зданиями общественного назначения, живущий напряжённой, нервной жизнью[11].

В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прос­леживаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотиче­скую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпо­ху греческой колонизации регуляр­ная система планировки начинает оказывать влияние на градостро­ительную теорию и практику. Ви­димо, в V в. до н.э. жил создатель теории регулярной планировки города Гипподам. Под влиянием егоидей были спланированы Олинф и восстановленный после персидско­го разгрома Милет. Теория Гипподама не сводилась только к разбив­ке города на сетку прямоугольных кварталов, разделенных пересека­ющимися под прямым углом улица­ми. Она включала в себя также идею членения городской территории на несколько районов, разли­чавшихся по функциям: обществен­ный центр, жилая часть, портовая, торговая и промышленная зоны.

Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значи­тельные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная ста­туя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульпто­ром Фидием из золота и слоновой кости.

Особое место в истории древне­греческого зодчества занимает комплекс сооружений на афинском акрополе. Разрушенный пер­сами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в течение всего V в. до н. э. Ансамбль Акрополя счита­ется вершиной древнегреческой ар­хитектуры, символом эпохи наи­высшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооруже­ний: парадные ворота—Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышались Эрехтейон и главный храм Афин— Парфенон.

Строительство ансамбля Акропо­ля осуществлялось по программе. В его создании ведущая роль при­надлежала Периклу и крупнейшему скульптору Фидию. Руководители Афин стремились создать комплекс святилищ, которые бы не только прославляли Афины, но и выступа­ли в роли религиозного центра все­го Афинского морского союза.

Главное сооружение Акрополя— Парфенон. Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон—храм Афины-Девы, и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т. е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини, выполнен­ная Фидием. Тема вос­точного фронтона—рождение лю­бимой дочери Зевса. На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая жителям этой страны оливковое дерево. Это был симво­лический сюжет: в то время богиня Афина воспринималась как покро­вительница демократии, а Посейдон—как покровитель аристокра­тии. Изображения на метопах свя­заны с мифами (борьба богов с титанами, афинских героев с ама­зонками, битва лапифов с кентав­рами, разрушение греками Трои), но скульпторы переосмыслили их. Единая идейная основа объединяет все сюжеты: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дико­сти и отсталости. В единый смыс­ловой ряд поставлены боги, лапифы и греки, в другой—гиганты, кентавры и троянцы. Все эти мифы заключали прекрасно осознава­емую современниками аллегорию борьбы и победы греков над перса­ми. Завершает скульптурный декор Парфенона фриз, на котором пред­ставлена торжественная процессия во время праздника великих Панафиней, в нем должны были прини­мать участие как граждане Афин, так и афинские метеки и делегации союзников. Фриз Парфенона счита­ется одной из вершин классическо­го искусства. При всем композици­онном единстве он поражает своим разнообразием, из более чем пяти­сот фигур юношей, старцев, деву­шек, пеших и конных ни одна не повторяет другую. С изумительным мастерством переданы полные динамизма движения людей и жи­вотных.

Помимо статуи Афины для Пар­фенона Фидий выполнил еще од­ну—бронзовую фигуру, первый после разрушения персами Акропо­ля памятник, поставленный среди его руин в 465—455 гг. до н. э. Фидий создал иной образ богини— Афины Промахос (Афины-воитель­ницы), грозной и суровой защитни­цы своего города; правой рукой она опирается на копье, в левой держит щит, на голове—шлем. Фи­гура Афины как бы царила над городом, и все подплывавшие с моря видели сверкающие на солнце верхушку копья и гребень шлема статуи.

Уже после смерти Фидия непода­леку от Парфенона возводится храм, посвященный одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею (отсюда его назва­ние—Эрехтейон). Он построен на том месте, где, по преданию, про­исходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма находилось от­верстие, через которое показывали след на скале, якобы оставленный трезубцем Посейдона, а около хра­ма росла священная олива. Эрех­тейон выделяется необычностью своей планировки: он асимметри­чен, и его отдельные части нахо­дятся на разных уровнях. Три раз­личных портика примыкают к его основной части, из них особенно известен портик кариатид, где не­сущие крышу колонны заменены фигурами девушек, медленно дви­жущихся к Парфенону.

Так был создан великолепный ансамбль Акрополя — здания, «грандиозные по величине и непод­ражаемые по красоте», как писал биограф Перикла Плутарх. Эти творения и в его время (а жил он в 1 в. н.э., т.е. пять столетий спу­стя) вызывали восхищение, как будто, по словам того же Плутарха, они «проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестаре­ющую душу»[12].

 








Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1380;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.