Экономическое развитие (сельское хозяйство, ремесло, торговля) по законам Хаммурапи
Кодекс царя Хаммурапи является значительным историческим памятником Древнего Вавилона, отражает основы общества, социальное положение жителей государства, его экономическое развитие. Свод законов Хаммурапи свидетельствует о том, что основу экономики Старовавилонского царства составляло натуральное хозяйство. В законах также отражено развитие товарно-денежных отношений, ростовщичества. Всего экономическим отношениям отведено около 50 статей.
Главным занятием жителей Вавилона являлось земледелие с искусственной системой орошения. Орудия труда были достаточно примитивными: мотыга, серпы приспособления для боронования. В Древнем Вавилоне применялись орудия труда из бронзы, известны случаи применения железных изделий. Систематическое использование металла способствовало росту производительности труда в земледелии. Именно во времена Старо-Вавилонского царства стал широко применяться плуг усложненной конструкции, который был оснащен специальной воронкой, куда засыпалось зерно, и трубкой, через которую семена попадали в борозду. Однако, по некоторым сведениям, такой плуг изобрели еще при III династии Ура. При вспашке использовалась тягловая сила быков. Домашние животные – ослы, ишаки, мулы, начинает появляться лошадь.
Высокая урожайность земледелия достигалась не только исключительным плодородием почвы, но и развитой ирригационной системой. Короткий зимний период дождей с небольшим количеством осадков, высокая температура воздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода разлива рек со временем посадки определили важное значение искусственного орошения. Главные каналы брали свое начало у рек Тигра и Евфрата, дальше от них ответвлялись все более и более мелкие, пока влага не попадала непосредственно на поля. Необходимый уровень воды в системе поддерживался за счет плотин. Воду в высокие районы, куда она не достигала во время подъема рек, поднимали при помощи специальных водоподъемных сооружений, которые оставались несложными в техническом отношении и требовали значительных затрат физического труда человека. центральная власть заботилась не только о расширении ороcительной сети, но и о содержании ее в порядке. Царь чаcто давал распоряжения о расчистке каналов и о различных работах, связанных с ирригацией. Если в царcкий дворец поступали сведения, что в какой-либо местности не хватает воды для орошения, то из дворца посылалось распоряжение о принятии мер для обеспечения населения водой. Еcли не хватало воды для орошения полей, арендованных у дворца, то местные чиновники должны были принять меры к орошению этих полей или же заменить неорошаемое поле орошаемым. Больше того, меcтные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение арендованных у царя земель: в случае неурожая из-за плохого орошения недоимка арендной платы начиcлялась на местного чиновника. Если прорывалась плотина, чиновники должны были найти рабочую cилу, необходимую для исправления повреждений. Если наводнение не достигало высоких полей, то по приказу царя устанавливались водоподъемники. В судебнике Хаммурапи cохранились оcобые статьи, уcтанавливающие ответственность общинников за сохранение в порядке данного участка ирригации. Если по чьей-либо вине проиcходил прорыв в плотине и был затоплен соседний участок, виновный должен был возместить стоимость погибшего xлеба. Если он этого сделать не мог, то его cамого и его имущество следовало продать, обратив вырученные деньги на возмещение убытков, понеcенных владельцами соседних полей.
Во II тысячелетии до н.э. на полях Вавилонии возделывали не только зерновые культуры. Во времена Хаммурапи активно развивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные территории засаживались финиковой пальмой. Государство, защищавшее интересы земельных собственников, заботилось также и о владельцах садовых участков. По 59-й ст. законов Хаммурапи за самовольную порубку дерева в чужом саду следовало уплатить высокий штраф — полмины серебра. Законодатель, cтоящий на страже имущественных интересов богачей, устанавливал высокую плату за аренду сада в размере 2/3 садового дохода. Если cадовый доход уменьшался, арендатор был обязан уплатить аренду соответственно с доходом соcеднего участка.
Наличие богатых пастбищ, под которые иcпользовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. За кражу скота, порчу орудий труда существовали различные штрафы и наказания, записанные в кодексе Хаммурапи. Штраф за кражу оросительного орудия: «§259. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли (общины, то) он должен отдать хозяину оросительного орудия 5 сиклей серебра». Также обозначены расценки найма скота, услуг: «§271. Если человек наймет быков, повозку и его погонщика, (то) он должен давать 180 ка хлеба в день».
Вавилон располагался на скрещении речных и караванных торговых путей, что способствовало развитию торговли. Особенное значение получила внешняя торговля. Государственная власть активно пыталась сосредоточить в своих руках большое количество обрабатываемых земель и постоянно вмешивалась в хозяйственную жизнь страны, пыталась централизовать в своих руках внешнюю торговлю. Эту торговлю вели тамкары, торговавшие либо по поручению царского дворца, либо на свой собственный страх и риск. Особые государственные чиновники, называвшиеся «вакиль тамкары», руководили этой торговой деятельностью. Из Вавилонии, как из аграрной страны, вывозили главным образом сельскохозяйственные продукты: пшеницу, ячмень, растительное масло, финики и шерсть. Кроме того, из Сиппара, центра шерстоткацкого производства, вывозили, в частности, в Элам шерстяные ткани. А из Элама в Вавилонию привозили металлическую руду (медь и серебро), из Ассирии — свинец и другие металлы, из соседней горной страны Гутиума — рабов. Наряду с внешней и крупной оптовой торговлей существовала и внутренняя, особенно розничная торговля. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или у храмов ссуды или товары, самостоятельно вели свои торговые операции, перевозя товары по рекам и каналам из одного города в другой — из Ларсы в Ниппур, из Вавилона в Сиппар и т. д. Законодатель, защищавший интересы собственников-богачей, принимал меры к тому, чтобы обеспечить крупному оптовому торговцу высокую, установленную законом прибыль. По законам Хаммурапи взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от необходимости ее возвращения, были военные действия.
Торговые сделки совершались на особых рынках, где, судя по документам, устанавливались цены на различные товары. Эти цены колебались в завиcимости от хозяйственных условий и времени года. В царствование Хаммурапи продукты сельского хозяйства стоили значительно больше, чем в Уруке при Сингашиде. Так, например, шерсть была вдвое дороже, растительное масло — в три раза, а зерно — вдвое дороже. Подорожание продуктов при Хаммурапи, возможно, объясняется длительными войнами, которые в то время вел Вавилон и которые должны были отразиться на хозяйственной жизни страны, отрывая свободных земледельцев от их обычных сельскохозяйственных работ.
Расширение и усиление Вавилонского царства привели к дальнейшему развитию внешней торговли. Вавилонские купцы отправлялись в cоседние страны, чтобы там покупать или продавать различные товары, в частности рабов. Стоимоcть некоторых товаров устанавливалась по курсу цен, который в то время стоял на одном из иностранных рынков, например в Туплиаше. При I вавилонской династии Вавилон превращается в крупный торговый центр не только Месопотамии, но и ряда соседних стран. Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро: зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наем скота и повозок, а также жалованье чиновникам и судьям. Государство, владевшее большими землями, накапливавшее множество различных продуктов в своих складах, было заинтересовано производить все расчеты натурой. С другой стороны, сельские общины все еще продолжали жить в условиях примитивного и замкнутого натурального хозяйства.
Большую роль в вавилонском хозяйстве играли глина и тростник, а также шерсть, кожи, лен, пальмовое волокно и другие виды сельскохозяйственного сырья, которыми изобиловала страна. Эти богатства в сочетании с очень ранним развитием внешней торговли и явились той основой, на которой выросла промышленная и торговая слава Вавилона, достигшая зенита в эпоху столпотворения.
Дерево, как и камень, было дорогим и редким. Местные породы дерева — древесина финиковых пальм, тамарисков, сикомор, ивы и др. — шли на мелкие бытовые поделки, но мало годились для изготовления более ценных вещей. Для последних использовали привозную древесину кедра, кипариса, дуба, бука и т. д. Вавилонские мебельщики завоевали своим мастерством заслуженную славу у соседних народов. Они изготовляли и легкую плетеную утварь из ивовых прутьев и тростника, дорогую полированную, мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней.
Глина во многих случаях заменяла недостающие камень, дерево и металлы. Глиняные изделия сопровождали вавилонянина от рождения до смерти. Сами люди, по поверьям вавилонян, были созданы из глины. Мастерство шумеро-вавилонских гончаров оставалось непревзойденным на протяжении всей древней истории Ближнего Востока. Его образцам следовали и подражали все соседние народы. Помимо посуды, вавилонские гончары делали из глины бочки-пифосы, ящики, жаровни, гробы, веретена, светильники, разнообразные статуэтки культового и бытового назначения, серпы и т. д. Из глины и глиняных кирпичей возводились все постройки, начиная с хижин бедняков и кончая царскими дворцами.
Тростник, прутья и пальмовое волокно служили материалом для самых разнообразных плетеных изделий — циновок, ковров, корзин, сумок, сосудов и т. п. Эти вещи широко использовались вавилонянами в быту.
Широкое развитие получила обработка кожи, чему способствовало обилие скота в стране. Из кожи изготовляли обувь, предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы), конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи), мехи для хранения жидкостей и многое другое. Специфически ассиро-вавилонским изделием были кожаные бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых вплавь переправлялись через реки. Такой бурдюк входил в состав солдатской амуниции.
В Старовавилонском царстве были широко распространены пивоварение, масло- и виноделие, хлебопечение, кондитерское дело, приготовление муки, крупы, косметики, парфюмерии и т. д. Все эти товары пользовались большой популярностью у соседних народов.
Особую славу Вавилону создало его текстильное производство. Основным сырьем для него издревле служила шерсть — овечья и в меньшей степени козья. Шерсть и лен давало сельское хозяйство страны. Основными производителями их были храмы, располагавшие обширными пастбищами и землями. Частные лица получали шерсть и лен либо от храмов в виде «кормления» и «содержания», либо покупали на рынке, так как не имели возможности держать овец и сеять лен в своих небольших имениях. Овцеводство в VII — VI вв. в Вавилонии достигло невиданных ранее размеров. В эту эпоху были изобретены и вошли во всеобщее употребление железные ножницы для стрижки овец.
Сведений о конструкции ткацких станов у вавилонян не сохранилось. Но вавилонские ткани по качеству не уступали египетским, которые изготовлялись на горизонтальных и вертикальных станах. Как и у других древних народов, вавилонские ткачи ткали сразу готовые изделия — одежды, покрывала, ковры, скатерти и др. Но в VII—VI вв. покрой одежды настолько усложнился, что появилась профессия портного. Вытканные изделия вышивались, подвергались окончательной отделке валяльщиками и прачечниками, которые вытаптывали их ногами в ямах или чанах с моющим раствором из масла с добавкой поташа, соды, квасцов и мочи, выколачивали вальками, полоскали, сушили и белили на солнце, наводили ворс щетками из чертополоха.
Вавилонским кузнецам не приходилось плавить металл из руды, но они постоянно имели дело с его переплавкой, изготовлением и очисткой сплавов, очень точно определяли состав сплавов золота и серебра, умели очищать эти металлы от примесей. Вавилонские мастера обрабатывали металл ковкой, литьем, прокаткой, чеканкой, гравированием.
Ремесленный труд, в отличие от земледельческого, не пользовался уважением. Отрицательное отношение к ремеслу и ремесленникам, присущее древнему миру в целом, носило традиционный характер, связанный с классовой структурой вавилонского общества и представлениями о гражданской чести.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 27904;