История религии древних евреев.
С самого начала своего расселения на территории Палестины евреи были ниже ханаанеев по своему культурному развитию. Поэтому они переняли весь характер ханаанейской культуры. В частности первые религиозные культы израильтян мало чем выделялись от ха-наанейских. В них рядом с другими божествами существовал общий бог всего израильского племенного союза — Яхве. Все же по мере усиления вражды между израильтянами и ханаанеями из религии евреев удалялись все обычаи ханаа-анеев, а роль бога Яхве увеличивалась.
В период нахождения у власти династии Амвриев в Израиле насаждался культ бога Ваала (Баала). Данного бога чтили в древности на всем Ближнем Востоке. Приверженцы его культа считали, что Ваалу подвластны солнце и огонь, что он дарует плодородие и военную удачу. Но некоторые израильские религиозные вожди, в особенности пророк Илия, выдвигались против культа бога Ваала, поскольку поклонение этому богу требовало принесения человеческих жертв. Это бог отдавал предпочтение сыновьям богатых людей, но те старались увернуться от жертвоприношений и приобретали детей у бедных родителей, а потом растили их до дня жертвоприношения. Еще человеческие жертвы приносились при закладке фундамента жилых домов. Израильские вожди отрицали жертвоприношения людей и призывали население воплощать в жизнь заветы бога Яхве.
Среди иудеев возникло религиозное движение пророков, в котором видным деятелем был Иезекииль, возникло после вавилонского пленения. В собственных проповедях он старался разработать основные черты будущего иудейского государства. Оно казалось ему единым царством, которым должны были править иудейские жрецы во главе с «мессией».
В библейском рассказе о странствиях евреев по пустыне необходимо выделить один случай, который имел важную роль для становления еврейской культуры, - историю с золотым тельцом. В тот момент когда Моисей принимал от бога на горе Синай скрижали с десятью заповедями, израильтяне требовали, чтобы он сделал им новых богов, поскольку они устали ждать Моисея. Аарон приказал скопить все золотые украшения, переплавить их и из получившегося слитка отлить статуэтку золотого тельца (теленка). Перед фигурой тельца был поставлен жертвенник. Когда Моисей вернулся с Синая и увидел свой народ, который плясал вокруг золотого тельца, его постиг гнев и он приказал растереть тельца в прах, растворить в воде и выпить эту смесь всем евреям.
Тогда в истории еврейского народа появляются судьи (евр. шофетим). Судьи были правителями Израиля во времена между разделением земель и основанием царства. Им вменялось в обязанность осуществлять судопроизводство в отдельных родовых союзах, наблюдать за отправлениями религиозного культа и, при необходимости, выступать в роли военных предводителей. Ветхозаветный вариант формирования еврейского народа указывает, что его культура складывалась на базе религиозных представлений. Считается, что традиция монотеизма берет своё начало от Авраама. Бог Яхве в Ветхом Завете предстает как живой Бог, который творит свой народ и поэтому еврей может преклонить колени только перед этим Богом, а любое другое поклонение будет идолопоклонством. Таким образом, своеобразие древнееврейской культуры создано его монотеистической религией. Именно по причине своего радикального монотеизма Израиль стал зоной зарождения христианства, без которого немыслима вся европейская культура.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 2378;