Пророческое движение и его социальная роль в истории древнего Израиля
Религия все время имела важное значение в жизни древнего Востока, пронизывала все сферы бытия древневосточного человека. Первая половина I тысячелетия до н. э.— не исключение из этого правила, но как раз в это время в религиозной идеологии раскрылись свежие тенденции, которые наиболее отчетливо проявляются в религиозных взглядах древних евреев.
Рис. 9. Стелла с изображением бога Меяала и египетской надписью из Бет-Шана.Пенсильванский, музей. Филадельфия
Вследствие возникновения алфавитного письма в Финикии и в Палестине, довольно широко распространилась грамотность, и писать умели даже простые люди (сохранились отдельные их письма с конца VIII в. до н. э.). Растущее значение записи и письменной передачи мыслей совместно с коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями обусловили формирование древнееврейской религии в первой половине I тысячелетия до н. э.
Древнееврейский пантеон был первоначально весьма плотно населен. Большой славой пользовались ханаанейский Баал (бог, который кое-где отчасти отождествлялся с общеплеменным богом Яхве), богиня Ашторет и др. С ними соседствовали такие божества, как упомянутый в Ветхом завете бог Бетэл или почитаемые еще в V в. до н. э. еврейскими наемниками в Элефантине (Египет) боги Ашам-Бетэл, Анат-Бетэл и др. Всем этим различным богам посвящались статуи и храмы. Тем не менее с течением времени укреплялся авторитетность грозного бога южной пустыни Яхве. Культ данного бога являлся особенно популярным у рода Иехуда, и, когда его представители Давид и Соломон основали государство, их племенной бог Яхве, главенствующий в пантеоне, вбирал в себя свойства и атрибуты иных божеств. В целях укрепления царской власти и престижа Иерусалимского храма Давидиды и столичное жречество стремились превратить Яхве в единственного бога. Тем не менее это монотеистическое направление наталкивалось на настойчивый отпор периферийного жречества, нередко поддерживаемого знатью и «народом земли». В этой напряженной борьбе за и против единобожия решающее значение имело пророческое движение.
Рис.10. Глиняный домик священной змеи. Пенсильванский музей. Филадельфия
Во всем древнем мире крестьяне и сановники, рабы и цари верили, что боги предназначают судьбу человека и государства, и все стремились узнать свое уготовленное богами будущее и исход своих начинаний. Вследствие этого во всем древнем мире были «избранные богом», отдельные люди, которым в силу их «избранности» якобы открывались тайны божьей воли; считалось, что они имели возможность «пророчествовать», говорить людям их судьбу и будущее. Пророчествование являлось одной из важнейших функций определенных категорий жречества. Так это существовало и в Палестине, где, например, Самуил (XI в. до н. э.) был не только лишь служителем местного храма, но и «пророком Яхве». Со временем пророки (наби) обособились от остального жречества, и на рубеже VII—VI вв. до н. э. персонал Иерусалимского храма Яхве включал в себя не тольк священников, но и пророков. Многие пророки действовали при дворе царей, однако в отличие от Египта, Двуречья и прочих стран, в которых пророчествующие жрецы всегда были связаны с храмом или дворцом, в Палестине VIII — VII вв. до н. э. были в наличии также пророки, которые независили от государственных институтов и не были связанны непременно с Иерусалимским храмом. Вместе с увеличением роли пророков поменялся и характер их занятия: из экстатиков и жрецов они превратились в религиозно-политических проповедников. Были сообщества из учеников и последователей прославленного пророка, например «сыны пророков, которые в [городе] Бетʼэле» или «пятьдесят человек из сынов пророков» в Иерихоне. Становление пророческих писаний происходило в рамках этих ассоциаций: истоком ветхозаветных пророчеств были короткие устные ритмизованные выражения о современных пророку событиях или темах, главным образом общественно-политических. Его ученики в устной форме сберегали и передавали слова учителя, дополняли их новыми речениями или историями о его жизни и деятельности, временами составляли небольшие письменные сборники; потом, зачастую несколько десятилетий спустя, дополненные и расширенные пророчества записывались. В Ветхом завете упоминаются многочисленные пророки, которые создали обширную литературу, из нее сохранились лишь осколки — несколько десятков цитат из утраченных речений.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 2314;