Социальный строй Древнеизраильского государства
На самом же низшем положении лестницы еврейско-иудейского царства находились рабы. Рабы являлись небольшой долей населения, но их численность неуклонно росла, так как развитие ремесла и товарного земледелия повышало спрос на труд рабов. Источники пополнения рабской силы были самые разнообразные. В основном рабами были пленные с захваченных земель, зрелых мужчин как правило убивали(временами щадили и отсылали на каторжный труд), а женщин и детей обращали в рабство. Женщины и девушки становились наложницами победителей, дети же от свободного человека и рабыни часто оставались в доме отца в качестве младших членов семьи, с положением практически рабов с той лишь разницей, что их нельзя было продать посторонним.
Рис. 7. Развалины дома позднеиудейского времени в Телль-бент-Мирсим
С развитием торговли увеличивается значение источника пополнения рабов, их купля-продажа становиться обыденным делом. Всех рабов строго делят на "рожденных в доме" и "купленных". Так же были попытки обратить в вечное рабство неплатежеспособных должников. Широкое развитие получило использование труда людей близких по своему положению к типичным рабам (т.е. кабальных должников и «сыновей рабыни»), это было, кстати, характерной приметой рабства на всем Древнем Востоке. Раб, откровенно говоря, был приравнен к животным. В известных поучениях того времени авторы рекомендовали не убеждать раба, а бить его. Большое недовольство у населения вызывала жестокая эксплуатация бедняков и рабов. Упоминаются эпизоды бегства невольников и переговоры об их выдаче.
Социальные противоречия израильско-иудейского общества нашли свое отражение в так называемом пророческом движении (VIII—VI вв. до н. э.). Исайя и многие другие проповедники ярко и образно разоблачали насилие и пороки власть имущих, хотя и не призывали бедняков к активному сопротивлению. Праповедники возлагали все свои надежды на бога Яхве, который направит на свет своего помазанника (мессию). Тогда в всем мире настанет царство справедливости и райская жизнь. «Пророки» мечтали о возрождении патриархальных традиций и малого имущества. Призывы и обличения проповедников и недовольство стоящих за ними социальных групп вынуждали правящие круги Иудеи и Израиля к маневрированию и попыткам проведения умеренных реформ.
Вследствие тех же самых обстоятельств и в подобных формах, как и в прочих древневосточных государствах, рабство зарождалось и в древней Палестине. Развитие ремёсел и производительных сил в земледельческом хозяйстве приводило к необходимости увеличения количества рабочих рук путём эксплуатации дополнительного труда. К покупке раба прибегали в том случае, когда была нужна рабочая сила. В недрах патриархальной семьи возникало домашнее рабство. Несостоятельных должников как правило делали фактическими рабами. Основным источником рабства являлись войны, увеличивавшие количество рабов в стране.
Отдельные историки, идеализирующие положение рабов в Палестине, утверждали, что тяжелой эксплуатации подвергались лишь рабыни. Однако это, разумеется, ошибочно. Мы имеем сведения, что в древней Палестине было широко распространено рабство. Отголоски этого сохранились и в Библии. Древние евреи после того как завоевали Ханаан, в отдельных районах обратили завоеванные племена Ханаана в государственных рабов. Крупное число рабов работало в храмовых хозяйствах. Так, в частности, в иерусалимском храме были «необрезанные рабы», вероятно из доли иноземных пленников. Труд в больших землевладельческих хозяйствах выполняли рабы. В имении преемника царя Саула трудились рабы. В большом скотоводческом хозяйстве Набала также трудились невольники (неаарим). В Библии часто описывается то, что рабы работали в поле и пасут скот. В лесном хозяйстве так же применялся труд рабов. Невольники выполняли самый трудный физический труд, например, работали при жерновах. Рабы были одним из важнейших разновидностей богатства, причём на рабов рассматривали, как на движимое имущество, как правило пречисляя рабов к скоту. Собственность Авраама изображается в Библии следующим образом: «И был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, ослицы и верблюды». Часто рабство возникало вследствие долговой кабалы. Имущественное расслоение ускоряло банкротство некоторого числа свободных общинников, которые потеряли свои земельные наделы и попали в кабалу к богачам и постепенно превращались в рабов.
Рис. 8. Развалины храма Мекала в Бет-Шане
Медленными темпами шло развитие товарно-денежных отношений, а ростовщичество — более быстрыми, в результате этого многие из простые люди попадали в долговую кабалу. Разорение населения из-за алчности ростовщиков воспринималось как бедствие, и весь пафос разоблачений пророков был направленным против данного зла, что влекло за собой преобразования, которые ставили своей целью сохранение рушившихся старых порядков.
В VII в. до н.э. в Иудее был принят закон, который ограничивал долговое рабство 6-ю годами, а также множество прочих преобразований. Тем не менее это не очень укрепило государство. В том же веке оно было завоевано Египтом, а в начале VI в. до н.э. Иудея была захвачена Нововавилонским царством. Некоторое количество евреев бежало в Египет, другое совместно с жрецами храма были в 586 г. до н.э. угнаны в плен в Вавилонию, где оно находились приблизительно полвека, до тех пор пока персидский царь Кир Великий не возвратил их в Иерусалим.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 2537;