И филистимлянами
Временные воинственные союзы израильских племен крепли в борьбе с местным ханаанейским населением за новые земли. С другой стороны, расселение израильских племен на сравнительно большом пространстве впоследствии имело большое значение в их неизбежном разобщении. Так, племя иудеев, осевшее на юге в горной области к западу от Мертвого моря, которое через некоторое время было названо Иудеей, раньше всех обособилось от основной части израильских племен. Это племя заняло на севере самую большую и наиболее плодородную часть территории Палестины. Израильские племена довольно свободно, быстро захватили Палестину, поскольку коренное население этой страны — ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничаньем египетских поработителей, непрерывными войнами, бесконечными агрессиями и набегами хапиру, а потом и “народов моря”.
Иудеи всю занятую силой оружия территорию поделили, как и заведено у завоевателей, на наделы. Эти участки были переданы некоторым семействам или кланам. Прежних собственников земли израильтяне везде обращали в своих рабов. Некоторое же число населения ханаанеев, бесспорно, то, которое покорилось добровольно, получило землю и собственность, которую оставили израильские племена, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения. Поскольку захватчики находились в устойчивых тесных связях с ханаанейским населением, с той частью его, сохранившей свою хозяйственную самостоятельность, они вскоре ассимилировали его.
Рис 3. Развалины дома царской эпохи в Иерихоне
Язык израильтян имел общие корни с ханаанейским, что способствовало слиянию в одну народность завоевателей и завоеванного населения.
В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелию, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать.
Хотя изначально покорение израильскими племенами Палестины привело к существенному упадку производительных сил и культуры, однако со временем воздействие более культурного коренного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, которые завоевали их, привело к экономическому расцвету страны.
На севере страны формировалось пахотное земледелие, садоводство (особенно разведение маслин, винограда, прочих культур), стало преуспевать виноделие и оседлое скотоводство. Понемногу осваиваются рудники, и изделия из железа делаются не только необходимостью в хозяйстве, но и предметом торговли.
Число рабов к началу I тысячелетия до н.э. в связи с захватническими войнами увеличилось. Невольники были не только из части военнопленных, но и приобретались, как товар. Израиль к той поре уже вступил в международные торговые связи.
Управление в Израильском государстве почти до начала XI в. до н.э. исполнялось рекомендациями родовой знати и так называемыми “судьями” — выборными должностными лицами. Иногда “судьями” становились просто удачливые военные вожди. Также имелись народные собрания. Очень долго сохранялись сельские общины, как это было в Палестине. Тем не менее увеличение производительных сил в новом Израильском государстве вел к формированию и укреплению рабовладельческого строя, основывалось мощное рабовладельческое государство, которое должно было держать в повиновении не только рабов, но и завоеванные им ханаанейские народы. Эти народы были неполноправными, хотя и считались свободным населением.
Кроме того, было нужно охранять и укреплять власть в завоеванном государстве и от посягательств внешних врагов.
В пeрвой пoлoвине I тыcячелетия до нашей эры на юге Восточного Средиземноморья oбразовалось новое политическое образование. Оно формировалось вcледствие вторжения очередной группы скотоводческих семитоязычных племен с востока и постепенное усвоение ими культурных достижений населения покоренных оазисов. Племена древних евреев оставили свойства первобытных правопорядков до XII—XI до нашей эры. Вождей избирали, так же они являлись верховными жрецами, в военное время вожди были командующими ополчениями, разбирали дела соплеменников в мирное время поэтому и обозначались термином "судьи". Переход к оседлости, развитие торговли и ремесла убыстрил имущественное расслоение. Класс крупных владельцев и рабовладельцев, складывающийся в древнееврейском обществе был заинтересован в установлении прочной власти, которая охраняла бы его интересы и требования. В XIII веке до нашей эры племенной союз двенадцати древнееврейских племен вторгся на территорию Палестины и покорил несколько местных ханаанейских городов-государств.
Рис. 4. Развалины храма времени Сети I в Бет-Шане
Внешняя опасность оказала большое влияние на формирование государства, древнееврейские племена с изменчивым успехом вели продолжительные войны с филимистянами. Царем в ходе этих войн был выбран Саул, власть которого была признана всеми племенами. установление еврейских племен в Ханаане проходило в жестокой и продолжительной борьбе с древнейшими обитателями этой местности, хананеями — семитами, говорившими на языке, близком еврейскому. В то же время евреям приходилось отбиваться от кочевников наступающих из пустыни. Хетты и Египет пытались подчинить своей власти ханаанскую землю, однако, сплотившая еврейские племена, опасность вызвала процесс превращения союза племен в государство. В XIII веке до нашей эры в Иудею вторглись филистимляне- участники переселения «народов моря» — разнообразных по происхождению племен, уничтоживших могущественную Хеттскую державу и заставивших Египет защищаться от их натиска. Таким образом, земля Ханаан на какое-то время избавилась от угнетающей заинтересованности соседних великих держав, что и позволило создать в Иудее довольно сильное государство — Израильское царство. Эпоха его существования — самая любимая для еврейского народа страница его истории, его золотой век. Двенадцать племен Израиля сплотились для борьбы против филистимлян, которые уже сумели закрепиться на плодородной прибрежной полосе. Саул из рода Вениамина был избран израильтянами царём (около 1030 г. до нашей эры). Саул одержал ряд побед над филистимлянами, но затем последовали неудачи, которые вызвали претензии на власть со стороны честолюбивого и разумного Давида из рода Иуды. Когда Саул и его сыновья погибли в битве с филистимлянами, царем был избран зять Саула Давид (около 1000 г. до н. э.). Давид изгнал захватчиков из царства. Он, подчинив последние независимые ханаанские города-государства, в 995 г. до н. э. взял их неприступный, расположенный на скале, город Иерусалим. Теперь Иерусалим- столица его государства, границы которого значительно расширились. Давид стал контролировать всю торговлю между Египтом и Междуречьем. При Давиде Иерусалим стал не только политическим, но и религиозным центром Израиля.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1312;