Смена племен и их смешение на территории Палестины
Нашествие эгейско-анатолийских народов (народов моря) на Восточное Средиземноморье произошло в начале XII веке до нашей эры. Первые появления этих народов в этих землях отмечены еще в конце XIII веке до нашей эры (набеги ахейцев на Кипр и Египет). После «Троянской войны» часть победителей-ахейцев («денены» – данайцы) и другие народы бассейнов Эгейского и Ионического морей («теккер» – тевкры Троады, «пелесет» – пеласты с южных Балкан, «шекелеш» – сикулы Южной Италии – Сицилии) прошли Юго-Западную Малую Азию и Киликию и обрушились на Восточное Средиземноморье.
Рис. 1. Карта Палестины
Эти племена после того как разбили Кипр, Каркемиш, флот Угарита, уничтожили государство Амурру в Ливане, разорили такие города как Сидон и Тир и напали на Египет (ок. 1190 года до нашей эры), но они были отброшены египтянами и осели на побережье Палестины. Здесь эти племена, понемногу слившиеся в единую массу «филистимлян» (то есть «пелесет»), организовали так называемую филистимскую конфедерацию. Вскоре они освоили культуру и язык местных жителей. От названия «пелесет» проистекает само слово «Палестина».
Рамсес III установил египетскую власть над побережьем Восточного Средиземноморья. Xеттская династия в Каркемише испытала нашествие «народов моря» и объединила Сирию и юго-восток Малой Азии под своей властью (впрочем, к концу XII века до нашей эры это царство распалось на части, именуемые как позднехеттские царства). Встали на ноги и финикийские города: уже в XII веке до нашей эры восстановился Сидон , а группа переселенцев из него захватила и обустроила Тир (после этого все финикийцы стали обобщенно зваться сидонянами).
В конце XIII века до нашей эры серьезные перемены перeжил Израильский племенной союз,к оторый утвердился в Палестине. В 1220 году до нашей эры фараон Египта Мернептахом разгромил его основную часть и она, вытесненная из Палестины, может быть, распалась. Тем не менее иная часть израильтян еще раньше обустроилась в Египте, а к концу XIII века до нашей эры в последние годы правления XIX династии, когда в стране были смутные времена, покинула Египет и заняла часть территории шaсу-aмaлeкитов Синaя, что сказалось в древнееврейском предании об Исходе евреев из Египта.
В смутные времена для Восточного Средиземноморья рубежа XIII–XII веков до нашей эры израильские группы объединились (вероятно, при значительной цивилизованной и организационной гегемонии евреев, «вышедших» из Египта), а около 1170 года до нашей эры из-за Иордана снова вторглись в Палестину и захватили значительную ее территорию. Позднее древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление израильского союза племен с Моисеем, котрый заключил на Синае договор с Яхве, а вторжение в Палестину – с Иисусом Навином. Судя по тому, что средь областей шасу Синая египетские источники XIV–XIII веков до нашей эры знают «страну шасу-яхве», Яхве был местным синайским богом, почитавшимся в одной из областей амалекитов-шасу, и занявшие эту область при Моисее израильтяне избрали его в качестве своего нового племенного бога-покровителя.
В XII веке до нашей эры произошло смешение пришлых кочевых израильтян, как доминирующей силы, и местных ханаанеев (а смешение достигло такого размера, что сформировавшийся в результате язык израильтян, т. е. древнееврейский, сами же израильтяне звали ханаанейским).В результате этого Израиль окончательно сложился на территории Палестины в виде союза двенадцати племен. Выборные вожди – «шофеты» («судьи») были верховными жрецами, командующими племенных ополчений, а в мирное время они разбирали дела народа. Израильские культы в это время, бесспорно, имели типичный для этих земель языческий характер (в том числе культ верховного племенного бога-покровителя Яхве).
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1403;