Падение Израильского государства
В 745 - 744 годах до нашей эры после переворота трон в Ниневии захватил новый ассирийский царь, им был Тиглатпаласар III (около 745 - 727 годов до нашей эры). В начале своего управления государством он начал в Сирии широкомасштабную военную кампанию, приступил к завоеванию сиро - палестинских прибрежных земель. Вскоре вся северная Сирия уже была в его в руках, восточная же ее часть была обращена в ассирийскую провинцию, которой управлял ассирийский правитель из Арпада.
Рис. 13. Библейская история - Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское. Краткий обзор истории этих царств
Иеровоам II, последний израильский великий царь, умер незадолго до начала этих событий (около 746 года до нашей эры). Начиная с тогой поры, мы то и дело слышим о гражданских войнах и переворотах, несомненно связанных с ассирийским давлением. Узия все еще был царем Иерусалима, хотя он был болен проказой и поэтому "жил в отдельном доме". В Сирии Тиглатпаласару противостояла коалиция, которая возглавлялась неким Азрау — Азарией из Яуды — Иудеи. Идентификация с Узией представлялась столь маловероятной, что многие ученые начали склоняться к мысли о наличии на севере некой Иудеи с царём, который носил имя еврейского бога Яхве. Тем не менее мы не имеем сведений о жизни такого царства, тем более, что для него нет места среди знаменитых городов - государств Сирии. По этому обстоятельству в последнее время вновь стала рассматриваться версия южной Иудеи, которой правил Узия. Это значит, что в 744 - 742 гг. до н.э. Узия, царь иудейский, являлся одним из наиболее значимых лиц на всем Ближнем Востоке, являясь, помимо прочего, главной персоной в оппозиции Ассирии. Он умер около 742 г. до н.э. — с той поры его имя неожиданно прекращает фигурировать в ассирийских текстах.
Рис.14.Рабы на строительстве в Древнем Израиле. Рис 15. Давид и Соломон. Рис. 16. Кинжал и серповидный меч из Сихема. Музей в Гааге
Нам известно, что в 738 г. до н.э. некто Менаим (Менахем), царь Израиля, платил дань "Фулу" (имя Тиглатпаласара). Получив тысячу талантов серебра, Фул подтвердил его право на царство. Один из текстов Тиглатпаласара доказывает это свидетельство, которое содержится в Библии. Тиглатпаласар "разбил" Менаима, и потому последний заставлен был "спасаться бегством подобно одинокой птице" и поклониться подножию ног его. Ассириец отдал Менаиму его трон и наложил на него дань "золотом, серебром и льняными тканями, украшенными многоцветными узорами..."
Рис. 17. Украшение из слоновой кости с рельефным изображением египетского бога Гора в виде младенца, сидящего в лотосе. Найдено в Самарии
Решающим моментом оказался 735 - 732 годы до н.э. Ахаз, царь Иудеи, отказался входить в коалицию с Дамаском и Израилем, направленную против Ассирии; когда же те приняли решение напасть на него, направился к Тиглатпаласару (Феглаффелассару) за помощью. После того как Ахаз послал ассирийцу дорогой "дар", ассириец напал на Палестину, овладел всей Галилеей и взял в плен многих людей, осадил Дамаск и захватил его царя и множество пленников. Тиглатпаласар подтверждает эти сведения и добавляет несколько деталей. Сначала он захватил долину, на которой жили филистимляне (дошедшие до самой Газы), всю землю Нафтали (Галилею) и Трансиорданию, затем разделался с Дамаском. Потом он говорит о том, что земли, которые были захвачены у Израиля, были объединены с Ассирией, причем наместниками в них он поставил "своих подданных". Вследствие этого Израиль стал небольшой страной в горах к западу от реки Иордан, в то время как Галилея стала одной из провинций Ассирии. Нам известно, что Тиглатпаласар использовал новую политику переселения основного населения с завоеванных территорий в другие земли и заселения их людьми других районов. Это первый известный случай крупномасштабного переселения народов с целью их покорения.
Скорее всего, собственно в этот период город Мегиддо был разрушен Тиглатпаласаром и далее преобразован как административный центр ассирийской провинции Галилея. В новом городе второго слоя старый город времен Соломона уже не просматривается. Главной постройкой теперь стал огромный дворец (на восточном откосе холма), часть которого расположена над старой крепостной стеной. Очевидно, как раз здесь находились резиденция нового ассирийского наместника и казармы для воинства, призванного поддерживать должный порядок на вверенных наместнику территориях.
Город Асор в Галилее также был уничтожен в то же время. Недавняя израильская экспедиция сумела определить местонахождение данной крепости. На кувшине для вина, который был найден среди развалин, открыта надпись lpqh ("принадлежит Факею [Pekah]"). Поскольку собственно так именовали царя Израиля, который правил в то время, кувшин, очевидно, относился царскому дому.
Ряд поражений привел Израиль к тому, что в 733 г. до н.э. Факей был убит в результате заговора и царем стал Осия. Тиглатпаласар полагал, что вассальные цари могут назначаться только им самим. Ахаз, который правил Иудеей, оставался лояльным и послушным вассалом, и Тиглатпаласар, соответственно, помещает его имя в ряд выплачивающих дань царей западных стран. Филистимляне отвоевали у Ахаза ряд приграничных городов, Идумея же сумела сохранить свою суверенность и уже никогда не подпадала под контроль Иудеи. Плавильня в Елафе сгорела в огне, и на ее месте идумеями был построен новый город.
Осия, являясь последним царем Израиля, стал вассалом преемника Тиглатпаласара Салманасара V. Салманасар не получил вовремя дань и напал на Осию в 724 г. до н.э., взял его в плен и взял в осаду Самарию. В 722 г. до н.э. Салманасар умер, и Саргон II, его преемник, в конце 722 или в начале 721 г. взял город. Саргон многократно хвалится своей победой. В одном из соответствующих текстов мы читаем: "Я осадил и взял город Самарию и вывел из нее 27 290 пленников. Я сформировал из них отряд в 50 колесниц [для войска царя] и заставил остальных исполнять те или иные работы. Над ними был поставлен мой подручный, который следил за тем, чтобы они платили ему дань, которая некогда взималась их прежним царем".
Рис. 18. Развалины храма Макела в Бет-Шане
Саргон, кроме этого, потребовал себе в супруги дочерей царя Иудеи. Останки двух иудейских принцесс были отысканы в 1988 г. иракскими археологами в одной из царских гробниц в древнем ассирийском городе Нимруде. Их имена — Ябаа и Аталия — устанавливаются по надписям на нескольких вещах из погребального инвентаря. Имена, бесспорно, иудейские, включающие в качестве одного из компонентов имя Яхве; имя Аталия, кроме этого, находится в Ветхом Завете. Аталия имела титул "супруги Саргона, царя Ассирии". По видимому обе принцессы были отданы в жены Саргону II (721 - 705 гг. до н.э.) их отцами, иудейскими царями Осией и Иофамом, правившими в конце VIII в. до Р.Х.
Тьма сгустилась над суверенным Израилем. Через непродолжительный период и часть прибрежной Филистимской долины была реорганизована в провинцию Ассирии. Лишь Иудея продолжала сохранять некое подобие независимости. Вслед за разгромом Самарии в 721 г. до н.э. Иудея сохраняла кое-какую самостоятельность еще в течение приблизительно 125 лет. Отдельные находки, которые были сделанны при раскопках Самарии, удостоверяют о вторичном заселении города. Доля керамики, считаевшаяся чужеродной, могла быть доставлена сюда приведенными сюда ассирийцами переселенцами из других стран Ближнего Востока. Царь Езекия (ок. 715 - 687 гг. до н.э.) тут же принялся за религиозное объединение севера и юга, которое виделось ему основой для политического их объединения. Тем самым он вновь подтвердил притязания династии Давида на всю Палестину. Так и не сумев добиться своих политических целей, он стал лидером коалиции небольших государств и, заручившись поддержкой Египта и Вавилона, выдвинулся против Сеннахирима (Синаххериба), ставшего преемником Саргона в 705 г. до н.э. Сеннахирим начал ответную кампанию в 701 г. до н.э. Он более подробно рассказывает об этих событиях.
Согласно хроникам Сеннахирима, Езекия ввязался в дела филистимлян для поддержки тамошних мятежников, и даже заточил в Иерусалиме Пади, царя Екронского, "незаконно, словно тот был врагом". Затем Сеннахирим грассказывает о "властном и гордом Езекии", испугавшемся его и призвавшем на помощь эфиопского царя Египта. Последний послал лучников, колесницы и всадников, "бесчисленное воинство", тем не менее потерпел сокрушительный разгром, после чего Езекия высвободил Пади, вернувшегося на трон Екрона.
Нельзя не устремить свое внимание на то, что Сеннахирим не рассказывает о покорении Иерусалима или о бессмысленном разорении городов Иудеи. Очевидно, он осадил большое число крепостей, включая Иерусалим, и разграбил завоеванные города, однако, как только Езекия сдался и согласился выплачивать возложенную на него тяжелую дань, он оставил в покое страну и ее воинство. Езекия сделал это после того, как ассирийцы захватили Лахис, одну из главных крепостей Иудеи.
Предположение, что Синнахериб совершил не один, а два похода на Иудею, выдвигалось еще Дж. Роулинсоном в 1858 г. Этой же точки зрения придерживались У. Ф. Олбрайт и З. Горн. В основе его лежат явные (или кажущиеся) противоречия в тексте Библии: в 14 году правления Езекии ассирийский царь Синнахериб нападает на укрепленные города Иудеи и захватывает их. Езекия покоряется и выражает готовность платить дань. Синнахериб требует 300 талантов серебра и 30 талантов золота, и Езекия вынужден пожертвовать сокровищами Храма, чтобы собрать нужную сумму. Казалось бы, соглашение достигнуто, Синнахериб получил огромную дань, и ему больше нечего делать в покоренной Иудее. Но далее говорится о том, что ассирийский посланник Рабсак с войском появился под стенами Иерусалима и вновь стал обвинять Езекию в измене, в проегипетских симпатиях и т. п. ("Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня?"). Езекия удаляется в Храм для молитвы, и тут пророк Исайя предсказывает ему, что Синнахериб не войдет в Иерусалим и что Господь защитит город. Действительно, Господь в одну ночь поражает 185 000 ассирийских воинов и вынуждает Синнахериба отступить. Он возвращается в Ниневию, где его убивает один из его сыновей — но это происходит в 681 г. до н.э., то есть спустя 20 лет после кампании 701 года, что также наводит на мысль, что убийство Синнахериба было связано и по времени, и по причинам с его возвратом из какого - то другого, более позднего похода.
Библейское повествование о капитуляции Езекии в 701 г. до н.э. и о выплате им дани Синнахерибу почти во всех частях подтверждается ассирийскими анналами (увеличена только сумма полученной дани — до 800 талантов серебра). Но сохранившиеся анналы Синнахериба охватывают только события с 705 по 689 гг. до н.э., а описания событий с 688 по 681 гг. до н.э. почти полностью утрачены. Езекия, согласно библейской хронологии, умер в 687/6 г. до н.э., следовательно, второй поход Синнахериба на Иудею мог иметь место только в 688 или 687 г. до н.э. В тексте есть и другие косвенные указания на то, что речь идет о более поздней кампании против Иудеи. Передав Езекии послание Синнахериба, Рабсак возвращается к царю в Ливну, город, расположенный к северу от Лахиса, — очевидно, что Лахис к тому времени уже пал. Одновременно Синнахериб получает известие, что против него выступил, как союзник Езекии, Тиргак (Тахарка), царь Эфиопии (Нубии, в еврейском тексте — царь Куша). Но Тахарка стал царем Нубии не ранее 690 г. до н.э., следовательно, и события, о которых идет речь, не могли происходить раньше этого времени.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1443;