ВОПРОС 11: Неоромантизм и творчество Р. Киплинга. Поэзия - «Баллада о Востоке и Западе», «Казарменные баллады».
Писатель известен как представитель "литературы действия" - составной части неоромантизма, провозгласившего культ мужественного оптимизма, жизнелюбивого мироощущения и воспевавшего энергичные поиски самостоятельных решений.
"Быть верным факту и трактовать его с добрым намерением" (с) Стивенсон.
В 1886 г. появился первый поэтический сборник Киплинга "Чиновничьи песни и стихи", который сразу привлек внимание читателей, но всемирную славу автору принесли сборники "Казарменные песни" (1892), "Семь морей" (1896) и "Пять наций" (1903).
По своему стилю произведения Киплинга близки английским народным песням и балладам, насыщены грубоватым юмором и просторечьем, их ритмика четко организована, а язык сочен и образен. Поэт рассказывает нам об обыденных событиях и обычных людях, об их поведении в жизни и на фронте.
Стихотворные произведения пронизывает тема поведения колониальных солдат, они не стесняются говорить вслух о своих поражениях. Однако герои Киплинга - солдаты королевы, восхваляя их храбрость и выносливость, поэт часто рассуждает в бравурно-риторическом тоне. Таковы стихотворения "Новобранцы", "Пушкари", "Бремя белого человека" и "Баллада о Востоке и Западе"; в двух последних прослеживается идея расового превосходства европейцев, миссионерской роли англосаксов.
Поэт искренне убежден, что они прокладывают дорогу к цивилизации порабощенным народам, а поэтому должны нести тяжкое бремя до конца. Пусть они обречены на гибель, они - пушечное мясо, принесенное в жертву имперским амбициям.
Несмотря на бравурный тон, "Казарменные баллады" пронизаны пониманием того, что сильных мира сего не волнует судьба маленького человека, который завоевывает для них все новые владения, или погибая, или поступая так, как в стихотворении "Добровольно "пропавший без вести".
Среди многих произведений Киплинга выделяется - поэма "Мэри Глостер", в которой книжные представления о жизни противопоставляются реалиям суровым и жестоким. Для киплингского героя самое важное - воля, железная решимость не смириться с роковыми обстоятельствами, даже с приближающейся смертью.
На фоне младшего поколения, либо увлеченного идеями "искусства для искусства", либо посвятившего себя мещанскому благополучию, Глостер-старший выглядит значительной фигурой, хотя и прожил жизнь авантюриста.
Поэт в своих стихах создал жестокую атмосферу борьбы за выживание, иногда мысля чересчур прямолинейно, стремясь опоэтизировать службу на благо Империи (например, в стихотворении "Туземец"). Совершенно иной настрой в " Песне мертвых", начинающейся со зловещего речитатива и заканчивающейся пророческими словами.
Практически все сочинения "железного Редьярда" пользовались удивительной популярностью, перекладывались на музыку. Киплинг-прозаик не менее известен, чем Киплинг-поэт.
БАЛЛАДА О ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ: "О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землёй на Страшный господень суд. Но нет Востока и Запада нет, что племя, родина, род, Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встаёт?"
Первые две строки помнят все, а продолжение забывается. Между тем, Киплинг-неоромантик мечтал примирить непримиримое. Этот гармонический взгляд на мир более всего отдалил Киплинга от поколения, прошедшего мировую войну, от «полых людей» Томаса Элиота, от «потерянного поколения», проклявшего, по выражению Эзры Паунда, «протухшую цивилизацию».
КАЗАРМЕННЫЕ БАЛЛАДЫ: Солдатские стихотворения Киплинга, начиная с цикла "Казарменные баллады" (1892), написанные на популярные мотивы и снабженные рефренами, модернизируют традиционные жанры песни, баллады, марша. Киплинга часто обвиняли в насыщении их пропагандой милитаризма и расизма, не замечая подчас горькой иронии, присутствующей в его балладах (например, "Томми"). Все "казарменные баллады" объединены одной темой - одной из основных тем раннего Киплинга. Это - тема тяжести солдатской жизни на службе Британской империи, тема галерных рабов, переведенная с языка обобщающей аллегории на язык повседневного реализма.
Цикл "Казарменные баллады" (1892) предваряется посвящением и прелюдией, обращенными к Тому Аткинсу, как в народе давно прозвали английского солдата. В стихотворении "Томми" Киплинг осуждает благоденствующих господ, которые не воздают должного "томми". И в стихотворении "Шиллинг в день" говорится о ничтожной оплате ветеранов, заставляющей их нищенствовать. Оба стихотворения написаны от лица солдата, разговорным языком, с жаргонными выражениями, принятыми в солдатской среде, в духе народных песен. "Казарменные баллады" написаны на разговорном языке солдата (в основном он совпадает с так называемым "кокни", говором лондонских низов), отличающимся рядом фонетическим и грамматических особенностей, перевод которых весьма сложен. Большинство баллад лиричны. "Их тема, - как верно заметил Д. Мирский, - не действие, а чувство - возведенная в колоссальную степень походная скука, тоска уволенного колониального солдата по "аккуратной" подруге в "чистой" Бирме, тоска и ужас рядового на казни товарища. Баллад в подлинном смысле, баллад напряженного действия и драматического положения среди "Казарменных баллад" нет"
Мастерски стилизованные под просторечие, изобретательно инструментованные, ритмически разнообразные "казарменные баллады" особенно выгодно выделялись на фоне жеманного и подражательного эстетствования конца века.Слились воедино самые разные - высокие и низкие - традиции: романтической балладе была сделана сильнейшая инъекция площадного языка, жанр поэтико-драматического монолога. Само слово огрубело, обрело почти материальную вещественность, а маршевые и романсовые интонации обнажили первозданную точность его значений: Я-шел-сквозь-ад - шесть недель, и я клянусь/ Там-нет-ни-тьмы - ни жаровен, ни чертей".
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 6738;