Современная зарубежная социология 5 страница

Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социаль­ной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипо-коленная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индиви­дом вне сравнения с его родителями.

Социальная мобильность изменяется при помощи двух главных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном на­правлении за определенный промежуток времени.

Дистанция мобильности — это количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается пе­ремещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Ненормальной — неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию.

Потеряв возможность находиться в верхних слоях общества в результате разорения, утраты властных полномочий и других обстоятельств, человек опускается на более низ­кую ступень в социальной иерархии, но не может адаптироваться к новым условиям жизни, к новому окружению. Этот феномен нахождения индивида или социальной груп­пы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью.


Дидактическая единица № 7. Социальные изменения, культура как фактор

социальных изменений.

Тема № 26. Концепции и факторы социальных изменений.

Общество — это не что-то фиксированное и устоявшееся. В нем непрерывно проис­ходят изменения — порой резкие, вызывающие крутой поворот в жизни всех социальных групп, порой такие незначительные, что их трудно заметить. И все же они есть, и любое общество имеет свою историю, сложившуюся именно из таких изменений.

Социальное изменение — это любая модификация, происшедшая в социальных от­ношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. В таком случае необходимо различать социальную ди­намику — то есть процессы социальной модификации, в ходе которых сохраняется и ук­репляется существующая структура, — и собственно социальные изменения.

Способность социальной реальности к структурным изменениям имеет под собой природные, физические основания. Человек как биологический вид отличается высокой гибкостью и таким же уровнем адаптационных способностей. Он рождается с абсолют­ным минимумом врожденных инстинктов, зато невероятно способен к научению, подра­жанию, символизации и творчеству. Социальные изменения не предопределены биоло­гической организацией человека: она только создает возможность таких изменений, но сама по себе не является их объяснением.

Реального поступательного движения в обществе нет, и социальные изменения суще­ствуют как нечто неизбежное, но совершенно напрасное.

В XIX веке в научный оборот было введено понятие «эволюция». После открытия биологической эволюции стало понятно, что общество тоже включено в единый направ­ленный процесс развития от простого к сложному.

Наиболее впечатляющая теория социальной эволюции принадлежит Г. Спенсеру, считавшему, что биологические организмы и человеческие общества подчиняются одно­му и тому же единому закону эволюционного развития: общества становятся все более крупными по размеру и сложными; их отдельные элементы все более дифферен­цируются, специализируются, становятся все более взаимозависимыми.

Эволюционный подход возобладал и в социальной и культурной антропологии. Ант­ропологи конца XIX века Э. Тайлор и Л. Морган классифицировали общества на основе принципа эволюционного развития. Если Морган считал, что все общества проходят один и тот же путь от «дикости» через промежуточную стадию «варварства» к состоя­нию «цивилизованных», то согласно Тайлору религиозность тоже развивается от про­стейшей формы — анимизма — через стадию политеизма к монотеизму.

Маркс и Энгельс тоже находились под сильным влиянием эволюционных идей. Мар­ксистская схема естественно - исторического развития, включающая одни и те же обяза­тельные для всех обществ стадии, вполне может рассматриваться как еще одно порожде­ние эволюционного подхода.

Гегелевская схема тоже представляла собой величественное построение, но возве­денное на идеалистическом основании. Стадии развития общества здесь отражали раз­личные уровни проявления в социальном мире и осознания человеческим разумом миро­вого логического начала, или абсолютного понятия. Т.о., развитие общества у Гегеля вы­глядело как чисто логический процесс, а историческое, согласно его схеме, совпадало с логическим. Диалектическая схема развития едина для всех форм существования, как живых, так и неживых, и состоит в обязательном прохождении трех последовательных стадий - исходной, ее отрицания, наконец, отрицания отрицания, то есть возврата к исходному, но на качественно другом уровне. Двигателем этого движения является борьба обязательно присутствующих в любом объекте, в любом обществе противоположностей. В результате «переворачивания с ног на голову» этой схемы

у Маркса получилась ге-гельянско-материалистическая модель, универсально применимая к люб-


ому обществу и предусматривающая единый для всех народов мира конец истории.

Именно Маркс сделал понятие социальной революции центральным понятием фило­софии истории. Социальная революция представляет собой важнейший, особый тип со­циальных изменений, отличающийся спрессованностью во времени и тотальностью пе­ремен.

Социальная революция — это свержение государственных и классовых структур об­щества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предше­ствующего.

Понятие «социальная реформа» также относится к определенной разновидности со­циального изменения. Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа — это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей. Революция же представляет собой радикальный отказ от существующих цен­ностей во имя переориентации на другие.

Антипрогрессизм проявился в идеях другого немецкого мыслителя того времени, Ф.Тенниса, создавшего очень простую - двухчленную - схему, состоявшую из стадий об­щины и общества. Община - это идеализированный в романтическом духе образ тради­ционного общества прошлого, где господствуют эмоциональные отношения между людьми, сердечная привязанность, родственные связи и религиозная традиция. Общест­во имеет противоположные характеристики и возникает в процессе индустриализации, когда рвутся привычные связи, нарастает отчуждение, эмоции вытесняются рациональ­ностью, а традиция уступает место безразличному секуляризму.

Э. Дюркгейм и М. Вебер, обнаруживали двойственное отношение к идее прогресса. Так, Дюркгейм рассматривал нарастающее разделение труда как базисный социальный процесс — ведущий в конечном счете к современному индивидуализму, но могущий привести и к состоянию аномии. Вебер отвергал эволюционизм, доказывая, что развитие западного общества в корне отличается от других цивилизаций и вообще исторически уникально.

В первой половине XX столетия завоевали популярность теории циклических изме­нений, отвергавшие идею долговременного прогресса. К числу их относились концепция «циркуляции элит» итальянского социолога В. Парето, а также теории «жизненного

цикла цивилизаций», разработанные О. Шпенгелером и А.Тойнби. Последние исхо­дили из идеи, что любая конкретная цивилизация имеет собственные стадии развития, причем их развит не является неуклонно прогрессивными, а имеет стадии восходящие и нисходящие - этапы рождения, роста, расцвета, упадка и гибели.

Нечто общее с подобными теориями имеет и популярная в шестидесятые годы XX века концепция «пяти стадий экономического роста» американского социолога и эконо­миста У. Ростоу. Согласно этой концепции, любое общество закономерно проходит в сво­ем развитии следующие пять фаз:

■ традиционное общество, основанное на аграрном хозяйстве и примитивных техно­логиях;

■ переходное общество, характеризующееся ростом производительности, развитием национальной территориальной и экономической интеграции, возникновением центра­лизованного государства;

■ стадия экономического подъема, связанная с промышленным переворотом, вне­дрением передовых технологий;

■ стадия зрелости, или индустриального общества, проявляющаяся в бурном разви­тии промышленности, возникновении новых отраслей производства, широком внедрении достижений науки и техники, урбанизации и т.д.;

■ стадия развитости, называемая также «эрой высокого массового потребления».

На концепции Ростоу базировались многие теории постиндустриального общества. Среди последних следует остановиться подробнее на теории «супериндустриального общества» А.


Тоффлера.

Будучи сторонником идеи технологического детерминизма, Тоффлер считал, что про­исходящие в современном западном обществе технико-технологические изменения пол­ностью определяют ход социально-экономического развития в целом и стимулируют процессы социальных изменений.

Тоффлер предложил свою схему периодизации истории человеческого общества, ос­нованную на выделении стадий или «волн» технологического развития:

■ первая волна соответствует аграрному периоду

■ вторая волна связана с промышленным переворотом, индустриализацией и научно-технической революцией и знаменует наступление эры индустриального общества;

■ третья волна определяется доминированием производства услуг над производством материальных благ и говорит о формировании супериндустриального общества.

В первой половине XX в. понятие эволюционного развития оказывается полностью вытесненным более общим и нейтральным понятием «социальное изменение». Возника­ет множество неоэволюционистских теорий - Р. Линтона, Л. Уайта, Дж. Стюарта и дру­гих. Эти авторы придерживались идеи социальной эволюции как долговременного раз­вития человечества. В отличие от эволюционизма XIX века неоэволюционизм не утвер­ждает, что все общества проходят в своем развитии одни и те же стадии социального развития. Больше внимания уделяется различиям между обществами и их взаимному влиянию друг на друга, для обозначения которого было введено специальное понятие «аккультурация».

В последние десятилетия наметилось некоторое сближение позиций социологии и антропологии, с одной стороны, и истории - с другой. Историки стали проявлять больше интереса к теориям долговременных социальных изменении, а социологи и антропологи все больше обращаются к истории в поисках эмпирического подтверждения своих теоре­тических разработок.

Факторы социальных изменений:

Возникновение социальных изменений объясняется взаимодействием ряда факторов, как природных, так и социальных.

Физическая среда. Люди — это физические существа, живущие в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружа­ющей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении на­селения, относятся социальная организация и технология. Однако социальная организа­ция и технология, помогающие людям приспосабливаться к одной окружающей среде, не обязательно подойдут для адаптации к какой-то другой. Кроме того, человеческие суще­ства также оказывают значительное воздействие на свою физическую среду. Следова­тельно, человеческие существа связаны со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества.

Конфликты. Конфликт — это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовмести­мы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Конечно, конфликт также часто предполагает переговоры, дос­тижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Чаще всего, конечный результат выражается в об­разовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок посто­янно подтачивается и уступает место новому.

Ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то-новшества. Они также могут действовать как

 


«стимуляторы».

Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Инновации — как открытия, так и изобретения — не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше число культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений.

Диффузия - это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространя­ются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей.

Кроме упомянутых, существует группа факторов, которые можно условно назвать идейно-политическими.

Политические процессы, идущие в обществах, сами по себе тоже могут стать факто­ром социальных изменений. Каждый из описанных факторов испытывает влияние ос­тальных и сам оказывает на них влияние.

Так что возможности какого бы то ни было причинно-следственного объяснения со­циальных изменений весьма ограниченны. Наиболее общий способ теоретического объ­яснения заключается в построении модели действующих механизмов таких изменений.

Применительно к однонаправленным процессам выделяют следующие механизмы осуществления: накопление, выбор, дифференциация. Некоторые эволюционные теории подчеркивают кумулятивный — накопительный — характер знания. Механизмами кри­волинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определенном направлении влечет за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Конфликты, соревнование и кооперация также могут рассматриваться как механизмы социальных изменений. Понятие конфликта становится более продуктивным в объясни­тельном плане, если его дополнить понятием соревнования (конкуренции). В обществе существует множество соперничающих групп. Их конкуренция стимулирует внедрение и распространение инноваций. Кроме того, конкуренция влечет за собой укрупнение и ус­ложнение соревнующихся организаций.

В структурном функционализме рассматриваются такие механизмы социальных из­менений, как напряжение и адаптация. Изменение понимается как ответная приспособи­тельная реакция на возникшее в системе напряжение. Когда происходит изменение како­го-либо из элементов системы, в ней возникает напряжение между этим элементом и остальными. Оно разрешается с помощью самопроизвольного адаптивного изменения дру­гих частей системы.

Механизмы социальных изменений вовсе не исключают друг друга. Напротив, неко­торые из них явно взаимосвязаны.

Социальная структура и социальное изменение - центральные теоретические понятия социологии, относящиеся к базисным взаимодополняющим характеристикам социальной жизни в целом. С одной стороны, социальной жизни присуща повторяемость, постоянст­во и непрерывность, с другой - динамичность и изменчивость. Оба понятия взаимосвяза­ны. Современная социология отличается тенденцией к признанию множественности ти­пов социальных изменений.

 


Тема № 27. Концепция современного прогресса. Критерии общественного

прогресса.

Идея прогресса стара как мир. Уже в Библии она нашла свое место. В ней описана конечная цель человеческого пути, которая выглядит как достижение священной райской обители. Однако истоки этой идеи можно отыскать гораздо раньше - в трудах древнегре­ческих мыслителей, таких как Платон, Аристотель. В качестве критерий выступали уро­вень материального благосостояния членов общества и степень социальной справедли­вости и равенства, индивидуальной свободы и нравственности, развития науки и техни­ки, солидарности членов общества и др. Классические представления о прогрессе рас­сматривают его как постепенное движение человечества к все более высоким уровням цивилизации. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех струк­турах общества - вот цель прогрессивного движения.

Все классические представления основывались на понимании необратимости линей­ного времени, линейного типа развития.

Какие же есть аргументы у критиков линейных, поступательных теорий развития? Во-первых, факты противоречат утверждениям о существовании каких-либо универ­сальных и вечных линейных тенденций, универсальных стадий эволюции, относящихся ко всему человечеству, к любым общностям и странам. Во-вторых, подверглась критике упрощенная схема: Древний мир - Средние века - Новое время. Точно так же пере­осмыслена марксистская теория «общественно-исторических формаций», стремившаяся вместить сложный, противоречивый ритм разных культур в рамки единственной схемы.

Концепция единой западной цивилизации, в которой общественный прогресс пред­стает как совокупность универсальных приемов и способов, действующих в любой куль­туре в любом обществе, автоматически обусловливает их вестернизацию. Она определя­ет для всех народов единую судьбу и единую, неминуемую цель - достижение западной цивилизации, западной идентичности. Эта концепция и идея европоцентризма отражает эгоцентрическую иллюзию западного сознания.

Со временем, изменилось само понятие прогресса. «Прогресс человечества, - как пи­сал Н. Данилевский, - состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направ­лениях».

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества в социологии ис­пользуется два критерия:

1. Уровень производительности труда - в наибольшей степени сохраняет свою роль критерия, отражающего состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. На основе компьютерной техники в экономической жизни реализуется «альтернативное» будущее: переход от стандартизованного массового обслужива­ния населения к учету потребностей каждой индивидуальности, создание «малых сетей» производства, обработка «легких технологий», переход в экономике от цен­трализации к децентрализации и автономии.

2. Уровень свободы личности долгое время считалось комплексно отражаю­щим прогрессивность социально - политических изменений в обществе. Этот критерий можно определить как уровень развития социально — политических средств обеспечения потребности членов общества в свободе и ответственности.


Тема № 28. Понятие и формы существования культуры.

В средние века слово «культура» означало «возделывание земли». Только в ХУШ ве­ке смысл его расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это сло­во постепенно приобрело целый спектр разнообразных, хотя и взаимосвязанных, значе­ний.

1. Культура в философском смысле. В философии под культурой понимается системаисторически развивающихся над биологических программ человеческого поведения, об­щения и действия. Такие программы не наследуются биологически, а передаются из по­коления в поколение посредством воспитания, образования, через знания, литературу, искусство и т.д.

2. Культура изучается также социальной антропологией. В антропологическом ракур­се главное значение приобретает сравнительный анализ культур различных обществ с тем, чтобы выявить общие черты, присущие им всем, и на их основе дать определение культуре как таковой. Классическим определением культуры считается определение, дан­ное в рамках антропологии - знаменитым антропологом Э. Тайлором: «культура – это сложное целое, включающее в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обы­чаи и другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества».

3. Культура в собственно социологическом смысле. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рас­сматривается более непосредственно, как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. Ф. Дюмон, совре­менный социолог, считает, что в культуре следует также выделять уровень первичной, или спонтанной, культуры - это непосредственные и не подлежащие теоретическому ос­мыслению массовые навыки людей в быту, этикет и т.п., и вторичной культуры - литера­тура, кинематограф, живопись.

Понятие «культура» имеет и такое производное значение, как «цивилизация».

Влияние культуры на индивида сильнее, чем это может показаться. Вопреки тому, что мы обычно считаем культуру чем-то вторичным и эфемерным по отношению к физиче­ской природе, естественное и воспитанное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения.

Формы культуры.

1 Ценности. Они являются основанием каждой культуры. Ценность это то, что в рам­ках данной культуры является желанным и предпочтительным. Они передаются из поко­ления в поколение благодаря семейному и вне-семейному воспитанию, а также воздейст­вию литературы, науки искусства. Ценности не являются чем-то обязательным для каж­дого члена общества, однако ориентация на них обществом приветствуется и поощряет­ся, а уклонение - в той или иной мере осуждается.

2. Идеологии. Под идеологией следует понимать систему взглядов, убеждений, цен­ностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) со­циальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Идеология может быть идеологией данного класса или груп­пы, идеологией правящих или идеологией угнетенных, а может быть идеологией всего общества в целом. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мо­билизующую социальное действие.

3. Язык. Это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в по­коление и служащая основой вербального взаимодействия. Обычно язык является национальной, этнической принадлежностью и важнейшим средством этнической идентификации.

Язык служит важнейшим критерием, позволяющим отличить «своих» от «чужих». Более того, язык - это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает ми­роощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками.


4. Символы. Символы — важнейший элемент культуры. Наряду с языком они обра­зуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре. И сим­волы, и слова — это знаки, выражающие определенные значения или смыслы.

5. Традиции. Под словом «традиция» понимается совокупность представлений и мо­делей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в по­коление. Это социальное и культурное наследие, которое родители оставляют своим де­тям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причастен к ка­ким-то традициям. Традиции определяют уклад семьи и общества, отношения между ро­дителями и детьми, мужем и женой, женихом и невестой, распределение семейных ро­лей, влияют на социальное разделение труда, предписывают те или иные занятия, про­фессии, образ жизни, поведение по отношению к гостю, отношение к врагу.

6. Ритуалы. Ритуал — это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определен­ном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал тесно свя­зан с традицией. Именно традиция требует от членов общества или социальной группы вконкретных жизненных ситуациях совершать тот или иной ритуал. Ритуалы очень разно­образны. Основная функция ритуала - сохранить в памяти членов общины события принципиальной важности, реально происходившие когда-то в истории или мифологиче­ские.

7. Модели поведения. Это идеальные представления о том как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различ­ных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные.
Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни: для того, чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал. Это естест­венно, ведь они не могут измениться без изменения всей системы ценностей.

В большинстве европейских стран к началу XX века сложилось две формы культуры:

• высокая культура — изящное искусство, классическая музыка, литература -создавалась и принималась элитой

• народная культура - сказки, фольклор, песни и мифы - принадлежала бед­ным.

С появление СМИ произошло стирание различий между ними; возникла массовая культура.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называет­ся субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

Иногда группа стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектом господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей фор­мируется контркультура.


Тема № 29. Культура как фактор социальных изменений.

Культурная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и в пространстве. Основой изменения культуры и механизмами такого изменения являются открытия и изобретения. Открытие снабжает человечество новыми знаниями, которые соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы. Изобретение – это создание новых элементов культуры. Они подразделяются на материальные и духовные. Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций. Это – создание или признание новых элементов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которые заново интерпретируются, оцениваются и применяются на практике.

Определённая часть элементов культуры черпается из микросреды «полуслучайным» образом средствами массовой коммуникации (такими как радио, телевидение, массовая печать, кино и т.д.), которые руководствуются присущими им внутренними запросами и категориями доступности для массовой аудитории.

Главная идея Огборна: адаптативная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. Культурное запаздывание наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Как считает Огборн, это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешённых социальных проблем.

В теориях культурно-исторических типов делается акцент на цикличность и многолинейность развития общества и культуры, вычленяются определённые типы социальной и культурной систем, подчёркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций.

 


Дидактическая единица № 8. Личность и общество.

Тема № 30. Личность как социальный тип.

Предмет социологии — общество, состоящее из социальных институтов, организа­ций, групп и индивидов. Объектом социологического исследования выступают люди. Их называют респондентами. Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жизнен­ные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека.

Человек — социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъ­ект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше куль­турной — 2,5 млн лет. Биологическое развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня от­личают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сиг­нальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладе­ние орудиями труда и огнем.

Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не с естественной, а с искусственной средой, сущность кото­рой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента можно говорить о том, что в человеке как биологическом существе формируется его индивидуальность, а позже сквозь нее произрастает личность.

На протяжении XIX века ученые-естественники полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца, — подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались исключительно наследственности. Считалось, что семья, предки и гены жестко определяют, станет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем

В первой половине XX века накопилось такое количество новых фактов, которое вы­нудило пересмотреть прежние взгляды на сущность человека. Оказалось — врожденная гениальность не гарантирует автоматически, что из человека получится великая лич­ность. Точно так же родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологи­ческих факторов не исключает возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль игра­ет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после родов.








Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 936;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.025 сек.