Современная зарубежная социология 2 страница
Т.о., общества: это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся саморегулируемостью и саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов.
Общество неоднородно и включает ряд разнопорядковых явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты я организации, социальные группы, общности, нормы и ценности. Каждый из этих элементов находится в более или менее тесной связи с другими и играет специфическую роль в функционировании общества как целого. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.
Структура общества может быть рассмотрена в различных ракурсах. Так, весьма распространенным подходом является выделение сфер общественной жизни, таких как экономическая, политическая, социальная и духовная.
Другой подход к структурированию общества связан, с выделением в общественной жизни процессов функционирования и развития: социализация и институционализация, социальная стратификация и мобильность, социальная организация и социальный контроль.
В процессе становления социологической теории общества сложились три разные модели представлений о нем.
Первая - номиналистической - представляет общество как сумму индивидуумов, преследующих свои интересы и сознательно выбирающих себе правила поведения за их полезность в достижении желаемых результатов. Эта модель общества находит свое яркое воплощение у родоначальников либерализма Т. Гоббса и Дж. Локка. Здесь образ общества постулируется как результат воображаемого договора между свободными и разными индивидами.
Сторонники второй модели конструируют общество по образцу организма, элементы которого - люди, и способы их взаимодействия - органически взаимосвязаны и поддерживают внутри известное постоянство отношений. Эту модель можно назвать органической. Здесь динамика развития общества и законы его функционирования выводятся не из целей и потребностей отдель-
ных индивидов, а из логики их взаимодействия в рамках более широкого целого.
Современная социология чаще всего оперирует третьей моделью общества, в которой оно представляется подвижной системой отобранных бессознательным, эволюционным закреплением традиций, норм и отношений, в которые отнюдь не добровольно вынуждены встраиваться новые поколения людей. Эту модель можно назвать процессуально-деятельностной. Сторонники процессуально-деятельностной трактовки общества, прежде всего акцентируют внимание на том, что складывающийся в результате спонтанного отбора наиболее жизнеспособных форм общественный порядок может намного превосходить сознательно вырабатываемые людьми планы. В такой трактовке наиболее значимым продуктом общественной жизни выступают события, чередование и взаимодействие которых и определяет динамику общественного развития.
Процессуально-деятельностная модель общества может быть выражена в следующей системе постулатов:
• Социальная реальность это не статическое состояние, а процесс. Стремясь найти наиболее тонную метафору общества, мы должны его представлять не как материальный субстрат, а как есть отношений, пронизанную напряжением и гармонией, конфликтами и сплоченностью.
• Последовательность событий в пределах социального процесса имеет кумулятивный характер. Каждая фаза есть результат всех предыдущих фаз и в то же время отправная точка для следующего состояния.
• Люди конструируют общество не «как вздумается», а лишь в данных структурных условиях, унаследованных от прошлого, созданных для них предшественниками, которые, в свою очередь, тоже были структурно ограничены.
• Хотя действия социальных субъектов в преобладающей степени носят рациональный характер, их результат, ввиду множественности и разнонаправленности, не является предопределенным. Так что общество в значительной степени можно рассматривать как
результат действия «невидимой руки».
• Сами принципы деятельности общества, способы его изменения тоже подвержены трансформации. Поэтому можно допустить, что где-нибудь в отдаленном будущем мера целенаправленности общественного развития значительно повысится.
• Хотя факт прогресса четко просматривается в истории - он не является предопредленным. Это попросту означает, что количество конструктивных социальных действий до настоящего времени значительно превышало количество деструктивных.
• Бесполезно искать какой-то особый таинственный смысл истории. Но людям дано право придать ей смысл, повышая меру разумности и конструктивности своих действий.
Тема № 10. Типология обществ.
Все мысленное и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию.
В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации. Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества — число уровней управления и степень социального расслоения.
Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.
Социальное равенство означает отсутствие классов, социальных слоев и сословий, деление общества на богатых и бедных.
Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту (пище). Все находится в коллективной собственности рода, племени.
Политическое равенство означает отсутствие деления на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.
Сложные общества — это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения. На этой почве развивается социальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты, сословия, слои, возникает государство, в котором функционирует специализированный и широко разветвленный аппарат управления.
Вторая типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования. Самый древний способ охота и собирательство. Общество, жизнедеятельность которого построена на охоте и собирательстве, является самым древним обществом. Поскольку в исторических истоках оно уходит в период первобытного стада, его называют еще протообществом. Более высокая стадия хозяйственной деятельности скотоводство (пастушество) и огородничество. Именно при земледелии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека человеком. С земледелием связывается зарождение государства, городов, интенсивное социальное расслоение и письменность.
На смену аграрному обществу пришло индустриальное общество, основная форма хозяйственной деятельности которого базируется на машинной технике. Первой характерной чертой этого общества является индустриализация — создание крупного машинного производства.
Индустриализация означает не просто использование машин, но постоянное внедрение достижений науки и техники в производство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Появление технологических машин, использование сил природы в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство.
Второй отличительной чертой индустриального общества является высокая степень урбанизации — переселения людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения. Если в аграрных обществах города играли заметную, но не самодавлеющую роль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.
В индустриальном обществе широкое развитие получило разделение труда и узкая профес-
сиональная специализация.
В 70-х годах XX века на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное общество. В этом обществе жизнедеятельность людей строится по преимуществу на информационных технологиях: автоматизированные системы, повсеместная компьютеризация, преобладание сферы обслуживания над сферой производства — таковы характерные черты этого общества.
Третья типология строится на разделении общества на традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.
В соответствии с этой типологией традиционное общество характеризуется:
1) естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку);
2) персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных лиц);
3) неформальным регулированием взаимодействий (обычаи, нравы);
4) связанностью членов отношениями родства;
5) примитивной системой управления (правлением старейших, наследственной властью).
Современное общество характеризуется иными, более развитыми социальными качествами:
1) развившимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы);
2) ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяютобщественным заказом и социальными функциями индивидов);
3) формальной системой регужирования отношений и силой писанного права: законов, договоров и т.д.;
4) сложной системой социального управления (выделением институтов управления, специальных органов управления);
5) выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечить общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производства, общение).
Помимо рассмотренных выше трех типологизаций существуют типологии, исходя из теорий стадиального развития общества, взаимодействия и развития цивилизаций, общественно-экономических формаций и др. Данные теории общества опираются на определенные представления об общественных изменениях, развитии, общественном прогрессе. Поэтому для их плодотворного анализа необходимо уточнить эти понятия, отражающие динамику общества.
Тема № 11. Социальный институт и социальная организация.
Особо важное место группы занимают в институциональной жизни. Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем.
По типичному определению социологов, институт включает в себя как понятие культурных моделей (образцов), так и понятие социальной структуры.
Т.о., институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений.
Институционализация — процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Известный социолог Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации: потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ (и привилегий); потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).
Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, а с другой - каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля (табл.).
«Социальные институты в индустриальных обществах»
Социальный институт | Основные функции | Группы и организации | Ценности | Роли | Нормы |
Семья | Регулирование рождаемости, социализация и защита детей | Родственники, группы, объединенные родственными связями | Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям | Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка | Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность |
Религия | Обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем | Конгрегация, синагога, денаминация, благотворительные организации | Чтение Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклонение Богу | Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк, новообраще-нный | Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви |
Право | Поддержание социального порядка | Милиция, суды, тюрьмы | Суд присяж-ных, принцип презумпции невиновности | Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель | Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права |
Политика | Установление иерархии власти | Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии | Правило простого большинства, право голоса | Президент, депутат, лоббист, кандидат | Один человек — один голос, голосование как привилегия и право |
Экономика | Производство и распределение товаров и услуг | Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей | Зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство | Рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель | Максимизация прибыли, «клиент всегда прав», упорный труд |
Образование | Передача знании и навыков из поколения в поколение | Школы, колледжи, студенч. советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей | Академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость | Преподаватель, студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер | Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей |
Наука | Освоение окружающей среды | Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации | Объективные исследования, открытая публикация полученных данных | Ученый, исследователь, техник, администратор | Применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные |
Здравоохранение | Излечение больных, уход за умирающими | Больницы, аптеки, страховые компании | Клятва Гиппо-крата, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача | Доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик | Не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь |
Армия | Защита от врагов, отстаивание национальных интересов | Сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия | Готовность с честью умереть за свою страну, подчинение командирам | Солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион | Быть готовым к войне, подчиняться старшим офицерам, не обсуждать приказы |
Средства массовой информации | Распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий | Телевизионные сети, радиостанции, издательства | Оперативность, точность, большая аудитория, свобода печати | Журналист, диктор последних известий, автор, редактор, издатель | Информация должна быть точной, объективной, оперативной и полезной |
Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические институты наряду с базовым институтом собственности включают множество особых устойчивых практик (систем отношений): финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие (менеджментарные) институты.
Термин «организация» используется в нескольких значениях:
1) как элемент социальной структуры общества;
2) как вид деятельности какой-либо группы;
3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования
элементов системы.
В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.
Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации (в форме производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д.). Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. А. И. Пригожий определяет ее как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель.
Социальные организации имеют ряд основных черт: во-первых, они обладают целевой природой, во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам, в-третьих, характерная черта организации обусловлена разделением труда, его специализацией по функциональному признаку, в-четвертых, управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.
Тема № 12. Социальный институт - религия.
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. Ее главная функция состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные стороны его бытия и возвышать человека до чего-то абсолютного, неизменного, вечного. В обществе как социокультурной системе это проявляется в придании ценностям, идеалам, нормам и образцам поведения абсолютной ценности, их независимости от исторически преходящих пространственно-временных координат человеческого бытия.
Абсолютную непреходящую ценность религии выявляют богословские и религиозно-философские учения. Вместе с тем, религия — это общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов человечества. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные социологи.
Одной из самых дискуссионных проблем социологии религии является проблема определения наиболее важного признака религии. Здесь борются в основном две позиции. Первая представлена марксистским религиоведением. В этом религиоведении основным признаком религии признается вера в существование сверхъестественного и наличие отношений с ним. Вторую позицию представляет Э. Дюркгейм и его последователи. Они считают, что основу религии составляет культовая система. Мы будем исходить из общей предпосылки Э. Дюркгейма, которая нам представляется более научно обоснованной. Поэтому становление религии как социального института будем рассматривать как процесс институционализации религиозных культовых систем.
По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, приводит к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроенных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных организаций.
Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: выработки систематизированного вероучения, разработки систем его защиты и оправдания, руководства и осуществления культовой деятельности, контроля и осуществления санкций за исполнением религиозных норм, ведения связей со светскими организациями, государственным аппаратом и т. д.
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих, — служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархизированную систему — церковь. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемые системы. Первая система включает в себя группу занимающихся вы-
работкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.
Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, церковь представляет собой автономную систему в политической надстройке общества, действующую наряду с другими политическими и идеологическими силами. Включение церкви в социальную систему осуществляется в основном через политико-идеологическую сферу, где складывается особый тип взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для внедрения религиозной идеологии в массы и тем самым способствует упрочению ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народным массам определенные стандарты поведения и мышления, стремится затормозить процесс становления классового сознания трудящихся, приглушить их недовольство против угнетателей. Т.о., церковь как социальный институт выступает в качестве носителя политической власти и одновременно в качестве субъекта собственной власти. Собственную власть церкви следует определять как идеологическую власть церкви. Идеологическая власть церкви - превращенная форма политической власти класса, а реализация церковью своей власти - не что иное, как один из способов осуществления классом политической власти. Идеологическая власть церкви приобретает относительно самостоятельный характер, внешне независимую от политической власти форму.
Тема № 13. Социальный институт - семья.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами.
Основная, первая функция семьи, как следует из определения А. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:
а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
д) духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам се-
мьи, воспроизводство социальной структуры;
ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1089;