Современная зарубежная социология 1 страница

[3] -ㅂ перед -ㄴ произносится как - ㅁ

[4] Когда слог заканчивается на -ㄺ , а следующий начинается с -ㄴ , то -ㄺ произносится как -ㄱ .

[5]-ㄱ перед -ㄴ произносится как -ㅇ.

[6]-ㄱ перед -ㅁ произносится как -ㅇ.

[7] -ㅂ перед -ㄴ произносится как -ㅁ.

 

[8] ㄱ перед -ㄴ произносится как - ㅇ

[9] -ㅂ перед -ㄴ произносится как - ㅁ

[10] иероглифы訓民正音 читаются по 음корейское чтение иероглифа (훈наставление обучение , 민народ, 정правильное, 음произношение)

 

Современная зарубежная социология

Бурное развитие социологической науки в XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.

В XX веке социология пошла «вширь» - она постепенно охватывала страны Восточ­ной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки.

XX век - это и век развития социологии «вглубь». Она охватывала все новые и новые области познания, открывала многие пограничные темы или придавала новое социоло­гическое звучание тем проблемам, которые были разработаны другими отраслями чело­веческого знания.

В XX веке происходило и конституирование социологического знания в виде откры­тия специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и организаций. Профессия социолога становилась востребуемой на рынке труда.

И наконец, следует отметить организационное укрепление социологии. В XX веке были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации, которые после второй мировой войны (1946) создали Международную социологическую ассо­циацию, организовавшую 14 всемирных конгрессов и способствовавшую превращению социологов в один из заметных отрядов в области социального знания.

Так как в процессе производства и развития социологического знания вовлечены ты­сячи людей в каждой стране, то вполне понятно то многообразие теорий и концепций, которые были произведены на свет в XX веке и продолжают появляться в большом коли­честве и в настоящее время.


Тема № 4. История развития социальной мысли в России.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологиче­ской науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследо­ватели выделяют три основных этапа. Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

Первый этап связан с творчеством таких социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1823-1900) и Н.К. Михайловский (1822-1904). Развиваемое ими направление социаль­ной мысли получило название субъективной социологии. В центре внимания субъектив­ной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерно­стей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъектив­ной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность обще­ственного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработ­ке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характери­зующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.

Личность в концепции субъективных социологов выступает и главной движущей си­лой общества, и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития («разнородности») личности. Н. К. Михайловский определял со­циализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим субъективные социологи развивали учение о некапи­талистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социа­лизму через использование и преобразование коллективистских традиций докапитали­стических форм устройства труда и быта — общины («мира»), артели и др.

Естественнонаучный метод в своей основе — объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом, т. к. основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Разрабатывается субъективная концепция истины. Такой подход вел к отрицанию закономерности. Чтобы избежать произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познава­тельную способность «нормального человека», нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Вытекала основная установка в отношении главной задачи социо­логии: социология как наука должна быть ориентирована не столько на поиск и обнару­жение объективных законов, сколько на то, чтобы раскрывать человеческое гуманистиче­ское содержание общественного прогресса и соотносить его с потребностями человечес­кой личности. Субъективный же метод в социологии наиболее применим именно потому, что он позволяет дать оценку историческому прогрессу с позиций нравственного идеала.

Н.И.Кареев стремился дать более строгое теоретическое обоснование субъективному методу в социологии, делая акцент на особенностях социально-исторического исследова­ния. Он подчеркивал уникальность и неповторимость социально-исторических явлений. Т. о. использование субъективного метода в социологии и истории опирается в концеп­ции Н.И.Кареева на совершенно правильную предпосылку единства субъекта и объекта социального познания, того неоспоримого факта, что объектом изучения социолога или историка являются человеческие существа, которые подобно ему имеют определенные потребности, интересы, желания, цели и т.д.

К субъективной школе в социологии России тесно примыкают сторонники психоло­гического направления. Наиболее ярким представителем этого направления был Л. И. Петражицкий (1867-1913). Его усилия были направлены на объяснение истоков норма­тивного сознания и, прежде всего, норм права. Петражицкий исходил из представления о наличии в обществе особого состоя-


ния общественного сознания — народной психоло­гии, «коллективного психологического опыта».

В своей концепции природы нормативного сознания Петражицкий исходил из пред­посылки о первичности психоэмоциональной стороны жизни индивидов и общества. Подлинной основой общественной жизни является психическое взаимодействие людей, которое он трактовал по преимуществу как эмоциональное. Главным инструментом со­циального познания, по Петражицкому, является интроспекция.

Несколько обособленную позицию по отношению к утвердившимся школам и на­правлениям в социологии занимает Е.В. де Роберти (1843-1915). Он выступал с критикой биологизаторских концепций в различных его формах: органицизма, социал-дарвинизма и т.д. Он настаивал на необходимости учесть специфику общественной жизни как духов­ного процесса. Главная задача социологии, по его мнению, заключается «в открытии за­конов, управляющих возникновением, образованием и постепенным развитием высшей надорганической или духовной формы мировой энергии». Ключевую роль отводит пси­хологическому взаимодействию.

Центральное понятие социологии де Роберти «общественность», «надорганическое». С одной стороны — это высшая, социальная форма проявления мировой энергии, с дру­гой — продукт психического взаимодействия. Коллективный опыт — опыт коллективной народной или соборной души порождает целую огромную массу новых явлений и про­цессов уже не психофизиологических, а социально-психофизических: обобщая от­влеченные идеи, логические связанные суждения, а также моменты чувствования, все так называемые страсти целесообразно финалистически построенные желания, изволе­ния и т.д.»

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того перио­да занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологи­ческой теории Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Одной из основных задач социологии М. Ковалевский считал выявление сущности соли­дарности, описание и объяснение многообразных ее форм.

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нараста­нием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при фа­культете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

Центральная тема творчества П.Сорокина — проблема социокультурной динамики. Ей посвящена главная работа ученого «Социальная и культурная динамика». Для Соро­кина характерен макр о социологический подход в исследовании: он рассматривает циви­лизации и культуры в качестве атомарных единиц своего анализа.

Социокультурные изменения человеческих сообществ, с точки зрения Сорокина, есть результат взаимоотношений людей, которые обусловлены целым комплексом факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, сексуальные влечения), социально-сознательных (значения, норма, ценность). В отличие от случайных и времен­ных агрегаций (толпа), которые характеризуются отсутствием ясных и длительных свя­зей, только общество способно продуцировать значение, нормы, ценности, которые су­ществуют внутри социосознательных субъектов, конституирующих общество. Согласно Сорокину, культура — это не просто конгломерат разнообразных явлений, а целостное и индивидуализированное единство, все части которого пронизаны одним основопола­гающим принципом, выражают одну и главную ценность.

 


Исторический процесс рассматривается П.Сорокиным как последовательная смена трех социокультурных систем: 1) спиритуалистической (идеациальной); 2) сенсуалисти­ческой (чувственной); 3) идеалистической. В основе каждой социокультурной системы лежит своеобразная система ценностей. В идеациальной системе — единственной ре­альностью и ценностью признается Бог, а чувственный мир рассматривается как времен­ное пристанище. Противоположный тип социокультурной системы — чувственный. В нем ценностью признается чувственная реальность. Социокультурная система идеали­стического типа носит переходный характер и сочетает в себе оба вышеуказанных прин­ципа. В ней объективная реальность частично опосредуется сверхчувственным началом, но и частично — чувственным. Сорокин считал, что система ценностей, задающая куль­турное качество обществу, возникает под воздействием «двойственной природы челове­ка» — существа мыслящего и чувствующего. Если основной акцент сделан на чувствен­ной стороне человеческой природы, то ею детерминируется чувственный образец куль­турных ценностей, если на воображении и разуме — нечувственной, но в обоих случаях противоположные мотивы мышления и поведения не могут быть полностью нейтрализо­ваны. При условии баланса чувственных и рациональных стимулов формируются ценно­сти идеалистического типа социокультурной системы.

Современное состояние западной культуры П. Сорокин оценивал как кризисное. Вы­ход из состояния, новое возрождение общества русский социолог видел в формировании общества на основе идеациального типа ценностей, базирующегося на принципах аль­труистической любви и этики солидарности. П. Сорокин является также одним из созда­телей теории социальной мобильности. Он подробно рассматривает два типа социальной мобильности: горизонтальный и вертикальный.

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Социологические исследо­вания как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тота­литарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических завоеваний». Социология как социальный институт полностью пре­кращает свое существование.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологиче­ские исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. В 60-х годах социо­логия вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ле­нинградском госуниверситете. В настоящее время существует ряд академических, вузов­ских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.


Дидактическая единица № 2. Социальные взаимодействия, социальный

контроль и массовое сознание.

Тема № 5. Понятие и структура социального действия. Социальные взаи­модействия.

Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой про­стейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы. Впервые в социоло­гию понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано М. Вебером. Социальным действием он называл «действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием дру­гих людей или ориентируется на него».

Т.о., в понимании М. Вебера социальное действие имеет по крайней мере две особен­ности: оно должно быть, во-первых, рациональным, осознанным и, во-вторых, ориенти­ровано на поведение других людей.

Многие поступки людей бывают совершенно неосознанными, автоматическими, аф­фективными. Высокая степень осознанности и целесообразности, скажем, в действиях политика, борющегося со своими соперниками, или в действиях руководителя предпри­ятия, осуществляющего контроль за поведением подчиненных, во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях.

Любое социальное действие должно включать в себя:

• действующее лицо;

• потребность в активизации поведения;

• цель действия;

• метод действия;

• другое действующее лицо, на которое направлено действие;

• результат действия.

Перечень элементов, составляющих отдельное социальное действие, не будет пол­ным, если не уделить внимания внешнему окружению действующего лица, или ситуа­ции. Любой действующего индивида окружает материальный, вещественный мир, соци­альная среда (выражающаяся в групповом взаимодействии), культурная среда (выра­жающаяся в окружающих индивида нормах и ценностях). Совокупность вещественных, социальных и культурных условий создает ситуацию, которая находит выражение в ус­ловиях действия и средствах действия. Ситуация входит в систему социального действия через ориентацию индивида. При этом следует различать оценочную и мотивационную ориентации индивида на ситуацию. Это означает, что каждый действующий индивид должен оценить свое окружение и с помощью мотивации внести коррективы в цель и ме­тоды совершения социального действия.

Структура социального действия. Социальные действия в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в созна­нии любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуж­дение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией. Мотивация — это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. Т.е., мотивация - это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий.


Анализ человеческой деятельности показывает, что каждое социальное действие со­вершается в результате некоторой субъективной актуальности, формирующей мотива­цию. Тщательный анализ, основанный на большом числе исследований, всегда указывает на существование «первого толчка», потребности, приводящей к совершению социаль­ных действий. Социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.

Социальные взаимодействия. Выделение отдельных социальных действий весьма по­лезно при изучении социальных процессов. Вместе с тем даже простое наблюдение по­казывает, что социальное действие, рассматриваемое как попытка одного индивида или социальной группы изменить поведение другого индивида или группы, редко на практи­ке встречается в единичном, обособленном виде.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных соци­альных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой дейст­вия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшест­вующим социальным действием и одновременно является причиной последующих дей­ствий. Т. о., социальные действия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимо­действием.

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия взаимные ожидания индивидов посто­янно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых со­циальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия на­зывают социальными отношениями.

Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и со­перничество. Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, на­правленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстране­ния, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Оче­видно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов. Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чув­ства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения то­го или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.


Тема № 6. Формы социального взаимодействия.

Принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкурен­цию и конфликт. В данном случае взаимодействие классифицируется по способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели, средства их достижения и результаты.

• Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения обшей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

• Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены по-
ровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому, что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут больше­го. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

• Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он мо­жет возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкно­вение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за об­ладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это на­зывается конкуренцией. А когда это происходит немирным путем, возникает вооружен­ный конфликт — война.


Тема № 7. Социальный контроль и девиация.

Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и традиции, содержание которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее за­крытости для членов других социальных групп.

Для того чтобы в мире все шло своим чередом, люди должны следовать правилам. Социальный порядок требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремятся гаранти­ровать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью со­циального контроля — методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества.

В социальной жизни действуют три основных типа процессов социального контроля:

1) процессы, побуждающие индивидов к ивтернализации нормативных ожиданий своего общества;

2) процессы, организующие социальный опыт индивидов;

3) процессы, применяющие различные формальные и неформальные социальные санкции.

Члены общества непрерывно проходят процесс социализации, посредством которого они усваивают те системы мышления, чувств и поведения, которые характерны для культуры их общества. По мере взросления поведение человека начинает все более и бо­лее управляться внутренними регуляторами; последние выполняют много функций из числа тех, которые раньше (в детстве) выполнялись внешними механизмами контроля. Так происходит процесс интернализации: индивиды инкорпорируют в свою личность стандарты поведения, доминирующие в обществе.

Человек следует нормам своего общества, так как знает, что в противном случае его ожидает наказание. Система социальных норм общества создает представление о долж­ном поведении людей. Однако повседневное поведение людей в обществе, реальные от­ношения между индивидами всегда сложнее и богаче, чем выработанный стереотип. Общество представляет собой динамичную саморазвивающуюся систему, а вместе с об­ществом подвержены изменению и его устои - социальные нормы. Одной из форм, в ко­торой фиксируются происходящие в обществе изменения, выступает девиантное поведе­ние.

Девиация представляет собой отклонение от социальной нормы, обусловленное ком­плексом био-психо-социальных причин. Без девиации остановился бы социальный про­гресс. Девиации присущ историзм, так как одно и то же поведение по-разному оценива­ется в различные исторические эпохи. Основная социальная мотивация отклонения ви­дится в том, что возникает ситуация, когда социальные потребности и социальные инте­ресы группы или индивида, обусловленные характером и степенью социальной само­идентификации, не соответствуют социальному статусу.

Причины девиации различные теории объясняют по-разному. Процесс формирования девиантного поведения непосредственно связан с процессом социализации личности, хо­тя подчас бывает сложно обнаружить факторы социализации, которые впоследствии на­правляют этот процесс в другое русло. Зачастую эти факторы могут казаться малозначи­мыми и даже игнорироваться при анализе.

Однако проблема состоит не столько в том, что происходит естественная трансфор­мация социальных норм во времени и пространстве, сколько в том, что их новая со­вокупность никак не способна образовать системы. Они хаотичны и зачастую взаимно исключают одна другую. Дюркгейм называл такое состояние общественного сознания аномией. Аномия — это такое состояние, при котором личность не имеет твердо сло­жившегося социального статуса, в связи с чем отсутствует и стабильность, то есть пред­сказуемость в выборе линии поведения. Именно ано-


мия, по Дюркгейму, выступает осно­вой девиантного поведения.

Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам:

1) конформист — принимает как культурные цели, так и институциональные средст­ва;

2) новатор — достигает социально одобряемые цели неинституциональными средст­вами;

3) ритуалист — принимает институциональные средства, абсолютизируя их, но цели, к которым он стремится при помощи этих средств, игнорирует;

4) изолированный тип — не принимает ни традиционных культурных целей, ни ин­ституциональных средств их достижения;

5) мятежник — отступает от существущих и одобряемых целей и средств, желая соз­дать новую систему норм и ценностей, а также средств их достижения.

В типологии социальных отклонений выделяются и такие типы девиантного поведе­ния, как культурные и психические отклонения, индивидуальные и групповые отклоне­ния, первичные и вторичные отклонения культурно одобряемые отклонения, культурно осуждаемые отклонения.

Основной же встречающийся тип девиации, так называемая нейтральная девиация представляет собой незначительное отступление от норм, не имеющее пагубных послед­ствий, как для общества в целом, так и для индивида. По существу своему нейтральная девиация «нормальна». Ненормальным, то есть девиантным, как раз скорее следовало бы назвать абсолютно конформное поведение.

Человек рожден свободным, а вовсе не становится свободным в процессе социализа­ции через воспитание и образование. Суть образования вообще и правового образования в частности сводится к обнаружению изначальной свободы каждой личностью. Человек свободный — это человек порядочный — это человек справедливый — это человек куль­турный.


Тема № 8. Массовое сознание и массовые действия.

"Массовое сознание" наряду с групповым и общественным сознанием - тип общест­венного сознания, связанный с деятельностью особого рода социальных общностей -масс. В содержательном отношении "массовое сознание" - это совокупность доступных массам идей, представлений, настроений и иллюзий, отражающих социальную жизнь общества. "Массовое сознание" по объёму уже, чем общественное сознание, из него вы­падают групповые компоненты, особые формы духовного освоения действительности (наука, профессиональная этика).

«Массовое сознание» возникает и формируется в процессе стереотипизации жизни людей в сферах труда, политики, досуга, когда рождаются одинаковые, или подобные устремления, интересы, оценки, потребности. С помощью СМИ тиражируются модели поведения, восприятия окружающего мира, знания, образов жизни, стереотипов созна­ния. Структура "массового сознания" складывается из общественного мнения (совокуп­ность оценок), ценностных ориентации и установок, влияющих на поведение масс, "об­щественного настроения". Массовое сознание выступает в качестве регулятора массовых форм поведения людей. Его роль усиливается по мере роста роли масс в экономике, по­литике, культуре.

Массовые действия как форма конфликта. Наиболее яркой формой социальных кон­фликтов являются массовые действия, которые реализуются в виде требований к вла­стям, либо в прямых акциях протеста. Массовый протест - это активная форма кон­фликтного поведения. Он выражается в различных формах: стихийные бунты, организо­ванные забастовки, насильственные действия (заложники), ненасильственные действия-кампании гражданского неповиновения организаторами массового протеста являются заинтересованные группы, или группы давления. Митинги, демонстрации, пикетирова­ния, голодовки являются эффективными средствами решения конкретных задач. Их до­полняют революции, партизанские движения, террористические акты.

В заключении отметим, что поскольку конфликты в жизни неизбежны, важно владеть технологиями управления конфликтами.


Дидактическая единица № 3. Общество: типология обществ и социальные

институты.

Тема № 9. Понятие общества и его основные характеристики.

Общество крайне многозначное понятие. Одно из наиболее очевидных оснований этой многозначности - разномасштабность фрагментов социальной реальности, обозна­чаемые этим понятием. Обществом может быть названа небольшая группа людей, объе­диненных некоторыми специфическими интересами, государственное образование или группа в некотором отношении однородных стран, наконец, это понятие применяется и для обозначения человечества в целом.

В социологической теории общество понимается не как любая механическая сово­купность людей, а как такое их объединение, в котором происходит более-менее посто­янное и устойчивое их взаимовлияние и взаимодействие.

О первом приближении общество как продукт взаимодействия людей характеризует­ся следующими признаками:

• общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами;

• целостностью и устойчивостью складывающихся форм взаимодействия людей;

• самовоспроизводством, саморегулируемостью и определенной самодостаточно­стью;

• таким уровнем развития культуры, который находит свое выражение в выработке
системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.








Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1275;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.