Современная зарубежная социология 3 страница

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отме­чают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ро­левых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются час­то в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требо­вания.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ро­лей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психо­логическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполне­нию супружеских и, в особенности, родительских ролей.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супруже­ских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.


Тема № 14. Социальный институт - образование.

Образование занимает особое место в жизни общества. С ним связана эволюция че­ловеческого интеллекта, становление цивилизации. Оно связано со многими сферами жизни. Экономика определяет материальную базу образования и спектр специальностей и дисциплин, по которым ведется подготовка кадров, политическая сфера в зависимости от господства того или им воздействует на содержание системы образования, его учебно-организационные принципы. Влияет на образование и система нравственных ценностей, традиции и социальная дифференциация. Словом, образование тесно связано со всей со­вокупностью общественных отношений и потому является предметом социологического изучения.

Социология образования — это область социологии, изучающая образование как со­циальный институт и его организации, а так же социальную политику в области образо­вания.

В сфере образования человек находится в течение длительного отрезка своей жизни, когда закладываются и ииституциализируются фундаментальные черты его характера, его моральные качества и ценности. При этом все происходит под воздействием как лич­ности педагога, так и организационных форм образования: дошкольных учреждений, средних учебных заведений, высшей школы. Поэтому социология образования изучает всю совокупность иерархических и межличностных связей ученика и педагога, особен­ности профессионального труда преподавателя, условия и образ жизни обучающегося.

Наиболее важными в сфере социологии образования являются два вопроса: чему учить? и как учить? Роль преподавателя заключается в том, чтобы дать ученику крепкий основной каркас, который тот должен будет достраивать самостоятельно. Образование должно носить нравственный характер, исключающий педагогическую жестокость и опирающийся на педагогику сотрудничества. Наряду с обеспечением массовости образо­вание должно решать задачи усвоения молодым поколением культурного наследия, раз­вития активных способностей, гуманистического мышления, преобразующего интеллек­та. Социология образования позволяет выстраивать образовательные модели, опираясь на научные знания. Последние в свою очередь приобретаются при помощи социологии науки.

Дидактическая единица № 4. Мировая система и процессы глобализации. Тема № 15. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.

На протяжении всей своей истории человеческой общество поддерживало существо­вание и развивалось за счет подъема материального производства. Задача замещения ин­струментальных орудий труда машинными в тяжелой промышленности и удешевление фонда производительного потребления выполнялась уже в ходе второй технологической революции на базе замены энергетической базы, создания специализированных отрас­лей, соединения науки и производства и опережающих темпов развития тяжелой про­мышленности. Т. о., индустриальная эпоха в истории развитых стран продолжалась без малого два столетия, однако в последние два-три десятилетия выражения «постиндуст­риальный мир», «постиндустриальное общество», «постиндустриальная система», вве­денные в наручный и бытовой обиход Д. Беллом еще в 70-х годах, постоянно мелькают в западных, а в последние годы и в российских, научных и публицистических работах.

В обществе одновременно действуют две противоположные тенденции, направлен­ные, соответственно, на ограничение и увеличение потребления материальных ресурсов. Первая из них опирается на замедление или даже отрицательный рост населения, сниже­ние энергоемкости и материалоемкости производства, уменьшение доли пассивных элементов в основном капитале, удлинение срока службы изделий, количественное насыще­ние рынка определенными товарами,- при котором удовлетворяются лишь амортизаци­онные потребности и пр.

Другая тенденция, наоборот, отражает рост общественного спроса, а следовательно, ускорение развития производства. Даже в развитых странах происходит увеличение по­требления материальных благ.

В мировой экономике надолго сохранятся две тесно взаимосвязанные подсистемы -постиндустриальная и индустриальная; исчезновение одной из них должно неизбежно сопровождаться трансформацией другой.

Одновременное длительное сосуществование постиндустриального и индустриаль­ного миров возможно лишь при обеспечении их устойчивого взаимодействия.

Формирование новой системы взаимодействия в мировой экономике заняло несколь­ко десятилетий, хотя и к началу нового тысячелетия оно окончательно не завершилось. В экономическом плане ее становление сдерживалось теми процессами структурной пере­стройки, которые и привели к превращению индустриального мира в постиндустриаль­ный, а продовольственно-сырьевого - в индустриальный. Поэтому ее формирование ста­ло происходить особенно активно лишь в 90- годах, после распада лагеря социализма и СССР.

Эта система взаимодействия получила название глобализации. Глобализация являет­ся сложным многоплановым процессом. Прежде всего, она имеет объективную базу в виде международного разделения труда, в котором в разной степени участвуют практи­чески все страны планеты. Поскольку межотраслевое разделение труда, господствовав­шее в течение нескольких столетий, ныне замещается и дополняется внутриотраслевым, придающим особое постоянство экономическим связям между партнерами, то этот эле­мент глобализации необратим.

Другой составной частью глобализации стали политические факторы, прежде всего распад социалистического лагеря, СССР, за которым последовала и самоликвидация ре­жимов социалистической ориентации в развивающихся странах. Политические инстру­менты нередко использовались и для навязывания глобализации колеблющимся или со­мневающимся в ее полезности странам. Основной смысл этого давления заключался в ускорении темпов глобализации. Либерализация (отмена законодательного ограничения и регулирования внешнеэкономических связей) же должна была препятствовать возмож­ному ограничению сфер деятельности иностранных фирм.

 

 


Т.о., глобализация возникла как метод взаимодействия постиндустриального и инду­стриального миров, однако она не является чисто объективным процессом, порождае­мым саморазвитием мировой экономики. Более того, из-за несоответствия интересам значительного числа стран формирующегося индустриального мира она сдерживает и деформирует нормальную эволюцию мировой экономики.

Глобализация, как мы пытались показать в работе, процесс глубоко диалектический. Он содержит в себе как минимум две важнейшие противоположно направленные тен­денции.

1. Становление американо-центричного миропорядка, внутри которого значительно сужено пространство маневрирования для стран и интеграционных объединений, страте­гических союзников США, в частности ЕС, Японии, Канады и т. д.

Продолжающееся расщепление мирового пространства, особенно в тех его местах, которые были в меньшей степени затронуты экономическим и военно-политическим со­перничеством двух в прошлом ведущих военно-политических блоков. Формирование новых геополитических пространств опирается на волю правящих кругов прежде всего та­ких сверхкрупных стран, как Индия и Китай, не переживших, подобно России, демора­лизацию от распада биполярного мира, дезинтеграции мировой социалистической сис­темы и коллапса Советского Союза. Политику этих стран отличает взвешенный подход к процессам глобализации и, соответственно, лишенное эмоций восприятие возможностей и мотивов действий стран Запада. Воздействие Запада на такие страны, как Индия и Ки­тай, весьма ограничено, прежде всего по причине огромных объемов их экономик и ус­тойчиво высоких темпов роста.

Вторая тенденция представляется нам весьма перспективной, отвечающей долго­срочным интересам нашей страны.

Рассогласование между слабеющей экономической мощью и соблазнами силовых действий может, в конечном счете, приобрести форму эндемических сотрясений мировой системы и растущей хаотичности мирового развития. Теоретически, упорядочение про­цессов глобализации можно представить в виде двух расходящихся траекторий.

• продолжение силового воздействия на периферийные пространства, в частности в форме «гуманитарных интервенций». Однако расползание ядерного оружия ограни­чивает возможности его применения, а, к тому же, оказывается все меньше желающих оплачивать их расходы. Опасность этого пути состоит и в его неопределенности, в непредсказуемости его результатов и возможных последствий.

• понимание элитами системности и целостности современного мира с вытекающим отсюда осознанием необходимости самоограничения и активной перераспредели­тельной политики на глобальном уровне. К этому их подталкивает и ширящееся дви­жение антиглобалистов, грозящее привести к возрождению и объединению новых «новых левых», В свою очередь, последнее может потребовать пересмотра всей соци­альной политики Запада.

 

 

Тема № 16. Процессы глобализации.

В социологии идея международной системы, распространенная в исследованиях в области политики и международных отношений, сменилась на представление о глобаль­ной системе, что подразумевает существование определенных процессов глобализации.

Глобализация— это прежде всего расширение рыночной экономики в масштабах всей планеты. Первая особенность глобализации заключается в том, что международная торговля товарами и услугами растет быстрее производства. Вторая особенность — в том, что деятельность крупнейших фирм все более интернационализируется. Третья осо­бенность состоит в ускорении глобализации финансовой сферы, а четвертая — в индуст­риализации некоторых слаборазвитых стран, которые по уровню промышленного разви­тия догоняют развитые страны.

1. Глобализация производства. Базисным процессом, ведущим к возникновению гло­бальной системы, является экономический процесс, а именно: характерные для конца XX в. экспансия капитализма и его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основой которой являются транснациональные корпорации (ТНК) — главные действующие лица современной экономики. За последние два десятилетия произошла трансформация ТНК вследствие глобализации производства, отделяющей процессы про­ектирования, производства и маркетинга товаров и услуг от национальных экономик. Доходы наиболее крупных ТНК выше, чем доходы небольших стран. Их глобальная дея­тельность во многом осуществляется без контроля со стороны какого-либо государства, а в своих внутренних операциях и сделках с другими ТНК они интегрируют экономиче­скую деятельность в мировом масштабе.

2. Глобализация культуры. Широко распространенным является также представле­ние о глобализации культуры, поскольку по всему миру распространилось потребитель­ство, заменившее или дополнившее более локализованные культуры. Стратегии потреби­тельства распространяются через маркетинговую деятельность ТНК и через средства массовой коммуникации. Технологические изменения в области телекоммуникаций спо­собствовали распространению потребительской культуры.

3. Социология глобальной системы. Что касается социальной сферы, некоторые со­циологи отмечают признаки существования международной менеджерской буржуазии, или транснационального капиталистического класса. Исследования установили наличие в некоторых обществах «третьего мира» групп (часто обозначаемых как «компрадор­ские»), интересы которых связаны с интересами ТНК и которые зачастую обосновываютсвое сотрудничество с ними пользой для собственного общества. Такие группы служат интересам транснациональных компаний и, как считается, способствуют утверждению господства потребительской культуры. Однако понятие транснационального капитали­стического класса остается неразвитым и не вполне эмпирически обоснованным. Со­циология глобальной системы все еще находится на ранней стадии своего развития. До сих пор она развивалась неравномерно, больше внимания уделяя анализу роли ТНК и меньше — культурным и классовым аспектами глобализации.

Современные социологи и экономисты отмечают, что основу глубоких трансформа­ций мировой экономики составляют три главных фактора: 1) революция в области про­изводства и потребления связанная с широким распространением информационной тех­нологии; 2) глобализация экономичнее под влиянием либерализации международного движения капиталов; 3) появление новых полюсов экономического роста.

 

 

Тема №17. Место России в мировом сообществе.

В эпоху глобализации и международной конкуренции, принявшей тотальный харак­тер, совершенно естественными должны быть самостоятельные усилия России за выжи­вание и достойное место в интеграционном процессе.

Каким может быть российский проект в глобальном контексте? Ответ на этот вопрос невозможно поместить в прокрустово ложе, ибо он не в состоянии вобрать в себя реалии, характеризующие взаимодействие субъектов мирового сообщества, их интереса и слож­нейшие противоречия.

В настоящее время внутри российской политической элиты идет ожесточенная борьба между двумя подхода или, условно говоря, двумя проектами выживания и раз­вития России. Причем тот и другой подчеркивают, что добиваться выживания России в нынешнем мире придется в более сложных условиях, чем после 1917 года. Мировое со­общество и особенно высокоиндустриальные страны не будут все это время стоять на месте. Ситуация усугублена также тем, что произошло ущемление национального само­сознания. Крушение нашей традиционной державности - символа государства, с которым считались за его пределами, разрушение трех поясов безопасности: соцстраны, Варшав­ский договор, Советский Союз; расширение НАТО на восток и вступление в него быв­ших союзников подорвали не только наши геополитические интересы, но и психологиче­ское здоровье населения, вселив в массовое сознание страхи и подозрения по отношению к другим государствам.

Но что представляют из себя эти два мнения о выживании России и ее модерниза­ции? Или можно вопрос поставить иначе - как России войти в Запад, как встроиться в международное разделение труда, занять место на этажах технологической пирамиды?

Первый проект - проект либералов. Второй - державников. Либералы настаивают на том, что Россия должна во всем следовать примеру Запада, перестроить систему нацио­нальных интересов и внешнеполитических ориентиров, как того требуют США. При этом ничего неизвестно о том, какие шансы получит от этой перестройки Россия. Не ис­ключено, что Россия окончательно превратится в страну - изгоя. Противники либераль­ного подхода говорят о том, что логическим завершением такого проекта будет развал государства. Либеральный проект, можно сказать, не придает особого значения нацио­нальному суверенитету и национальной безопасности, считая, что в условиях глобализа­ции они утрачивают свою ценность. Либералы предполагают, что российские власти должны способствовать безболезненному освоению Западом территории и ресурсов Рос­сии. Кратко суть этого взгляда состоит в том, что Россия может быть включена в гло­бальное целое, в мировое сообщество только как территория и ресурсы, а не как само­стоятельный субъект, не как самостоятельное государство. В этом есть своя логика, так как хозяева сырья и других ресурсов уже являются продолжением существующих миро­вых структур. И они мыслят иными категориями. Для них понятия «государство», «стра­на», «народ» в значительной степени потеряли прежний смысл. Новые либералы пре­красно знают циничность западной демократии, но они рассчитывают «лечь под Запад» и Т.о. добиться выживания.

Державники настаивают на особенном пути России и называют себя патриотами. Они полагают, что можно игнорировать реалии сегодняшнего мира и по-прежнему счи­тать Россию великой державой, хотя она уже утратила продовольственную и военную безопасность. Державники говорят, что Россия - мировая держава по следующим об­стоятельствам. Во-первых, она одна из основных мировых цивилизаций, которая либо граничит, либо пересекается со всеми остальными мировыми цивилизациями. Во-вторых, России удалось выработать государственную модель интеграции на православ­ной основе. И в-третьих, Россия - наследница советского варианта глобализма. Держав­ники отстаивают ценность национального суверенитета и в эпоху глобальной интегра­ции.

Интересной и более конкретной выглядит идея, разрабатываемая Институтом про­блеем гло-


бализации под руководством М.Г. Делягина, которая, по мнению ее авторов, должна наилучшим образом способствовать возрождению России и привлечению на сто­рону ее интересов других стран. Идея состоит в том, чтобы гармонично связать долго­срочные интересы России со стратегическими интересами развитым стран. Формой ее воплощения может быть формирование нового евразийского экономического простран­ства, а именно - строительство трансъевразийской железнодорожной магистрали на базе реконструкции Транссиба. Задача России в данном контексте определяется как выход из непосильного для нее индивидуального противостояния на позитивные позиции. С этой целью необходимо немедленно начать работу по расширению регионального евразийско­го сотрудничества. Этот механизм устойчивой региональной интеграции даст России ре­альный шанс выйти из изоляции, подкрепит суверенитет реальными ресурсами и сделает Россию значимой и нужной в глазах мирового сообщества. Осуществление подобного глобального проекта позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, так жизненно важные для России. Возникающая привязка к экономике инвестора жестко и однозначно обеспечит зависимость благополучия инвестора от благополучия России. Это условие, с точки зрения разработчиков данной идеи, окончательно исключает американские идеи «международного освоения» Сибири и Дальнего Востока, ведущие объективно к расчле­нению России и уничтожению ее как субъекта мировой политики и экономики.

Итак, вопрос стоит о том, сможет ли Россия стать стержнем евроазиатской интегра­ции.

Но, чтобы выйти из изоляции, России необходимо вписаться не только в региональ­ное, но и в отраслевое, функциональное разделение труда, чтобы успешно развиваться далее. Поэтому ключевая задача России - определить свое направление в системе разде­ления труда и создать конкретные механизмы выхода из «ловушки глобализации». Кроме решения этих стратегических задач Россия может компенсировать негативные последст­вия реформ другими факторами. В частности, эффективным планированием и управле­нием, активной внешней политикой, проявляя максимально возможное дружелюбие и стремление к сотрудничеству с могущественными государствами, Россия должна изме­нить характер своего участия в международной жизни. Наконец, необходимо научиться отвечать на информационную агрессию, которую предпринимают США и другие страны, навязывая свои краткосрочные интересы другим государствам. Разъяснение позиции России по конфликтным вопросам международной политики должно вестись регулярно и с опережением.

Т.о., перед Россией стоит проблема разработать и реализовать в кратчайшие сроки программу выживания и развития, связав в ней воедино программу создания собствен­ных технологий производства, управление и стратегию формирования единого россий­ского народа. Для решения этих и подобных им задач России предстоит пройти долгий и нелегкий путь.


Дидактическая единица № 5. Социальные группы и общности. Тема № 18. Понятие и виды социальных групп.

Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики субъектов общественных свя­зей.

Социальная группа - это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются соци­альные процессы. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность-общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои соци­альные интересы через принадлежность к определенной социальной группе, посредст­вом которой он участвует в жизни общества. Членство в различных группах определяет статус и авторитет человека в обществе.

Под социальной группой принято понимать совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Социальные группы в отличие от мас­совых общностей характеризуются: устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; относительно высокой степенью сплоченности; отчетливо выраженной однородностью состава.

В социологии существует множество классификаций социальных групп по различ­ным классификационным критериям. В зависимости от плотности, формы осуществле­ния связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и т.д. социальные группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого индивида играют первич­ные социальные группы. Первичная группа — социальная общность, отличающаяся вы­соким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности. Примером первич­ных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т.д.

Вторичная социальная группа — социальная общность, социальная связь и взаимо­действие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Пер­вичная группа всегда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять опре­деленные функции. Вторичная группа может функционировать и в условиях тесных эмо­циональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение опре­деленной цели.

Первичные группы являются разновидностью малых социальных групп. Малая соци­альная группа — это малочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность малой группы два чело­века (диада). Например, семья из двух человек: муж и жена, мать и дочь и т.д. Их объе­динение создает возможность совместных действий и решения простейших проблем.

Малой социальной группой является совокупность индивидов, определенным обра­зом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Р.Мертон выделяет в малой социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

Для отражения своеобразия взаимодействия в зависимости от количественного со­става наряду с понятием малых социальных групп в социологии существует понятие больших социальных групп. Большие социальные группы — это устойчивая совокуп­ность значительного количества лиц, действующих совместно в социально-значимых си­туациях. Большие группы вклю-


чают в себя десятки, сотни и даже миллионы членов. Это классы, социальные слои, профессиональные группы, национально-этнические общно­сти (народность, нация, раса), демографические объединения (мужчины, женщины, мо­лодежь, пенсионеры) и т.д.

В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса и связанного с этим характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальная группа — это социальная общность, положе­ние и поведение отдельных членов которой регламентируются нормативными докумен­тами. Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенно­го круга задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Поэтому в формальных группах имеется строгое разделение труда, деятельность и отношения ее членов регламентируются специальными правилами. Формальные группы имеют стро­гую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции в соответст­вии с нормативным регламентом их деятельности. Формальная группа — это вторичная группа. Она может быт как большой, так и малой группой по числу участников.

Неформальные группы представляют собой разновидность малых групп. Нефор­мальная группа возникает чаще всего стихийно. В этих группах отсутствует жесткое за­крепление места в разделении труда, роли и социальной позиции с присущими им пра­вами и обязанностями. Неформальная группа может образоваться как в рамках формаль­ной группы, так и помимо нее. В первом случае она вторична по отношению к общей групповой организации. Во втором случае она не зависит от формальной и образуется по разным основаниям: на основании пространственной близости, общности интересов, единства психологии, просто межличностных симпатий. Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок основан на традиции, уважении, ав­торитете.

Особой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Рефе­рентная группа — реальная или воображаемая социальная общность, с которой индиви­ды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируется в своем поведении и самооценке. Это может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

По выполняемым функциям выделяют нормативные и сравнительные референтные группы. Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ценностных ориентиров по ряду значимых для него проблем. Срав­нительная референтная группа является для индивида эталоном, своеобразным зеркалом, с помощью которого индивид может оценивать себя и других. Одна и та же социальная группа может выступать как нормативная и как сравнительная.


Тема № 19. Малые группы и коллективы.

Судьба цивилизации, законы развития общества и человека - это макроуровень со­циологического анализа. Реализация содержания общественных отношений в индивиду­альной жизнедеятельности человека - это микромир социологии, малая группа людей и межличностные отношения между ними. Малая группа является связующим звеном ме­жду индивидом, с одной стороны, и большой группой, обществом в целом, с другой.

Можно привести некоторые определения понятия «малая группа».

1) Малая группа - это определенное число лиц, взаимодействующих между со­бой в течение определенного времени, достаточно малочисленных и имеющих воз­можность контактировать друг с другом без посредников.

2) Малая группа — это некоторое количество людей, которые взаимодействуют друг с другом и осознают свою принадлежность к ней, считаясь членами данной группы с точки зрения «значимых других».

3) Малая группа - это число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает опреде­ленное представление обо всех остальных достаточное, чтобы различать каждого ин­дивидуально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже нее.

Малаягруппа — это достаточно устойчивая общность людей, в которой обществен­ные отношения выступают в формах непосредственного личностного общения. Отличительные признаки малой группы:

• ограниченное число членов,

• стабильность состава,

• интерактивность и информационная насыщенность общения,

• неформальный уровень восприятия человека человеком,

• внутренняя структура,

• чувство принадлежности к группе.

Для малой группы характерны общие закономерности:

- наличие цели для совместной деятельности;

- взаимодействие каждого с каждым;

- наличие в группе организующего начала в лице лидера, руководителя или нефор­мальной структуры отношений, когда управленческие функции распределены между членами группы;

- число связей увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как количество
субъектов возрастает в арифметической;








Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 845;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.