Современная зарубежная социология 4 страница

- разделение персональных ролей;

- наличие эмоциональных межличностных отношений;

- выработка особенной групповой культуры - традиций, норм, правил, стандартов, поведения, определяющих ожидания членов группы по отношению друг к другу; откло­нение от групповых стандартов, как правило, разрешается только лидеру.

Можно провести классификацию малых групп:

• группа закрытого пирамидального типа, которая сформирована по иерархическому принципу (чем более высок социальный статус, занимаемый человеком, тем выше его права и сильнее влияние); информационный поток идет в основном по вертикали: сверху вниз - приказы, а снизу вверх - отчеты и обе стороны вводят друг друга в заблуждение; каждый знает свое функциональное место; ценятся традиции и преемственность; руководитель должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно выполняют его распоряжения;


• открытая группа, в которой каждый имеет право на инициативу, все вместе коллеги­ально обсуждают вопросы; главное - это общее дело; свободно, на демократической ос­нове происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, преобладает нефор­мальное общение людей;

• случайная группа, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди от­носительно независимы, движутся в разных направлениях, но что-то неформальное их объединяет; например, творческие коллективы, коммерческие структуры в условиях ры­ночной неопределенности;

• группа синхронного типа, когда все люди находятся на своих местах, идут в разных шеренгах, но двигаются к единой цели; у всех один образ, одна мораль и все согласова­но, даже без обсуждения.

По содержанию и формам организации деятельности необходимо выделять следую­щие уровни малых групп.

Конгломерат - случайно организованная группа, без четкой структуры отношений и взаимодействий; добровольное объединение людей на основе сходства интересов или общности пространства общения.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями, эмоционально окрашенными.

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной струк­турой; отношения носят деловой, совместный характер, подчиненный достижению необ­ходимого результата при решении конкретной задачи; главной объединяющей силой яв­ляются формальная структура группы и функциональные обязанности ее членов.

Корпорация - группа, объединенная внутренними целями, не выходящими за ее пре­делы, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, порой в ущерб дру­гим группам.

Группа - коллектив. Устойчивая, демократическая система взаимодействия с разви­тыми формальной и неформальной структурами, формальным и неформальным лидерст­вом; стратегия развития ориентирована на достижения; люди могут и хотят работать со­вместно; демократичность отношений сочетается с ответственностью, дисциплиной и способствует раскрытию творческого потенциала личности.

Главным элементом отношений в коллективе должна быть предметная, социально-полезная деятельность, которая основана на взаимной ответственности» уважении друг к другу, контактности, организованности и информированности. Становление коллектива является неразрешимой проблемой в том случае, когда отсутствует сплоченность, взаи­мопонимание, общая цель, когда имеют место неправильные управленческие действия руководителя. Умелый руководитель использует ситуативные методы управления груп­пой, изменяя подходы к людям, подгруппам, неофициальным лидерам, отдельным ра­ботникам.


Тема № 20. Виды общностей.

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.

Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая сово­купность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая само­стоятельным субъектом социального действия, поведения. В данном определении следу­ет подчеркнуть ряд моментов.

• Во-первых, что социальные общности не являются умозрительными абстрак­циями, вычленяемыми учеными в целях удобства анализа общественной жиз­ни или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой деятельности. Их существование можно эмпирически зафик­сировать и проверить.

• Во-вторых, социальные общности — это не сумма индивидов социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими ха­рактеристиками целостных систем.

• В-третьих, социальные общности являются объектами социального взаимо­действия. Это значит, что они сами являются источником своего развития, са­модвижения. Становление и функционирование социальной общности проис­ходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отноше­ний.

Однако значительно более существенным в классификации социальных областей яв­ляется выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответст­вии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с доволь­но раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным соста­вом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

2) для них характерен ситуативный способ существования;

3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности раз­рывают классовые, групповые, этнические и иные границы;

4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политиче­ских или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных ко­манд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).

Наиболее яркой формой массовых общностей является толпа. Г.Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определенном месте и объе­диненных чувством, верой и действием». Критиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индивиду­альность.


Тема № 21. Социальные нормы и социальные санкции.

Норма определяется как усредненное значение чего-либо, как наиболее распространенный, среднестатический вариант протекания процесса, деятельности, и как идеальный, желаемый вариант.

Человек немыслим без общения, а всякое общение подразумевает «набор правил», на основе которых и вырабатываются социальные нормы, в своей совокупности образую­щие систему социальных норм общества. Тем самым, социальные нормы естественны — естественно присущи обществу и каждому индивиду в отдельности. Следование соци­альным нормам не представляет собой формы подавления индивидуальной свободы, на­оборот, следуя социальным нормам, человек единственно может реализовывать свою ин­дивидуальную свободу, в силу того, что он живет в обществе.

Социальные нормы историчны. Они, во-первых, как было показано, обусловлены всем социально-историческим процессом жизни общества, а, во-вторых, система соци­альных норм наглядно демонстрирует настоящее состояние развития общества, раскры­вает его специфику.

Система социальных норм охватывает все сферы жизнедеятельности общества, из че­го происходит необходимость во введении классификации социальных норм. Наиболее наглядной является классификация по степени общности социальных норм. Так, основы­ваясь на этом признаке, можно выделить следующие группы социальных норм: институ­циональные и неинституциональные (самое крупное разделение), правовые и неправо­вые, этические, религиозные и эстетические.

Институциональные социальные нормы отличаются следующими характеристиками: для их реализации создаются, как правило, специальные общественные институты. Если они закреплены в нормах права, то носят общеобязательный характер. Они относительно стабильны; они не мобильны, не обладают эластичностью и способностью к быстрой модификации и, в силу этого, могут отрываться от реальности. Поэтому, хотя они и обес­печивают стандартизацию поведения и воспроизводство общественных отношений, тем не менее жестокое следование институциональным социальным нормам может препят­ствовать прогрессу, возникновению нового. Вследствие этого резко снижается социаль­ная эффективность институциональных социальных норм и спонтанно, самопроизвольно возникают неинституциональные социальные нормы.

Неинституциональные социальные нормы имеют дихотомическую сущность: с одной стороны, они могут адекватнее отражать новую реальность, с другой — способны вызы­вать и стимулировать рост девиации и преступности в той или иной сфере. Неинститу­циональные социальные нормы могут вести к дисфункции в масштабе всего общества.

Правовыми называют все те нормы, которые имеют законодательное закрепление, и их функционирование и действие обеспечивается государством. Понятно, что правовые социальные нормы представляют собой подвид институциональных (неинституциональ­ных правовых норм быть не может). В свою очередь, неправовые социальные нормы включают в себя всю совокупность существующих в обществе норм, традиций, обычаев, которые не имеют законодательного закрепления. Правовые нормы могут иметь как об­щеобязательный, так и групповой характер.

Этические нормы могут быть условно разделены на нормы морали и нормы нравст­венности, хотя четкую границу между ними провести достаточно сложно. Речь идет, прежде всего, о том, что сфера нравственного связана с внутренним духовным миром че­ловека, а мораль регламентирует формы поведения людей в обществе. Так, аморальный поступок вовсе не обязательно является безнравственным.

Наконец, эстетические нормы. Относительно этой группы норм можно определенно сказать, что они самые динамичные. С другой стороны, эта группа социальных норм больше всех испы-

 


тывает на себе влияние других групп социальных норм.

Механизм, обеспечивающий стабильное функционирование и развитие общества че­рез осуществление контроля за формами и конкретными проявлениями девиации в об­ществе, называется социальным контролем.

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций.

Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказании за отклонение от них, т.е. за девиант-ность.

Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятым, при том, что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие, но никому не говорить об этом. Конформизм — цель социального контроля. Однако целью социализации конформизм не может быть, ибо она должна завершаться внутренним согласием с общепринятым.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и нефор­мальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логическо­го квадрата.

Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны офици­альных организаций: правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение по­четных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение,не исходящее от официальных организацй: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, призна­ние лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) — наказания, предусмотренные юридически­ми законами, правительственными указами административными инструкциями, предпи­саниями распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) — наказания, не предусмотренные офици­альными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельето­на, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального кон­троля. Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторон­них лиц, а в других не требует. В зависимости от способа вынесения санкций — коллек­тивного или индивидуального — социальный контроль может быть внешним и внутрен­ним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жестки­ми, и нестрогими, или мягкими.


Дидактическая единица № 6. Социальная стратификация и мобильность. Тема № 22. Социальные неравенства и социальная стратификация. Исто­рические типы стратификации.

Социальное неравенство — это неравенство статусов, вытекающее как из способно­стей индивидов выполнять ту или иную социальную роль, так и из возможностей, позво­ляющих человеку достичь того или иного положения в обществе.

Экономический подход при объяснении причин социального неравенства связан с интерпретацией отношений собственности. Все известные истории общества были орга­низованы так, что одни социальные группы в них всегда имели привилегированное перед другими положение в отношении распределения социальных благ и полномочий.

Социальной стратификация - это вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям по признаку неравенства доходов, доступа к образова­нию, объема власти профессионального престижа.

В основе стратификации лежит социальная дифференциация - процесс возникнове­ния функционально специализированных институтов и разделения труд. Чем выше раз­вито общество, тем сложнее и дифференцированнее оно устроено, тем более развито в нем разделение труда, тем многообразнее и богаче его статусно-ролевая система. При этом неизбежно какие-то из статусов и ролей предпочтительнее и продуктивнее для ин­дивидов, и потому являются более престижными и желанными, а какие-то рассматрива­ются большинством как в чем-то унизительные, сопряженные с дефицитом социального престижа и низким уровнем жизни в целом. Отсюда не следует, что все статусы, возник­шие как продукт социальной дифференциации, расположены в иерархическом порядке. Социальная дифференциация — это всего лишь первичный материал, как бы набор карт в колоде, а стратификация — то, как эти карты ложатся в зависимости от удачи игроков и правил игры. В том, как складывается реальная стратификация, социальная дифферен­циация обыгрывается обществом.

В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, со­словия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип - от­крытые.

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называ­ется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограни­чены.

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

• При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами
младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жиз­
ни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось уби­
вать.

• При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в
отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и
семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался
собственностью хозяина.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.


Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответ­ствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридиче­ским законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Права и обязанности каждого сословия определялись юриди­ческим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передава­лось по наследству. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, про­фессий, чинов. Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность.


Тема № 23. Критерий стратификации. Системы стратификации совре­менных обществ.

Социальная структура реального общества всегда выступает как определенная стра­тификационная система, обусловленная различием социальных ролей и позиций, объек­тивно возникающих в ходе эволюции. Эта система детерминирована разделением труда и существующей в данном обществе системой ценностей и культурных стандартом

В теории социальной стратификации имеется упорядоченная совокупность признаков (критериев), на основании которой выделяются слои современного общества. В их числе: форма собственности, размер дохода, профессия, объем власти, престиж (авторитет, по­ложение в обществе), национальные черты, образование, тип культуры. Ни один из на­званных признаков не может быть абсолютизирован, его роль меняется.

Авторский коллектив российских социологов под руководством академика Г. В. Оси-пова выделяет следующие важнейшие и дополнительные признаки социального слоя, ко­торые могут интерпретироваться как первичные и вторичные критерии социальной стра­тификации.

Важнейшие дифференцирующие признаки слоя:

• признаки, связанные с экономическим положением людей, — наличие частной собственности» виды и величина доходов, уровень материального благосос­тояния;

• признаки, связанные с разделением труда — сфера приложения, виды и харак­тер труда, иерархия профессиональных статусов, уровень квалификации ипрофессиональные навыки, профессиональное образование;

• признаки, связанные с объемом властных полномочий — здесь решающую роль играют производственные отношения, организация труда, в рамках кото­рых формируется разная степень и неодинаковый объем возможностей оказы­вать влияние на окружающих через должностное положение, через виды и формы управленческой деятельности, через обладание социально значимой
информацией и т, п.;

• признаки, связанные с социальным престижем, авторитетом, влиянием - в дан­ном случае имеются в виду те позитивные значения, которые придаются людь­ми конкретным лицам, а также их роли, должности, либо комбинации того и
другого.

Дополнительные дифференцирующие признаки слоя.

Перечисленные выше базовые признаки напрямую срабатывают в стра­тификационном делении. Наряду с этим существует целый ряд признаков, роль которых в стратификации может выступать либо в скрытой форме, либо варьируется в зависимо­сти от целого ряда обстоятельств. К данным признакам можно отнести следующие: поло­возрастные характеристики; этно-национальные качества; религиозная принадлежность; признаки, определяемые характером семейных отношений, родственными связями; при­знаки, связанные с местом проживания (во многих странах наиболее значимым разделе­нием этого рода выступает деление на жителей города и деревни).

Стратификация — это процесс и состояние. Причем индивиды, семьи находятся в неравных отношениях друг к другу и группируются в иерархически расположенные страты в соответствии с собственностью, властью, профессией, культурой, престижем и иными основаниями.


Стратификация отражает не просто различное положение людей, групп, слоев в об­ществе, но неравное их состояние. Такая «неодинаковость» положения групп, разная в связи с этим их общественная оценка и составляют суть стратификации. Стратификация — система, в которой категории людей в обществе находятся в определенной иерархии, представляющей социальное неравенство.

Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т. И. Заславской, российское обще­ство состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна».

Верхний слой включает реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наибо­лее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах.

Средний слой. Большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требова­ниям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантом социальной стабиль­ности.

Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его предста­вители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относи­тельно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна — это в первую оче­редь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности со­хранить достигнутый статус.

Нижний слой замыкает основную, социализированную часть общества, его структура и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представи­телей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безра­ботных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками представителей данного слоя являются очень низкий и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие по­стоянной работы.

Социальное дно характеризуется главным образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические кри­минальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей преимущественно в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков леги­тимной общественной жизни. Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы — воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели при­тонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди — алко­голики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д.


Тема № 24. Понятие социального статуса, виды статусов.

Определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, называется социаль­ным статусом. В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций. Т.о., понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общест­венных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).

Однако права и обязанности человека закрепляются за ним не абсолютно, а относи­тельно прав и обязанностей по отношению к нему других людей.

Т.о. каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека харак­теризует не один, а несколько статусов, Р.Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного чело­века. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Часто бывает так, что главный статус обу­словлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия определяют главный статус человека. Это может быть также расо­вая принадлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворянин) и т.д. В общем главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который опреде­ляет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный. Социально-групповой — это положение индивида в обществе, ко­торое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение инди­вида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверст­ников и т.д.). Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социаль­ной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус определяется ин­дивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и восприни­мают члены малой группы.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию бла­годаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предписанный и достигнутый. Предписанный — это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д. Достигнутый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его та­лантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

Социальный статус определяет конкретное место, которое занимает индивид в дан­ной социальной системе. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций. Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, на­зывается социальной ролью.


Тема № 25. Социальная мобильность.

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления об­щества на социальные слои, группа, служит методологической основой для формирова­ния теории социальной мобильности или социального передвижения.

Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений лю­дей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А.Сорокиным. Согласно Сорокину, существуют два типа со­циальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность в за­висимости от направления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одно­го социального слоя в другой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания, переходом в иную религиозную группу и т.д.

Социологи различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда перемещения совершаются коллективно, изменяет­ся статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она связана с крупными соци­альными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно-технической революцией, гражданскими войнами, переворотами и реформами.

Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного чело­века. К факторам индивидуальной мобильности относятся продвижения по служебно-профессиональной лестнице, связанной с повышением квалификации, уровнем образо­вания, занятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой.








Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1160;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.