Древнеисландская руническая поэма 4 страница

 

Что касается (воз)рождения рунической системы, то этот процесс проявляется в:

1) разрастании рун из центральной точки в виде двураздельной сферы (см. рис. 10.2) и

2) в закручивании получившейся последовательности вокруг восьмичастной плоскости (см. рис. 10.3). Это придает организации рун постижимость и способность к передаче, упорядочивает их и ориентирует в пространстве.

Первое раскрытие центральной точки начинается дву­мя стержневыми, «сердцевинными» рунами циклической ( ) и вертикальной ( ) природы — циклами становле­ния и осью бытия. Таким образом, согласно плану таинства двадцати четырех, руны проявляются внутри двенадцатиуровневой сферы; при удалении от центра каждая руна соотносится с соседней согласно «закону» притяжения-отталкивания. Последовательность с 1 по 24 кристаллизуется под воздействием упорядоченной силы сознания, размещающей руны справа налево (в природном порядке, т.е. по ходу солнца, посолонь). Следует, однако, помнить, что руны могут вырезаться в любом направлении — справа налево, слева направо, туда и обратно. Сказанное выше раскрывает сущность глубинного значения этой практики. Сферическое расположение Футарка графически представ­лено на рис. 10.2. Значение пар рун, образующихся в процессе «распускания», показанного на рис. 10.2, приве­дено в табл. 10.1.

Из предыдущей главы известно, что гармоничное распо­ложение рун по аттам само по себе представляет важное таинство. Располагаясь в последовательности от 1 до 24, руны появляются на горизонтальном плане бытия с «севе­ра» (т.е. из двери в другие миры) и, подобно змею, трижды обвиваются вокруг Мидгарда. В германской традиции план (местности) разделяют на восемь секторов, чтобы опре­делить положение или направление на этом плане. Эти восемь секторов, или подразделений, и называются аттами, ættir, что может означать как «семьи», так и «восьмер­ки», т.е. «восемь направлений, сторон света». (В шотлан­дском диалекте сохранилось архаичное слово airt с этим же значением.) Возможно, первичное значение подразделе­ний Футарка на атты — производное именно этих космо­логических представлений.

Есть, однако, и третий способ «расположения» рун, подчеркивающий многомерность реальности таинств у ветвей Иггдрасиля, но он будет рассмотрен позже.

 

Рунические стихии

 

Вопрос о стихиях (элементах) в связи с рунами — область наиболее горячих споров и активной внутренней работы среди тех, кто посвятил себя пути Одина. Во многом это объяснимо той значительной ролью, которую играло учение о четырех стихиях (воздух, огонь, вода, земля) в герметической/неоплатонической школе оккуль­тной философии, с которой часто сравнивают философию руническую (или же — от которой последняя недавно отделилась). Эти нео-платонические стихии вполне могут быть формализованными производными общеиндоевро­пейских представлений, разделяемых и германскими наро­дами. Стихии (элементы) — основные классы веществ, существующих в природе, вызывающие при медитации определенные психические отклики. Они могут быть ис­пользованы в качестве инструментов классификации при рассмотрении психофизического комплекса. Поэтому наиболее верным представляется предпринять изучение рунической идеологии и непосредственно, путем руничес­кого исследования (сочетающего изучение данных и «магию»), извлечь из нее сущность тайны рунических стихий. Здесь следует сделать замечание: все нижеследу­ющее, хотя и основано на традиционных источниках, не следует воспринимать как догму. Возможны и другие толкования. Предполагается, что эта работа откроет некоторые двери и поможет хотя бы немного расширить те, что открыты уже давно.

В том, что касается традиционных учений, нельзя не признать, что данным обоих Эдд долгое время не придавали значения. Между тем Эдды, если внимательно на них посмотреть, содержат огромные пласты знания. Космого­нический миф, исследованный в начале этой главы, предо­ставляет ключи к загадке древнего и сложного учения о рунических стихиях.

Первичных противоположных стихий две:

1) огонь и 2) лёд. За ними следует вторая пара противоположностей —

3) вода и 4) воздух. Последующие элементарные составля­ющие жизни также описаны в «Видении Гюльви» в «Младшей Элле»: 5) железо (окалина и «искры», из Муспелльхейма, когда его жар достигает центра), 6) соль, 7) закваска, 8) яд.

Все они соединяются и последней стихии — 9) земле. Все эти стихии действуют на «плане проявления» — горизонтальной плоскости, а не по вертикальной оси сознания. Эти стихии представлены в виде диаграммы на рис. 10.4.

Дадим здесь краткое описание природы каждой стихии, прочитанное в сочетании с космогоническим мифом и охватом рунической системы поможет в понимании этого комплекса:

Огонь: абсолютное расширение, максимальная вибра­ция, жар, свет, сухость, протоэнергия — динамическая стихия.

Лёд: абсолютное сжатие, отсутствие вибраций, холод, тьма, прото-материя — динамическая стихия.

Вода: покой, эволюционирующее бытие, влага, матрица формы — статическая стихия.

Воздух: всепроникающее, бесформенное пространство, тепло, матрица сознания — статическая стихия.

Железо: первичный синтез, жар/холод, твердое, дина­мически проникающее, инертное вещество.

Соль: «вещество жизни» и основа органической жизни, поддерживает форму.

Закваска: динамическая «жизненность», органическое движение, рост, здоровье.

Яд: скрытое растворение, едкость, органическая дина­мика (негативный эволюционный фактор — разрушение, необходимое для возникновения новой формы).

Земля: средоточие всех возможностей, проявленность, конечный синтез стихий.

Эти стихии не следует воспринимать как «эманации» одна другой. Все стихии одинаково реальны и уже содер­жатся в целом, прежде чем проявятся во множественной вселенной.

Первичная пара огонь/лёд взаимодействует на протя­женности пространства (наполненного протосознанием, которое, потом «затвердеет» по вертикальной оси), и эти динамические противоположности вызывают к жизни уравновешивающие, связующие силы второй пары, воды/ воздуха. В результате прямого, неопосредованного кон­такта огня и льда в космическом тигле выплавляется первичное железо; оно, как самый прямой и наиболее «чистый» продукт синтеза огня и льда, действует на дремлющую в матрице огня/льда органическую смесь закваски/соли /яда подобно удару молнии. Эта искра жизни вначале оживляет закваску, запуская весь процесс органического порождения, который, в свою очередь, вечно поддерживается солью жизни, скрепляющей скрытый же от глаз яд обеспечивает непрерывную динамику и эволюционную природу этого процесса, постоянно растворяя жизнь и обеспечивая таким образом сознанию возможность формировать ее заново во все более сложном виде. Здесь перед нами предстает проис­хождение природного аспекта высшей святой троицы (трехраздельно-триединой триады) — рождение-жизнь-смерть и новое рождение.

Все эти факторы участвуют в образовании и оживлении центра горизонтальной плоскости, середины пространства, где все условия идеальны для наилучшего развития и воспроизводства целого — земли. Это также срединная точка священной вертикальной оси мира, завершающей реализацию целого.

Это только первый уровень рунического учения о стихиях. Число стихий, или элементарных факторов, мож­но умножать и далее, все глубже погружаясь в детали (подобно тому, как это происходит в современной физи­ке), воссоздавая достоверную «периодическую систему» рунических элементов. Начатки подобной системы показаны на рис. 10.6.

«Мышление стихиями» — бесценная помощь в форми­ровании истинной философии, принимающей во внимание не только сознание, но и природный мир, и построение символических и психологических моею» между ними. Сознательный анализ, категоризация и восприятие очевид­ных физических явлений ведет к процессу интернализации по отношению к окружающей среде, благодаря чему природа сможет стать поистину живым и великим учите­лем, а путь к целому станет яснее.

 

Иггдрасиль

 

С тех пор как боги завершили формирование космоса из первичного вещества, согласно содержащемуся в нем плану развития, и привели его в движение, врезультате чего он стал живым, согласованным и развивающимся, все в целом приоб­рело вид космического древа — Иггдрасиля. Описание струк­туры Вселенной, приводимое в Эллах, не всегда складываются в полностью последовательную картину, но от системы множественных миров и не следует ожидать подобного. Тайны, заключенные в метафорах, говорят нам, что перед нами — наблюдения путешественников в мирах сверхсознателыюго, истинных шаманов, а не догматические пост­роения философов-рационалистов. Тем не менее, на насто­ящем этапе нам необходима и полезна подобная схематич­ность; благодаря ей мы сможем приоткрыть завесу тайн, окружающих космос. Поэтому сейчас, прежде чем погру­зиться в неизведанные воды Нифльхейма, мы предпримем попытку аналитического анализа эзотерических сведений. Схемы эти в первом приближении следует всегда держать в памяти.

Из «Младшей Эдды» и наших познаний о Девяти мирах мы можем вывести первичную структуру космоса. Но внутри этих миров (др.-исл. heimar; ед. ч. heimr) и вокруг них — множество жилищ, о которых нередко упоминают Эдды.

Мы знаем, что Мидгард (проявленный «материальный» мир) находится в середине Ginnunngagap (а не в самом низу, как убеждают нас многие оккультные философии). К северу от него лежит Нифльхейм, на юг — Муспелльхейм; на востоке располагается Ётунхейм, мир великанов, и на западе — Ванахейм, мир ванов. По центральной (хотя и вездесущей) оси — Ирминсул, — проходящей через Мидгард, расположены миры, что «выше» и «ниже» Мидгарда. Следует помнить, что эти направления символизи­руют вечные и вездесущие таинства. Ниже Мидгарда лежит Свартальвхейм (мир темных альвов, иначе карли­ков, гномов), а под ним — Хель (обитель смерти, скрытое место, царство неподвижности). Над Мидгардом находится Льёссальвхейм (мир светлых альвов, или собственно эльфов), а над ним — сам Асгард (город, ограда асов). Так, подобно трехмерной снежинке, расположены Девять Миров Иггдрасиля. Рисунок 10.7 подробно изображает тайну Иггдрасиля. Структура эта состоит из горизонтальной плоскости, которую определяют Муспелльхейм — Нифльхейм — Ванахейм — Ётунхейм — Мидгард, и вертикальной оси, на которой лежат Мидгард — Льёссальвхейм Свартальвхейм — Асгард — Хель. Центральная плоскость при этом имеет некоторый воображаемый наклон, так, что Нифльхейм оказывается на нижнем крае, а Муспелль­хейм — на верхнем. Представления эти имеют весьма древнее происхождение: данные языка показывают, что основа, от которой в германских языках образовано понятие «север» (*ner-) исходно значит «под», «внизу». Над Мидгардом располагается мир света — «Небеса», «Верхний Мир», под ним — мир тьмы, «Нижний Мир». Ирминсул, космический столб Иггдрасиля, объединяет их все между собой. Книга М.Элиаде «Миф о вечном возвра­щении» весьма красноречиво говорит об этом таинстве. Вертикальная колонна или ось обозначает космический водораздел между сознанием и бессознательным, между светом и тьмой, в то время как горизонтальная плоскость определяет границы между расширяющимися, электри­ческими по природе силами огня и сжимающимися, маг­нетическими силами льда. По горизонтали — энергия и плоскость физических сил; по вертикали — психический образ сознания и бытия. Все они встречаются в потенци­альной гармонии в Мидгарде. Это потенциал может реа­лизовать изучающий руны.

Следует отметить, что между Девятью Мирами — двадцать четыре пути. У этого факта два значения. Это означает, что таинство двадцати четырех участвует в придании формы космосу и поддержании ее (так же, как определяет структуру самой рунической системы), а па определенном уровне значит, что соответствие рун отдель­ным путям может послужить ключом, открывающим доступ к ним сознания. Опыт показывает, что однозначно определить соответствие каждого из путей той или иной руне невозможно, хотя спекулятивные опыты в этой области могут приносить значимые результаты. Судя по всему, сущность вселенской тайны в том, что структура как Иггдрасиля, так и рунической системы сформирована под воздействием той же двадцатичетырехкратной силы, и в каждом пути, соединяющем миры, потенциально заклю­чен весь Футарк. Благодаря приливам и отливам энергий в системе на конкретном пути может преобладать влияние той или иной руны, но это не значит, что остальных рун там нет. Как обычно, многое зависит от состояния сознания того, кто работает с рунами — от наблюдателя тайн.

В том, что касается анализа сущности миров, таблица 10.2 обеспечивает основной объем эзотерических знаний, необходимый для рунического постижения миров Иггдра­силя.

 

Эти миры взаимодействуют друг с другом, образуя подобие экологической системы энергий и сущностей. Каждый из восьми миров вне Мидгарда противостоит противоположному миру и уравновешивает его: Асгард уравновешивает Хель, Льоссалъфхейм противостоит Свартальфхейму, Муспелльхейм — Нифльхейму, наконец, Ванахейм противостоит Ётунхейму. Материальный мир. Мидгард, стоит посредине — мир всех возможностей. Отсюда изучающий руны может двигаться по всем направлениям и достичь верхних миров либо спуститься в нижние. Тем не менее, следует обратить внимание, что между Асгардом, Мидгардом и Хель, иначе называемыми «тремя мирами» — небом, землей и подземным миром, — существуют особые взаимоотношения. Подобная же связь существует и меж­ду остальными шестью мирами, «окружающими» Мидгард. Попасть в два самых дальних мира за пределами этих шести, мягко говоря, непросто.

Собирательно все пути между мирами известны как Бифрёст, мост Радуги. Эта структура — модель мира, но при этом и картина мира внутреннею — микрокосма человека. Это особенно ясно проявляется в языке скальдов Севера, в котором люди нередко иносказательно представ­ляются в виде деревьев; например, воина зовут «дубом сражений». Корни этих кеннингов — в мифе, согласно которому люди были «созданы» из деревьев (т.е. из уже живущего, органического вещества) триадой божествен­ного сознания. (Сравните с другими мифологическими системами, в которых люди создаются из мертвой мате­рии). Образ Иггдрасиля представляет собой древнюю германскую (и, возможно, даже общеиндоевропейскую) модель субъективного мира и его связей с объективной Вселенной. Здесь по-прежнему сокрыта руна великой силы.

 

Глава 11

Руническая нумерология

 

Впервые сталкиваясь с объемистыми научными трудами по рунической магии, неминуемо поражаешься изобилию нуме­рологических интерпретаций. В основе этих работ часто лежит скрытая убежденность в том, что уже самого наличия (подлинного или мнимого) числовых структур достаточно для того, чтобы надпись считалась «магической». Слабое место этих трудов в том, что авторы никогда не делятся с нами тем, как именно действуют эти числовые структуры; практи­чески полным молчанием обходят они и подлинно германское учение о числах, знакомство с которым необходимо для трактовки этих надписей подобным образом. С чисто исто­рической точки зрения вообще сомнительно, что руны когда-либо использовались в качестве чисел. Нет ни одного бес­спорного примера подобного их употребления, а когда числа появляются в надписях, они всегда указываются словами. (Это не значит, что не существовало магического или священного учения о числах, полностью отличного от «мир­ского» использования чисел.) Знатоки рунической нумероло­гии утверждают, что мастера рун в древности придавали значение как числу рун (подсчет общего числа знаков в надписи, строке или фразе; например — =3), так и рунической итоговой сумме (подсчет суммы численных значений, приписанных знакам в соответствии с их пози­цией в ряду, например — =4+21+2=27).

Возникает вопрос: правомерны ли эти практики в свете практически полного отсутствия исторических данных о них[46]? Ответом будет «да» по двум причинам: 1) с истори­ческими данными обращались подчас весьма неумело, поэтому с научной точки зрения вопрос (в особенности в том, что касается подсчета числа рун) остается открытым; и 2) в духе живого развития традиции, последовательно проводимого мастерами рун прошлого, мы, их современ­ные наследники, можем смело ввести нумерологию в состав нашей системы и развивать ее вне зависимости от ее исторического положения. Наша цель — не слепо копировать древние практики, но расширять их в гармонии с традицией.

Наш подход к рунической нумерологии, или числоведению, наполнен глубоким знанием исконно германского учения о числах (которым ранние исследователи обычно пренебрегали в пользу систем иностранного происхожде­ния), и духом интуитивного новаторства.

 

Эзотерическое числоведение

 

Числовое кодирование делает надпись более действен­ной в мирах, на которые указывает ключевое число. Это не более чем частный случай закона системного взаимопроникновения, определяющего эффективность магической практики в целом. Акт сознательного создания действен­ных сообщений на ещё более тонком плане обладает существенным внутренним влиянием на магическую прак­тику. Другими словами, чтобы магическая практика была действенной, она должна выражаться таким образом — если угодно, посредством кода, — чтобы объект магичес­ких действий был в состоянии «понять» сообщение и ответить на него. Числовые образы — один из тонких планов этого кодирования. Так выглядит менее очевидная часть ответа на вопрос Одина: «Умеешь ли резать?»

Однако у этой, активной точки зрения есть и другая, пассивная сторона. Следует также знать и ответ на второй вопрос: «Умеешь разгадывать?» Изучающий руны должен уметь понять руны, когда они предстают перед ним — перед его как мысленным, так и физическим взором. Потому навыки в нумерологии могут послужить также и в такой тонкой, познавательной магической практике, как гадание.

Возрождению рунической нумерологии в полном объе­ме долгое время мешали всеобщие попытки привести ее в соответствие со средиземноморской нумерологией — древнегреческой, древнееврейской и т.д. Хотя германская система чисел и близка к той, которой пользовались древние греки (обе имеют общее индоевропейское проис­хождение), в ментальности германских народов акцент сместился с двух на три и его производные, благодаря чему образуется псевдо-двенадцатеричная система. Поэтому в английском языке числам 11 и 12 соответствуют слова eleven и twelve, а не что-нибудь вроде onteen и twenteen, как следовало бы ожидать. За древнегерманской системой чисел, равно как и за рунической нумерологией, кроется система с акцентом на двенадцать. Когда древний сакс в Англии слышал слово hundred, «сто», с его точки зрения речь шла о 120 предметах — счет шел так: teontig («десятьдесят») =100, endleofantig («одиннадцатьдесят») = 110 и т.д. Последнее слово даже дожило до наших дней в отдельных южноамериканских диалектах в виде elebenty.

То, что числовые значения были в некотором смысле частью рунической традиции, очевидно из природы руни­ческих кодов (см. главу 7). Руническая система, как обсуждается в главе 9, и вся руническая космология опирается на твердую числовую основу. Внутри руничес­кой системы выделяются отдельные ключевые числа. Это, очевидно, три и его производные — например, три атта. Три — важное число космического объединения, связыва­ющее то, что «снизу» и «сверху» с тем, что «здесь и сейчас». Три и все его производные несут в себе это ключевое значение.

Четыре и восемь обладают подобным же действием на горизонтальной плоскости мира. Символика этих числовых групп становится ясной из расположения рун по аттам.

В сферическом и многомерном смысле особое значение приобретают числа двенадцать и тринадцать (см. гл. 10). Они лежат в основе рунической системы, и в каждом заключена неповторимая и независимая тайна. Другими словами, тринадцать — не просто двенадцать и один. Сущность тринадцати совершенно независима от двенад­цати (это центральная «точка перехода» и в рунической системе, и в германской системе чисел).

Первичное число целостности — двадцать четыре. Ему присуще ощущение полноты, хотя и у него есть важные производные. В этом смысле особым значением обладает формула 24x3=72. Значение целостности, всеобъемлимость сохранилось за числом двадцать четыре и после рефор­мы системы[47]. Одно из важнейших доказательств этому — таинственные двадцать четыре вещи, на которых следует вырезать руны, в наставлениях Сигрдривы Сигурду (см. «Речи Сигрдривы» в «Старшей Эдде»).

Главных ключевых чисел в системе четыре: тринадцать, шестнадцать, восемнадцать и двадцать четыре. Каждое выражает тот или иной аспект целого. Вдобавок, все простые числа — независимые, свободные, замкнутые сами в себе — выражают какой либо аспект магической воли мастера рун.

 

Нордическое учение о числах

 

Описания рун содержат немало сведений, касающихся значений чисел и числовых взаимоотношений между руна­ми. Тем не менее, как показывает внимательное прочтение древнейших источников германского знания, имеются и некоторые особые характеристики чисел, о которых дол­жен знать изучающий руны. Эти характеристики нередко коренным образом отличаются от тех, что свойственны средиземноморской нумерологии.

 

Один (1) — число начал, первопричин, одиночной силы. Как в практической рунологии, так и в мифологических ссылках встречается нечасто.

Два (2) — число взаимопомощи в парной работе двойных сил. В практической магии используется для придания силы, особенно физической. В мифологии пока­зывает силу совместной работы комплементарных пар: Хугин/Мунин, Гери/Фреки (волки Одина), Арвак/Альсвид (упряжки лошадей, везущих повозку Солнца) или божественная пара противоположностей Один/Локи.

Три (3) — священное число, широко представленное в учении. Оно означает полностью законченный процесс в действии и ключевую силу динамики. В руническом искус­стве число три используют для завершения и стимуляции — приведения в движение. В мифологии число три встреча­ется повсеместно; например, Урд-Верданди-Скульд, Один-Вили-Ве, три «корня» Иггдрасиля, и три вместилища мёда поэзии, Одрёрир-Сон-Бодн.

Четыре (4) — число покоя, твердости, ожидания. Оно сохраняет силу, и в практике используется именно это его свойство. Из мифологии нам известны четыре оленя, объедающие листву Иггдрасиля, и четыре карлика, Нордри—Аустри— Судри— Вестри, соответствующие четырем главным направлениям.

Пять (5) — число упорядоченного времени и простран­ства. Древнегерманская неделя состояла из пяти ночей — по-древнеислаидски fimmt — и столько же длился промежуток времени, в течение которого человек должен был ответить на вызов в суд. В мифологии встречается редко, и, тем не менее, на практике это — действенная формула призыва.

Шесть (6) — число трепещущей жизни и силы. Может быть использовано и для созидания, и для уничтожения. В мифах встречается редко.

Семь (7) — число смерти и пассивных контактов с «другими мирами». Семь ночей (др.-исл. sjaund) традици­онно проходит после смерти человека до совершения погребальных обрядов. В мифологии встречается нечасто. В некоторые мифы попало под влиянием астрологии.

Восемь (8) — число полностью проявленной целостно­сти и точной симметрии. Его главное значение — восьмичастное деление неба (см. гл. 6). Это число пространствен­ного порядка. Число восемь часто встречается в мифо-магических источниках, чаше всего при перечислении, например, восемь болезнен и средств от них («Речи Высокого», 137), восемь рунических операций (там же, 144) и восемь «лучших вещей» («Речи Гримнира», 44). Все эти тексты входят в «Старшую Эдду».

Девять (9) — «самое святое из чисел», исток психо­космических сил. Это число жизни вечной и смерти неизбывной. Число девять преображает все, к чему прика­сается, оставаясь вечно в самом себе. Широко использует­ся в магии и встречается в мифах. Вот лишь несколько примеров из огромного числа упоминаний числа девять: девять миров Иггдрасиля, девять ночей Один висел на нем, впоследствии узнав девять песен, именно девять валькирий часто являются эрилю.

Две главнейшие сферы, в которых с рунами можно обращаться как с числами, рассмотрены в практическом контексте в книге Футарк[48]. Эти два метода включают в себя подсчет числа рун (количества рунических знаков) и рунической итоговой суммы (складывая числовые значе­ния каждого знака). В качестве примера приведем одну сторону весьма известной и сложной рунической формулы, относящейся к 500 г. н.э. (амулет из Линдхольма, рис. 11.1).

Число рун обычно указывает на мир, в котором должна действовать формула, а руническая сумма указывает на скрытую цель или желаемый исход магического действия. Эти два числа далее анализируются путем сложения состав­ляющих их цифр до тех пор, пока не получится число между единицей и двадцатью четырьмя («эзотерическое» ключе­вое число), и нахождением кратных им чисел (далее — кратное ключевое число). Эти числа уточняют данные, полученные из числа рун и рунической суммы, и указывают на «магические инструменты», при помощи которых они действуют. Анализ стороны В амулета из Линдсхольма приведен в качестве примера в таблице 11.1.

Применяя эти методы для «верного прочтения рун», мы увидим, что в наиболее эзотерическом смысле надпись на рис. 11.1 выражает строго упорядоченную (5) волю мага-эриля (47), работающую с умением (6) во всей объективно существующей вселенной (24) над проявле­нием (10).

В заключение главы о числах мы должны сказать не­сколько слов о самом загадочном примере числового символизма в германской литературе. Речь идет о строфе 24 «Речей Гримнира» («Старшая Эдда»), которая гласит:

Пять сотен дверей

и сорок еще

в Валъгалле, верно:

восемьсот воинов [др.-исл. einherjar]

выйдут из каждой

для схватки с Волком [=Фенриром].

Эта строфа вызывала всеобщее смятение как среди уче­ных, так и среди мистиков. С одной из точек зрения нумероло­гический анализ должен выглядеть как 540x800=432000 — что совпадает с числом лет в Кали Юге в индийской космологической схеме. Это привело историков к заклю­чению, что северные культуры в свое время заимствовали многие идеи у индо-иранцев, или — что перед нами пример древних индоевропейских учений, общих для обоих куль­тур с незапамятных времен.

Однако, рассматривая этот отрывок с германской точки зрения, следует помнить, что, говоря «сто», древний скандинав имел в виду число 120 — и, следовательно, формула из «Речей Гримнира» будет выглядеть как

пять сотен (= 600) и сорок (40) = 640 (16 х 40) восемь сотен (= 960) (= 24 х 40),

а перемножение этих чисел даст нам 614400 (— 15360x40). Присутствие двух ключевых для системы чисел (16 и 24) И, очевидно, неслучайное употребление чисел, кратных сорока, говорит о том, что мы имеем дело с независимой и внутренне последовательной германской числовой сим­воликой. Окончательное раскрытие этой тайны еще впереди.

 

Глава 12

Руническая психология

 

Наука о душе — психология — сложный, но осново­полагающий аспект рунических (эзотерических) иссле­дований. Познания о душе, которыми обладали древние германские народы, были не менее развитыми и точными, чем у любых других народов в истории, и во многом превосходили по сложности те, что, как правило, доступ­ны нам сегодня. Значительная часть этого чудесного мира может быть восстановлена путем изучения слов, которы­ми люди древности описывали различные связанные с душой концепции и психофизические процессы. Очевид­но, что если некая группа обладает высокоспециализиро­ванной или разработанной терминологией в какой-либо сфере деятельности, это значит, что, во-первых, члены этой группы в деталях представляют себе происходящие про­цессы и нуждаются в терминах, позволяющих различать разнообразные известные им аспекты; а во-вторых, — то, что эта сфера обладает для них значительной важностью. Помимо идеи «души», умы германцев занимает концеп­ция «судьбы» — Wyrd, К ее пониманию невозможно прийти в отрыве от знания о душе; она, в свою очередь, поможет объяснить, как происходит деятельность души в каждом из нас.

 

Формы души

 

Обсуждать понятие души в отрыве от тела в рунической традиции было бы идеологически неверно. Тело и душа тончайшим образом связаны,но, как это ни парадоксально, могут быть сознательно отделены друг от друга посредством работы с рунами. Естественным путем этот же процесс происходит при счерти. Говоря о «человеке в целом», аккуратнее всего, возможно, было бы использовать не­сколько громоздкий термин «психофизический (или психо­соматический) комплекс» (душа/тело). В любом случае, душу составляют несколько различных аспектов — сущно­сти и/или субстанции, которые могут дремать в отдельном индивидууме,но у работающего с рунами пробуждаются к жизни. Неудивительно, что вскоре после того, как народ теряет терминологию, описывающую некое явление, само это явление вскоре исчезает из народной памяти. Изучение рун и работа с ними пробуждает эту память вновь.








Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 1260;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.042 сек.