Древнеисландская руническая поэма 2 страница
Руна Th, посему, не только руна великанов, но и руна грома и его бога Тора. Это возможно благодаря общности их происхождения — результата столкновения противоположных сил (см. гл. 10), что также показывает сходство их методов и мотиваций. Сила каждого из них проявляется реактивно. Великаны сопротивляются экспансии сознания асов, а Тор отвечает этому сопротивлению своим молотом Мьёлльнир. Таким образом, достигается равновесие, но равновесие это неустойчиво.
Thurisaz — ассимиляция потенциальной энергии, заключенная в любых двух противоположностях, и кинетическое её проявление. В этом таинстве руны Th заключены также силы регенерации и плодородия. Как гроза предвещает приносящие урожай дожди, так и руна thurisaz сталкивает противоположности и высвобождает энергию, делая возможными новые начинания. В этом она тесно связана с одним из своих формальных соответствий, , но — высвободитель энергии, a — накопитель.
Это напряжение воспринимается большинством как источник неприятностей (стресса), но для избранных (атлингов, либо эрилей) это источник силы.
«Терн», «колючка» — это не только фаллический символ, но и выражение психосексуального импульса, с помощью которого атлинги преображают себя.
Понятно, что на одном из уровней руна Th — выражение сочетания рун F и U: энергия огня, организованная и направленная; сочетание направленных силы и формы.
Ansuz — ас
Руна А воплощает силы обобщающего, одинического сознания в структуре вселенной и в психологическом комплексе человечества.
Это руна сознания, особенно сознания, успешно интегрирующего правое и левое полушария мозга. Это врожденная магическая сила предков, передающаяся из поколения в поколение с самой зари человечества. Ansuz — название верховного родового божества. В единственном числе это слово обычно относится к Одину как Богу. Эта связь между сознанием богов и разумом людей остается неразрывной. Великаны и их «боги» стремятся разрушить ее.
Силы, заключенные в руне , были дарованы божественной триадой — Одином, Вили и Ве (в другой версии — Один, Хёнир, Лодур) человечеству в момент его зарождения (см. главы 12 и 13), и это единственный их дар. Человечество обрело его в виде возможности преобразовать себя в процессе поисков знания и выражения этого знания в слове и труде, руководствуясь примером Одина.
На космогоническом уровне ansuz описывает экосистему энергии. Это среда, через которую получают силу, вместилище этой силы, и сама эта сила, выраженная посредством вдохновленного состояния ума. Это руна магического слова и дыхания, синтеза мысли, выраженной в слове, и невербальной, формирующей силы в поэзии эрилей и скальдов.
Raidho — поездка
Raidho — символ космического закона верного порядка во Вселенной, в человечестве и в душе. Это таинство, внешние проявления которого мы наблюдаем ежедневно с восходом и заходом солнца и в циклах сна и бодрствования. Все ритмические действия приписываются руне raidho — танец, музыка, поэтические формы.
Силою этой руны организуются все типы учреждений: государства, религиозные группы, профессиональные союзы и т. д. Когда эти естественные законы нарушаются, силы raidho восстанавливают равновесие — иногда насильственно.
Руна R — это и средство передвижения (повозка), и сам путь (вся «дорога») в путешествии становления в рунических мирах. Этот путь временами нелегок — он часто проходит во враждебных социальных или природных условиях, поэтому для достижения успеха крепкими должны быть и колесница (= силы разума), и конь (= духовная составляющая; см. руну ehwaz).
Это путь верно организованного действия — ритуала. Это сеть дорог между мирами и значительная часть того, что необходимо для странствия по ним.
Raidho управляет математическими (геометрическими) пропорциями, интервалами и логическим мышлением всех видов. Это руна познавательной способности. При помощи этой силы действует нумерология — активная гармонизация сил, приводящих к желаемому результату.
Одно из величайших таинств знака R — связь с символом «колеса» в психофизической системе человека (см. латинское толкование iter, «колесо», в «Древнеисландской рунической поэме»). На этих «колесах» совершается магическое путешествие инициации.
Поток силы в raidbo всегда направлен, но может действовать и по спирали, концентрируя силу для данной цели. Полезность ее в качестве инструмента не следует недооценивать.
Kenaz — факел
Это руна творческих способностей или, используя более точную германскую терминологию — способности придавать форму. Символом ее является управляемый огонь — факел, — а также огни очага, алтаря, кузни и погребального костра. Каждый из них служит воле человека к формированию и преобразованию себя и своей среды. В структуре личности это — яркий свет, который принято называть «харизмой». Хотя в знатоке рун он присутствует всегда, ярче всего он проявляется в «рабочих состояниях», когда вдохновение сильно, а физическое состояние беспокойно.
Kenaz — исток всего технологического знания, руна мастера и ремесленника — Вейланда (др.-исл. Вёлунд) и Локи. Это также таинство глубинной связи между сексуальностью и творчеством, столь характерной для пути Одина. За руной стоит скрытая ключевая идея растворения, как органическим путем (см. северное имя руны — каип, [«язва, рана»]), так и горением (факел). Растворение необходимо для того, чтобы стало возможным изменение формы согласно намеченному плану. В некотором смысле это первая половина алхимической формы solve et coagula («раствори и сгусти»). Здесь часть «coagula» представлена руной — перераспределением сил в преобразованной, самосознающей сущности: .
Во многих смыслах руна К — кульминация процесса, начавшегося с руны А и действующего посредством руны R — вдохновение, разумом направленное на созидание.
Gebo — дар
Это руна, означающая Дар Одина в его Троичной форме (см. гл. 13) — дары сознания, дыхания жизни и формы. В данном случае акцент ставится на обмене энергии — потоке силы из одной системы в другую, преобразования в последней и возвращения в исходную. В человеческом обществе ярчайшим примером этого служит экономика — процесс отдачи и получения, объектом которого являются fehu и/или othala. Этот обмен приводит к образованию в обществе устойчивых связей; подобный же обмен между богами и людьми выстраивает прочные мосты между мирами. Сила этого таинства вызывается и осваивается изучающим руны посредством руны Е.
— знак «магического (или алхимического) брака», находящего выражение также в (mannaz), где процесс проявляется в полную силу, и в (dagaz), где этот процесс целиком происходит вовне и внутри. Самый яркий пример этого магического союза описан в Саге о Вёльсунгах, в которой Сигурд, верхом на неземном коне, Грани (см. ) прорывается за кольцо огня и восходит на гору Хиндарфьелль, где пробуждает спящую валькирию, Сигрдриву (или Брюнхильд). Здесь мы сталкиваемся, возможно, с наиболее архаичным вариантом сказки о Спящей Красавице. На вершине горы он ритуально обменивается с ней клятвами и получает от нее мудрость рун. Этот процесс описывает обретение мастером рун союза с «высшим» или «божественным Я».
Экстаз руны безмятежен — спокойное равновесие безупречно гармонизированной внутренней концентрации жизненных потоков.
Wunjo — радость
Руна W — гармонизация элементов общего происхождения (наций, племен, кланов,семей) и магическая способность находить скрытые родственные связи между благорасположенными друг к другу сущностями. Wunjo описывает внутренне, субъективное чувство, испытываемое в состояниях внешней/внутренней гармонии — с собой и окружением. Это гармония, являющаяся следствием активной воли к конкретным эволюционным целям. Wunjo направляет различные, но благорасположенные друг к Другу силы и/или существа на осуществление общей задачи. Поэтому это таинство руководит процессом создания составных рун.
«Древнеанглийская руническая поэма» содержит особые указания, помогающие достичь состояния wunjo. Оттуда мы узнаем, что изучающий руны должен оградить себя от всяческих печалей (но немного оставить при себе), а также достичь трех вещей: 1) др.-англ. blæd («процветание», приток и отток энергии); 2) др.-англ. blyss («благость», наполненность чувством значимости и радости); 3) др.-англ. byrg geniht («добротная ограда», надежное вместилище души). То есть необходимы: дыхание жизни, психологическое чувство значимости и здоровое тело — после того, как отсечены негативные влияния, губительные для работы в состоянии концентрации.
Wunjo включается также тогда, когда повелитель рун способен к подобным объединяющим действиям в реальном мире — к связыванию и направлению сил на службу собственной воле.
Hagalaz, — градина
Это знак первичного объединения космических огня и льда — противоположных полюсов вселенной — в энергетически насыщенной, сжатой, но готовой к развертыванию, подобно семени, форме: зерно космического града, «ледяное яйцо», из которого возникает Имир (см. гл. 10).
Hagalaz — каркас мира, структура, на которой размещается вселенная триединым источником сознания — Одином-Вили-Ве. Руна Н представляет полную модель абсолютной потенциальной энергии и целиком содержит в своей форме динамику огня и льда. Из этого гармонического равновесия бесконечной возможности может зародиться внутренний эволюционный процесс.
Символика чисел очень важна в случае руны hagalaz. Девять в германской системе — это число завершения, осуществления и динамической целостности. Все это сходится в руне (9). Девять — число миров, корней и ветвей мирового древа Иггдрасиль, архетипа, изначально присутствующего и в семени, и во взрослом дереве.
Руна Н — образ завершенности, присутствующий в зачатке любой растущей либо развивающейся сущности. Подобно тому, как все тисовое дерево заключено в скрытом генетическом коде в одной его ягоде, завершенный, преображенный космос закодирован в мировом зерне. Hagalaz — это код, картина будущего становления и завершения. Это скрытый образ безупречности, к которому стремится все наделенное сознанием формообразование (творение).
Кристалл льда — мать всех рун: в его форме содержатся и могут быть прочитаны все руны (см. рис. 9.1). Это, в конечном счете, многомерная модель, присутствующая также в образе Иггдрасиля, что обсуждается в главе 10.
Hagalaz - это объединение противоположностей, дающее бесконечность возможностей. В этом таинстве заключены силы преобразования, эволюции от формы к форме согласно сознательно либо мистически определенной программе.
Град может быть и разрушительным, что можно обратить на пользу, если направить его силу вовне в качестве защиты.
Nauthiz — нужда
Как показывают рунические поэмы, руна N может обернуться неприятностями для тех, кто по неразумию не использует ее силу. Nauthiz — это сила космического сопротивления воле и ее действиям. Это источник накопления слоев психических субстанций, составляющих сущность того, что древние скандинавы называли ørlög (см. руну Р). Но эта «необходимость», действующая извне сознания, может стать источником спасения для того, кто знает, как и когда ее использовать (см. «Древнеанглийскую руническую поэму»).
Руна N — сопротивление действиям, космическое трение между субстанциями. Это внутреннее напряжение может быть преобразовано в силу через таинство огня, добываемого трением. Как только огонь вспыхнет, холод нужды смягчается. Но без «нужды» огонь никогда бы не был впервые открыт. В этой руне следует искать исток пословицы «Необходимость — мать изобретения».
Глубже всматриваясь в тайну огня, добытого трением, мы увидим, что пламя это — самозарождающееся. В сфере сознания это — напряжение или трение между отдельными составляющими души. Это приводит к высеканию огня сознания высшего порядка, который можно добыть только так и не иначе.
Поскольку абсолютно необходимо, чтобы сопротивление в космосе предшествовало проявлению, руна N — это таинство причины и следствия, а также тайна норн. Три норны (см. руну Р) явились из Ётунхейма и установили закон причины и следствия, сопротивляющийся воле асов. Вследствие этого возникли законы энтропии, и так были посеяны семена космического разрушения. Всякий раз, когда нечто от становления переходит к собственно бытию, законы Норн и руны N вступают в действие. Об этом следует помнить во время любых практических действий с рунами. Это руна «входа в бытие».
Isa — лед
«Лед» руны I — не лсд собственно Нифльхейма, но, скорее, тот поток льда, который движется из этого мира холода навстречу огню Муспельсхейма. Это распространение концентрированной силы абсолютного сжатия, или абсолютного покоя, или же отсутствия вибрации. Сила руны I притягивает огонь к «центру» и создает возможность появления того, что мы называем «материей», образуя зерно льда, или градину ( ). Руна I — это подобие первичной материи (или сила плотности, позволяющая ей существовать). Это беспредельное господство направленной внутрь силы, такой же разрушительной, как и огонь (выраженный в ), но равновесие этих двух сил — желанное состояние для сознательных сил вселенной. Когда бессознательные силы одерживают верх, равновесие нарушается, и разрушительные силы огня и льда срываются с цепи. Следует, однако, помнить, что эти приливы и
отливы — неотъемлемое свойство развивающейся вселенной. Периодическое высвобождение разрушительных сил необходимо для истинно глубоких изменений.
На уровне отдельного человека isa делает возможным множественное, полипсихическое омниэго (все-я), то есть осознание всех сущностей всего психофизического комплекса (см. гл. 12). Оно удерживает эти сущности вместе гармоничным, предустановленным образом и наиболее заметно, когда ум находится в покое и сконцентрирован. I-руна действует как своего рода «психологический клей», способный удержать вместе части личности во время напряженного процесса инициации. Однако п отсутствие уравновешивающих сил динамических рун этот клей ведет к скуке и отупению.
Руна — это таинство точки концентрации и ее первичного расширения, прямой линии. Оба этих образа используются как связующие инструменты для того, чтобы обрести доступ сознания в другие измерения за пределами Мидгарда. Isa — это твердая почва, опираясь на которую сознание совершает переходы, но иногда она становится не шире волоса, и путешествие оказывается не из легких.
Jera — год
Руна J — это знак солнечного года из двенадцати месяцев; ее тайна связана с «летней» половиной года, в течение которой культурные растения высевают, выращивают и собирают. (В календаре древних германцев было только два времени года — лето и зима. «Весна» и «осень» были лишь короткими промежутками на границе этих больших периодов.)
Основная сила этой руны скрывается в ее циклической природе. Это руна «вечного возвращения». Jera воплощает идею возникновения, становления и перехода к новому начинанию, присущую всему руническому ряду; и ее положение серединной руны (вместе с ) показывает ее центральную значимость.
Это динамическая пара и вездесущий круговорот. Jera дословно означает «урожайный год», или «урожай». Это награда, пожинаемая после окончания периода тяжелого труда в соответствии с естественными (и божественными) законами. Символика сельскохозяйственного процесса проясняет значение руны jera. Семенам все равно, кто и зачем их посадил, им важно лишь то, как это сделано. Если посев был сделан правильно, урожай будет хорошим (см. ). Jera — награда за хорошую работу.
Тайна знака J глубинно связана с первым и последним знаками, как символами мира, благоденствия и свободы. Руна J — это космический мельничный жернов, ось которого — руна EI.
Eihwaz — тис
Руна EI — вездесущая центральная ось космоса — omphallos мира, вторая из двух срединных рун.
Это вертикальная ось Мирового Древа, Иггдрасиля, канал, по которому космическая белка, Рататоск, подобно электрической дуге, сеет раздоры между орлом на вершине и великим змеем, Нидхёггом, у его корней.
Руна EI объединяет крайние противоположности — смерть/жизнь, день/ночь, лето/зима — динамическим образом (см. руны ТН и D и ср. числовые соответствия: 3—13—23). Эта руна проходит через три реальности: небо, землю и подземный мир — Асгард-Мидгард-Хель. Это путь трансформации сущностей любого из этих миров в сущности миров других. «Материальные» объекты могут стать «духовными» посредством этого таинства.
Руна EI — это спящий, закрытый в себе самом, преображающий огонь В1гутри (его активизирует руна N и проявляет руна К). Это скрытый бессмертный огонь воли, способный сохранить жизненность даже в смерти (зимой) — несгибаемый дух упорства.
На уровне отдельного человека по «тисовой колонне» должен проходить магический огонь трансформации, поднимаясь и опускаясь по «колесам тела» (см. руну S). На это великое таинство ссылаются рунические поэмы.
Perthro — чаша судьбы
Это самая сокровенная из всех рун. Это — культовый символ ørlög — таинство судьбы. Это сила норн, дополняющая силу сознания, представляемую асами. Изучающий руны должен быть способен постичь пути судьбы и, когда на то будет нужда, превозмочь ее. Это великое завершение пути Одина в Ragnarök.
Руна Р — знак пути исследования законов ørlög через гадательные рунические практики. Perthro — чаша или рамка, из которой, или в которую, бросают жребии с руническими знаками в обрядах гадания. Это символ колодца Судьбы — Урдарбрунн (колодец Урд, первой и старшей из норн).
В руне perthro мы обнаруживаем синтез закона причины и следствия (х вызывает у, который приводит в движение Z) и закона синхронности (х, ywz случаются одновременно). Каузальность — закон горизонтальной (механической) плоскости, синхронность — вертикальной оси сознания. Элемент, осуществляющий синтез — психическая переменная, время. Эта сила, в сочетании с силами рун N и В, — основная движущая сила всех изменений, или становления, во вселенной.
Идея судьбы (urdhr) и законов мироздания (ørlög) также участвует в этом синтезе горизонтальной и вертикальной реальности. Urdhr означает «то, что стало» или «то, что обернулось». Поэтому это слово, как и слово ørlög, означающее «первичные (слои) действия, связано с таинством прошлого. Идея «прошлого» — жизненно важна в германской ментальности. Только прошлое и настоящее обладают объективной реальностью. Будущее — только объем недифференцированных возможностей становления. Ему предстоит формироваться под действием сочетания сил — циклических законов, органических потоков жизненной силы и традиции, моделей, существующих в сознании богов и других сущностей, и воли человека (особенно повелителя рун). Особенно заметно это в именах трех великих норн — Урд (то, что стало), Верданди (то, что становится) и Скульд (то, что должно стать). Лингвистически слова urdhr (др.-цел.) и английское wyrd (weird) идентичны (потеря начального W — результат того же закономерного процесса, согласно которому слово Odhinn получается из Wodhanaz).
Elhaz, — лось
Elhaz — божественное связующее звено между человеком и его двойником (см. главу 12). Руна Z описывает силу, влекущую друг к другу разум человека и его психическое дополнение — «божественное Я». Эта сила влечения, взаимодействуя с тайной sowilo, образует магическую волю. Это символ валькирий, позитивного аспекта жены-двойника, часто магически связанного с мечом или другим символическим оружием, (На это скрыто намекает «Древнеанглийская руническая поэма» (ст.15) [лосиная] осока = меч). Эта символическая связь между рогом и мечом нигде не очевидна настолько, насколько в мифе о Фрейре. Лишившись своего меча в обмен на великаншу-жену Герд, он, как говорят, был вынужден воевать рогом.
Руна символизирует также радужный мост, Бифрест, связывающий Мидгард и миры выше и ниже него.
В руне Z скрыта защищающая сила, проявляющаяся только благодаря связи с «личным божеством». Эту сущность греки называли daimon, а римляне genius. В рунической магии источник подобного вдохновения — двойник, или валькирия, как ближайший посредник между отдельным человеком и высшим источником вдохновения, Одином.
Образ руны — один из наиболее глубоких в германской символике. Он означает раскрытую ладонь руки (= защита, человечность), рога солнечного оленя, с гордостью поднятые к небесам, летящего лебедя (намек на валькирий) и германский жест молитвы и призыва. Отчасти вышесказанное объясняет, почему в Младшем Футарке эта форма знака использовалась в качестве руны «человек».
Насыщение магической, священной или духовной силой посредством этой руны делает личность или местность настолько высокоэнергетичной, что она сама по себе становится священной, огражденной и защищенной божественными силами.
Существует также естественная, исходная связь между этой руной и руной тиса, . Связь эта проявляется множеством путей: наиболее наглядно, однако, их формальное родство. Предположительная исходная форма знака была , и со временем стала руной тиса в Младшем Футарке (это также один из вариантов руны elhaz в футарке Старшем).
Sowilo — солнце
Солнце — это маяк, освещающий путь становления. Это — свет сознания и его прототип, существующий в объективном мире для всех, кто хочет стать видящим. Архетип солнца и его двойник, «солнце ночи» (=Плеяды), указывают «мореплавателю» путь из одной зоны сознания в другую, из одной «страны» в другие. Это — цель, ради которой существует желание. С астрономической точки зрения это та точка эклиптики (Плеяды), которая ночью движется так же, как солнце днем. В древнескандинавской символике солнце представляется в виде колеса или щита. Отсюда его преобразующие и защищающие свойства. Sowilo — символ колес на пути вверх по тисовой колонне, Иггдрасилю, по которому сознательно поднимается изучающий руны. Будучи щитом сознания, sowilo указывает ему на то, что обладает истинной важностью, к чему следует стремиться. Того, кто развил в себе волю, следуя свету руны S (во всех ее аспектах), ожидает успех и почет.
Солнце уравновешивает силу . В целом же для устойчивого и полноценного развития мира и изучающего руны необходимы обе этих противоположности. Руна S связана также со змеиными тайнами Севера, в частности, со знанием мест, в которых потоки небесных и хтонических энергий сходятся в одной точке на поверхности земли. Сила руны разрушает психологическую, либо космическую, инерцию, преобразуя ее в несущую жизнь, динамическую энергию.
Tiwaz — Тюр
Tiwaz — тоже луч маяка, но в отличие от динамического круговорота руны S, руна Т - луч гораздо более дальней, глубокой и светлой силы — Полярной, или Северной, Звезды.
Древние моряки Севера называли ее просто Звездой — как звезду-ось, вокруг которой движутся псе остальные звезды. (См. также «Звезду» на периферии эклиптики в .) Полярная Звезда — видимый символ божественной силы руны tiwaz на вершине мирового столба — Ирминсула.
Космогоническая сила Тюра проявляется в процессах, предшествующих приданию Вселенной формы: в разделении и поляризации космического вещества, без которых невозможен триумф проявленного мира между полюсами огня и льда. Руна Т представляет мировую ось в ее разделяющей, удерживающей миропорядок ипостаси.
В ней сконцентрирована сущность бога Тюра (в Древней Англии именуемого Тиу). (Особенно важные аспекты руны Т обсуждаются в главе 13.) Это - сила обособленной, абстрактной мудрости в сердце вещей, что противоположно многообразной, широко простирающейся сущности руны А.
В мире людей при помощи этой руны бог Тюр управляет тингом (законодательным собранием) германских народов. Он вершит правосудие в соответствии с законом (см. также ørlög, мировой закон).
Т-руна — знак «закона и порядка» как в космосе, так и в мире людей.
Berkano — береза
Бессмысленно пытаться точно установить, о каком именно дереве упоминает «Древнеанглийская руническая поэма» в связи с этой руной. Руна В — не биологический организм, a сущность высшего, божественного порядка, Berkano также — великая и многоликая «Богиня Березы», ведающая преобразованием земли и людей; в частности, важнейшими для человека обрядами перехода — рождение, взросление, женитьба и смерть — и сезонный Сельскохозяйственный цикл. Руна В управляет циклическими процессами возникновения (рождения), становления (жизни), ухода (смерти) и нового подъема (возрождения).
Как ясно, хотя и в символической форме, указывает «Древнеанглийская руническая поэма», сила руны berkano заключена в ней самой. Она может расти независимо от внешних сил, но никакой рост в естественных условиях невозможен без помощи самодостаточного действия руны В. Berkano окружает семя — зародыш любой сущности — своей защитной оболочкой, на время скрывая ее от мира, затем оболочка прорывается, и преобразованная сущность рождается на свет. Структурно этот процесс связан с руной NG, хотя и не зависит от нее.
Символ руны В — березовый жезл, магический инструмент, через который ее силы (плодородия, преображения, Эроса) пробуждаются в земле и людях.
С космологической точки зрения руна — единица становления. Это тот миг бытия (отдельный микроцикл рождения-становления-умирания), на котором основано становление — вечное сейчас. Руна В описывает также принцип случайности во вселенной — случай, как движущую силу эволюционного процесса..
Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 1185;