Древнеисландская руническая поэма 1 страница
Древнеисландская руническая поэма датируется XV веком, но, как и все рунические стихи, сохраняет в себе культурный пласт гораздо более раннего времени. Каждая строфа содержит полный объем информации в двух аллитерирующих полустроках, за которыми следует независимая полустрока со внутренней аллитерацией. Завершают каждую строфу два слова; первое — латинский «перевод» имени руны, часто представляющий собой своего рода эзотерический комментарий, и второе — аллитерирующее (со строкой) древненорвежское слово, означающее «вождь» и, действующее как дополнительный ключ к более глубокому смыслу. Этидревненорвежские слова приводятся в переводе, основанном на их этимологии.
[Деньги] — раздоры в родне,
u огонь наводнения,
и змея путь.
золото «предводитель войска»
[Дождь] — плач облаков,
и льда угнетатель,
пастуха ненависть.
тень[37] «вождь»
[Турс! — мучение женщин,
скал обитатель,
супруг Вард-руны [=всликанши?]
Сатурн «правитель тинга»
[Ас] — праотец,
Асгарда вождь,
повелитель Вальгаллы.
Юпитер «point-leader»
[Поездка] — сидение блаженное,
и быстрое странствие,
и коня тяжкий труд.
путешествие «достойный муж»
[Язва] — бич детям и бедствие,
и наказанье,
дом плоти гнилой.
плеть «король»[38]
[Град] — зерно холодное,
поток снега с дождем,
и погибель змеям.
град «воевода»
[Нужда] — печаль рабыни,
положение нелегкое,
и тяжкий труд.
забота «потомок мертвых»[39]?
[Лед] — реки кожура,
и крыша волнам,
обреченным угроза.
лед «тот, кто носит кабаний шлем»
[Добрый урожай] на пользу всем,
доброе лето,
спелое поле.
год «вседержитель»
[Солнце] — щит облаков
и славы сияние,
и льда печаль вечная.
колесо «потомок победителе
[Тюр] — бог однорукий,
то, что волку досталось,
и храма правитель.
Марс «руководитель»
[Березы ветвь] — побег зеленый,
деревце малое,
юная роща.
пихта «защитник»
[Человек] — радость людская,
прибавление праха,
кораблей украшенье.
человек «щедрый»
[Влага] — вода, что пенится,
котел просторный,
рыб государство.
озеро «достойный славы»
[Тис] — натянутый лук,
железо хрупкое,
Фарбаути [= великан] стрелы.
радуга «потомок Ингви»
Abecedarium Normandicum
Abecedarium Normandicum («Нормандский Азбуковник») — это весьма любопытный текст, редко упоминаемый в литературе по руническим поэмам, и потому мы уделим ему специальное внимание. Это произведение содержится в Сент-Галльском манускрипте (Швейцария), древнейшем из всех, содержащих поэмы о рунах (он датируется началом 800-х годов). Несмотря на почтенный возраст, содержание его, по-видимому, не принадлежит к собственно языческой традиции. Он написан на смеси верхне- и нижненемецких диалектов, с отдельными норвежскими элементами. Составителем манускрипта, возможно, был Валафрид Страбон, учившийся у Рабануса Мауруса в Фульде с 827 по 829 г. Рабанус, в свою очередь, был учеником Саксона Алкуина и величайшим средневековым собирателем сведений о рунах. Хотя все трое были деятелями христианской церкви, и сознательным мотивом их деятельности, по-видимому, был сбор материала для миссионерской деятельности среди язычников-норвежцев, они (хотя и не задаваясь такой целью) собрали огромное количество подлинного материала по германской культуре.
первой — плата,
зубр затем,
турс третий знак,
а выше Ac,
колесо в конце,
после режется рана;
град и нужда,
лёд, год и солнце,
Тиу, берёза, человек посерёдке,
вода ярка,
тис держит всё.
Эта «поэма» описывает Младшие руны, но она создана людьми, знавшими древнеанглийский Футорк и его традицию. В основном (и с первого взгляда) кажется, что слова в стихе просто связывают названия рун по порядку, в качестве мнемонического приема. Но вот по крайней мере четыре фразы, несущие эзотерический смысл;
1) [турса] выше Ас — явно теологический комментарий;
2) человек посередке — без сомнения, не пространственное, а космо-психологическое утверждение: место человека—в Мидгарде;
3) вода ярка - это сияющие поды жизни (см. ссылку на золото в древненорвежском руническом стихе);
4) тис держит всё — Мировое Древо, содержащее в себе сущность Вселенной.
Комментарии к строфам о рунах из Старшей Эдды
Помимо рунических поэм, речь о которых шла выше, прямое отношение к рунической традиции имеют три текста из Старшей Эллы. Они значительно отличаются от рассмотренных выше поэм: стихи Эдды могут описывать по порядку серии заклинаний, прямо связанных с рунами, но собственно руническая формула остается сокрытой. Каждая строфа не обязательно соответствует одному знаку, но знание расположения рун в футарке обычно помогает пониманию. Некоторые из этих строф совершенно однозначно создавались как практические руководства. Части Эдды, о которых идет речь, это — Rúnatals tháttr Ódhins (из «Речей Высокого»), «Речи Сигрдривы» и Grogaldr (первая половина «Песни о Свипдаге»)
Rúnatals tháttr Ódhins
Это — ключевой текст для одинической традиции; его следует прочитать и тщательно проработать всем изучающим руны. Этот отрывок состоит из трех частей:
1) инициация и обретение рун (ст.138—141),
2) обучение практике рунического учения (ст. 142— 145)
3) перечень 18 рунических магических песен (ст.146— 164).
В первой части Один посвящается (или посвящает себя) в мудрость рун, подвешивая себя к ветвям Мирового Древа, Иггдрасиля (досл. «Конь Игга (= Одина)» или «Тисовый Столб») с его девятью мирами, и здесь его «пронзает копье». Это типичная для шаманской инициации тема — испытуемый подвергается различного рода пыткам либо шутовской казни (в космологически значимом контексте), чтобы лицом к лицу столкнуться со смертью. Подвешивать жертву на дерево и пронзать ее копьем — традиционная форма обряда человеческого жертвоприношения Одину, известная по самым разным источникам, от ранних римских сообщений до свидетельств саг эпохи викингов. Здесь Один «отдает» (приносит в жертву) свое «я» себе самому — «посвящен Одину, в жертву себе же». В этих словах заключен смысл великой руны Одина, Гебо, истинный смысл одинического самопожертвования. Почитающий Одина не столько приносит Одину в жертву свое «я», сколько идет путем Одина и дарует свое «Я» самому себе.
В этой инициации Один нисходит во владения Хель (Смерти) и в сумерках между жизнью и смертью, в водовороте обострившихся противоречий ( ), в озарении получает он руническое посвящение; руны предстают перед ним, и он становится единым целым с сутью вселенских тайн. Он возвращается в область осознания — в миры богов и людей, — чтобы донести открывшиеся ему тайны до обитателей этих миров. Сущность этих тайн, или рун, содержится также в меде поэзии, как подчеркивается в строфе 140.
Инициационный миф описывает не историческое «событие», но вневременной процесс, в котором «вдохновленное сознание» (wôdh-an-az) сплавляется с «таинствами вселенной» — не для того, чтобы подчиняться им, но для того, чтобы научиться ими управлять. Этот миф и его технические аспекты предоставляют собой ритуальный образец (один из многих) для человеческого подражания.
В строфе 141 Один сообщает о воздействии произошедшего на сознание: это процесс становления — изменения, роста и процветания. Последние две строки демонстрируют сложную, преобразовательно-словесную природу действий Одина по отношению к себе, богам и людям. В момент рунического посвящения он «Стеная, их поднял» — то есть, слияние с мировыми тайнами сопровождается вибрационными эманациями, звуком голоса. Отсюда изначальная связь между «тайной» и «звуком» В этом водовороте обычный язык оказывается не в состоянии выразить сущностную всеобщность опыта, но именно из этого водоворота рождается магическое искусство скальдов.
Вторая часть Rúnatals tháttr Ódhins содержит важные технические сведения о рунах, хотя и в скрытой форме. Строфа 142 рекомендует нам вначале «найти» и «постигнуть» тайны, то есть приобрести пассивное знание о них. Надо научиться понимать и интерпретировать великие и могущественные знаки. После этого мы можем использовать их на практике — вырезать, окрашивать, производить с ними активные действия. Следующая строфа, выше уже подробно обсуждавшаяся (ст. 84), — это список технических терминов, представляющих собой виды мастерства, которыми следует овладеть будущему знатоку рун. Этот раздел завершается рекомендацией «не жертвовать без меры» — лучшие результаты достигаются тогда, когда пропорции соблюдены. Последние две строки «обрамляют» целое:
Так вырезал Тунд [= Один]
до рожденья людей;
вознесся он там,
когда возвратился.
Эти строки выявляют истинную, вневременную сущность повествования, и сообщают нам, что, падая с мирового древа, Один, по сути, поднимается. Символизм этой формулы связан с одиническим путем трансформации — колебанием между крайностями, а также с идей о том, что у Мирового Древа есть не только ветви, но и корни, по которым Один впервые проторил путь.
Каждой строфе может быть поставлен в соответствие тот или иной рунический знак. Из всех рунических алфавитов лучше всею для этой цели подходит Младший Футарк с его шестнадцатью знаками, к которому по эзотерическим соображениям добавлены руны Е и G из Старшего Футарка. Магические цели, с которыми связана каждая из строф, очевидны:
1) помощь в устранении неприятностей и конфликтов всех сортов (посредством «Богатства», );
2) устранение болезни, целительство (посредством «Жизненной силы» )»
3) ослабление оружия врага (посредством «Деструктивной силы», );
4) снятие связей и пут (посредством «Экстатической магической силы», );
5) отведение оружия врага, посредством направленного магического взгляда (магически определяя направление, )
6) отражение магическою проклятия на его источник (посредством перенаправления энергии, );
7) управление горением (огнем) (посредством холодной упорядочивающей силы, );
8) снятие конфликта (посредством управляемого обращения действия стрессовых факторов, );
9) успокоение моря (посредством сжимающей силы, );
10) внесение смятения в разрушительные силы (перегружая магический поток в желаемом направлении, );
11) защита воинов (посредством щита «доброй удачи», );
12) познание тайн мира мертвых (посредством вырезания helrûnar[40] — поднимая мертвых по axis mundi, мировой оси, );
13) защита воина при рождении (наделение неуязвимостью посредством заключения в магическую оболочку, );
14) магия, служащая для обретения мудрости и познания богов и других миров (посредством пробуждения божественного и космического в человеке, );
15) перемещение силы в другие миры (посредством усиления жизненной силы, );
16) любовная магия притяжения (через наполнение силами влечения к слиянию с противоположным, );
17) любовная магия связывания (посредством силы соединения парных противоположностей, );
18) динамическая эротическая магия обмена (посредством магической сексуальной инициации, ).
Следует обратить внимание, что эти восемнадцать магических песен, по всей видимости, делятся на две группы, причем первые девять служат магическому отведению энергии, а последние девять — ее наращиванию. Таким образом, все совершается в ритме магических приливов и отливов мировоззрения последователей Одина.
«Речи Сигрдривы»
Как текст, посвященный рунам, «Речи Сигрдривы» — cамое сложное произведение древнеисландской литературы. Оно состоит из множества вполне самостоятельных частей, объединение которых вместе выглядит довольно искусственным. Среди них есть три части, в которых Сигрдрива/ Брюнхильд — валькирия и «высшее Я» героя Сигурда — передает ему систематизированную информацию о рунах. Первый отрывок — это строфы 6—14. Здесь валькирия перечисляет различные типы рунического искусства: строфа 7 — sigrúnar, руны победы, с помощью которых побеждают в битве; строфы 7 и 8 — ölrúnar, руны пива, обеспечивающие защиту на высших уровнях сознания и силы; строфа 10 — bjargrúnar, повивальные руны, которыми можно нечто вызвать к жизни; строфа 11 — brimrúnar, морские руны, с помощью которых успокаивают разбушевавшуюся стихию; строфа 12 — limrúnar, руны частей тела, которыми исцеляют болезни; строфа 13 — málrúnar, руны речи, благодаря которым достигают красноречия; и строфа 14 — hugrúnar, руны ума, с помощью которых обретают сообразительность.
Во втором посвященном рунам фрагменте (ст. 17—19) Сигрдрива упоминает 24 вещи, на которых Один «высекает руны». Мифологическая природа этих объектов (и их число!) показывают, что здесь мы имеем дело с процессом космического творения через посредство таинств идеи-формы-вибрации первичного мирового сознания — Wôdb-an-az. Эти три строфы посвящены тому аспекту Мимира, который сообщает первичную мудрость (см. главу 13). Первое, что следует понять из этих строф, — это то, что является космогоническим «ключевым числом» целостности, и то, что пся эта система сознательно «оживляется» полей Одина, выражаемой посредством рун.
Третий раздел (ст. 24—39) состоит из перечня, подобного тому, с которым мы уже встречались в «Речах Высокого» и который еще раз обнаружим в Grygaldr, однако, здесь этот список более «нравоучителен» — в стиле начальных строф «Речей Высокого» — и менее «магичен». Число систематически обозначенных категорий — 11 (число, соответствующее só1 в Младшем Футарке — «этической силе»).
В целом три посвященных рунам раздела несут функцию передачи герою прикладной магической, космогонической и этической мудрости. Источник этой мудрости — «высшее Я», персонифицированное в образе валькирии.
Grygaldr
Grygaldr — песнь, сюжетом своим подобная «Прорицанию вёльвы»: мертвая ясновидящая пробуждается от вечного сна в Хель, чтобы поделиться требуемой мудростью. Ясновидящая Гроа (Grya, от валлийского groach — «ведьма») поет девять волшебных песен своему сыну Свипдагу, вызвавшему ее, чтобы получить магическую помощь в борьбе с Менглод, его женой-великаншей. Магическое назначение девяти песен таково:
1) укрепить волю ( );
2) защититься от вредоносных заговоров ( );
3) обеспечить безопасное прохождение сквозь опасные воды и поддержать сознание в темных мирах ( );
4) обрести власть над действиями врага ( );
5) освободиться от оков ( );
6) успокоить бурное море( );
7) обеспечить тепло огня ( );
8) защититься от зловредных сил ( );
9) осознанно призвать творческое красноречие ( ).
Читая строфы-перечни в Rúnatals tháttr Ódhins, «Речах Сигрдривы» и Grygaldr, следует обратить внимание на две вещи: во-первых, они не обязательно следуют в том же порядке, что и знаки футарка,а во-вторых, судя по всему, сами магические песни чаще всего не цитируются открыто (но описываются их цели и результаты применения). Ключи к этим закодированным формам даются в трудах Гильдии Рун.
Глава 9
Внутреннее учение о рунах
В Первой части нами заложены основы традиционной науки о рунах в ее эзотерическом аспекте с экскурсами в тайные и вневременные области знания. Во Второй части мы также, насколько это возможно, будем опираться на устойчивую традиционную основу. Акцент, который Гильдия всегда делает на обращении к верифицируемой[41] традиции (т.е. к историческим руническим системам, древнегерманским памятникам литературы, трудам античных историков), важен, если мы хотим избежать необходимости принимать на веру «откровения» одного человека или группы людей.
Но при этом, разумеется, что Гильдия — инструмент, предназначенный для практического применения этой традиции, поэтому мы выходим за ограниченные академические/научные рамки. Мы оживляем деревянные фигуры академических изысканий вдохновением Одина, но мы всегда открыты новым достижениям и выводам, полученным с помощью чистого интеллекта. В идеале систематический сбор данных, их логический анализ с целью формирования конкретных выводов с одной стороны и интуитивное понимание тайн вселенной и вдохновенное использование этих тайн для преобразования или направленного изменения реальности, с другой стороны, должны действовать бок о бок, питая друг друга. Потому сокровенные двери открываются в обе стороны. Такова работа Гильдии Рун на всех ее уровнях.
«Руна» — это «Слово Гильдии». Это — само по себе магическая формула. Как ни парадоксально, но чем точнее мы пытаемся определить слово «руна», тем шире становится его значение. Поэтому многозначный «перевод» его как «тайна», «таинство» оказывается удобным. (Возможно, следует напомнить, что термин руна только косвенно соотносится с буквенными формами [знаками], в обиходе называемыми рунами).
Слово руна, как всякое магическое слово, может быть понято только с собственной точки зрения, и поэтому его истинное значение не может быть передано посредством профанической, обыденной речи. Как магическое слово, его «шепчет нам на ухо» Один, живущий в нас самих.
Отправной точкой на этом пути станет понимание того, что на космогоническом уровне руны — это узловые точки энергии/вещества в сложной неявной структуре космоса, а на «психологическом» уровне — это «справочные пункты», в которых космический разум сообщается с человеческим. Знание того, как именно данный уровень влияет на свойства рун, необходимо по всех исследованиях рун; только вооружившись подобным образом сможет атлинг найти дорогу в сложных мирах рунического знания.
Описания рун Старшего Футарка
Нижеследующие описания дополняют изложенное в книге Футарк[42]. Ассоциации здесь более традиционны (т.е. основаны на информации, полученной из древних германских источников), чем в описаниях в Футарке, имеющих определенный уклон в практико-магическое. Наиболее верным способом расширения полей значения рун для изучающего будет медитация над их формой, звуками, именами, но более всего — над сопутствующей строфой рунической поэмы (если таковая имеется). Следует постоянно держать в памяти тот факт, что знания о каждом отдельном руническом знаке — только часть тайны: остальное скрыто в путях, которыми руны переплетены друг с другом в многомерной паутине бытия. Таким образом, информацию, почерпнутую из приведенных ниже двадцати четырех описаний, следует воспринимать в контексте того, что говорится в разделах о рунических системах и рунических мирах (глава 10). Для истинного понимания рун чрезвычайно важно, чтобы маг-vitki знал не только то, что делает, к примеру, руну fehu такой, какая она есть, но также и то, как fehu связана с остальными рунами в системе, и как выявить скрытые линии связи. Каждый знак внутренне предполагает более широкую область значений, и каждый из своего центра указывает на перекрестные нуги, ведущие к сущностям других рун. Перед изучающим руны эти описания ставят следующую задачу: выработать уверенное инстинктивное «чутье» к значению каждой руны как отдельной категории, но категории, окруженной подобием полупроницаемой мембраны, дозволяющей обмен родственными энергиями, но изолирующей от противоположных концепций.
Здесь мы сосредоточим особое внимание па мифологическом, космогоническом и психологическом, выражаясь современным языком, аспектах каждой из этих тайн, т.е. рун. Каждый из разделов может также рассматриваться как эзотерический комментарий к соответствующим строфам рунических поэм.
Fehu — вознаграждение
Мифологически руна F связана с тремя великими божествами, чьи имена начинаются на этот звук — Фригг, Фрейя и Фрейр. Эти божественные сущности черпают часть своей силы из тайны fehu. Из священного огня fehu Фригг и Фрейя получают свой дар ясновидения. Из этого источника гадающие с помощью рун получают возможность «верно читать руны» во время предсказания.
Fehu — это таинство золота. Это — сверхъестественная сила того, что называют деньгами или богатством в нашем обществе (в настоящее время полностью поглощенном этими «денежными тайнами»). Эта руна существует в виде великой экосистемы энергии или силы. Чтобы расти, ей нужно изливаться в то, что сможет ее принять — . Мощь ее возрастает посредством циркуляции; трансформируясь, она принимает то одну, то другую форму. Этот процесс, однако, не должен происходить вслепую, напротив, здесь необходимы предвидение и мудрость.
Сила fehu от природы находится в руках истинных атлингов, и ответственность за верное ее использование лежит на их плечах. Те, кто не придает этому значения, сталкивается с процессом естественного увядания, управляемого «Господом» как представителем богов. Пренебрежение этой ответственностью ведет к разладу.
В космогонии это — истинная направленная вовне сила первозданного космического огня, экспансивный ответ на сокращение и отвердевание под действием льда ( ). Это — огонь, рождающийся из воды в темных глубинах вселенной и в темных уголках нас самих, нашей личности.
Именно внутри самого себя особенно важно отыскать силу fehu изучающему руны. Сила эта в душах большинства людей скрывается глубоко — подобно волку в чащобе леса, — но может быть выведена на путь Змея. Из смерти да станет жизнь, из тьмы — свет.
Uruz — зубр
В мифологии отождествляется с космическим коровоподобным существом, Аудумлой.
Это не прирученная, дикая сила формообразования, концентрированная «воля к становлению». В качестве таковой, uruz — мать проявленного. Это процесс упорядочивания материи, придающий миру его многозначную, многомерную форму.
Uruz — самая жизненная из энергий. Это огонь, сплавленный с водами ЖИЗНИ, огонь жизнетворящий, способный удалить все слабые стороны — и преобразовать слабые стороны в сильные. Однако, если эта энергия движется в неверном направлении, не руководимая мудростью, она становится губительной как для личности, так и для общества.
Воля к становлению — могущественный инстинкт, глубоко сидящий в человеке (поэтому — «житель болот»!), так же как и инстинктивная потребность к изменению, с которой ему следует действовать бок о бок. Часть воли к становлению составляет желание защитить форму, нередко любой ценой — защитить целостность «родины» ( ) души.
Рога «зверя», упомянутого в Древнеанглийской рунической поэме, — важный образ. Оба они от природы направлены вверх, но в соответствующем руническом знаке — вниз. Это означает проявление в материальной вселенной и возможность прорываться в другие измерения силами воли.
Thurisaz — турс
Знак — символ действия как такового, возможности, инстинктивного «желания», лишенного самоосознания. Эго воплощение во вселенной направленной космической силы в виде сочетания полярных энергий, спроецированных на прямую линию. Эта форма грубой силы принадлежит, с одной стороны, великанам (турсам) и направлена против сознания, воп лощенного в асах. Тем не менее асы способны вступить в битву с этой мощью и силой ответить на силу, призвав своего защитника, стража Асгарда — Тора.
Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 2295;