РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 6 страница
[92] Ступень рационального познания называют так же ступенью абстрактного мышления
[93] В опытах крысы после многочисленных попыток находили выход из крайне запутанного лабиринта, шимпанзе усваивали элементы языка глухонемых, при этом они не только использовали отдельные его элементы, но и пытались конструировать новые…
[94] Впрочем, любая классификация неизбежно упрощает и огрубляет сложную действительность науки, в частности общепринятые схемы-классификации проблематично применять для характеристики современного научного знания, имеющего зачастую междисциплинарный характер.
[95] В.С. Степин в статье «Наука» пишет о том, что «наука не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации».
[96] Именно в древнегреческой культуре был выработан исторически первый образец собственно теоретического знания - эвклидова геометрия.
[97] Например, если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике необходимым условием объективности объяснения и описания становится требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом.
[98] Под парадигмой Т. Кун понимает признанные всеми научные достижения (установки), на которые опирается научное сообщество при решении вопросов и постановке проблем.
[99] Гр. «para» — возле, при.
[100] А.Л. Чижевский — создатель гелиобиологии, науки о воздействии космической энергии, в первую очередь солнечной активности, на массовые явления и процессы, которые протекают в земной биосфере, человеческом организме и обществе. Подробнее см. лекцию «Философия природы».
[101] Например, в средневековой науке опыт не рассматривается в качестве главного критерия обоснования истинности знания (т. к. истинное знание — это знание, данное от Бога; истинное знание есть расшифровка смысла, вложенного в вещи актом божественного творения), поэтому при обосновании знаний в средневековой науке ссылки на опыт как доказательство соответствия знаний свойствам вещей неубедительны.
[102] Например, переход от механической к электродинамической в последней четверти XIX в., а затем и к квантово-релятивистской картине физической реальности сопровождался изменением базовых принципов физики – таких, как принцип неделимости атомов, принцип существования абсолютного пространства-времени, лапласовский принцип детерминации физических процессов и т. д.
[103] В историческом развитии естествознания особую роль в разработке проблематики, связанной с формированием и развитием философских оснований и методологии наук, сыграли выдающиеся естествоиспытатели, соединившие в своей деятельности конкретно-научные и философские исследования, — Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор и др.
[104] С уверенностью можно сказать, что принципиально непроверяемым положения нет места в науке: например, предположение о существовании сверхъестественных, ничем себя не обнаруживающих объектов не поддается проверке, а потому не рассматривается в качестве научной гипотезы.
[105] Так случилось с известными физиками Э. Махом, В. Оствальдом и др., которые не приняли в свое время атомной теории.
[106] Ключевой элемент теории — закон. Закон есть связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является объективной, существенной, конкретно-всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся, устойчивой.
[107] Так, квантовая теория есть действительный метод дальнейшего познания микромира, а генетика — не только теория строения живых систем, но и важнейший метод познания глубинных основ жизни.
[108] Впрочем, общелогические методы – понятие более широкое нежели методы научные, т. к. обыденное познание так же пользуется общелогическими методами.
[109] В более широком смысле измерение можно рассматривать как частный случай описания (описание закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых систем).
[110] Например, в период построения квантовой механики конкурировали волновая механика де Бройля – Шрёдинга и матричная волновая механика Гейзенберга.
[111] Мысленный эксперимент — способ познания, когда исследователь производит операции с воображаемыми объектами.
[112]Академик А.А. Александров пишет: «Из любви человек может давать медицинские советы без понимания дела или, скажем, перекормив голодающего, довести его до смерти.» (Наука и ценности. – Новосибирск, 1987. – с. 209).
[113] Нельзя не осуждать французского ученого XIX в. Рикора, который впервые доказал, что сифилис и гонорея — разные заболевания, но для этой цели он заразил сифилисом 600, а гонореей — 800 здоровых людей.
[114] Например, все значительные технические катастрофы ушедшего века («Челленджер» — США, Бхопал — Индия, Чернобыль — СССР и др.) показывают, что рядовые технические решения конкретного человека могут повлечь за собой длинную цепочку причин и следствий, приводящих к роковым последствиям (вспомним известный рассказ Р. Бредбери «Бабочка»).
[115] В рамках изучаемой темы нет смысла останавливаться на идеях Шпенглера, поскольку его система взглядов подробно рассматривается в курсе культурологии. Тем более, что единой универсальной истории у Шпенглера нет, его культуры (и цивилизации) существуют по отдельности, практически отгорожены друг от друга.
[116] См. также лекцию 7.
[117] Перенося на общество психологические черты индивида, Фрейд допустил, при всей неординарности его идей, важную методологическую ошибку: основным «эмпирическим материалом» для него служили дети, дикие племена и невротики.
[118] Дискуссии вокруг этих концепций, «за» и «против» кажутся более чем странными. Общество является системой, но одновременно оно выступает и как подсистема природы, которая никаких революций не знает... Ведь нельзя всерьёз называть «скачки», «перерывы постепенности» в природе революционным феноменом. Да, человек выделился из природы, но от этого подчиняться общеприродным закономерностям эволюции не перестал.
[119] Разумеется, и исторический опыт это доказывает, конфликты должны разрешаться мирным путём. Иногда выхода, по вполне понятным причинам, в современную технологическую эпоху нет, и быть не может.
[120] Еще в XIX в. можно увидеть начало раскола в философском мире — дискуссия иррационалиста Шопенгауэра с его Мировой волей (хаотичной) и рационалиста Гегеля с его Мировым разумом и тезисом «все действительно разумно...»; этот раскол мог быть примирен посредством синергетики.
[121] В системе универсалий культуры можно выделять 2 основных блока. Первый — наиболее общие характеристики объектов (пространство – время, количество – качество, мера, вещь и пр.). Второй блок объединяет универсалии, относящиеся к самоопределению человека, его общению, деятельности, включенности индивида в систему социальных отношений (например, общество, сознание, добро, красота, вера, надежда, долг и т. д.).
[122] Степин В.С. Культура // Вопросы философии. – 1999. – № 8.
[123] Подробнее см. лекцию 7.
[124] См. также лекцию 7.
[125] См. также лекцию 13.
[126] Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1995.
[127] Единоверцы выступают как единое целое, где нет «ни эллина, ни иудея».
[128] Слово «традиция» происходит от лат. traditio — передача, предание.
[129] Суть проблемы состоит в том, что даже не изменяясь как текст, оставаясь как бы той же самоидентичной художественной системой, продолжая воплощать давние художественные принципы, произведение меняется в смысловом отношении и входит в качестве составной части в систему современного восприятия мира. Так, каждый читатель оказывается интерпретатором литературного произведения, написанного в прошлые эпохи, и привносит в него свои индивидуальные установки.
[130] Следует помнить, что не все новое в культуре — новация (новаторство — это лишь существенное изменение культуры).
[131] Например, этнографическая концепция цивилизации Жоффруа (XIX в.).
[132] Изучение глобальных проблем человечества не входит в задачу философского курса, более подробную информацию о глобальных проблемах можно получить из учебно-методического пособия по политологии.
[133] О идеях и развитии психосоматической медицины см. лекцию «Философия сознания».
[134] Подробнее о диалектическом методе и его применении в клинической практике см. лекцию «Наука и ее социокультурный статус».
[135] О применении диалектического метода в медицине см. также лекцию «Теория познания».
[136] Так, например, недостаток зрения у слепых в определенной степени «компенсируется» чрезвычайно тонким слухом; заболевание одного «участка» (скажем, желудка) постепенно приводит к ухудшению общего самочувствия человека и ухудшению работы практически всех органов и систем организма…
[137] Хаос и порядок – базовые категории синергетики.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 546;