РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3 страница
Деятельность человека в культуре — культуротворчество — основная характеристика жизнедеятельности индивида. Культуротворчество реализуется в разных формах, важнейшие из которых развиваются с первых шагов становления культуры, наиболее древние из них — миф, религия, искусство, мораль.
Миф представляет собой древнейшую синкретичную систему знаний и представлений о мире, основанную на особом мифическом правремени и особом мифическом понимании пространства. Особенностью древнего мифа является следование архетипическому принципу «человек — часть природы», а также воплощение принципа мировой гармонии — «все во всем». Миф отличает художественная эмоциональность мышления, иллюзорность и стремление поэтически-образно описать сущность объединения микро- и макрокосма.
Первоначальны для развития мифа единые мифологические сказания, большая часть которых восходит к отдаленному времени протоариев. Представление об этом древнейшем «мифологическом комплексе» можно составить по индийским Ведам, которые, по меткому выражению А. Афанасьева, могут быть названы настоящей теогонией арийских племен, тогда как древнегреческая теогония Гесиода лишь «искаженная карикатура первоначального образца». В результате постепенного расселения народов и ослабления связывающих их «невидимых нитей», с течением времени у разных народов получают приоритетное развитие более адекватные окружающей обстановке, психологическому складу и т. п. разные сюжеты мифов. Таким образом, следующим шагом становится «низведение мифов на землю», т. е. прикрепление их к известной местности и историческим событиям. На данном этапе развития мифа происходит расчленение и усложнение первоначальных мифических образов, носивших синкретичный характер; мир в этом слое мифов постепенно раздваивается, материальное все чаще противопоставляется сверхъестественному, культ становится умилостивительным и реализуется в жертвоприношениях, молитвах.
Характерным, «хрестоматийным» примером этого этапа становления мифа могут служить мифы Древней Греции: древние греки попытались подчинить неуловимое мироощущение и мировосприятие, отраженное в древнем мифе, культу рацио и осмыслить гармонию мира, место человека в нем. Постепенно они утратили (перестали понимать) метафоры и иносказания древнейших мифов, лишили их иррационально-эстетического подтекста, старинные мифы стали восприниматься буквально и Боги «унизились» до человеческих нужд.
Позднейший этап эволюции мифа — развивающаяся нравственная, этическая мотивировка мифических сказаний и распад мифа на «историческую», эстетическую, этическую, культовую и пр. составляющие.
В целом, эволюция первобытной мифологии связана с тем, что миф постепенно перестает быть нерасчлененным единством объективного и субъективного; переход от символа (служащего основой любого мифа) к метафоре, а затем иносказанию и параллелизму как к «техническим» поэтическим приемам послужил признаком распада мифа и его превращения в те или иные виды художественного творчества. Таким образом, в ходе эволюции миф полностью погружается в стихию художественного творчества, с течением времени он утрачивает сакральную и мировоззренческую значимость и становится не более чем волнующим образом фантазии. Отличительная особенность этой мифологической фантазии только в том, что в ней проецирование чувств и мыслей на объекты усиливается до того, что сами объекты начинают казаться одушевленными. Сближаясь с искусством и развиваясь в эпос и мифологическую драму, миф утрачивает многие свои первоосновные черты, переставая быть общепонятным и общезначимым, но он по-прежнему выражает дух народа, хотя зачастую понятен этому народу только на интуитивном уровне.
Религия представляет собой особую форму человеческого опыта, главной и существенной характеристикой которой является вера в священное, сверхъестественное, сакральное. «Религиозное существование включает веру человека в то, что зло, боль, разрушение и гибель, несправедливость и бесправие относятся не к случайным, но к фундаментальным условиям жизни и что все же есть силы и действия (священное), благодаря которым человек способен преодолевать зло во всех его обличиях»[126].
Религия — системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации. Религиозное сознание представлено религиозной идеологией (в сложившихся религиозных системах в её состав входят теология, религиозная философия и т. д.) и религиозной психологией. Религиозный культ представляет собой совокупность символических действий, направленных на связь верующего с Абсолютом (Богом). Религиозные организации — объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе верований и культа. Для общества религия выступает как мощное средство социальной интеграции, поскольку общие верования придают высший смысл деятельности объединенным её идеями людям; в социальном плане религия реализуется как особый общественный институт — церковь (на первых этапах существует просто как объединение верующих, позднее (практически во всех религиях) оформляется как клерикальная структура, объединяющая лиц, «посвященных» в сакральные тайны и выступающих в роли посредников между потусторонним и посюсторонним мирами).
Зарождение религиозных верований связано с такими ранними формами, как анимизм, фетишизм, тотемизм, а также с магией. В современном мире религии существуют в 2-х видах — как национально-государственные и мировые. Национально-государственные религии — религиозные системы, которые выросли на национальной почве и связаны с национальными традициями, древними верованиями, языком (как правило, такие религии этнически локализованы, например, иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм и др.). Мировые религии — представляют собой новый этап развития религиозного сознания, когда отдельные религии приобретают наднациональный характер, открываясь для представителей разных народов, культур и языков[127] (к ним относится буддизм, христианство, ислам).
Искусство — одна из важнейших сфер деятельности и форм культуротворчества человека. Искусство есть вид духовного освоения действительности человеком, преобразовывающим самого себя и окружающий мир по законам красоты. Современная философия, стремясь осмыслить сущность искусства, определяет его как мимесис (искупительная жертва человечества в моменты духовных кризисов — Жирар), катарсис — возможность изживать в искусстве величайшие страсти (Веселовский), как средство «взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения» (Выготский). В отличие от других сфер общественного сознания, искусство отвечает универсальной потребности человека — восприятию окружающей действительности в развитых формах чувственности.
Потребность в самовыражении свойственна каждому человеку, способ же самовыражения детерминирован уровнем общекультурного развития, степенью одаренности (наличием способностей и склонностей), развитием эмоциональной и (или) интеллектуальной потенции. Самой многогранной сферой реализации личности является творчество, в том числе художественное, имеющее своим результатом произведение искусства. Творчество есть отказ от стереотипов восприятия и выражения, открытие новых сторон уже известного и освоенного материала. В самом общем виде цель творчества в искусстве можно определить как стремление к реализации потребности в самовыражении, а также эстетическое освоение мира.
Сущностными характеристиками и специфическими особенностями искусства являются единство чувства и фантазии, многоязычие (у каждого вида искусства, каждого стиля — свой язык), многозначность, метафоричность и недосказанность, создание собственной художественной реальности, существование только в диалоге автора и реципиента, «сотворчество» в художественном восприятии произведений (то, что хотел сказать автор, отличается от того, что «слышит» реципиент); способом бытия произведения искусства является художественный образ.
Исторически искусство развивается как система отдельных видов (музыка, литература, театр, живопись и т. д.), в которых многообразие реального мира представлено во всем богатстве. Динамика искусства представляет собой два встречных процесса:
- от архаичного синкретизма к образованию отдельных видов искусств (от нерасчлененного художественного мышления в древности «отпочковались» танец, пение, музыка, литература и т. п.);
- от отдельных искусств к их синтезу (например, кино, телевидение, цирк и пр.).
Мораль есть специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе; система норм, правил оценочных характеристик, регулирующих общение и поведение индивидов. Мораль и нравственность — понятия близкие, однако в полном смысле не являются синонимами, т. к. мораль есть особая форма человеческого сознания (сфера идеально-должного), а нравственность — совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных условиях (т. е. сфера сущего).
Важнейшими чертами, выражающими специфику морального регулирования поведения человека, являются:
- внеинституциональность (нормы морали далеко не всегда закреплены в законе, они формируются в практике массового поведения и воспроизведение их обеспечивается общественным мнением);
- всеобъемлющий характер морали (мораль проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности и «обслуживает» их);
- императивность (требования морали имеют силу нравственного закона и апеллируют к человеческому долгу);
- «личностность» (мораль — сфера самоопределения и свободного выбора человека, а также сфера его личной ответственности).
Формирование моральных норм, принципов, традиций знаменует собой переход от стихийных форм регулирования поведения и коммуникации к упорядоченным, сознательно-регулируемым. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли свое отражение в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, счастье, любовь и пр., а также в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей. Моральные нормы в культуре изменчивы и относительны (зависимы от конкретного субъекта, культурной ситуации и т. д.), вместе с тем некоторые общечеловеческие нравственные установки и ценности (как то «не убий», «не укради») существуют от эпохи к эпохе и продолжают оставаться базовыми ценностно-нормативными нравственными установками человеческого рода.
Культура способна развиваться и функционировать только наследуя, воплощая, творчески перерабатывая ценности, поэтому она является динамической, эволюционизирующей и открытой системой. Динамика культурного развития предполагает взаимодействие процессов наследования и обновления, т. е. традиций и новаций в структуре культуры.
У культуры, как и у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются «устойчивая» — консервативная и развивающаяся — новаторская сторона. Устойчивая сторона культуры — это культурная традиция[128]. Традиционное действие и отношение направлено на достижение определенной цели и на реализацию специальной зафиксированной нормы (но не полное повторение прошлого образца!). Традиция — элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в культурах. По существу, традиция — память культуры, но культура каждой новой эпохи «помнит» прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде. Одним словом, традиция — актуализированная культура прошлого. Традиция — устойчивость, код культуры, который сохраняет все позитивное, накопленное предыдущими поколениями. Традиции функционируют в самых различных областях общественной жизни (право, искусство, мораль, религия и т. д.), хотя значение их в разных сферах неодинаково: например, в религии значение традиции достигает своего максимума, в науке большее значение имеет новация.
Традиция в культуре выполняет ряд важнейших функций:
- непосредственно обеспечивает трансляцию социально-культурного опыта, т. е. обеспечивает преемственность в культуре;
- дает возможность диалога культур (на основе изучения и уважения традиций разных культурных обществ как представляющих «лицо» культуры);
- обеспечивает целостность и национальную определенность культур (традиция проявляет ее национальную самобытность, специфичность, связь с предшествующими этапами развития).
Жизнеспособность традиции коренится в ее дальнейшем развитии последующими поколениями. Каждое поколение с необходимостью усваивает ряд традиций, вместе с которыми транслируется многовековой опыт и знания человечества, однако каждое последующее поколение осмысливает и принимает традицию не механически, а осуществляя выбор наиболее значимого и приемлемого для своего общества. Культивирование слепого поклонения традиции может породить застой культуры (например, так называемые «традиционные общества» характеризуются закрытостью, «законсервированностью», где время словно бы остановило свой бег, а общество — развитие). Насаждение традиционности директивным путем приводит к неприятию ее в обществе (например, течение хиппи в различных областях культуры первоначально озвучивалось как «вызов» традиции, устоям, косности). Пренебрежительное отношение к традициям создает условия для нарушения преемственности, утраты ценных достижений человечества.
В различных сферах человеческой деятельности механизмы передачи накопленного опыта через традицию различны. Так, развитие науки происходит диалектически: знания и истины, накопленные наукой, существуют на новых этапах ее развития не в аутентичной, а в снятой форме. Многие научные тексты, технологии и пр. «снимаются» на последующих этапах развития научного знания, и это происходит таким образом, что можно и не подозревать об их существовании (не знакомясь с историей науки): «старые» научные истины и теории «анонимно» как стадии движения мысли, ведущие к определенному теоретическому результату, вливаются в новое, преобразованное знание. В истории науки, скажем физики или биологии, почти не встречается целостное, «неснятое» функционирование научных ценностей. В искусстве же и философии процессы функционирования традиции несколько отличаются. С одной стороны, здесь идет сходный процесс исторического снятия (например, нормы виргилиевского стихосложения и отменяются и сохраняются, т. е. снимаются в точной рифме классической поэзии.). С другой стороны, специфика наследования традиции в художественной культуре и философии выражается в том, что наследуются в качестве актуальных ценностей и ориентиров для творчества настоящего времени не отдельные компоненты художественного языка или содержательных мотивов и конструкций, а целостные художественные произведения и философские системы. (Так, для художественной традиции равноценен вклад Данте и Шекспира, для философской — Платона и Канта, которые отнюдь не перекрывают друг друга.) Художественное и философское произведение прошлого в целостном виде участвует в сегодняшней жизни[129].
Культура без традиции существовать не может. Во-первых потому, что именно традиция передает из поколения в поколение основные программы социокультурной деятельности, а во-вторых, именно традиция формирует менталитет, нравы, обычаи, художественные предпочтения народов, создавая тем самым их национальные культуры.
Новация происходит от лат. novatio (обновление и изменение[130]), вне этого процесса культура не может развиваться и совершенствоваться. Плодотворное продолжение традиция находит именно в новации как критическом анализе и переработке старых, а также продуцировании новых ценностей.
ХХ в. можно рассматривать как время новаций во всех областях жизни, зачастую здесь даже господствует новация ради новации, распространяются попытки полностью отвергнуть традицию как нечто косное, тормозящее культурное развитие. Попытки отказа от традиции в современном обществе можно наблюдать на примере некоторых политических событий XX в.: например, истории России, когда на заре советской власти попробовали отказаться от преемственности и старых традиций. В художественной культуре этого периода возникло целое течение, лидеры которого хотели построить новую «пролетарскую» культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей, якобы всецело чуждой для интересов народа. Это течение стало называться «пролеткультом». Во многих случаях оно привело к невосполнимым потерям в культурной сфере, даже разрушению ее материальных памятников. Подобная же ситуация — попытка отказа от культурной традиции — создалась в Китае в 60-е гг., когда была провозглашена так называемая «великая культурная революция». Негативные последствия ее до их пор ощутимы для китайского общества. Нельзя забывать, что быть свободным от традиции в культуре невозможно. Можно освободиться от жестких предписаний, обычаев и даже норм, но от своего внутреннего «я», которое как раз и сформировано определенной культурной традицией, освободиться нельзя. Кроме того, отказ от традиции связан с опасностью утраты отработанного за века равновесия между традицией и новацией. Постсовременная культура говорит сегодня о постмодернизме, который добивается «пересечения» традиции и новации: культура постмодерна в искусстве и философии провозглашает себя «культурой кавычек», цитируя и перефразируя лучшие достижения общественной мысли прошлого.
Характер соотношения традиций и новаций в культуре не только отражает основные ориентации и ценностные установки культуры, но и является основой ее исторической динамики; задает ее направленность и содержательную размерность.
Культура как целостность в своем развитии не укладывается в схематизм прямолинейного восхождения по ступеням, когда каждая последующая ступень «снимает» предыдущую, вбирает лучшее и развивается дальше. Жизнь культуры, ее динамика как целостности характеризуется одновременностью и диалогичностью всех входящих в нее образований, которые существуют в сопряжении и одновременно во взаимодействии.
2. Философия техники
Техника (лат. techne — искусство, мастерство) — понятие, которым в истории культуры было принято обозначать:
1) определенную онтологическую данность (комплекс инструментов, орудий, машин); искусственную среду;
2) воплощенное стремление человека к власти над природой;
3) творчество, отражающее определенные цели человека;
4) техническое творчество как самоцель;
5) деятельность, связанную с особым способом преобразования природы;
6) систему ценностей и норм, регулирующую жизнь человека в цивилизованном мире.
2.1. Роль техники и технологии в истории цивилизации. Научно-техническое творчество как объект философского исследования
Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. Технические средства, с одной стороны, есть вещество природы, с другой — призваны быть продолжением естественных работающих органов человека. Развитие техники совершается не только путем опредмечивания технологических функций человека, но и путем превращения вещества природы и естественных процессов в рабочее вещество и технологические процессы.
В развитии техники можно выделить три основных этапа.
Орудия ручного труда (инструменты). Этот этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер.
Машины (на уровне механизации). Основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным.
Автоматы (машины на уровне автоматизации). Свободный тип связи человека и техники. Человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи, получает условия для творческого использования своих способностей. Техника не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма.
Современная техника — сложная система, в которой элементы взаимосвязаны. В качестве таковых можно выделить: информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации независимо от расстояний); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; техника процесса обучения; медицинские технологии; военная техника и технологии; бытовая; научная. Каждая из технических подсистем требует участия человека. Формирующаяся сегодня единая информационно-техническая система планеты влияет на массовое сознание и мировоззрение людей.
Основой развития техники и технологий является научно-техническое творчество. Одной из широко распространенных интерпретаций природы научно-технического творчества является понимание его как процесса применения достижений естественных наук в оптимизации технических и технологических решений. Этот подход согласуется с соответствующими утверждениями о природе техники, технического знания, технической теории, обосновывающими, что технические науки есть не что иное, как сумма прикладных разделов математики, физики, химии, кибернетики, а содержание технических теорий исчерпывается естественнонаучными знаниями.
Согласно противоположной точке зрения, развитие и утверждение техники происходит лишь благодаря тем преимуществам, которые она дает, увеличивая физические, сенсорные или вычислительные способности человека. Однако эти подходы игнорируют важнейший стимул научно-технического творчества — социальную практику. Методологический анализ, опирающийся на исследование лишь двух указанных факторов творческой научно-технической мысли, не может претендовать на полноту.
Структура и направленность научно-технического творчества связана с социокультурными характеристиками того типа общественной системы, в котором имеют место научные и технические инновации. Научно-техническому творчеству исторически предшествовало творчество техническое. Последнее становится научно-техническим с возникновением и применением научно-технического знания, первоначально представленного статикой и гидростатикой Архимеда (изучение животрепещущих для античности проблем — перемещение грузов, установление равновесия сил, распределение тяжести между опорами и т. д.). Будучи основой расчетов при решении практических вопросов, научно-техническое знание выполняло методологическую функцию. На его основе были изобретены «архимедов винт», военные метательные машины, небесные сферы, прибор для измерения видимого диаметра Солнца, сделаны другие открытия и изобретения, свидетельствующие о революционном перевороте в производительных силах общества.
Интерес к научно-техническим знаниям, как и к достижениям античной механики, проявляется вновь лишь в эпоху Возрождения, когда предметно-практическая деятельность достигла уровня, на котором многие технические задачи не поддавались решению без применения научных методов. Техническое творчество снова стало приобретать естественнонаучный методологический базис.
Одновременно складывался и развивался мир бытия техники, опосредующий взаимоотношения мира природы и мира человека, управляемый относительно автономными законами:
- передачи техническим системам трудовых функций человека;
- прогрессивной эволюции технических систем;
- соответствия между функцией и структурой технической системы и др.).
В соответствии с этими законами к техническим изделиям стали предъявляться специальные требования, основанные на их производительности, способности служить достижению целей с возможно меньшими затратами (данное свойство длительное время выступало в качестве важнейшего критерия принятия технических новшеств).
С развитием рыночных отношений, формированием буржуазного образа мышления с присущими ему эгоизмом и прагматизмом, на становление техники стали оказывать влияние такие социальные факторы, как обеспечение высокого качества и низкой себестоимости производимых товаров, гарантирующих их высокую конкурентоспособность. Методология научно-технического творчества дополнилась двумя важными принципами: бэконовским принципом господства над природой (все служит человеку, он же извлекает и получает пользу из каждой окружающей его вещи) и веберовским принципом рациональности (в соответствии с которым прибыль — важнейший показатель ценности всякого технического нововведения).
Применение этих принципов имело ряд негативных последствий. Подчинение творческой технической мысли решению сиюминутных задач и коммерческим целям приводило её к противоречию с достижениями и тенденциями развития науки. Получение результата любой ценой, противопоставление человека и природы не могло не привести к нежелательным социокультурным результатам (например, стремление к коммерческому успеху, а не реальной пользе технических достижений, или формирование инженера-технократа, который и сегодня остается заметной фигурой на фоне научно-технического прогресса).
Складывающиеся социальные условия существенно влияли на формы, в которые выливалось поступательное движение техники в рамках существования товарно-денежных отношений. В частности, в Европе XVII в. развивались прежде всего те области техники, в которых были заинтересованы абсолютистские правительства, — различные виды вооружения, военный и торговый флот, горное дело, ювелирное дело, измерительная техника (как средство совершенствования процедур взимания налогов). В то же время инновации в сфере производства орудий труда, бытового обслуживания населения и т. д. оставались на втором плане и не пользовались покровительством государства. Приоритеты стали меняться с победой буржуазных революций.
Социальные регулятивы играют исключительно важную роль и на современном этапе научных и технологических преобразований. В их воздействии в наиболее явной форме проявляется непосредственная зависимость научно-технического творчества от общественных потребностей, чего нельзя сказать о творчестве естественнонаучном, обладающем относительной автономией от социально-исторической практики.
Данные обстоятельства ведут к формированию новых представлений о характере и назначении современной технологии. Если раньше под технологией обычно понималась совокупность различных способов деятельности и систем знаний, ориентированных на организацию и реализацию тех или иных производственных процессов, цель которых — создание определенных видов продукции, то сегодня технология рассматривается как наука о производственной деятельности, учитывающая в своих решениях и рекомендациях все системные характеристики производства. В круг ее интересов входят не только экстремальные значения и предельная эффективность в достижении того или иного промышленного продукта, но и вопросы оправданности и целесообразности его изготовления, оптимальных (и отнюдь не экстремальных) оценок ограниченности ресурсов, их рационального использования и т. д. Технология, таким образом, использует науку не только для достижения конечного эффекта данного конкретного производства, но и для научного обоснования, оправдания и рационализации всех производственных, экономических, социальных, культурно-гуманистических решений и процессов, связанных с данным видом производственной деятельности. Этим она существенно отличается от классической системы инженерно-технических знаний. Системность мышления инженера поднимается на новый уровень, поскольку оно должно учитывать связи не только внутри создаваемого приспособления, механизма, процесса, но и вне его — связи, вовлекающие это приспособление, механизм или процесс в более широкую систему социального и культурного плана.
Современное научно-техническое творчество может развиваться, лишь ориентируясь на эту системность, на принципиально новую технологию, способную уже в ближайшем будущем удовлетворить насущные потребности социальной практики. Возникшие задачи требуют глубокого познания социальных процессов. Однако ни одна техническая дисциплина, опираясь только на внутренние ресурсы и возможности, не в состоянии увидеть запросы завтрашнего дня, обосновать, почему надо изобретать то, а не это, выпускать такие, а не иные виды продукции. Чтобы правильно организовать свою деятельность, новатор должен выйти за рамки ориентации, характерной для сугубо технического мышления, и осмыслить тот социокультурный фон, на котором эта деятельность строится и протекает. Прогресс в области науки и техники требует, таким образом, высокой общей культуры личности и наполнения гуманитарной подготовки специалистов осязаемо практическим смыслом.
Пожалуй, является общепризнанным то, что наряду с экологизацией гуманизация научно-технической и научно-технологической деятельности должна играть ведущую роль в качестве методологического основания в создании адекватной теории дальнейшего развития общества. Очевидно и то, что среди ориентиров и мотивов развития техники достойное место должны занимать общечеловеческие ценности. Однако такого рода соображения могут остаться «общими рассуждениями», если не учитывать существенные ограничения, определяющиеся спецификой включения техники в конкретный социокультурный контекст.
2.2. Роль и интерпретации техники в истории философии. Научно-технический прогресс
В античной культуре греческое понятие techne интерпретировалось как искусство изготовления, творения чего-либо. Позднее за значением техники осталась лишь область изобретений, ремесленного труда, связанная с воплощением идеи в конкретном (а потому преходящем, изменчивом) материале природы, а следовательно, по мнению Аристотеля, недостойная философской рефлексии. Отдельные попытки описания технических систем перешли в XVIII в. в создание системы инженерного образования, технологии как комплекса знаний о технике. В XIX в. в содержании понятия техники произошли изменения. Они были обусловлены индустриализацией, расширением мирового рынка, углублением разделения труда, усилением кооперации (транспорт, связь), политической нестабильностью (спрос на военную технику), ощутимым влиянием техники на социальные процессы (безработица, отчуждение). Формируется слой инженерно-технической интеллигенции, которая ощущает потребность осмыслить природу техники и ее влияние на общество. В этот период конкретно-научные представления складываются в комплекс технических наук.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 617;