РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 5 страница

Вооруженный системным методом, современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики. То же можно сказать и по проблеме постановки диагноза, который включает в себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной «подоплеки» болезни.

В ХХ в. создается синергетика как комплексное междисциплинарное направление в науке и метод научной деятельности. Синергетика изучает открытые, нелинейные, устойчивые системы, характерным примером которых может служить человек. Соединение усилий синергетики и медицины — одна из важных задач современной философии медицины. Синергетика открывает новые подходы к здоровью человека, где лечение обретает образ открытия самого себя. Лечение и излечение предстают как синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее.

Используя научный аппарат синергетики, предлагается изучать организм как целостную открытую систему, характеризующуюся особым типом взаимодействия её частей. Очевидно, что любое патологическое изменение органа, ткани и т. д. служит источником возмущения не только этого органа, но и других. При этом возникает нарушение привычных связей систем и органов человеческого тела и формирование новых патологических связей, развитие которых трудно предсказать и, соответственно, предугадать формы прогрессирования заболевания.

Характерным примером использования идей синергетики в медицине становится исследование процессов взаимодействия частей человеческого организма с геокосмическими факторами. И геокосмические системы, и человек представляют собой системы диссипативные (открытые, т. е. взаимодействующие и обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой). Комплекс геокосмических факторов способен влиять на систему человеческого организма: среднемесячные суммы корреляции лейкограмм, электролитного баланса, ферментного статуса крови синергетичны (соответственны, связаны) со среднемесячной динамикой космических лучей. Исследования показали, что биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспособляемости к изменениям факторов среды. Возникающий хаос[137] компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему.

Таким образом, синергетика становится способом не только познания, но и в частном случае — понимания и лечения человека как психосоматического существа. Синергетика влечет за собой новый диалог человека с природой, создание новой экореальности. Следует признать, что синергетика тесно связана с диалектикой и теорией систем, во многом пользуется их категориальным аппаратом, рассматривая проблемы эволюции, системности, взаимодействия, а также факторы случайности, необходимости и действительности.

К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в организме
и т. д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы. Г. Селье в работе «На уровне целого организма» (1972) писал: « Жизнь не является простой суммой своих составных частей… Чем дальше вы расчленяете…живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и, в конце концов, вам остаются только величественные, вечные и всеобъемлющие законы неживой природы…». В познании живой природы вообще постоянно возникает противоречие — от элементаризма к целостности и от последней вновь к элементарному расчленению. Мысль исследователей неизбежно сталкивается с познавательным парадоксом, отмеченным еще Шеллингом: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого… Скрупулезное изучение частностей, деталей, столь характерное для медицинской науки, безусловно способствует прогрессу медицинского знания, однако практически полное отсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (так называемую общую патологию) тормозит развитие современной медицины.

Без постоянной опоры на философскую доктрину — общую методологию науки (исследования по философской антропологии, сознанию, проблемам познавательной деятельности и т. д.) практически невозможно из разрозненных фактов создать единую и стройную теоретическую базу современной медицины. Врач-клиницист сможет действовать наиболее целесообразно и эффективно в каждом конкретном случае только тогда, когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей работы организма, когда будет рассматривать человека как сложную био-социальную систему. Решение данной задачи видится только через синтез философского и медицинского знания, на основе интерпретации фактического материала медицинской науки с позиций и через призму философского знания, что является прерогативой и предназначением философии медицины.

Литература

по основным темам лекционного курса «Философия»

 

1. Алексеев, П. В. Философия : учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. 2-е изд., перераб. и доп. М. 1997.

2. Введение в философию. В 2 ч. М. : Политиздат, 1989.

3. Философия : учеб. / В. Г. Кузнецов [и др.]. М., 1999.

4. Философия / отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов н/Д. : «Феникс», 1995.

5. Философия : учеб.-метод. комплекс /А. И. Зеленков [и др.]. / под ред. А. И. Зеленкова. Мн., 2003.

6. Философия медицины. М., 2004.

7. Новейший философский словарь. Мн., 2003.

 

Дополнительная литература к разделу 1

1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. 3-е изд. М., 1999.

2. Большаков, В. П. Философия: ее смысл, предмет, проблематика / В. П. Большаков. Новгород, 1995.

3. Гайденко, П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко.М.; Спб., 2000.

4. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. М., 1980.

5. Зотов, А. Ф. Западная философия ХХ века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. В 2 т. М., 1996.

6. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

7. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. М., 1990.

8. Коплстон, Ф. Ч. История средневековой философии / Ф. Ч.Коплстон. М., 1997.

9. Козел, А. А. Философская мысль Беларуси / А. А. Козел. Мн., 2004.

10. Хайдеггер М. Что такое философия? / М. Хайдеггер. Вопр. филос. 1993. № 4.

11. Ницше, Ф. Сочинения / Ф. Ницше / пер. с нем., под ред. К. Свасьяна. В 2 т. М. : Мысль, 1990.

12. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. М. Ортега-и-Гассет. 1991.

13. Современная западная философия / под ред. проф. Т. Г. Румянцевой. Мн., 2000.

14. Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. М., 1996.

15. Философия и медицина / под ред. В. Ф. Сержантова, А. А. Королькова. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1986.

16. Франк, С. Н. Понятие философии / С. Н. Франк // Взаимоотношение философии и науки. 1990. № 2.

 

Дополнительная литература к разделу 2

1. Ахундов, М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы /
М. Д. Ахундов. М., 1982.

2. Ацюковский, В. А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической физики / В. А. Ацюковский. М., 1992.

3. Барковская, А. В. Антропосоциальная парадигма в философии природы / А. В. Барковская. Мн., 2000.

4. Биологические ритмы М., 1980.

5. Будыко, М. М. Эволюция биосферы / М. М. Будыко. М., 1984.

6. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М., 1989.

7. Глобальный эволюционизм. М., 1994.

8. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии /
А. Л. Доброхотов. М., 1986.

9. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания / Т. Я. Дубнищева. Новосибирск, 1997.

10. Зеленков, А. И. Динамика биосферы и социокультурные традиции / А. И. Зеленков,
П. А. Водопьянов. Мн., 1987.

11. Карпинская, Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская,
И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. М., 1995.

12. Осипов, А. И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности / А. И. Осипов. Мн., 1993.

13. Основы онтологии : учеб. пособ. для студ. филос. фак. Спб., 1997.

14. Философские концепции бытия : учеб.-метод. пособ. Мн., 2001.

15. Хронобиология и хрономедицина. Тюмень, 1982.

16. Цикличность в социальных системах («круглый стол») // Социс. 1992. № 6.

 

Дополнительная литература к разделу 3

1. «Антропологический поворот» в философии ХХ века. Вильнюс, 1987.

2. Антропологическая проблематика в западной философии. М., 1991.

3. Бройтигам, В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П . Кристиан. 1999.

4. Волков, С. Н. Проблема смерти в современных мистических учениях / С. Н. Волков // полигнозис : Философия. Наука. Культура. Религия. 2001. № 4.

5. Вязовкин, В. С. Философия бытия и мышления / В. С. Вязовкин, Т. М. Тузова. Мн. : РИВШ БГУ, 2000.

6. Демидов, А. Б. Философская антропология: очерки истории и теории / А. Б. Демидов. СПб., 1997.

7. Демидов, Д. Б. Феномены человеческого бытия / Д. Б. Демидов. Мн.: 1999.

8. Дубровский, Д. И. Природа человека и социальные процессы / Д. И. Дубровский // полигнозис : Философия. Наука. Культура. Религия. 2001. № 4.

9. Коптева, С. И. Познай себя : актуал. пробл. психолог. самосозн. / С. И. Коптева, А. П. Ло-банов. Мн. : ООО «ФУАинформ», 2002.

10. Моторина, Л. Е. Феномен человека: методология исследования / Л. Е. Моторина // полигнозис: Философия. Наука. Культура. Религия. 2002. № 1.

11. Неретина, С. С. Смерть как условие бессмертия / С. С. Неретина // человек. 2002. № 4.

12. О человеческом в человеке. М., 1991.

13. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

14. Спасибенко, С. Г. Биолого-генетические основания социальной структуры человека /
С. Г. Спасибенко // соц.-гуман. знан. 2002. № 3.

15. Трубников, Н. Н. О смысле жизни и смерти / Н. Н. Трубников. М., 1996.

16. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его смерти и бессмертии. М., 1999.

 

Дополнительная литература к разделу 4

1. Алексеева, И. Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ / И. Ю. Алексеева. М., 1993.

2. Берков, В. Ф. Общая методология науки / В. Ф. Берков. Мн., 2001.

3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

4. Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. В. Ильин. М., 1993.

5. Ильин, В. В. Теория познания. Эпистемология / В. В. Ильин. М., 1994.

6. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1975.

7. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. М., 2001.

8. Наука в зеркале философии ХХ века. М., 1992.

9. Норманн, Г. Э. К. Поппер о ключевых проблемах науки ХХ века / Г. Э. Норманн // вопр. филос. 2003. № 5.

10. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. М., 1983.

11. Порус, В. Н. Парадоксальная рациональность / В. Н. Порус. М., 2000.

12. Современная наука: ценности и ориентиры. Мн., 2003.

13. Стёпин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Стёпин. М., 2000.

14. Теория познания. В 4 т. М., 1991–1995.

15. Философия и методология науки. М., 1996.

16. Фролов, И. Т. Этика науки / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. М. 1986.

 

Дополнительная литература к разделу 5

1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. М., 1991.

2. Арефьева, Г. С. Общество как объект социально-философского анализа / Г. С. Арефьева. М., 1995.

3. Аршинов, В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В. И. Аршинов. М. : ИФ РАН, 1999.

4. Ахиезер, А. С. Как «открыть» закрытое общество / А. С. Ахиезер. М., 1997.

5. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М., 1990.

6. Вебер. «Избранные произведения» / Вебер. М. : Просвещение, 1990.

7. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

8. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М., 1995.

9. Козаченко, В. И. История философии и медицина / В. И. Козаченко. Спб., 1994.

10. Мамардашвили, М. К. Из лекций по социальной философии / М. К. Мамардашвили // соц. журн. 1994. № 3.

11. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. М., 1997.

12. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика, философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. М., 1991.

13. Петленко, В. П. Философия и мировоззрение врача / В. П. Петленко. Л., 1991.

14. Саркисов, д. С. Философия в системе медицинского образования / д. С. Саркисов // клин. медицина. 1999. № 1.

15. Социология конфликта. М., 1996.

16. Сравнительное изучение цивилизаций : хрестоматия. М., 2001.

17. Тойнби, А. «Постижение Истории» / А. Тойнби. М. : «Прогресс», 1990.

18. Тоффлер, О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХІ века /
О. Тоффлер. М. : Изд-во АН СССР, 1991.

19. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и безопасного развития цивилизации / А. Д. Урсул. М., 1993.

20. Философия истории / под ред. А. С. Панарина. М., 1999.

21. Философия культуры. Становление и развитие. Спб., 1998.

22. Философия экстренной хирургии. М., 2001.

23. Шавель, С. А. Тенденции изменения социальной структуры Беларуси / С. А. Шавель. Мн., 1996.

24. Элиас, Н. О процессе цивилизации / Н. Элиас. М.; Спб., 2001. Т. 1.

25. Яковец, Ю. И. История цивилизаций / Ю. И. Яковец. М., 1997.

26. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1994. С. 442-456.

 

 


[1] Аксиология — философское учение о природе ценностей, их месте в человеческом бытии и структуре ценностного мира, иными словами, об иерархической связи различных ценностей между собой, с социальными, культурными, экономическими факторами и структурой личности.

[2] Хотя говорить о сложившемся научном мировоззрении можно только применительно к периоду активного развития науки (т. е. начиная с XVII в., не ранее).

[3] В чем смысл жизни? Что первично в человеке — духовное или материальное? Какова ценность человеческого существования? и т. д.

[4] Буквально — «сидеть у ног учителя».

[5] «Лесные книги», предназначенные для отшельников.

[6] Жил в 551–478 гг. до н. э.

[7] На вопрос «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Конфуций отвечал: «Можно… Это слово — взаимность».

[8] «Дао» — буквально путь, первоначально в древнекитайской традиции означало «путь звезд на небе».

[9] VIII–VI вв. до н.э.

[10] Большинство философов этого времени основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен, совершенен.

[11] Милет — город в Малой Азии.

[12]С идеями Анаксимена тесно связаны теории пневматической системы медицины врача Алкмеона (человеческий организм, как и вся природа, состоит из воздуха).

[13] И, представляется, причина не в том, что сам философ был царского рода. Согласно его высказываниям, один заменяет десять тысяч, если он — наилучший.

[14] Такая позиция в философии получила название нравственный релятивизм.

[15] Подробнее см. раздел «Социальная философия».

[16] Более подробно о социально-политических и этических взглядах Аристотеля см. раздел «Социальная философия».

[17] Его девиз — «проживи незаметно».

[18] Разумеется, идеи скептиков отличаются от сократовского девиза «подвергай все сомнению» (у него тезис носит поисковый характер) и от позитивного «релятивизма» в учении софистов (смысловая нагрузка сомнения и скепсиса у них сугубо практическая, прагматическая).

[19] Различают раннюю (Ансельм Кентерберийский), зрелую (Фома Аквинский) и позднюю схоластику (Пьер Абеляр, Оккам и др.).

[20] Философский смысл христианства складывается и развивается как своего рода «снятие» идей греческой философии (Платона, стоиков и т. д.), восточной философии, воплощенной в иудаизме, а также в острой полемике по многим философским и теологическим проблемам, в которую вовлечены апологеты христианства — апостолы, представители александрийской школы, а также богословы раннего средневековья (Филон Александрийский, Юстин Мученик, Климент, Тациан и др.), так и его противники.

[21] Так, Августин говорит о том, что знание о нетварном мире (божественном) мы получаем только сверхъестественным путем, ключом к такому познанию становится вера. Христианский Бог открывает себя человеку в священных текстах Библии.

[22] Универсалии — общие понятия (например, «человек», «дом» и т. д.).

[23] Идеи Н. Коперника в философии и науке эпохи Возрождения развивали также Г. Галилей и Дж. Бруно.

[24] На надгробном камне могилы Монтеня выбита надпись: «Он догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона»

[25] По меткому выражению знаменитого философа и врача Парацельса, человек – «мастер земного света».

[26] Чаще всего в этот девиз вкладывают созидающий смысл, забывая о том, что понятие «силы» включает в себя и разрушительную составляющую. Не случайно сегодня говорят: «За что бы ни взялся ученый, у него обязательно получится оружие».

[27] Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. – М., 1964. – Т.2. – С. 50.

[28] Например, Л. Фейербах едко замечает: «Там, где бог отождествляется или смешивается с природой или, наоборот, природа с богом, там нет ни бога, ни природы, а есть мистическая смесь».

[29] Только чувства признаются единственно истинной способностью познания, позволяющей адекватно оценивать окружающий мир.

[30] Она концентрируется в 3-х вопросах: «Как возможна чистая математика?», «Как возможно чистое естествознание?», «Как возможна метафизика как наука?». Решению этих вопросов посвящены 3 раздела первой книги – «Трансцендентальная эстетика», «Трансцендентальная аналитика», «Трансцендентальная диалектика».

[31] Тем самым дается ответ на основной вопрос раздела о том, как возможны априорные синтетические суждения в отношении математики.

 

[32] Идея – это такое понятие, которому в созерцании не может быть дан адекватный предмет.

[33] Раздел «Трансцендентальная диалектика» в «Критике чистого разума» Канта должен дать ответ на вопрос, возможна ли метафизика в качестве науки.

[34] Например, можно обосновать тезис «мир конечен во времени и пространстве» и антитезис «мир бесконечен во времени и пространстве».

[35] Пространство и время не есть нечто само по себе существующее, это всего лишь субъективные условия, изначально присущие человеческому уму для координации между собой чувствительно воспринимаемых предметов. В ноуменальном мире, т. е. в сфере предметов самих по себе, у Канта времени и пространства нет.

[36] Из этой внутренне необходимо присущей человеку и человечеству в целом любви необходимо следует и теория альтруистической морали Фейербаха. Именно любовь к человеку, по мнению философа, должна встать на место иллюзорной любви к Богу.

[37] На память приходит меткое замечание Энгельса: «Если человек не в состоянии удовлетворить свой желудок, то желудок становится господином его».

[38] Это определение материи, ставшее классическим для марксистской традиции, принадлежит В.И. Ленину, продолжателю идей марксизма.

[39] См. также раздел «Социальная философия».

[40] Философия А. Шопенгауэра крайне пессимистична, его даже называют «поэтом мировой скорби».

[41] Ницше. Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.

[42] Цит. по: Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. – М., 1987. – С. 89.

[43] Так, совершенно неверно фашизм истолковал фразу Ницше «Падающего — толкни».

[44] Постклассика развивается с середины ХХ в., переосмысливая идеи тех или иных философских направлений, уделяя особое значение проблемам анализа языка. Например, неопозитивизм наследует и развивает идеи позитивизма в ХХ в., тогда как постпозитивизм «переставляет акценты», переосмысливает проблемное поле позитивистской философии.

[45] Например, «жизненный мир», «вражда языков», «негативный разум человечества» и т. д.

[46] Подробнее см. лекцию «Философия сознания» (психоаналитическая концепция сознания, психоанализ как метод лечения).

[47] Фромм выделяет несколько типов социальных характеров, в зависимости от ориентации человека на продуктивные или непродуктивные межличностные отношения. Например, тип человека свободного, любящего, разумного, созидающего и т. д.

[48] См. также лекцию «Наука и ее социокультурный статус».

[49] См. также лекцию «Философия сознания» (экзистенциально-феноменологическая модель сознания).

[50] Идеи Аквината (томизм) сегодня вновь привлекают интерес и возрождаются в форме неотомизма, получая статус официальной философии Ватикана.

[51]От лат. — существование.

[52] См. также лекцию «Философия культуры и техники».

[53] Ризома может рассматриваться как способ роста растений, отличный от разветвлений стеблей, единого (или «пучкообразного») корня.

[54] Высшая форма искусства в отличие от классического древнегреческого — красота без тоски, где нет завершенности форм и есть тяга к потустороннему.

[55] Подробнее об идеях Умова, Чижевского, Вернадского см. лекцию «Философия природы».

[56] Плеханов отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает законы истории.

[57] В ХХ в. эта традиция продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем.

[58] Я. Окунь, Д. Скрынченко и др.

[59] Так, представитель этого направления В. Самойла предупреждает, что путь к победе над злом тяжел и долог. Народ должен постоянно возобновлять свои духовно-энергетические ресурсы и сам создавать белорусскую нацию.

[60] Нередко высказывается мысль, что на Востоке доминируют социально-образные философские подходы к природе, а на Западе — политически-вербальные.

 

[61] Известный шведский антрополог и этнограф Ян Линдблад, имея в виду прежде всего цивилизацию Запада, саркастически замечал, что с этой грандиозной задачей современный человек справляется нисколько не хуже, чем «козёл, которого поставили сторожить капусту».

[62] Материальную нужду, как вспоминал французский экзистенциалист А. Камю, значительно легче переносить там, где её восполняет красота природы, полнота телесной жизни. Средиземноморской природе посвящены самые прекрасные страницы, написанные А. Камю.

[63] Как правило, это приводит к тому, что различные науки о человеке плохо стыкуются (например, экономика и психология, рассматривая феномен человека по-разному, его анализируют и, в итоге, приходят к очень разным, зачастую противоречащим результатам).

[64] Согласно древнегреческому философу Аристотелю, человек есть политическое животное.

[65] Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). – М., 1963. – с. 537–539.

 

[66] Фейербах Л. Избр. произв.: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 203.

 

[67] Почти 1,5 млрд жителей планеты живут в полной нищете и еще 1 млрд приближается к этой отметке, 1,5 млрд землян лишены какой-либо медицинской помощи, 1 млрд людей не умеют читать и писать, в мире насчитывается 700 млн безработных; 200 млн детей вынуждены работать с младенческого возраста, чтобы не умереть с голода. Миллионы людей во всех уголках земного шара страдают от расизма, ксенофобии, агрессивного национализма.

[68] Синонимами сознания или, по крайней мере, самостоятельными обозначениями тех явлений, процессов и содержаний человеческой жизнедеятельности, относительно которых мы в современности употребляем понятие «сознание», в историко-философской традиции зачастую являются понятия разума, рассудка, идеи, ума, мышления, интеллекта; а в некоторых случаях, особенно в современной философии, — понятия субъективности, воли, проекта, интенции, выбора, решения и пр.

 

[69] Субстанциональный подход близок в понимании сознания философскому идеализму, относительно ему равнозначен.

[70] Платон. Государство // Сочинения : В 3 Т. – М., 1971. – Т. З. – с. 318.

[71] В русле функционального подхода к природе сознания можно рассматривать идеи вульгарного материализма, диалектического материализма, научного материализма и т. д.

[72] Англ. introspect — смотреть внутрь, вникать, самоанализ, самонаблюдение.

[73] Гр. genesis — происхождение, возникновение.

[74] Назначение активности — обеспечить такое взаимодействие организма и среды, которое необходимо для сохранения системы и ее устойчивого воспроизведения.

 

[75] Особое значение чувствительность приобретает на уровне высших животных, имеющих органы чувств, содержащих наборы рецепторных клеток и способных отвечать на определенный вид энергии электрическими импульсами, циркулирующими в нервной системе.

[76] Как отмечал И.П. Павлов, творческая деятельность принадлежит не одному отделу мозга, а многим, при этом активный участок мозга постоянно перемещается по всему пространству больших полушарий.

[77] Качественное отличие психики человека от психики животных заключается в том, что человек обладает способностью предвидения отдельных последствий своей деятельности, направленности развития природных и социальных процессов, ценностным отношением к действительности.

 

 

[78] Идея целостности человека (взаимовлияния души и тела) в состоянии болезни была руководящей и для античных врачей. Так, одержимость злыми духами устранялась посредством катарсиса (очищение с помощью искусства), лечили ее также и с помощью своего рода «собеседования».

[79] Лат. identificare — отождествлять.

[80] Лат. attributum — присовокупление.

[81] от лат. Reflexio – отражение

[82] Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. М., 1993.

[83] Язык трактуется как система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; система знаков (звуков, сигналов и т. п.), передающих информацию.

 

[84] Оформленная в соответствии с принятыми в социуме правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык… Язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой (Философия / Под ред. А.И. Зеленкова – Мн., 2003. – с. 150).

[85] Лат. сommunicare — делать общим, сообщать: в системе «человек–среда», «человек–человек» и т. д. предполагает общение, взаимодействие.

 

[86] Гайденко П.П. Человек и история в свете “философии коммуникации” К.Ясперса. – с.110

 

[87] Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: Филос. Альманах, 1991.М.: Политиздат, 1992. – 296с.

[88] Объем информации, которую накапливает человек к 20-ти годам своей жизни, в несколько раз превышает объем информации, накопленный всеми науками.

[89] В рамках философии проблемы познания изучает также эпистемология. Однако в отличие от гносеологии, эпистемология анализирует сам феномен знания как результат познания. Ей важна не субъектно-объектная оппозиция процесса познания, а взаимоотношения объекта и знания, здесь рассматриваются вопросы природы знания, его видов, механизмы знания в различных формах деятельности и т. д.

 

[90] К гносеологическим оптимистам можно отнести таких философов, как Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Р. Декарт, К. Маркс и др.

[91] Традиционно к представителям агностицизма относят немецкого философа И. Канта (утверждал, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе»), хотя это не совсем верно, т. к. гносеологическая позиция И. Канта скорее может рассматриваться как скептицизм.








Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 667;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.081 сек.