Демонстративного) потребления
Потребление, основным мотивом которого является демонстрация своего высокого социального положения (прежде всего социально-экономического), называют показным, престижным (потребление во имя завоевания престижа), статусным (цель — демонстрация высокого статуса). Средством демонстрации статуса является высокая цена демонстративно потребляемых вещей. Американский экономист и социальный теоретик конца XIX в. Т. Веблен ввел в научный оборот
Глава 18. Демонстративное (показное) потребление
понятие, обозначающее это явление: «показное (демонстративное) потребление» (Conspicuous Consumption), а также «показной (демонстративный) досуг», «показные траты».
Демонстративное потребление — это «использование потребления для доказательства обладания богатством», потребление «как средство поддержания репутации»1. Этот стиль потребления, по мнению Веблена, был характерен для так называемого праздного класса — богатых «новых американцев», которые старались подражать высшему классу Европы, но в отличие от него выставляли свое потребление напоказ. Это показное потребление позволяло праздному классу укрепить свое представление о себе как об элите американского общества.
Примерно в то же время аналогичный феномен потребления как смысла повседневной жизни изучал немецкий социолог Георг Зиммель на материалах Берлина.
В период между двумя мировыми войнами идеи Веблена и Зиммеля были забыты. О них вновь вспомнили в 1980-е гг., когда проблема потребления была выдвинута в центр внимания социальных и экономических наук. Демонстративное потребление осуществляется в значительной мере для окружающих, чтобы показать: «Я богат. Я респектабельный человек. Я преуспеваю». В той или иноймере тенденция к показному потреблению характерна для всех эпох.
В основе тяги к демонстративному потреблению лежит потребность в принадлежности к группе богатых и могущественных. Будучи неудовлетворенной, эта потребность у части людей может вызывать чувство дискомфорта.
Развитие демонстративного потребления подталкивает активизация общения междулюдьми. «Средства коммуникации и подвижность населения представляют индивида на обозрение многих людей, не имеющих никаких других возможностей судить о его почтенности, кроме тех материальных ценностей (и, вероятно, воспитания), которые он, находясь под непосредственным наблюдением, в состоянии выставить напоказ»2.
Индустриализация стимулирует переселение людей в города. Человек в городе постоянно находится в толпе и при этом
' Веблен Т. Теория праздного класса. М, 1984. С. 108. 2 Веблен Т. Указ. соч. С. 122.
18.2. Динамика показного (демонстративного) потребления 341
остается одиноким. Весь день его окружают тысячи человек, которых он не знает и которые не знают его. В этой ситуации лишь через демонстрацию потребления можно обозначить свой социально-экономический статус.
В деревне общение носит менее анонимный и широкий характер, чем в городе. Отсюда различие в масштабах демонстративного потребления. В деревне все знают друг друга лично и с разных сторон. Человек может надеть дорогую одежду, но односельчане видят, сколько у него во дворе домашних животных и каких размеров его дом, знают, как его семья питается. Здесь демонстративное потребление имеет мало смысла: богатство на виду, а бедность не скрыть хорошей одеждой.
Совершенно иная ситуация в городе. Здесь люди судят друго друге в основном по отдельным штрихам, которые нередко являются сознательно сконструированными символами в виде стиля потребления или использования отдельных вещей. Поэтому горожане тратят на поддержание благопристойного вида существенно больше денег, чем деревенские жители. Это ведет к изменению структуры потребления: траты на его видимые формы в городе растут за счет экономии на скрытых формах потребления. Благосостояние горожанина — в его одежде, автомобиле, а сельского жителя — в обильном столе, прочном доме. Жители крупных городов часто свысока смотрят на скромно и немодно одетых сельчан, но те, попадая в города, также свысока смотрят на своих городских родственников, экономящих на питании.
Первоначальное накопление капитала и демонстративное потребление.Наиболее ярко показное потребление проявляется в периоды первоначального накопления капитала, когда возникают «новые богачи» (nouveau riches — «нувориши» — термин, заимствованный из французского). В США, во многих западноевропейских странах это была вторая половина XIX в. Аналогичный процесс развернулся в России 1990-х гг.; тогда возник термин «новые русские». Человеку тем или иным путем достаются большие деньги. Он удовлетворяет все природные потребности и хочет признания, уважения, зависти окружающих. К этому толкает извечная человеческая страсть к соперничеству, достижению победы в игре, разновидностью которой является показное потребление. В таком случае важно не
Глава 18. Демонстративное (показное) потребление
столько потребление самой вещи, услуги, сколько отражение потребления в глазах окружающих.
Демонстративное потребление не ограничено небольшой группой богатых. Основная масса людей не богаты и не бедны, но хотели бы, чтобы их считали богатыми. Поэтому механизм показного потребления движет в первую очередь ими.
Существуют две стороны потребления - демонстративная и скрытая от посторонних глаз: «В результате того предпочтения, которое отдается демонстративному потреблению, семейная жизнь многих классов сравнительно убога в контрасте с той блистательной частью их жизни, которая проходит на виду. Как вторичное следствие того же предпочтения люди скрывают свою личную жизнь от чужих глаз»1. В русской живописи этот феномен ярко иллюстрируется картиной П. Федотова «Завтрак аристократа»: человек «белой кости» с утра жует корочку хлеба и с испугом оглядывается на дверь, опасаясь быть застигнутым в своей бедности. Этот феномен характерен и для современной России: дорогие автомобили, припаркованные у ветхих рабочих «малосемейных» общежитий.
Демонстративное потребление свойственно всем слоям общества. Однако в абсолютном своем выражении оно существенно различается. К атрибутам внешнего вида у средних и высших слоев в первую очередь относятся одежда и средства передвижения: в былые века — кареты, лошади, сейчас — автомобили. Для многих автомобиль — это уже не столько средство передвижения, сколько средство завоевания репутации преуспевающего человека. Чем выше социальный слой, тем выше нормы потребления. В результате и бедные, и богатые «выбиваются из сил», стремясь поддерживать приличный уровень потребления. Мировая литература прошлого полна историями о помещиках, чиновниках, буржуа, которые тонули в долгах, но организовывали балы, содержали экипажи и конюшни, покупали дорогую одежду, жили в огромных домах и держали много неэффективно используемых слуг.
Наше время не является исключением. «Новые богатые» дают начало потребительской гонке, и в нее волей-неволей втягиваются и те, у кого нет денег для этого соревнования. Для обозначения
Веблен Т. Указ. соч. С. 123.
18.2. Динамика показного (демонстративного) потребления
своего статуса они вынуждены потреблять на грани своих финансовых возможностей. Потребление реструктурируется так, что первоочередным становится показное потребление, а более насущные, но малозаметные для постороннего глаза его формы ограничиваются. Показное потребление — это не болезнь отдельных людей, это норма культуры, которая диктует иррациональное по своей сути поведение. В такой культуре невозможно быть скромным, прислушиваться только к своим естественным потребностям. Не участвующий в потребительской гонке рискует оказаться в изоляции и подвергнуться насмешкам.
Разумеется, люди, втянутые в престижное потребление, в этом обычно не признаются ни себе, ни тем более посторонним. Они говорят, что носят только то, что удобно, комфортно, практично. Но, как подметил Т. Вольф, эта «комфортная, практичная» одежда всегда оказывается недавно купленной в наиболее дорогих магазинах и соответствует текущим правилам показного потребления1.
Кризис показного потребления.Дорогая, броская одежда, золотые украшения играют важную роль в показном потреблении только в относительно бедных странах. Одежда из дорогих магазинов используется в основном для престижного потребления представителями среднего класса, а высший класс ищет штучный товар от лучших модельеров.
На нижней ступени социально-экономической иерархии свои ориентиры показного потребления. Как правило, это товары из категории, которая в комплексе доступна только следующему более высокому слою. Полностью скопировать такой потребительский комплекс не позволяют материальные возможности.
В России социальная структура находится в стадии трансформации, субкультуры многих социальных групп только формируются, поэтому попытки жить по чужим стандартам (экономить на хлебе, чтобы пить французский коньяк, жить в общежитии и ездить на престижной иномарке) здесь встречаются гораздо чаще, чем в странах с устоявшейся социальной структурой и культурой. Иностранцев из богатых стран, приез-
1 См.: LurieA. The Language of Clouthes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages//Hamlyn Paperbacks. 1983. P. 117-118.
Глава 18. Демонстративное (показное) потребление
жающих в Россию, часто удивляет обилие предметов высокостатусного потребления (например, новых «Мерседесов») при низком уровне потребления.
Когда «новые богачи» становятся уже не совсем новыми, обычно появляется тенденция к подражанию аристократам: культивирование собственного достоинства, которое нельзя купить ни за какие деньги, равнодушие к зависти в глазах пешеходов, ограничение показного потребления своим узким кругом. Этот тип потребления не исчезает, но становится менее броским, ориентируется на внутригрупповое восприятие: банкир конкурирует в потреблении с банкиром, а не с бывшим однокашником. Обычно эта тенденция к умеренности начинает проявляться во втором поколении, когда вырабатывается устойчивая субкультура богатства.
Образцом субкультуры богатства для многих богатых людей мира является британская аристократия. Ее стиль имитировали и имитируют во многих странах мира. Ему пытаются следовать представители высшего класса США. Особенность этого типа показного потребления состоит в том, что оно наполнено символами «для тех, кто понимает». Язык потребления британского высшего класса столь усложнен, полон таких тонкостей, что человек, имеющий большие деньги, но не выросший в этой среде, пытаясь имитировать, оказывается смешным, поскольку «говорит» с грубыми ошибками. В Великобритании и США обычно выделяют старый и новый высший класс. Первый представляет собой статусную группу с длительной историей; члены этой группы с ранних лет впитали тонкости неброского языка показного потребления «для тех, кто понимает». Новый высший класс — это статусная группа богачей, которые выросли в среднем, а то и в рабочем классе и несут на себе отпечаток его субкультуры. Они подражают старому высшему классу, покупая схожие предметы, но они не могут виртуозно говорить на языке этих предметов, поэтому, несмотря на свое богатство, они обречены испытывать на себе взгляды «сверху вниз» представителей «аристократии».
В России, по всей видимости, эта тенденция к относительно скромному потреблению примерно на уровне своего статуса или даже ниже него наметилась быстрее, чем в других странах.
18.3. Рациональное зерно демонстративного потребления
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 3068;