Потребность в интеллектуальной деятельности

Рациональные мыслительные функции чело­веческой психики, познавательные процессы в целом, рождае­мые разумом человека, связаны с его интеллектуальными по­требностями. Это потребности в познании окружающего мира, в образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе творческой самодея­тельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с человеком, повышением его интеллектуального уров­ня, приобретаются в процессе становления человека как лич­ности и вместе с тем тесно связаны с биологическими потреб­ностями. Решающую роль в этом и грает общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Данный вид по­требностей зависит от воспитываемой обществом индивиду­альности.

Интеллектуальные потребности — это дружба (добрые отно­шения), обретение статуса, сохранение индивидуальности, достижения, обучение, творчество, самообразование, само­реализация. Кроме того, к ним можно отнести потребность принадлежать к некоторой группе людей, поддерживать с ни­ми добрые отношения, потребность в признании деловых ка­честв и обретении определенного статуса, потребность в твор­честве, обучении и развитии своих способностей, потребность в самореализации. Чтобы удовлетворить свои интеллекту­альные потребности, человек должен обладать всей совокуп­ностью способностей, т.е. эмоциональными и интеллектуаль­ными способностями.

Интеллектуальные потребности, инициируемые тягой че­ловека к познанию внешнего и внутреннего мира с помощью разума, можно разделить на две взаимосвязанные разновид­ности:

информационные — потребности в бытовой информации, про­фессиональной, социально-культурной;

8 - 8249 Шиповская

226 Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

о образовательные, обусловленные необходимостью приобрете­ния определенных компетенций для профессиональной само­достаточности, а также совершенствования и всестороннего развития личности. Данная разновидность интеллектуальных потребностей наиболее успешно формируется и развивается, в частности, за счет природной любознательности. К факторам, определяющим образовательные потребности, можно отне­сти: физическое и умственное развитие личности, уровень об­разования, профессию, материальные возможности, мотива­цию к получению знаний и т.д.

Интеллектуальные потребности, как и социальные, отно­сятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворя­ются после того, как наступает определенная степень удовле­творения первоочередных потребностей. Прямо они не оцени­ваются, так как во многом зависят от уровня культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Воз­можность удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека можно оценить по величинам рабоче­го, нерабочего и свободного времени.

Нет ни одного человека, которому интеллектуальная по­требность в той или иной форме не была бы свойственна. Чело­веку даны ощущения, восприятия, представления и их комби­нации, т.е. различные формы интеллектуальной деятельности. Эти явления имманентно присущи человеку. Как человек, по­ка живет, не может не есть, не пить, не двигаться, так он не мо­жет не ощущать, не воспринимать, не иметь представлений.

Познавательная деятельность в простейших формах - раз­личения и элементарного синтеза - появляется уже в мире жи­вотных, тем более она присуща человеку. Конечно, степень и формы интеллектуальных потребностей различны у разных индивидов, но в той или иной форме они свойственны всем представителям Homo sapiens. Наличие развитой нервной сис­темы обусловливает возможность интеллектуально-познава-тельнай деятельности, а различение представляет собой про­стейшую форму познавательной деятельности. Точно так же вместе с развитой нервной системой человеку дана синтетиче­ская (комбинирующая) деятельность. Ученый в своей лабо­ратории синтезирует и комбинирует воспринимаемые явле­ния согласно определенным нормам, правилам, гипотезам.

 

12.6. Потребность в интеллектуальной деятельности

Невежда также синтезирует и комбинирует, хотя бы и фанта­стическим, детским, абсурдным образом. К такой комбинаци­онно-синтетической деятельности людей толкает инстинкт. Часто соединяют (и устанавливают связи, хотя бы и фантасти­ческие) вещи сходные, иногда противоположные, комбиниру­ют исключительные явления с редкими вещами... Люди имеют склонность давать логическое обоснование поступкам, у них имеется синтетическая тенденция, незаменимая для практиче­ских потребностей.

Люди хотят мыслить, а плохо или хорошо они мыслят, это уже другой вопрос. На почве удовлетворения интеллектуальной по­требности выросла не только наука, но и все абсурдные обобще­ния, абстракции, олицетворения, персонификации и понятия вроде добра, справедливости, солидарности и т.д. Непререкае­мым и красноречивым доказательством наличия у человека ин­теллектуальной потребности служит не только факт существова­ния науки, но еще в большей степени факт существования оши­бочных абсурдных теорий, представлений, понятий, суеверных и наивных объяснений, нелепых умственных комбинаций, фанта­стичных интеллектуальных образований — анимистических, фе­тишистских, тотемических и других нелепейших теорий, кото­рые создавало и создает человечество начиная с первобытных людей и кончая «дикарями современной культуры». Теориями, которыми люди объясняли и объясняют окружающие их явле­ния, полна история человечества, и мы находим их всюду, где на­ходим человека. Если бы не было интеллектуальной потребно­сти, то не могли бы возникнуть эти уродливые детища мысли. Че­ловеку свойствен интеллектуальный голод в такой же степени, в какой ему присущ голод физиологический.

Интеллектуальные потребности тесно связаны с духовны­ми потребностями и соответственно духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуаль­ная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним со­стоянием человека.

Интеллектуальные потребности и наука.Аристотель усматри­вал начало науки в удивлении, которое является интеллекту­ально-эмоциональным состоянием психики человека. Это, например, любопытство, страх перед неизвестным, недоверие,

Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

неуверенность. Они до сих пор подробно не исследованы, но даже поверхностный анализ обнаруживает в них наряду с эмо­циональными факторами интеллектуальный элемент, жажду знаний. Эта жажда относится к фактам, значимым для отдель­ных индивидов или для всех людей. Так, влюбленный, которо­го мучает неуверенность в чувствах любимой, был бы рад по­знакомиться с фактом, значимым для него одного. Но каждый человек со страхом (перед неизвестным) и любопытством ду­мает о смерти, напрасно стараясь проникнуть в ее тайну.

Наука не заботится о стремлении индивидов, а изучает то, что может возбудить жажду знаний в каждом человеке. Поэто­му той дополнительной ценностью, которой кроме истинно­сти должно обладать каждое высказывание, принадлежащее науке, является способность вызывать либо удовлетворять не­посредственно или опосредованно интеллектуальные общече­ловеческие потребности, т.е. такие, которые может воспринять каждый человек, стоящий на определенном уровне умственно­го развития. Никому не нужно знание, сколько раз буквы «а» и «б» появляются в неком стихотворении и какова связь между их числом. Высказывание В.В. Маяковского о падении каран­дашей не найдет места в учебниках физики, ибо стремление к познанию уже удовлетворяет общий закон о всемирном тяго­тении. Утверждение немецкого математика К.Ф. Гаусса о воз­можности разложения простых чисел вида 4п + 1 на сопряжен­ные компоненты известно лишь ученым, но оно принадлежит науке, ибо открывает удивительную закономерность чисел, а законы чисел возбуждают заинтересованность в каждом мыс­лящем человеке. Существование планеты Венера касается да­леко не всех, но этот факт подтверждает представление И. Ньютона о строении Солнечной системы и, следовательно, опосредованно относится к удовлетворению интеллектуаль­ной потребности, испытываемой человечеством с давних вре­мен.

Как искусство произросло из потребности красоты, так науку создало стремление к знанию. Поиск целей науки вне сферы мышления является такой же большой ошибкой, как и ограничение искусства требованиями его полезности. Интел­лектуальной потребностью к жизни вызвано бесчисленное множество представлений и теорий, истинных и ложных, от-

12.7. Регулирующее влияние потребностей на деятельность человека 229

носящихся к явлениям неорганического, органического, со­циально-психического мира. И научные дисциплины, и рели­гиозные представления, и концепции, и теории о душе, праве, справедливости, жизни и смерти, красоте и добре, все сужде­ния «А есть В» и «А не есть В», из комплекса которых составля­ются системы, мировоззрения, дисциплины; суждения, начи­ная с «паук имеет шесть ног» или «дьявол покупает человече­скую душу» и завершая комплексом их, составляющим физику, химию, биологию, психологию, социологию, гносео­логию и т.д., — все это плоды, родившиеся из удовлетворения данной потребности. Потребность в интеллектуальной или ум­ственной деятельности столь же реальна, как и потребность в питании.








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 7148;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.