Потребность в творчестве. Духовно-практическая деятельность человека
Творчество остается во многом непознанным объектом в силу своей сложности и латентного характера развития. Многие исследователи представляют его как один из видов мыслительной деятельности, связанной с умением легко генерировать идеи, выбирать оптимальные варианты решения задач, подвергать критическому анализу свои и чужие мысли,
Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности
переносить приобретенную информацию из одной области знаний в другие. Творческое начало в деятельности мозга обеспечивается механизмом сверхсознания (термин К.С. Станиславского), суть которого в рекомбинации элементов ранее накопленного опыта. В результате этого возникает нечто новое, отсутствовавшее в предшествующем опыте субъекта и в культуре, которой он принадлежит. Сверхсознание защищает зарождающиеся замыслы от консерватизма сознания, чрезмерного давления непосредственных наблюдений и усвоенных догм. За сознанием остается отбор идей и образов, их теоретико-концептуальная и художественно-концептуальная трактовка. Для процесса творчества значимы не только функции сознания и сверхсознания (творческой интуиции), но и функции подсознания и бессознательного. В сфере подсознания — это ранее накопленный опыт, проявляющийся в умениях, навыках, привычках, нормах поведения, а в сфере бессознательного — это природные задатки, темперамент, инстинкты, влияющие на поведение человека. Но в этих сферах отсутствует начало, предполагающее преодоление сложившихся ранее стереотипов и норм1.
Всякий труд включает в той или иной мере интеллектуальные, мыслительные процессы более или менее высокого уровня, и в какой-то мере в труде всегда представлен момент творчества. Потребность в творчестве заложена в самом формировании и функционировании человеческого общества. Творчество - сложное единство труда умственного и физического, интуитивного познания, мысли и чувства. В широком смысле творчество присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. Творчество, включаясь в труд, открывает новый аспект в проблеме деятельности в целом. В трудовой деятельности, направленной вообще на созидание определенного объективного продукта, личность должна подчинить свои порывы и силы внешней цели, продукту своего труда. Деятельность и творчество художника, артиста, ученого, изобретателя имеют свои специфические интеллектуальные задачи, свои навыки и свои формы. Бытуют представления о вдохновении, особенно распространенные именно по
1 Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 2001. С. 104.
12.4. Потребность в творчестве. Духовно-практическая деятельность
отношению к художественному творчеству — работе писателя, поэта, художника, музыканта, архитектора, но и художественное творчество — прежде всего большой напряженный и часто кропотливый труд. Художественное творчество предполагает создание новых эстетических ценностей, т.е. новаторство как в содержании, так и в форме художественного произведения.
Творческий процесс — духовно-практическая деятельность человека, непосредственно направленная на создание произведения, отражающего своеобразие личности художника, жанра и вида искусства. В творчестве можно выделить две тесно связанные друг с другом основные стадии - формирование художественного замысла, который в конечном счете возникает как следствие образного отражения реальной действительности, и непосредственная работа над произведением, его творение. Характер творчества обусловливает специфику мыслительной деятельности человека, способы ее развертывания и реализации. Вначале происходит осмысление творческой задачи и мысленное создание общей конструкции будущего произведения. Затем осуществляются практические поиски образного решения темы в нескольких направлениях. Разрыв между осознанием существа творческой задачи и нахождения способов ее решения устраняет мастерство. «Мастерство — это когда, что и как приходят одновременно»1. Это требует от художника сосредоточенности, воли и настойчивости.
Продуктивной основой художественного мышления является эмоциональная активность сознания художника. Эмоции влияют на весь процесс художественного творчества. Художественные эмоции, полагал Л.С. Выготский, «суть умные эмоции». Но чтобы, никого не повторяя, идти в искусстве вперед, необходимо в возможно полном объеме знать опыт своих предшественников. Можно сказать, что художественное творчество с необходимостью включает в себя освоение культурного наследия. В то же время становление индивидуальности в искусстве предполагает принятие и развитие определенных традиций, играющих роль стимула к самостоятельной работе. Так как художественное творчество есть образное отражение объективного мира, его новое видение и осмысление, то оно вы-
1 ЛукА.Н. Мышление и творчество. М., 1976. С. 33-47.
Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности
ступает и как актуализация личности художника. Субъективное в подлинном искусстве не противоречит объективному, а является органической формой его преломления в произведении. Самовыражение оказывается тогда и выражением общезначимых (национальных, общечеловеческих) представлений, их интеграцией. Свобода воображения, широта кругозора художника, стремление к всестороннему познанию бытия — непременные компоненты творчества. Творчество великих художников всегда отличалось глубиной духовного проникновения в сущность общественных отношений и яркой эмоциональной насыщенностью, благодаря чему их произведения стали общечеловеческим культурным достоянием. В творческом труде, который создает нечто объективно значимое и вместе с тем новое, привнесенное личностью, оригинальное, объективная и личностная значимости деятельности могут максимально совпадать.
Музыкальное творчество является одной из особенных форм художественного творчества. Оно имеет дело не с мыслями вообще, а с эмоционально окрашенными мыслями.
Разнообразные эмоции являются стержнем музыкального произведения, вызываются самим содержанием музыкального образа. Поэтому музыка, как архитектура и поэзия, может быть названа эмоциональным видом искусства.
Воображение — необходимый атрибут творческого процесса — возникает на эмоциональной почве. Специфическую функцию воображения составляет синтез, воспроизведение «целого раньше частей», и в этом смысле — преодоление специализации духовных способностей человека как практического субъекта эпохи. Искусство, особенно музыкальное, владеет средствами воссоздания и удержания художественного образа. Сила воображения в музыкально-художественном творчестве позволяет комбинировать и воспроизводить представления и впечатления, хранящиеся в памяти. Оно имеет много разновидностей: романтическое у Ф. Шопена, фантасмагорическое у Г. Берлиоза, религиозно-философское у И. Баха, строго реалистическое у Д.Д. Шостаковича и т.д.
Проблему индивидуального музыкального творчества невозможно решить вне контекста развития музыкальных способностей. Б.М. Теплов, внесший значительный вклад в созда-
12.4. Потребность в творчестве. Духовно-практическая деятельность 219
ние теории музыкальных способностей, рассматривал данный феномен как один из видов специальных способностей. На основании серии исследований он пришел к выводу, что уровень творчества зависит от уровня развития данных способностей, при этом чем выше степень развития музыкальных способностей (одаренность, талант, гений), тем масштабнее творческая отдача. Лучшее свидетельство этой закономерности музыкальная продукция классиков —Л. ван Бетховена, П.И.Чайковского и др. Имя Никколо Паганини приобрело широкую известность не только как композитора, но и как непревзойденного скрипача. Виртуозность Паганини была фантастической, воздействие ее на слушателей невероятно и необъяснимо. Современникам он казался загадкой, феноменом, одни считали его гением, другие - шарлатаном.
Художник черпает материал для своего творчества только из действительности. Пропуская его через свой духовный мир, он создает новую реальность, которая обладает свойством правдоподобия, обусловлена особенностями культуры данного общества и социально-психологическими качествами творца (мировоззрение, нравственность, ценностные установки, мышление, чувства, воля и др.).
По своей глубинной сущности художественное творчество не религиозно, а реалистично1.
Названные особенности творчества не являются проявлением божественной одержимости, как утверждал Платон. Многовековой опыт человечества подтверждает, что творцами так же, как и интеллектуалами, не рождаются, а становятся. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому человеку. Творческие способности не создаются, а высвобождаются. Конечно, наследственные факторы ставят определенные границы развитию творческого потенциала человека. Но для его реализации нужны не только природные, но и социально-исторические предпосылки. Если таких предпосылок нет, то творческий потенциал не трансформируется в творческие достижения, а остается абстрактной возможностью.
Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989. С. 16.
Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности
Для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования. Как известно, любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной общности, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления. Действительно, в основе своей творческой личности чужд конформизм. Именно независимость суждений позволяет ей пойти по пути, на который из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные люд и. Творческий человеке трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и может пользоваться популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, его представления о жизни и обществе, о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными. Творческий человек эклектичен, любознателен, предпочитает новые и сложные вещи привычным и простым. Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению. Обычно это мечтатели, которых можно принять за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения1.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 6047;