Барановскии Н.В. Указ. соч. С. 41.

13.1. Извращенные (деформированные) потребности

зование психотропных веществ — явление вполне обычное. В нашем обществе допустимыми считаются алкоголь и табак и запрещается употребление большинства других подобных средств, даже если некоторые из них менее вредны для здоровья.

Наркомания — не болезнь в обычном смысле этого слова, но это и не обыкновенный порок из числа тех, что присущи здоровым людям.

Наркомания — это тотальное (затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношения с другими людьми и способы су­ществования) поражение личности, как правило, сопровож­дающееся осложнениями со стороны физического здоровья. Это значит, что наркоман постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества, становится психически не вполне нор­мальным, теряет друзей и семью, не может приобрести про­фессию или забывает ту, которой раньше владел, и остается без работы, вовлекается в преступную среду и, наконец, медленно и верно разрушает свое личное тело.

При этом наркомания как патологическое состояние в зна­чительной степени необратима, и те негативные изменения, которые произошли в душе человека в результате злоупотреб­ления наркотиками, остаются с ним навсегда. В этом наркома­ния похожа на увечье: если нога ампутирована, она снова не вырастет. Действие наркотиков навсегда «отпечатывается» не только в памяти, но и в организме. И если давно отказавшийся от них человек «попробует» любой наркотик, ему неизбежно снова придется пройти через все круги наркоманского ада. По­этому наркологи не говорят о «выздоровевших наркоманах», а предпочитают термин «неактивные наркоманы» (т.е. не упот­ребляющие наркотики в данный момент).

Наркоманы (часто также их родные) слишком поздно осоз­нают зависимость от наркотиков. Обычно эта зависимость раз­вивается очень быстро — через 2—3 месяца.

Многократное употребление наркотика чаще всего приво­дит к привыканию к нему. Биологический механизм формиро­вания зависимости реализуется через процессы, протекающие в организме, — биохимические, биоэлектрические, биомем­бранные, клеточные, тканевые и т.д. Такая зависимость назы­вается физической и характерна для употребляющих опиатные наркотики, снотворные, алкоголь.

Глава 13. Реальность негативных потребностей

Физическая зависимость развивается в результате того, что организм включает наркотики в свои биохимические процес­сы. Наркотики начинают выполнять функции, которые в их отсутствие обеспечивались веществами, производящимися организмом. Организм наркомана, чтобы сэкономить внут­ренние ресурсы, прекращает или сокращает синтез этих ве­ществ — адреналина, норадреналина и проч. Кроме того, при введении наркотиков нарушается баланс многих других важ­ных субстанций — медиаторов серотонина, ацетилхолина и до­фамина, «кирпичиков» для ДНК; изменяется проницаемость клеточных стенок для ионов кальция и т.п. Если физиология организма перенастроилась «под наркотики», то при их отсут­ствии начинается абстиненция — органическое психическое расстройство (на языке обывателя «ломка»).

Кроме того, сами наркотики постоянно разрушаются фер­ментными системами и выводятся через почки, кишечник и легкие. Поэтому организм требует пополнения запаса нар­котиков. Пропустив время приема очередной дозы, наркоман испытывает мучительные боли и непереносимый озноб («внут­ренний ледяной холод») без надежды на возможность согреть­ся, боли в животе с диареей, тошноту и рвоту, непрекращаю­щийся насморк, слабость, ломоту в суставах. Абстиненция, как правило, сопровождается выраженными тревогой и бессонни­цей (не менее 7—10 суток при опиатной или барбитуровой за­висимости). Иногда абстиненция приводит к смертельному исходу. Поэтому наркоманы стремятся достать очередную дозу к установленному сроку.

Психологическая зависимость выражается в стремлении употреблять наркотик ради «удовольствия» или чувства удов­летворения. При лишении организма наркотика в таких случа­ях может возникнуть синдром абстиненции аффективного происхождения (расстройство настроения). Многие нарколо­ги считают психологическую зависимость производной воспо­минаний о переживаемой в опьянении эйфории.

Употребление некоторых психотропных веществ приводит к развитию толерантности (переносимость): организм стано­вится все более устойчивым к их воздействию, и для достиже­ния желаемого эффекта требуются все большие дозы. Соглас­но определению Всемирной организации здравоохранения, в

13.1. Извращенные (деформированные) потребности

связи со своей значительной общественной опасностью и вре­дом, причиняемым здоровью индивида, законодательством всех стран признаются наркотиками: препараты конопли, ге­роин, ЛСД, метадон и др.

Конопля- наиболее распространенный наркотик, который встречает­ся в диком состоянии во многих уголках мира.

Марихуана и гашиш. Марихуану изготовляют из листьев и цветков ко­нопли, а гашиш - это камедь (застывший клейкий сок), извлекаемая из его верхушек. Гашиш одновременно обладает галлюциногенным, возбуждающим и эйфоризирующим действием. Препараты конопли обычно курят, забивая в папиросы вместе с табаком, поэтому в первую очередь страдают легкие больных. Алкалоиды конопли серьезно пора­жают печень, сердце страдает от интоксикации препаратами конопли, так как они ускоряют частоту сердечных сокращений, что приводит к перегрузке сердечной мышцы (миокарда) и соответственно быстрому истощению ресурсов миокарда и его дегенерации. Кроме того, при интоксикации коноплей нарушаются механизм запоминания инфор­мации и удержания ее в памяти, работа нервных узлов, ответственных за ритмичную работу сердца, и возникает сердечная аритмия. Упот­ребление конопли приводит к тяжелому повреждению головного моз­га. Дело в том, что конопля, как и наркотики галлюциногенной груп­пы, нарушает обмен медиаторов мозга и мозг начинает работать так, как у больного шизофренией. Хотя интоксикация проходит, но функ­ционирование головного мозга восстанавливается не полностью. Со временем эти изменения накапливаются. Все препараты конопли имеют довольно резкий специфический запах и горький вкус. Дейст­вующим (активным) веществом конопли является алкалоидтетрагид-роканнабиол (английская аббревиатура - ТНС). Эффекты галлюци­ногенов, особенно достигаемые с помощью гашиша, со временем прогрессируют, но субъект все же сохраняет контроль над своими псевдогаллюцинациями, которые уходят корнями в реальность: звук оказывается усиленным и измененным, цветное пятно на стене при­нимает форму лица и т.п. Большие дозы, принятые в особых обстоя­тельствах, могут вызвать агрессивное поведение: оно часто бывает ре­зультатом непреодолимых импульсов или бредовой мысли о пресле­довании. В малых дозах марихуану или гашиш употребляют прежде всего ради их эйфоризирующего действия.

Эффект марихуаны отличается от действия алкоголя п основном тем, что при ее употреблении восприятие времени и пространства настоль­ко изменяется, что минута может показаться веком, а комната, в кото­рой находится курильщик марихуаны, может представиться ему ог­ромной.

Глава 13. Реальность негативных потребностей

Кокаин получают из листьев южноамериканского кустарника коки. Это - белый кристаллический порошок, внешне похожий на питье­вую соду. Попав на язык, вызывает ощущение онемения (как новока­ин).

Кокаин - возбуждающее средство, но вызываемая им эйфория, дос­тигающая иногда очень высокой интенсивности, заставляет относить его также и к наркотическим веществам. Человек в состоянии эйфо­рии, вызванной воздействием кокаина, чувствует себя сильным идея-тельным, ощущает избыток сил, уверен в себе. Однако это состояние довольно быстро сменяется беспокойством, сопровождаемым иногда неприятными слуховыми галлюцинациями. Хотя физическая зависи­мость от кокаина наступает спустя долгое время, у кокаинистов, стре­мящихся получить первоначальное удовольствие, очень скоро созда­ется значительная психологическая зависимость. Галлюциногены и психоделитики относятся к препаратам, изменяю­щим сознание, так как иногда они не вызывают галлюцинаций, а ис­кажают самоощущение наркомана и он чувствует измененным не только окружающий мир, но и себя. К ним относятся, в частности ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), мескалин и псилоцибин, которые воздействуют главным образом на восприятие окружающего мира, искажая восприятие формы и цвета. По своей химической структуре эти вещества очень сходны с некоторыми медиаторами го­ловного мозга. Например, мескалин, получаемый из бутонов кактуса Lophophora, очень близок к норадреналину, а ЛСД- ксеротонину. ЛСД - «эталонный» галлюциноген, очень токсичный препарат, встречается в виде прозрачного раствора, порошка и в виде разноцвет­ных марок, напоминающих почтовые (их основа пропитана раство­ром наркотика). Самая серьезная опасность, связанная с употребле­нием ЛСД, заключается в риске совершить «дурное путешествие», ко­торое может привести к эмоциональному расстройству, особенно у человека с неустойчивой психикой.

В группу галлюциногенов также входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них - натурального происхождения, например грибы рода Psilotsibum, содержащие псилоцин и псилоци­бин. Препараты группы галлюциногенов крайне губительны для пси­хического здоровья.

Опиатные наркотики в настоящее время являются главной причиной смертности и инвалидизации наркоманов. Поэтому сейчас основные усилия медиков по борьбе с наркоманией сосредоточены именно на профилактике осложнений опиатной наркомании. Так как опиатные наркотики вводятся обычно внутривенно, использующие их рискуют заразиться СПИДом, сифилисом и гепатитом В. По приблизитель­ным оценкам, гепатитом В в настоящее время поражены до 95 % опи-атных наркоманов северо-запада России. Для опиатных наркоманов

13.1. Извращенные (деформированные) потребности

характерны заболевания костной ткани, так как опиаты (и морфин, и героин, и кодеин, и метадон) нарушают обмен кальция в организме. Любая, даже самая небольшая передозировка опиатов приводит к ухудшению функции дыхания (опиаты подавляют дыхательный центр), а значит, к недостаточному снабжению кислородом головного мозга, что вызывает гибель определенного числа его клеток. Чем боль­ше степень интоксикации, тем больше клеток погибает. Опиатные наркотики изготовляются в основном кустарно, следова­тельно, практически не бывают стерильными, как и условия, в кото­рых производятся инъекции. Результатом являются сепсис (зараже­ние крови), а также гипертоксическая реакция, которая развивается тогда, когда в кровь вместе с наркотиком попадают живые и погибшие бактерии и другие микроорганизмы, и сопровождается резким по­вышением температуры, ознобом, тошнотой, головокружением, сла­бостью, иногда болью в пояснице и суставах. В этом состоянии нарко­ман может погибнуть. В любом случае от высокой температуры гибнут клетки головного мозга и наркоман заболевает энцефалопатией. Опиатные наркотики могут встречаться в необработанном виде, на­пример «маковая соломка» — мелко размолотые (иногда до состояния пыли) коричневато-желтые сухие части растений -листьев, стеблей и коробочек, опий-сырец — застывший темно-коричневый сок мако­вых коробочек, сформованный в лепешки диаметром 1 —1,5см в попе­речнике.

Кодеин является опиатным наркотиком и обычно встречается в виде официнальных таблеток от кашля и головной боли. Метадон — синтетический наркотик опиатной группы, производство и любое использование которого в России запрещено законом. Стро­го говоря, метадон не является производным опия, его правильнее на­зывать опиатоподобным наркотиком. Клинически зависимость от ме-тадона мало отличается от героиновой или опийной зависимости. Поэтому средняя продолжительность жизни регулярно употребляю­щих наркотики опиатной группы составляет 7-10 лет с момента нача­ла употребления.

Возбуждающие средства. Многие люди, не отдавая себе в этом отчета, ежедневно употребляют психотропные вещества, чтобы «подстег­нуть» себя, включиться в трудовой день. Это прежде всего кофеин, со­держащийся в кофе, чае и тонизирующих напитках вроде кока-колы. Он представляет собой слабое возбуждающее средство (малый стиму­лятор). Никотин также относится к возбуждающим средствам. Неиродепрессанты оказывают действие, противоположное действию возбуждающих средств. Угнетая деятельность мозга, они уменьшают поступление в него кислорода, что проявляется в плохой координа­ции движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, прогресси­рующем торможении механизмов ретикулярной формации, обеспе-

Глава 13. Реальность негативных потребностей

чивающих бодрствование и внимание. К нейродепрессантам принад­лежит алкоголь.

Все наркотики независимо от пути введения в организм в большей или меньшей степени обязательно повреждают: нерв­ную систему (в том числе головной мозг), иммунную систему, печень, сердце, легкие. При воздействии повышенных доз нар­котика мозг теряет контроль над своей деятельностью и тогда приходится иметь дело с вторичным последствием — расстро­енным сознанием, функционирование которого зависит от этого внешнего агента.

Наркотики всегда представляют реальную опасность для отдельного человека и общества.

Снотворно-седативные средства.Снотворные препараты сей­час встречаются только в виде официальных препаратов, т.е. изготовленных фабричным способом. Не все снотворные пре­параты можно назвать наркотиками в прямом смысле этого слова, но все снотворные лекарства способны вызывать зави­симость и обнаруживать свойства наркотиков.

Наиболее опасными среди снотворных являются произ­водные барбитуровой кислоты (барбитураты) типа барбамила, фенобарбитала и т.д. Но и другие снотворные, даже те, которые продаются в аптеках более или менее свободно (феназепам, ра-дедорм, реланиум, элениум), при длительном употреблении или превышении рекомендованных доз могут породить психи­ческую и физическую зависимость.

Барбитураты. В продаже имеется более 2 тыс. разновидностей барби­туратов, употребляемых в основном как успокаивающие и снотвор­ные средства. Барбитураты похожи на алкоголь и по опьяняющему действию, и по осложнениям, которые наступают в результате зло­употребления: барбитураты поражаютмозг, печень,сердце, ноотбар­битуратов осложнения возникают быстрее и бывают более тяжелыми. При регулярном приеме барбитураты за 1-3 месяца вызывают и пси­хологическую, и физическую зависимость, причем последняя выра­жается не только в плохом самочувствии при отсутствии наркотика, но прежде всего в стойкой и длительной бессоннице. Барбитураты — единственные наркотики, при опьянении которыми человек стано­вится не благодушным, а агрессивным. Половину попыток суицида составляют острые отравления барбитуратами, и около 10 % жертв больше не просыпаются.

\

1JU. Извращенные (деформированные) потребности 241

Злоупотребление барбитуратами быстро приводит к энцефалопатии — специфическому повреждению головного мозга, сходному с эпилеп­сией. Барбитуровая зависимость отличается от эпилепсии тем, что наркоману все время приходится употреблять те самые средства, кото­рые усугубляют его болезнь.

При длительном (6 месяцев и более) злоупотреблении у барбитурома-нов развиваются психозы — такие, когда больной видит галлюцина­ции и из-за них совершает нелепые, а часто и опасные поступки. Сер­дечно-сосудистая система барбитуроманов страдает особенно во вре­мя абстиненции, когда артериальное давление резко повышается. Транквилизаторы — успокаивающие средства, которые уменьшают беспокойство, блокируя избыточный поток сигналов на уровне си­напсов (область соприкосновения нервных клеток друг с другом). Од­нако длительное употребление даже таких слабых транквилизаторов, как, например, валиум или либриум, очень часто приводит к привыка­нию организма и может вызвать как физическую, так и психологиче­скую зависимость.

Морфин (наряду с кодеином) — активный компонент опиума - ранее использовали в медицине как болеутоляющее средство. В настоящее время известно, что морфий действует на головной мозг, блокируя пе­редачу сигналов, поступающих к центрам боли, и в то же время акти­вирует нервные пути, участвующие в возбуждении центров удовольст­вия. Так как в мозгу вырабатываются в небольших количествах эндор-фины, сходные по действию с морфином, но действующие гораздо медленнее морфина, то морфин, вводимый в больших дозах, блокиру- • ет выработку эндорфинов, что приводит к возникновению зависимо­сти от опиатов.

В конце XIX в. было открыто производное морфина, способное, как полагали, не вызывать зависимость от наркотика (за такую «героиче­скую» роль оно получило название героина). Введенный внутривен­но, героин вызывает сначала «вспышку» острого и глубокого ощуще­ния полного блаженства, которое длится около 10 с и затем сменяется чувством благополучия. Однако героин менее чем затри недели порож­дает физическую зависимость у 91 % принимающих его. В конце 1970-х гг. ученые возлагали большие надежды на искусствен­ные эндорфины, которые тогда были синтезированы, но вскоре выяс­нилось, что они вызывают еще большую зависимость, чем героин. Психостимуляторы имеют две общие черты: резко усиливают обмен веществ, в том числе в головном мозге; резко увеличивают частоту сердечных сокращений и повышают артериальное давление. При этом энергия, необходимая для активизации жизненных систем, чер­пается из резервных запасов организма, которые не успевают восста­навливаться при употреблении психостимуляторов. Прием ряда пре­паратов этой группы вызывает искажение восприятия окружающего,

Глава 13. Реальность негативных потребностей

как галлюциногены. Существуют психостимуляторы растительного происхождения (кока, эфедра, кола), однако в России они встречают­ся в основном в виде порошков или таблеток. Эфедрин — белый поро­шок горького вкуса или раствор в ампулах с маркировкой «эфедрин». Псевдоэфедрин и эфедрон - производные эфедрина. В чистом виде у нас не встречаются. Обычно изготовляются наркоманами непосред­ственно перед употреблением.

Фенамин (отечественное название), или амфетамин (международное название), выпускают в виде таблеток, порошка или в капсулах. Это гораздо более сильное возбуждающее средство, чем психостимулято­ры. Внутривенная инъекция большой дозы амфетамина тотчас вызы­вает у человека вспышку острого наслаждения, затем наступает со­стояние интеллектуальной экзальтации, непреодолимое желание го­ворить, творить, а также иллюзорное чувство превосходства над окружающими. Длительное употребление амфетаминов часто приво­дит к психотическим проявлениям параноидного типа: человек вско­ре начинает чувствовать себя затравленным, и малейшее движение другого человека может быть воспринято как угроза. Бредовые идеи сопровождаются также слуховыми галлюцинациями. Группа производных амфетамина - метилен-диокси-метамфетамин МДМА, метокси-метилен-диокси-метамфетамин ММДА и др., для которых с рекламными целями выдумано наименование «экстази», встречаются в виде разноцветных таблеток разнообразной формы. Амфетамин и похожие на него вещества могут входить в состав «чудо­действенных» препаратов на травах для похудения. Будьте осторожны!








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 1434;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.