Особенности состояния иммунной системы у женщин с генитальным кандидозом
Определяющую роль в антиинфекционной защите влагалища играют иммунологические реакции. Основную функцию сдерживания развития кандидоз-ного процесса на начальных стадиях осуществляют фагоциты разных популяций. Адгезия клеток гриба к фагоцитам может осуществляться непосредственно только у макрофагов за счет рецепторов на их поверхности, или опосредованно, с участием опсонинов (антитела класса IgG); непосредственное распознавание осуществляется в основном за счет маннозосвязывающего рецептора, расположенного на макрофагах (Marodi L., Johnston R.B.-Jr., 1993; Shepherd V.L., La-na K.B., Abdolrasulnia R., 1997). Опосредованное опсонинами связывание обеспечивается рецепторами к Fc-фрагментам антител и рецепторам комплемента CR1 (многие виды Candida) и CR3 (С. albicans). Экспрессия и тех, и других рецепторов повышается под действием ИЛ-15 и ИЛ-4 и снижается при выбросе активных веществ фагоцитами (Ponzi A.N. et. al., 1998; Stein M. et al., 1992).
Снижение фагоцитоза под действием ИФН-у может обеспечить защитный эффект, предотвращая поглощение гриба и разрушение тех клеток, которые не способны к завершенному фагоцитозу (Fratti R.A. et al., 1996). Захват клеток фагоцитами иногда затруднен из-за размеров грибковой клетки — крупной псевдогифы или истинной гифы. Постепенное поглощение клетки гриба происходит при участии компонентов цитоскелета. Средства уничтожения фагоцитированных Candida spp. представлены системами кислородных радикалов,
Роль инфекции и факторов реактивности организма в клинике, диагностике и лечении
наиболее часто встречающихся воспалительных заболеваний женских половых органов 181
оксида азота и неокислительными механизмами. К системе реактивных производных кислорода относятся супероксид-анион 02, перекись водорода Н202, гидроксильный радикал ОН. Важная роль в усилении фагоцитарной активности макрофагов принадлежит рекомбинантной миелопероксидазе. Дефицит миелопероксидазы приводит к незавершенности фагоцитоза и считается одним их наиболее важных среди факторов, предрасполагающих ко всем формам кандидоза (Ludviksson В. et al., 1993). Система оксида азота макрофагов относится к одному из основных фунгицидных механизмов. Индукция данного механизма происходит под влиянием ИФН-у и ФНО-а, угнетение — под влиянием ИЛ-4, ИЛ-10, ФНО-р (Stein M. et al., 1992). Оксид азота подавляет многие ферментные системы гриба, нарушает гликолиз и дыхательные цепи, метаболизм фосфатов и транспортные системы. В итоге это ведет к цитостати-ческим и гибельным для клеток эффектам.
К неокислительным фунгицидным механизмам относятся различные про-теолитические белки фагоцитов, дефензины, лизоцим, лактоферрин и снижение рН в фагосомах. Эти факторы препятствуют жизнедеятельности поглощенных Candida spp., нейтрализуют их вирулентность, дестабилизируют мембраны.
Активизация иммунного ответа макрофагами осуществляется за счет ряда цитокинов.
ИЛ-1, ИЛ-6, ИЛ-10, ИЛ-12, ФНО-а являются ростовыми факторами и активаторами для многих популяций клеток, в том числе самих макрофагов, стимулирующими индукцию разных цитокинов и БОФ.
Макрофагальный ИЛ-12 активирует Thl-звено клеточного иммунитета и NK-клеток, что за счет действия ИФН-у усиливает фунгицидную активность фагоцитов (Wang Y. et al, 1998).
В основе регуляции иммунного ответа при всех формах кандидоза лежит деятельность Т-лимфоцитов. Тhl- и Тh2-опосредованные клеточные реакции коррелируют с резистентностью и предрасположенностью к кандидозу слизистых оболочек.
Активность Тhl-лимфоцитов (CD4 клеток-хелперов 1-го типа, секрети-рующих ИФН-у) ассоциируется с улучшением/излечением от кандидоза (Balish E. et al., 1996). Повышенная активность Th2 (CD4 клеток 2-го типа, секретирующих ИЛ-4, ИЛ-5, ИЛ-10) по сравнению с ТЫ-клетками, напротив, ассоциируется с ухудшением процесса. Деятельность Тп2-клеток приводит к подавлению активности Тhl-лимфоцитов, стимулирует образование антител, в том числе продукцию IgA и IgE, угнетает фагоцитоз и фунгицидное действие макрофагов и нейтрофилов. Главная роль ТЫ-клеток заключается в опосредованной ИФН-у стимуляции ими фагоцитоза, представления антигена фагоцитам, кислородных и NO-зависимых фунгицидных механизмов. Отмечено, что преобладание Тhl- или Тh2-типа иммунного ответа зависит от длительности течения инфекции и массы инфицирующих клеток. Реактивность Тhl-типа с продукцией ИЛ-2, ИЛ-12, ИФН-у, а также IgA слизистой оболочки являются Доминирующими реакциями во влагалище, поддерживающими бессимптомную колонизацию Candida. Реактивность Тп2-типа с образованием ИЛ-4, ИЛ-10, IgG, простагландина Е2 преобладает в тех случаях, когда эндо- и экзогенные факторы приводят к увеличению числа микроорганизмов Candida albicans. Этот ответ «выключает» защитные реакции Тhl-типа и запускает реакции гиперчувствительности немедленного типа. Candida из фазы бластоспоры переходит в фазу гифы, и возникает инвазия.
Нами были исследованы маркеры воспаления в периферической крови и цервикальной слизи у женщин с угрозой невынашивания беременности и
182____________________________________________________________________________ Глава II
генитальным кандидозом для определения особенностей реакции иммунной системы данной группы пациенток (Макаров О.В. и др., 2005; Савченко Т.Н., Точиева М.Х., Протопопова Л.О. и др., 2006).
Всего была обследована 21 женщина в I триместре беременности с угрозой невынашивания беременности: 11 женщин с угрозой невынашивания беременности и генитальным кандидозом (основная группа) и 10 здоровых беременных женщин (контрольная группа).
В периферической крови и цервикальной слизи определяли содержание ИФН-у, ИЛ-4, ИЛ-10, ФНО-а, АКТГ, уровни IgE и slgA.
Проведенные исследования выявили, что у беременных основной группы по сравнению с контрольной группой обнаружено достоверное (р<0,05) повышение в периферической крови содержания ИЛ-10 и ФНО-а, АКТГ и снижение показателя ИФН-у/ИЛ-4 за счет снижения уровня ИФН-у как в периферической крови, так и в цервикальной слизи, а также значительное (р<0,05) повышение содержания IgE в крови и снижение уровня slgA в цервикальной слизи.
Полученные результаты показывают, что у женщин с угрозой невынашивания беременности и генитальным кандидозом имеется сдвиг реакции иммунной системы в сторону Th2, о чем свидетельствует снижение индекса ИФН-у/ ИЛ-4 и повышение содержания в крови IgE, а также наличие признаков центральной иммуносупрессии, проявляющейся в повышении уровней ИЛ-10 и ФНО-а.
В зависимости от соотношения иммунных реакций ТЫ и Th2 возможны различные варианты течения кандидозной инфекции. Так, манифестные формы вульвовагинального кандидоза при выраженной колонизации (более 104 КОЕ/г) могут быть обусловлены снижением Тhl-реакций при повышении Th2; манифестные формы при слабой колонизации (менее 103—104 КОЕ/г) — повышением Th2 при сохраненном Тhl-профиле; неманифестные формы при выраженной колонизации — снижением реакции обоих типов.
Участие СD8-лимфоцитов в противокандидозном иммунитете разнона-правлено. СD8-лимфоциты способны уничтожать макрофаги с незавершенным процессом фагоцитоза и расположенными в цитоплазме клетками гриба. За счет продукции ИФН-у и ИЛ-2 СD8-лимфоциты стимулируют ТЫ- и NK-клет-ки, повышают активность фагоцитоза, угнетают Тh2-ответ (Kolon M.D. et al., 1998). Кроме того, СD8-лимфоциты могут оказывать непосредственный фун-гицидный эффект, взаимодействуя с клетками Candida albicans.
Т-лимфоциты, несущие gd-рецепторы, во множестве присутствуют не толь- ко в коже и околослизистых тканях, но и во влагалище. Они способны к продукции ИФН-у, стимуляции фагоцитоза. Активность gd-T-клеток ассоциируется с элиминацией возбудителя и излечением от инфекции (Cenci E. et al., 1995).
Роль комплемента в защите макроорганизма при кандидозе несомненна, однако конкретные механизмы действия комплементарной системы, их взаимодействие между собой и другими факторами иммунитета остаются неуточ-ненными. Роль комплемента заключается в связывании опсонинов с бактериями или непосредственном уничтожении микробов, а также в образовании факторов, обеспечивающих хемотаксис фагоцитов.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 999;