Контрольные задания 1 страница

Вопрос 1

Что является особенностью менталитета первобытного человека:

1. представление об отсутствии барьера между духовным и физическими

началами

2. резкое разделение мира на духовный и физический

3. запрет на половые контакты внутри рода

4. принцип талиона ("око за око")

Вопрос 2

Как называется тип религиозного сознания в первобытном обществе,

связанный с представлением о происхождении рода от того или иного

растения, животного или явления природы, являющегося защитником и

покровителем его представителей?

1. фетишизм

2. тотемизм

3. анимизм

4. магия

Вопрос 3

Как называется тип религиозного сознания в первобытном обществе, суть

которого в одухотворении природы, животных, растений, неживых

предметов?

1. анимизм

2. фетишизм

3. магия

4. тотемизм

Вопрос 4

Комплекс ритуальных обрядов, функцией которых является воздействие на

сверхъестественные силы для получения материальных результатов, - это

1. анимизм

2. фетишизм

3. магия

4. тотемизм

Блок 3. Первобытное искусство и архитектура

Первобытное искусство зарождается в эпоху верхнего палеолита, когда

физическое и умственное развитие человека достигает должного уровня,

когда достаточно ловкие руки и развитой мозг, способность к абстрактно-

логическому мышлению для воссоздания предметов искусства, а также

определенное техническое развитие, обеспечивающее некоторую

устойчивость общества и, как следствие, досуг – наличествуют

одновременно.

В современной науке существуют различные теории происхождения

искусства:

• Искусство – игра, в которой человек расходует накопленную энергию

( Хейзинга).

• Искусство – отражение инстинкта имитации.

• Искусство – отражение инстинкта украшения.

• Искусство возникает как средство коммуникации.

• Искусство возникает для магических целей (Рейнан).

Помимо этого существуют трудовая (Бюхер), биологическая (Дарвин),

психоаналитическая (Фрейд) теории возникновения искусства. Особого

внимания заслуживает не имеющая аналогов современная теория

происхождения искусства А. Д. Столяра, согласно которой искусство

возникло в результате длинного, в 200 – 300 тыс. лет пути развития

символического мышления от натуральной формы к рисунку. Выводы

ученого опираются на археологические раскопки.

Вероятнее всего, причины возникновения искусства определены всеми

вышеуказанными факторами и, следовательно, в любой приведенной теории

есть доля истины.

Характерной чертой первобытного искусства является однородность его

форм независимо от местонахождения и жанров, или видов. Наскальные

росписи и фигуры, палеолитические «Венеры», керамика, пещерные

изображения и гравированные или расписанные каменные пластинки и

галька обнаруживают сходство в деталях, технике изготовления, в тематике и

манере изображения. И все же каждая эпоха каменного века накладывает

отпечаток на искусство своего времени и сообщает ему отличительные

признаки, согласно которым принята следующая периодизация

первобытного искусства: искусство верхнего палеолита, искусство мезолита,

искусство неолита.

Искусство эпохи верхнего палеолита.Его памятники были открыты на

юго-западе Франции, севере Испании, в Австрии и на севере Африки.

Существуют два его жанра: мобильное и наскальное искусство.

Мобильное искусство – это небольшие, легко перемещаемые предметы,

имеющие художественную ценность: статуэтки, каменные плитки, ручные

трости, гальки с гравированными или живописными изображениями. Оно

может быть двух типов.

Антропоморфное, изображающее человека в эпоху палеолита, главным

образом женщин, мужские образы почти не встречаются. Широко известны

так называемые Венеры, среди которых наиболее знаменита статуэтка из

австрийской деревни Виллендорф. Она воспроизводит женскую фигуру в

стилизованной малореалистичной манере, лицо не проработано, все

внимание обращено на грудь, бедра, живот, неправдоподобно увеличенные в

размерах. Это объясняется возможным культовым назначением статуэток,

символизирующих изобилие и плодородие.

Наскальное искусство. К нему относят все виды изображений на

открытых скальных поверхностях и в пещерах. Это живопись, петроглифы

(процарапанные рисунки), рельефы. В целом этот вид первобытного

искусства характеризуется постоянством тем (анималистических),

художественностью языка и манеры изображения, отличающихся

подчеркнутым стремлением к правдивому отображению окружающего мира.

Несмотря на реализм, значение наскального искусства символично, так

как оно используется в магических обрядах и культах. Вероятно, именно

магические цели обеспечили возможно большее жизнеподобие, столь

необходимое в обряде «оживления» тотема или будущей добычи. Шедевры

наскального искусства эпохи палеолита находятся в испанской пещере

Альтамира и во французских пещерах Ле-труа-фрер и Ласко.

Наскальные рисунки чаще всего помещены в доступных местах, на

высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и

вертикальных стенах. Случается находить их и в трудно доступных местах, в

исключительных случаях даже там, куда художник наверняка не мог

дотянуться без посторонней помощи или без специальной конструкции.

Известны и рисунки, помещённые на потолке, на столь низко нависающим

над гротом или пещерным туннелем, что невозможно обозреть всё

изображение сразу, как это принято делать сегодня. Но для первобытного

художника общий эстетический эффект не был задачей первого порядка.

Желая во что бы то ни стало поместить изображение выше того уровня,

который был достижим при естественных возможностях, художник должен

был прибегнуть к помощи простейшей лесенки или приваленного к скале

камня.

Рисунки и гравюры на стенах часто различаются по манере исполнения.

Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не

соблюдаются. Среди таких зверей, как горный козёл, лев и т.д., в такую же

величину рисовались мамонты и бизоны. В пещере Ляско, например,

огромный тур изображён рядом с крошечной лошадью. В Кап Бланк между

ногами одной из лошадей вытесан бизон ничтожных размеров. Часто в одном

месте гравюры произвольно накладываются одна на другую. Поскольку не

соблюдались пропорции между величиной отдельных животных, постольку

они не могли быть изображены по законам перспективы. Наше

пространственное видение мира требует, чтобы более удалённое животное

было на картине соответственно меньших размеров, чем более близкое, но

палеолитический художник, не утруждая себя подобными “деталями”, скорее

всего писал каждую фигуру отдельно. Его перспективное видение (а вернее,

полное отсутствие такового) проявляется в изображении каждого объекта. На

гравюре горного козла из Эббу полностью отсутствует перспектива в

передаче рогов: оба рога изображены не фронтально, а сбоку, причём один

рог противопоставлен другому. Художник пытался передать глубину

пространства, изобразив передние ноги животного скрещенными, как бы

желая этим сказать, что одна нога впереди, а другая сзади.

Из многочисленных примеров вытекает, что передача движения была

сравнительно обычным делом для палеолитического художника.

Для выполнения большинства известных скальных гравюр, особенно с

глубоким прорезом, художник должен был пользоваться грубыми режущими

инструментами. Такие крупные каменные резцы были найдены на стоянке Ле

Рок де Сер и не оставляют сомнений относительно техники этой работы. Для

гравюр среднего и позднего палеолита типична более тонкая проработка. Их

контуры переданы, как правило, несколькими неглубокими линиями. В такой

же технике выполнены гравюры, комбинированные с росписью и гравюры на

кости, бивнях, рогах или каменных плитках. Некоторые детали часто

заштрихованы, например грива, шерсть на брюхе животного и т.д. По

возрасту эта техника, видимо, моложе простой контурной гравировки; она

пользуется методами, присущими скорее графическому рисунку, чем

гравюре или скульптуре. Реже встречаются изображения, выгравированные

пальцем или палкой на глине, чаще всего на полу пещеры. Но большинство

из них не сохранилось до нашего времени потому, что они менее стойкие,

чем гравюры на скальной породе. Люботны также две фигурки бизонов из

пещеры Тюк д'Одубер. Человек не воспользовался пластическими

свойствами глины, он не моделировал бизонов, но всю скульптуру выполнил

в той же технике, которая применяется при работе по камню.

Одной из самых простых и легко выполнимых техник является

гравировка пальцем или палкой на глине или рисунок на скальной стене

пальцем, покрытым цветной глиной. Эту технику считают самой старой.

Иногда эти завитки и линии своей бессистемностью напоминают неумелые

каракули ребёнка, в других случаях мы видим чёткое изображение -

например, рыбу или бизона, умело выгравированное каким-то острым

предметом на полу с глинистым наносом. В монументальном наскальном

искусстве иногда встречается комбинированная техника росписи и гравюры.

Некоторые изображения животных столь совершенны, что отдельные

учёные пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного.

Весьма многочисленны в палеолите рисунки и гравюры лошадей. До

настоящего времени был достоверно установлен рисунок осла из пещеры

Ляско. Но излюбленным сюжетом палеолитического искусства являются

бизоны. Также были найдены многочисленные изображения диких туров,

мамонтов и носорогов. Реже встречается изображение северного оленя. К

числу уникальных мотивов относятся рыбы, змеи, некоторые виды птиц и

насекомых, а также растительные мотивы.

Памятники искусства палеолита называют «второй природой». В них

отражена попытка человека отобразить мир, который похож на видимый по

форме, но переосмысленный сознанием и выражает его представления о

двойственной природе мира.

Изображая животных, первобытные художники заняты поисками

перспективы и гармонии, интересуются проблемами светотени с помощью

ограниченного числа тонов (красный, черный, зеленый, охра), добытых из

соков растений, цветных глин, угля, они достигают цветового богатства и

выразительности.

Искусство эпохи мезолита. Основные памятники этого периода

находятся на юге Франции, востоке Испании, севере Африки. Мезолит

характеризуется большей независимостью человека от сил природы, чем

предыдущая эпоха. Это находит подтверждение в характере искусства, оно

прежде всего утрачивает свою сакральность и изображает бытовые сцены.

Изменяется его тематика, главное действующее лицо теперь человек.

Изображаются группы людей, связанных единым действием, поскольку

мышление – групповое, и человек – это часть общины как единого

организма. Изображения связаны композиционно. Композиции сюжетны и

многофигурны, в них отражены сцены из повседневной жизни: охота, рыбная

ловля, сбор меда и др.

В искусстве мезолита практически отсутствуют изображения женщин.

Изменяется и сам стиль. Фигуры примитивны, но стилизованы. Главная

задача художника – передать действие, движение, отсюда несоразмерно

длинные ноги, шпагатные прыжки.

Теряется цветовое богатство, живопись монохромна. Часто животные и

люди изображаются силуэтом, залитым одной краской, либо тонкими

линиями. В искусстве мезолита проявляется возросшая способность человека

к абстракции, обобщениям, передаче мысли графическими средствами.

Искусство эпохи неолита. Если искусство палеолита – результат магии,

для которой были необходимы максимально правдоподобные образы, то

искусство неолита – это искусство анимизма, когда человек наделяет

окружающие его природу, небо, землю глубоким скрытым смыслом. Для

него – это уже не грозные силы, хаотические, необъяснимые. В природе есть

высший порядок, она одухотворена.

Анимизму нужны символы, как можно более отдаленные от их

реальных прототипов и определяющие сверхъестественное. Поэтому на

смену цвету и динамике приходят плоскостность и геометризм, на смену

реализму приходит абстракция. Ведущую роль в изобразительном искусстве

неолита играет орнамент, особенно его применение характерно для оседлых

земледельческих племен. Он появился, когда люди обнаружили устойчивые

черты в конструкциях и формах создававшихся ими вещей. Орнаментальные

узоры подчеркивают составные части целого, или наоборот связывают их.

Для неолита характерен геометрический орнамент, либо абстрагированный

зооморфный и антропоморфный узоры, которые впоследствии станут

прообразами пиктограмм. Стилизация фигурок говорит о возросшем умении

абстрагироваться, улавливать общие черты в разнообразии мира. Орнамент –

искусство, связанное с измерением и числом. Любимыми числами у

первобытного человека были «3» и «4». Они соответствуют вертикальному и

горизонтальному членению мира: небо – земля – подземный мир; север, юг,

восток и запад.

Из геометрических фигур предпочтение отдавалось треугольнику,

квадрату и волнистой линии, символизирующим горы, поле, воду. Часто

орнамент имел социальное значение как символ рода, или сакральное – как

зашифрованное заклинание. Орнамент нашел широкое применение в новом

виде искусства, появившемся в эпоху неолита, – керамике.

Керамические изделия изготовлялись вручную, гончарного круга еще не

было, но изготовлялись весьма искусно. Простые по форме керамические

сосуды и другая посуда были крайне разнообразны по орнаментальным

мотивам и технике их нанесения.

Неолит также отмечен появлением архитектуры. В понятие

«архитектура неолита» входят жилища и мегалиты. Но если жилища могут

быть лишь реконструированы (они были довольно примитивны и непрочны и

строились из подручного материала (кости, глина, ветви и стволы деревьев),

то мегалиты (мегас – большой, литос – камень) – сооружения культового

характера из огромных камней, а вернее, каменных глыб огромного размера,

грубо обработанных, сохранились до наших дней. Различают три типа

мегалитов:

Менгиры (от бретонского «мен» – камень, «гир» – длинный) – длинные

камни, одиночные или образующие аллеи, поднятые вертикально и

вкопанные в землю. Высота их от 1 м до 20 м. Например, аллея менгиров в

Карнаке (Бретань во Франции) насчитывает 2.613 камней, составляющих 13

рядов. Мнения об их назначении расходятся: для одних они связаны с

культом солнца, для других – с культом мертвых.

Дольмены (дол – стол, мен – камень) – сооружения, составленные из

нескольких вертикальных камней, перекрытых горизонтальным

(использовались для погребения).

Кромлех (кривой камень) – это целый архитектурный ансамбль, первая

попытка архитектурной организации пространства. Состоит из огромных

камней, расположенных кругом или овалом вокруг центрального камня.

Самым знаменитым из подобных сооружений можно считать кромлех,

находящийся возле г. Стонхендж (Великобритания). Мнения о его

назначении также разноречивы. По одной версии, он представляет храм, по

другой – обсерваторию, а скорее всего – и то, и другое вместе.

Что касается наскальной живописи эпохи позднего каменного века, то

она полностью теряет свой реализм и превращается в геометрические

символы. Это относится как к наскальному, так и мобильному искусству.

Образцы его найдены в Африке и на севере Европы.

 

ЛЕКЦИЯ 3

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА

Блок 1. Культура Древнего Двуречья и Древнего Египта

В целом раннюю культуру Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность. Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам. Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии и других государствах. В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись становится алфавитным письмом. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали как податели жизненных благ и изобилия - за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Самыми могущественными из всех богов были Ан - бог неба и отец других богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки - бог океана и пресных подземных вод. Другими важными божествами были бог Луны - Нанна, бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна и др. Укрепление государственности в Двуречье отразилось на религиозном представлении древних жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные силы, стали восприниматься прежде всего как большие "небесные начальники" и уже потом - как природная стихия и "податели благ". В второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города - Ур,

Урук Аккад и др. Самым молодым из этих городов был Вавилон. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла. В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек. По сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными вертикальными узкими нишами или мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения четко вырисовывались на вершине насыпной горы В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные типы зодчества. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы, в декоративном оформлении которых проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи, поэтому особую роль в украшении стен, колонн, статуй стали играть мозаика и инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен также имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность. На протяжении многих веков постепенно сложились разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах стел были запечатлены их деяния и победы. Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во второй половине 3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы за власть между городами - государствами победу одержал Аккад. В литературе и искусстве Аккада проявились новые веяния, образы и темы. Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который правил в 18 в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун, подробно описываются его странствия по миру в поисках тайны бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания о всемирном потопе оказали очень сильное влияние на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни.

Искусство Древнего Двуречья более динамично, чем искусство Древнего Египта. Наиболее распространенными жанрами были архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Зиккураты, высокие ступенчатые башни, символизировавшие постепенное восхождение к богу, обычно ярко раскрашивались: в черный, кирпичный, белый, золотой цвета. Широко использовалась керамическая плитка для облицовки зданий.

Но наиболее интенсивно в Двуречье развивалась скульптура: рельефы, монументальная скульптура, мелкая пластика. Пластика отличается декоративностью (инкрустация золотом, медью, драгоценными камнями и дорогими сортами дерева), тонкой работой, высоким мастерством исполнения и отделки. Рельефы отражают наиболее яркие моменты истории и культуры страны: сцены военных походов, охоты, религиозные и мифологические сюжеты.

Искусство глиптики – резьбы по камню, кости, стеклу – применялось при изготовлении цилиндрических печатей и служило гражданским целям.

По своей жизнестойкости культура Двуречья превзошла все древневосточные державы и пережила на два с лишним тысячелетия своих собственных творцов.

Древнеегипетское государство зародилось вдоль реки Нил, на севере Африки. Его местоположение обусловливалось плодородием иловых почв, образованных разливами Нила, и возможностью получать несколько урожаев в год. Этот географический и климатический фактор сыграл решающую роль в экономическом и политическом развитии Египта.

Административное деление на номы (сельскохозяйственные общины), которыми управляли номархи, позволило обеспечить четкое управление страной.

Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управления, совершенное по тому времени законодательство, высокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян (самого религиозного народа в истории древнего мира).

Древний Египет считается классической страной поклонения богам в виде животных. Помимо общеегипетских, у каждой группы населения были еще свои местные священные животные. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, повиноваться и поклоняться.

Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса.

Культ животных самый древний. Наиболее популярные боги-животные – крокодил, кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ, связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог

Амон – покровитель фараонов – символизировал их божественное происхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон-Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного правителя.

К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение умирающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был.

Египет – родина исторической повести, сказок, басен, любовной лирики. Самое известное произведение литературы Древнего Египта – «Книга Мертвых».

«Книга мѐртвых» в Древнем Египте — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Представляет собой ряд из 160-190 (в разных вариациях) несвязанных между собой глав, различного объѐма, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Название «Книга мѐртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее еѐ было бы назвать «Книгой Воскресения», так как еѐ египетское название — «Рау ну пэрэт эм хэру» дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».

Это произведение считалось очень древним ещѐ во время правления Семти, фараона I династии, и, более того, было тогда настолько объѐмным, что требовало сокращения, неоднократно переписывалось и дополнялось из поколения в поколение на протяжении почти 5 тысяч лет, и любой благочестивый египтянин жил, постоянно обращаясь к учению Книги мѐртвых; египтян хоронили, руководствуясь еѐ указаниями; их надежда на вечную жизнь и счастье была основана на действенности еѐ гимнов, молитв и заклинаний.

В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя, что должно было обеспечить ему загробную жизнь. Позднее подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний (частью — старых, частью — сочиненных заново по их образцу) записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках, а иногда на коже. Эти свитки и получили название «Книги мѐртвых», несмотря на то, что они сильно различаются по содержанию и расположению текстов.

Этот религиозно-магический сборник производит впечатление хаотического нагромождения молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в «Книгу мѐртвых» проникают элементы морали. На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и 125. По своей сути «Книга мѐртвых» является религиозным сборником, поэтому имеющиеся в ней элементы

нравственности переплетаются с древней магией. Так, в 30-й главе «Книги мѐртвых» покойный заклинает своѐ сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пѐстрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что «Книга мѐртвых» составлялась и редактировалась на протяжении ряда веков. Древние тексты традиционно сохранялись до позднего времени, причѐм их содержание часто становилось непонятным и даже требовало объяснений, которые, например, были добавлены к 17-й главе «Книги мѐртвых».

Особый интерес для исследователей представляет 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса над умершим. К главе имеется иллюстрация: Осирис (царь и судья загробного мира) сидит на троне со знаками царской власти (с короной, с жезлом и плетью). Наверху изображены 42 бога (очевидно, боги номов). В центре зала стоят весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде статуэтки богини Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и статуэтка весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).

На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи.

В этой же главе приводится речь, которая произносится при выходе из «чертога обоюдной правды». Она интересна тем, что в ней покойный говорит: «…нет ко мне обвинения со стороны современного царя… Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное…

Он, как на настоящем судебном процессе, доказывает что обвинение против него необоснованно, что нет свидетелей против него. Что особенно интересно, с этой речью он обращается к 42 богам, которых можно назвать присяжными, которых он «умилостивил тем, что им приятно».








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1064;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.057 сек.