Название Годы Тип человека

Палеолит

Нижний 1млн. лет до н.э. – 100тыс. лет до н.э.Питекантроп

Средний 100тыс. лет до н.э. – 40тыс. лет до н.э.Неандерталец

Верхний 40тыс. лет до н.э. – 8тыс. лет до н.э.Кроманьонец

Мезолит 8тыс. лет до н.э. – 5тыс. лет до н.э.

Неолит 5тыс. лет до н.э. – 2тыс. лет до н.э.

Первобытное общество характеризуется низким уровнем

производительных сил, общинным типом собственности, уравнительным

распределением продукции. Технология деятельности осуществляется в

коллективе, основанном на кровно-семейных связях. Присваивающий

характер экономики является типовым. Однако зарождаются производящая

экономика, планирование хозяйства и простейшие формы материального

обмена. Скотоводство и земледелие требовали внимательного наблюдения за

течением времени, сменой сезонов, планирования на год вперед

сельскохозяйственных работ и расчета запасов до нового урожая. Новшества

и достижения материальной и духовной культуры различных племен также

стали объектом обмена.

В своей социальной эволюции первобытное общество развивалось от

первобытного стада к родоплеменному строю, что в итоге привело к

следующей организации социально-общественных связей: семья – род –

тотемная группа – община – племя. В них тесно переплетены

эмоциональные, религиозные, экономические мотивы связей. Социальная

группа, объединенная общим трудом, составляла общину.

До последнего времени ученые считали, что вплоть до медно-

бронзового века на вершине социальной лестницы стояли женщины, то есть

существовал матриархат, а затем властные структуры стали прерогативой

мужчин. Согласно новейшим научным данным, в первобытном обществе не

было матриархата и патриархата в чистом виде, но существовало разделение

социальных функций. Предпочтительное изображение женщин в искусстве

каменного века (Палеолитические Венеры) обусловлено, скорее всего,

причинами сакрального характера, связанными с космогоническими и

антропогеническими мифами, а также таинством рождения.

Внутриродовые отношения регулировались системой запретов и

табуирования, в частности, экзогамией, т. е. запретом на половые контакты

внутри рода, препятствующие его вырождению. Заботясь о здоровом

потомстве, первобытные люди придавали большое значение суровым

обрядам инициации, через которые проходили достигшие совершеннолетия

юноши и девушки. Эти обряды способствовали одновременно естественному

отбору и социализации молодого поколения. Межродовые отношения

регулировались принципом талиона (око за око). Важная роль в становлении

социальной и духовной культуры принадлежала религиозным верованиям.

В структуре регулятивной системы первобытного общества —

социальных норм присваивающей экономики — можно выделить следующие

элементы.

Содержание. Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на

обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и

воспроизводства конкретных общин в природной среде. Одним из важных

факторов такого существования было закрепление за соответствующей

группой, кланом той или иной территории, на которой они перемещались.

Если же какая-либо другая, как правило, родственная группа в силу

природных условий не могла пользоваться своей территорией (например,

пересыхали источники), то ей представлялась возможность жить на

территории другой группы. В социальных нормах закреплялась и

выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система.

Важнейшим вопросом существования человечества является его

воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных

групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества

женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-

семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в

некоторых ситуациях — их похищение.

Своим содержанием нормы первобытного общества, таким образом,

обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, определенное

экологическое состояние, ряд других необходимых условий

жизнедеятельности присваивающих обществ.

Способы регулировния. Здесь можно выделить три основных способа

— запреты, дозволения и (в зачаточной форме) позитивное обязывание.

Запреты существовали, главным образом, в виде табу, т.е. в виде

подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те

или иные поступки, например, заключать браки между кровными

родственниками. Люди очень давно догадались о биологическом, а

следовательно, и социальном вреде кровно-родственных связей и запрещали

их уже на самых древних этапах своего существования под страхом

тягчайших наказаний. Эти запреты инцестов (кровнородственных браков)

«работали» на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп.

Дозволения (разрешения), определяя поведение человека или объединений

людей в присваивающей экономике, указывали, например, на виды

животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов,

выкапывания корней, на пользование той или иной территории, источниками

воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых обществах)

и т.д.

Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных

участках, отдавать для распределения среди членов общины и для подарков

членам других общин туши больших животных, распределять туши самим

добытчикам согласно установленному порядку, участвовать в коллективных

акциях мщения за вред, причиненный члену общины.

Запрещалось: нарушать разделение функций в общине между

мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные

повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли

заниматься лишь специальные лица — колдуны); похищение женщин и

детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воровство; нарушение

правил супружеского союза, в том числе эквивалетности между общинами

при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение

супружеской верности и т.п.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое

поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ,

разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств

передвижения (например, лодок). Однако все эти способы регулирования не

были направлены на изменение природных условий, на выделение человека

из природы, а обеспечивали лишь наиболее эффективные формы присвоения

предметов природы и их переработки, приспособления для удовлетворения

потребностей человека.

Формы выражения. Социальные нормы присваивающей экономики

находили свое выражение в мифологических системах, в традициях,

обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах.

Мифологическая нормативная система — одна из древнейших и очень

мощных форм социального регулирования. В современной исторической и

этнографической науках давно преодолено отношение к мифам

первобытного общества как к суевериям и заблуждениям. Все в большей

степени выделяется и изучается идеологическая и нормативно-регулятивная

функция мифов, которые «поддерживают и санкционируют определенные

нормы поведения» в обществах охотников, рыболовов, собирателей,

реализуют нормативно-информационную функцию — как набор хороших и

дурных примеров, выступают своего рода «руководством к действию»,

демонстрируя способы поведения, которым надлежит следовать «в своих

взаимоотношениях с природой и друг с другом».

Успехи этнографической науки в изучении и реконструкции жизни

некоторых народов, находящихся на уровне каменного века, позволяют

правильно оценить социально-нормативное значение мифов и их

«художественное» отображение в наскальных (настенных, если речь идет о

пещерах) росписях, а также в обрядах, ритуалах, «священных» предметах,

которые органически связаны с мифами.

Контрольные вопросы

Вопрос 1

Проявлением какого сознания следует считать учение о божественном

сотворении мира и человека?

1. дуализм

2. эволюционизм

3. креационизм

4. синергизм

Вопрос 2

Кто такой "Гомо хабилис"?

1. человек разумный

2. человек умелый

3. человек играющий

4. человек активный

Вопрос 3

Кого называли Гомо эректус (человек выпрямленный)?

1. австралопитеков

2. питекантропов

3. неандертальцев

4. кроманьонцев

Вопрос 4

Укажите последовательность возникновения представителей человеческого

рода:

австралопитеки - питекантропы - неандертальцы - кроманьонцы

Вопрос 5

Где впервые обнаружили останки кроманьонцев?

1. во Франции

2. в Испании

3. в Австралии

4. в Африке

Вопрос 6

Кого называют Гомо сапиенс ("человек разумный")?

1. австралопитека

2. питекантропа

3. неандертальца

4. кроманьонца

Блок 2. Менталитет первобытного человека

Французский исследователь Л.Леви-Брюль (1857-1939) все свои работы

посвятил исследованию одной темы - своеобразию "первобытного"

мышления, качественно отличного от "логического" мышления. Исходное

понятие для исследований Леви-Брюля - "коллективные представления".

Коллективные представления - это идеи (верования, моральные понятия),

которые человек получает не из своего индивидуального жизненного опыта,

а благодаря воспитанию, общественному мнению, обычаям. Леви-Брюль

поставил перед собой задачу: выяснить законы этого аспекта культуры,

специально изучить особенности проявления коллективных представлений в

различных по уровню развития типах обществ.

В самом начале своего основного труда "Первобытное мышление" он

дает развернутую характеристику этого понятия. "Представления,

называемые коллективными... могут распознаваться по следующим

признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они

передаются в ней из поколения в поколение, они навязываются в ней

отдельным личностям, пробуждая в них сообразно обстоятельствам, чувства

уважения, страха, поклонения и т. д. в отношении своих объектов, они не

зависят в своем бытии от отдельной личности. Это происходит не потому,

что представления предполагают некий коллективный субъект, отличный от

индивидов .. а потому, что они проявляют черты, которые невозможно

осмыслить и понять путем одного только рассмотрения индивида как

такового. Так, например, язык, хоть он и существует, собственно говоря,

лишь в сознании личностей, которые на нем говорят, тем не менее

несомненная социальная реальность, базирующаяся на совокупности

коллективных представлений. Язык навязывает себя каждой из этих

личностей, он предшествует ей и переживает ее".

Особенности коллективных представлений обусловлены

разнообразием культур. Для традиционного (архаичного) общества большую

значимость имеют эффективная направленность, коллективные чувства,

нежели чисто умственная деятельность. Леви-Брюль в связи с этим

критиковал другого исследователя первобытного мышления, Э.Тайлора, за

образ размышляющего "дикаря-философа", интеллектуально постигающего

мир. По мнению Леви-Брюля, законы, управляющие коллективными

представлениями "отсталых" народов, совсем не похожи на наши логические

законы мышления. Эти коллективные представления не отделены от эмоций,

чувственных аспектов архаических культур.

Большую роль в таких культурах играет феномен внушения и

социально-психологического "заражения" во время религиозных обрядов

эмоциями страха, религиозного ужаса, желания, надежды и т. д.

Определяющим фактором коллективных представлений традиционных

культур является вера в сверхъестественные таинственные силы и в общение

с ними. Леви-Брюль особо подчеркивал, что "дикарь" не ищет объяснений

явлений окружающей действительности. Они даются ему в едином

(синкретическом) комплексе представлений о тайных силах, магических

свойствах окружающего мира, а не в структурно-аналитической форме в

виде отдельных сущностей, частей, элементов окружающей жизни.

Вообще восприятие мира в "примитивных" культурах ориентировано

не на поиск объективных характеристик, а на субъективно-чувственные,

мистические формы освоения. Поэтому, по мнению Леви-Брюля,

"первобытные люди" смешивали, например во сне, реальные предметы с их

образами, человека и его изображение, человека и его имя, человека и его

тень. Первобытное мышление непроницаемо для опыта. Оно не

чувствительно к нему и не может разуверить архаичного человека в его вере

в колдовство, фетишей, мистические силы.

Место законов логического мышления (тождества,

непротиворечивости) занимает в первобытном мышлении закон сопричастия,

состоящий в том, что предмет (человек, животное) может быть самим собой

и одновременно другим. Человек традиционного общества чувствует себя

мистически единым со своим тотемом (крокодилом, попугаем, орлом), со

своей лесной душой и т. д. Данный тип мышления Леви-Брюль называл

дологическим, оперирующим предпонятиями или предсвязями. Таковы

общие контуры теории "первобытного мышления" Леви-Брюля при

последовательном проведении его собственной позиции в отношении к

менталитету людей, живущих в традиционной, дописьменной культуре.

"Для первобытного сознания, - продолжает Леви-Брюль, - нет чисто

физического факта в том смысле, какой мы придаем этому слову". "Однако

для первобытного мышления нет явлений природы в том смысле, какой мы

придаем этому термину". Более того, Леви-Брюль настаивал, что даже в

самом повседневном восприятии простейших предметов обнаруживается

глубокое различие, существующее между нашим мышлением и мышлением

первобытных людей. "Первобытные люди смотрят теми же глазами, что и

мы, но воспринимают не тем же сознанием, что и мы". К наиболее ярким

примерам первобытного мышления Леви-Брюль относит страх потерять

свою тень.

Рядом интерпретаций этнографических фактов Леви-Брюль

подчеркивал смысловое ядро своей концепции. Например, он говорил о том,

что яд, согласно поверьям африканских народов, действует только вместе с

заклинаниями, яд как фетиш действует в силу присутствия в нем духа. По

мнению Леви-Брюля, "представления о физических свойствах яда, столь

ясного для европейца, не существуют для мышления африканца". Не будем

обсуждать вопрос о том, как готовится яд, если не иметь представления о его

свойствах. В этом примере наиболее выразительно предстает общий образ

первобытной культуры, погруженной в мистически таинственные

представления. Они определяют каждый шаг человека, видящего мир

совершенно иначе, нежели европейцы.

У первобытного человека отсутствовало целостное восприятие природы.

Он выборочно воспринимает лишь те аспекты природы, с которыми связана

его повседневная жизнь (гром, молния, огонь, вода, дождь, ветер, животные).

Во многих ситуациях он не знает, как ему действовать, многое он не может

объяснить. В связи с этим у древнего человека возникает потребность в

средствах, которые бы подсказали ему выход, повысили бы степень

надежности принимаемых им решений, упорядочили бы ментальный план

его жизни.

Средством нейтрализации негативных ощущений и удовлетворения

потребностей в покровительстве выступает религиозно-мифологическое

миропонимание.

Первым религиозным обрядом первобытного общества стали похороны,

поскольку вопросы жизни и смерти были самыми насущными. Судя по

древним захоронениям, уже в древности сложились представления о

существовании потустороннего мира, поскольку в них были обнаружены

предметы обихода, утварь, украшения, оружие, необходимые для загробного

существования. Внимание первобытных людей привлекает так же тайна

истоков жизни, отсюда культ плодородия, размножения.

Поскольку жизнь родовой общины тесно связана с животным и

растительным миром, в сознании первобытного человека складываются

тотемистические представления о происхождении рода от того или иного

животного, растения или явления природы, являющегося защитником и

покровителем его представителей. Объект поклонения называется «тотем», а

сама первичная форма религии тотемизмом.

Тотемизм усиливает культ предков, восходящих к прародителю рода и

наделенных сверхъестественными возможностями. В родовом обществе

тотемистические обряды, система запретов – табу, инициация выполняют

интегрирующую и социализирующую функции. Если тотемизм

ориентирован на внутренние потребности рода, то другая ранняя форма

религиозных представлений первобытного человека, возникшая параллельно

с тотемизмом, носит практически всеобщий характер – это анимизм.

Термин «анимизм» происходит от латинского слова «анима» – душа.

Суть его в одухотворении природы, животных, растений, неживых

предметов, вера в духов, души предков и приписывание им

сверхъестественных способностей, возможностей приносить пользу или,

наоборот, навредить, что в свою очередь породило культовые обряды,

жертвоприношения, ритуалы. Первые анимистические представления

возникли у первобытного человека во время размышлений над такими

явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса

и галлюцинаций. Первобытные люди составляли понятие о душе,

находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В

дальнейшем формируются более сложные представления о существовании

души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире

и т.д.

Также анимистические верования возникли из присущего первобытным

людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей

действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы

объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей,

чувствами. Возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил

природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе сложной

эволюции трансформировалась в политеизм (многобожие), а затем в

монотеизм (единобожие).

Связующим звеном между тотемизмом и анимизмом является вера в

души предков и возможность их заступничества за членов рода в грозном

мире духов природы. Наличие у первобытного человека дуалистического

мышления говорит о его способности к созданию абстрактных понятий.

Средством соединения мира реального с миром абстрактным выступает

магия. Магия представляет собой первую попытку человека подчинить себе

мир, обуздать потусторонние силы. Магия – это комплекс ритуальных

обрядов, функцией которых является воздействие на сверхъестественные

силы для получения материальных результатов. Иначе говоря, магия

осуществляет связь с потусторонним миром с целью власти над ним, а ее

инструмент – колдуны, шаманы и их ритуалы.

Благодаря огромной силе эмоционального воздействия магические

ритуалы привели к становлению магического мышления, которое

приписывает ритуальным действиям и предметам магическую силу,

способную влиять на ход действий и их конечный результат. Так возникает

фетишизм. Фетишизм, как следствие, порождает фетишей или идолов,

добрых и злых, талисманы, амулеты, обереги. В них воплощены

сверхъестественные силы мира духов, предков и тотемов. Объектом

поклонения – фетишем – мог стать любой предмет, почему-либо поразивший

воображение человека: необычный камень, кусок дерева, зуб животного,

искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Чаще всего предмет,

который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если в

результате этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической

деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе.

Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или

заменялся другим. Обращение первобытных людей с фетишами говорит о

том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими

предмету. За оказанную помощь его благодарили, за беспомощность

наказывали. Суть первобытного фетишизма заключалась в том, что человек

усматривал в поразивших его воображение предметах свойства, которые не

усматривались при помощи обычных органов чувств, причем эти свойства

приписывались фетишам либо на основании случайных ассоциаций, либо на

основе неверно понятых причинно-следственных связей.

Тотемизм, анимизм, объединяющая их магия, овеществленная в

фетишах, представляют собой комплекс ранних религиозных верований

первобытного человека в существование двух миров и свидетельствуют о

попытках человека привести их в соответствие и управлять ими.








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1606;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.07 сек.