Четвертое звено
Отработка содержания в речевом плане, отработка формальных языковых операций
Описанная выше работа, направленная на обеспечение переноса определенного графического содержания в реальную трехмерную действительность, в разработанной нами модели обучения рассказыванию является условием для сло-
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
весного интерпретирования содержания картины. Эта работа позволяет сформировать у детей способность к когнитивному анализу изображенной на картине ситуации, успешность которого ведет к результативному пониманию изображения. Наиболее частой, но не единственно возможной, является такая организация занятий, когда работа, связанная с отражением содержания в речевом плане, осуществляется на отдельном занятии, следующем после символико-моде-лирующей и изобразительной деятельности детей по воспроизведению художественных образов картины. Для актуализации собственного опыта, связанного с этой деятельностью, можно использовать ряд специальных приемов:
• анализ фотографии процесса или результата предмет
но-пространственной деятельности (подбор картины, соответ
ствующей фотографии, или наоборот выбор фотографии с
соответствующим картине содержанием);
• подбор к воспринятому с экрана монитора игровому со
держанию соответствующей картины;
• анализ результата продуктивной деятельности по вос
произведению художественных образов картины в окружа
ющей действительности (рисунка, аппликации, физической
или предметно-схематической модели, созданных на основе
изображения).
Наша модель не требует строгого соблюдения традиционной последовательности предъявления наглядного материала, рекомендованного для обучения рассказыванию по картине (составление рассказов по крупноформатным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сцен в пределах одного сюжета, рассказывание по серии сюжетных картин, затем составление рассказов-описаний). Наша методика предполагает возможность словесного интерпретирования ребенком любого изображения. Успешность такого интерпретирования зависит, прежде всего, от практического и познавательного опыта ребенка.
В ходе обучения рассказыванию по картине необходимо развивать следующие умения детей:
• получать информацию для высказывания (рассматри
вание и интерпретация картины), обеспечивающую содер
жательную сторону текста;
УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ
• использовать необходимые лексические и грамматичес
кие средства языка;
• структурно-композиционные умения, обеспечивающие
логику построения текста;
• совершенствовать содержание, структуру и речевое оформ
ление текста.
Очень важно научить детей осознавать (хотя бы на элементарном уровне) общую структуру текста (начало, середина, конец), предъявленного с помощью символических средств (различных условно-графических изображений, планов-схем). Для этого в процессе обучения дошкольников рассказыванию по картине необходимо стимулировать желание детей самостоятельно устанавливать последовательность основных смысловых компонентов, учить их оформлять внутритекстовые связи на семантическом и коммуникативном уровнях и оценивать правильность высказывания.
Не следует забывать, что показатели успешности обучения рассказыванию по картине у разных детей могут быть разными. Это зависит от индивидуальных особенностей их интеллектуального и речевого развития.
Для осмысления содержания картины на речевом уровне дети выполняют следующие упражнения:
• называют предметы, изображенные на картине, ориен
тируясь на указанный цвет, назначение, материал, из кото
рого они сделаны;
• называют действия, выполняемые персонажами картины;
• заканчивают предложения, начатые, например, учите
лем-логопедом;
• узнают предмет или объект, изображенный на карти
не, по его описанию;
• составляют предложения, различные по семантико-син-
таксической структуре;
• описывают отдельные предметы или объекты, изображен
ные на картине, по различным специально разработанным
графическим схемам, по вопросному плану, самостоятельно;
• сравнивают предметы или объекты по существенным
признакам.
Обучая детей рассказыванию по картине, мы в своей практике широко используем прием коллективного состав-
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 946;