УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ. Организация символико- моделирующей деятельности,
Третье звено
Организация символико- моделирующей деятельности,
воспроизводящей художественные образы картины
в окружающей действительности
Способность ребенка адекватно понимать различного рода картины и иллюстрации основывается на соотнесении изображения с реальностью. Символико-моделирующие виды деятельности позволяют перевести содержание графического изображения в трехмерную действительность, то есть создать образы картины в окружающем пространстве и тем самым активизировать мыслительную и речевую деятельность детей.
В процессе моделирующих видов деятельности (игры, элементы театрализации, рисование, аппликация, предметное моделирование) по содержанию картины у детей формируется ориентировка на целостный образ, отдельные компоненты изображения начинают восприниматься дошкольниками во взаимосвязи.
Организация символико-моделирующих видов деятельности требует соблюдения ряда условий:
• достаточного длительного исполнительского этапа, в
ходе которого дети активно анализируют картину, подбира
ют необходимые элементы, используют сопровождающую
речь, получают положительный отклик со стороны взросло
го и других детей;
• обеспечения операционно-технической стороны продук
тивных и игровых видов деятельности через развитие зри
тельно-двигательной координации;
• развития оценочного отношения детей к результату сво
ей деятельности;
• стимулирования речевого сопровождения (вопросы, по
буждения, пояснения, констатация готового результата).
Для реализации всех этих условий большое значение имеет игровая деятельность детей по содержанию картины. В сюжетно-отобразительных, театрализованных играх дети могут принимать на себя роли персонажей (или объектов) картины. Это достигается благодаря особенному феномену
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
игры — личностному, позиционному замещению, когда по зиция «Я» меняется на позицию «Я— другой», и в соот- ветствии с этой позицией выстраивается поведение ребе- ка. В основе игры лежит сюжет, заранее определенный темой художественного произведения. В ней моделируете воспроизводится та сфера действительности, которая изо- ражена на картине. Психологическое содержание игры с ставляют отношения и ситуации в окружающем природе и социальном мире, воспроизводимые и моделируемые сюжете. Театрализованную игру при обучении рассказы нию по картине рекомендуется использовать как деятель- ность, позволяющую моделировать изображенные на карт] не отношения.
В предлагаемой нами модели обучения рассказыванию картине рекомендуется ориентироваться на две основный группы театрализованных игр: режиссерские и игры-драма- тизации. К режиссерским играм традиционно относят настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (тене вой театр, театр на фланелеграфе). В таких играх ребенок ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного, а преобладающими средствами выражения в эти: играх являются интонация и мимика. Пантомима в таких играх ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. В играх-драматизациях основными являются действия исполнителя. В таких играх используются все средства выразительности: интонация, мимика, пантомима.
Почему же так важна театрализованная игра, предваряющая собственно рассказывание по картине? Сюжетная картина привлекает детей, прежде всего, своими персонажами, событиями, йо недостаточная осознанность связей ведет к непониманию смысловых отношений. Поза, выразительный жест, мимика относятся к естественной системе знаков, отражающих содержание совершаемых действий, эмоциональные переживания. Поскольку содержательной стороной рассказывания по картине выступают закономерности понимания изображения, важно, чтобы ребенок осмыслил, осознанно воспринял выразительную сторону позы, мимики, жеста.
УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ
Организуя игру, можно предложить детям разные ситуации
• использование только соответствующих данной карти
не атрибутов;
• в набор на основе анализа содержания картины;
• моделирование с опорой на картину;
• моделирование без образца (без картины в поле зрения)
Изобразительная деятельность (рисование, аппликация) в структуре работы по обучению рассказыванию по картине предполагает проведение различных изобразительных игр. С одной стороны, развитие восприятия готовых изображений выступает как важнейшая предпосылка возникновения собственной изобразительной деятельности, с другой стороны, собственный рисунок зачастую помогает адекватному восприятию предложенной картины. В этом случае очень важным становится обязательное ассоциирование «графического следа» с объектом картины, которое направлено на опредмечивание изображения и на развитие замещающей функции изображения.
При обучении детей рассказыванию по картине можно использовать следующие приемы:
• показ взрослым, как можно воспроизвести содержание
картины с помощью средств изобразительной деятельности
(линия, цвет, аппликация);
• дорисовывание рисунков, выполненных взрослым, с
целью расширения их содержания (в соответствии с кар
тиной);
• воспроизведение одного и того же содержания разны
ми способами (аппликация, рисование);
• моделирование композиции из плоскостных объектов;
• моделирование композиции с помощью объемных пред
метов;
• дополнение сюжетных изображений недостающими де
талями;
• изображение пропущенных элементов (в серии после
довательных картин);
• изображение объектов картины приемом рваной ап
пликации по готовому контуру;
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1325;