УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ. пауза или переключение на другой вид деятельности (от 10
пауза или переключение на другой вид деятельности (от 10
до 20 мин);
• не стоит принуждать ребенка, если он не хочет заниматься с использованием компьютера (рекомендуются только косвенные приемы руководства занятием).
Приобщение к информационной культуре — очень важная задача социального и познавательного развития ребенка. Однако использование компьютера ни в коем случае не должно доминировать. В структуре проведения занятий по обучению рассказыванию по картине мы выделяем направление, предполагающее элементарное ознакомление со способами демонстрации картин в современном обществе (музеи, выставки), деятельностью по созданию картины художником, жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина).
С целью формирования мотивационного аспекта восприятия картин мы рекомендуем посещать с детьми выставки картин, организовывать выставки в своем образовательном учреждении (из набора репродукций картин, выставки картин художников и детские рисунки, копирующие их содержание). В совместной работе с другими педагогами можно организовать тематические выставки рисунков детей по сюжету картины. При этом картина вывешивается рядом как наглядный пример возможного варианта отражения одного и того же содержания. Для реализаций этого направления работы проводится цикл специальных занятий, которые, с одной стороны, влияют на мотивационный аспект восприятия картины в дальнейшей работе, а с другой стороны, служат решению задач, связанных с ознакомлением детей с окружающим миром, с их сенсорным и эстетическим развитием.
Остановимся более подробно на идее создания в образовательном учреждении малой картинной галереи. Картинная галерея — это специально созданная художественная галерея. Коллекция картинной галереи формируется из произведений художников (картин студентов, обучающихся по профилю «изобразительное искусство», профессиональных художников, художников-любителей, детских рисунков).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
При подборе картин нужно учитывать следующие методические требования:
• познакомить детей с такими видами изобразительного
искусства, как живопись;
• научить детей различать жанры живописи: пейзаж,
портрет, натюрморт;
• учить детей сравнивать одножанровые картины, а так
же одноименные картины разных художников (взрослых и
детей), видеть сходство и различия в манере их письма.
Экспозиция картинной галереи может строиться следующим образом: сначала представлен, например, натюрморт, написанный художником (взрослым), а рядом с ним картины детей, которые выполнены на основе данного сюжета (две-три работы).
Работа с детьми организуется в определенной последовательности: сначала картина вывешивается в групповой комнате, в рекреации, в изостудии или в других помещениях образовательного учреждения (выставляется на мольберте). Она рассматривается детьми вместе со взрослыми. Педагог (например, воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, руководитель изостудии или другой специалист) рассказывает о картине, об изобразительной манере художника, об особенностях передачи сюжета. Затем дети рисуют свои картины на основе данной, сохраняя все ее компоненты.
По картинам, предлагаемым для экспозиции, проводится диагностика особенностей развития связной речи и развития внимания, памяти, мышления. Эту работу может осуществлять педагог-психолог совместно, например, с учителем-логопедом, воспитателем или другими специалистами. Затем картины размещаются в картинной галерее. Во время экскурсий дети вместе со взрослыми рассматривают картины, сравнивают манеру живописи, жанры и т. п. После этого картина включается в предметно-развивающую среду для занятий по развитию речи.
Во время экскурсий по картинной галерее наряду с задачами интеллектуального, речевого, эстетического развития детей, решаются задачи нравственного воспитания, формируется культура поведения детей в общественных местах.
УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ
Второе звено
Формирование перцептивного образа
(восприятие художественного образа)
и организация последующего речевого общения
При восприятии картины образ, с одной стороны, выступает как средство восприятия, то есть как представление, на основе которого осуществляются операции сличения, сопоставления воспринимаемых свойств с эталонными значениями, зафиксированными в опыте ребенка, а другой — как продукт восприятия картины (образ восприятия). Отметим, что при восприятии картины как знаково-символической системы представления могут и уточняться, и формироваться и приобретать характер устойчивого образования.
Организуя рассматривание картины, следует помнить тезис Л. С. Выготского о том, что восприятию уже на самых ранних ступенях развития должны быть присущи структурность и целостность, что восприятие целого первично по отношению к восприятию частей. Поэтому важно обеспечивать, прежде всего, восприятие информационной стороны картины, наглядно представленной ситуации, главного и второстепенного, существенного и фонового.
Восприятие графических изображений — особый вид восприятия. Графические изображения являются общественно выработанной системой знаков, овладение которой позволяет развивать способность к воспроизведению, моделированию наиболее существенных свойств и сторон действительности. Выразительность образа в картине достигается с помощью цвета, композиции, позы, жеста, мимики.
Учитывая, что познание ребенком окружающего мира основывается на ощущениях и восприятиях, важной задачей педагогов становится организация усвоения детьми общественного сенсорного опыта (сенсорных эталонов), формирование обобщенных знаний и умений, обеспечивающих широкую ориентировку в воспринимаемой реальности. Это направление работы в предлагаемом пособии не рассматривается, поскольку проблема эта носит общий характер и требует многоаспектного изучения.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1081;