УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ. ления рассказов, а также составление рассказов по отдельным фрагментам картины (по направляющим вопросам).
ления рассказов, а также составление рассказов по отдельным фрагментам картины (по направляющим вопросам).
В то же время мы не рекомендуем применять на зайняти-ях образец рассказа, составленного взрослым, поскольку в этом случае значительно снижается активность и самЬстоя-тельность детей при выполнении речевых упражнений.
Рассказы детей желательно записать на аудио- или видеоносители, а затем проанализировать их вместе с детьми, обратив их внимание на смысловое соответствие и возможность дополнения содержания.
Пятое звено
Самостоятельное рассказывание.
Принятие роли рассказчика в коммуникативной
ситуации «рассказывание — слушание»
Мы уже обращали внимание на необходимость использования игровых ситуаций с целью повышения мотивации детей к рассказыванию по картине. Игровые ситуации помогают интерпретировать сюжетную основу изображения, понять содержание картины. Кроме того, игровые ситуации позволяют одновременно осуществлять и познавательную, и коммуникативную деятельность. Однако при традиционной форме организации занятий по рассказыванию значимость коммуникации существенно снижается. Как правило, на таких занятиях все дети наблюдают (рассматривают) картину, а затем каждый составляет свой рассказ. Активного общения между детьми по поводу содержания картины не происходит. Мало того, дошкольники, а иногда и младшие школьники не стремятся к собственному высказыванию, а повторяют рассказанное ранее другими детьми, внося лишь незначительные изменения.
Наша методика обучения рассказыванию по картинам позволяет организовать такое взаимодействие с ребенком, при котором меняется сама сущность коммуникативной ситуации: содержание картины, по которой рассказывает ребенок, «как бы» не известно слушающему, что повышает интерес говорящего к рассказыванию. Один из приемов,
применяемый нами для повышения мотивации рассказывания, называется «разговор по телефону», когда один ребенок рассказывает другому о содержании картины. Для этого мы используем стационарные и мобильные детские телефоны.
На первых этапах обучения в качестве второго собеседника выступает взрослый, который с помощью вопросов направляет самостоятельное рассказывание дошкольника. Затем этот прием используется для развития коммуникативной деятельности детей и обучения их постановке вопросов, поскольку умение задавать вопросы является сложным речевым умением, предполагающим способность находить содержательный материал для вопроса и формулировать его.
Для совершенствования синтаксической структуры устных высказываний дошкольников мы используем ситуацию письменной речи. Этот прием описан в работах Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. Составление устного рассказа с целью передачи его в письме приводит к изменению структуры коммуникативной ситуации, способствует развитию связности устной речи ребенка, обогащает ее сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Прием составления письма вводит ребенка в игровую ситуацию и, как правило, используется на индивидуальных занятиях. Этой же цели, то есть совершенствованию синтаксической структуры высказываний, служит прием отраженной речи (по В. В. Гербовой). Он заключается в повторении высказываний ребенка или взрослого и их последующей записи.
Рассказ оценивается не только с точки зрения передачи информации, но и с точки зрения воздействия на адресата, выражения эмоций. Поэтому мы вместе с детьми анализируем их собственные рассказы (по аудио- или видеозаписи) или рассказы, составленные другими детьми. Наш практический опыт показал, что прослушивание собственного рассказа значительно повышает критичность к самостоятельным высказываниям. Очень часто уже в процессе прослушивания дети вносят добавления, констатируют ошибки, выражают желание рассказать еще раз.
ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1114;